10.04.2012

Расходы на изготовление блокнотов, дневников и т. п. с нанесением логотипа предприятия являются расходами на рекламу

Ответы на вопросы

А еще лучше не просто раздавать,
а говорить:
«Будешь должен копеечку»

и отражать на всякий случай
дебиторскую задолженность на 1 коп.

Расходы на изготовление блокнотов, дневников и т. п.
с нанесением логотипа предприятия являются расходами на рекламу

Включаются ли в состав затрат плательщика налога расходы на изготовление блокнотов, дневников и т. п. с нанесением логотипа, адресов и телефонов такого плательщика налога для бесплатного распространения потребителям?

В соответствии с п/п. 139.1.1 п. 139.1 ст. 139 Налогового кодекса [Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — Налоговый кодекс)] в состав затрат не включаются расходы, не связанные с осуществлением хозяйственной деятельности, а именно: расходы на организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков (кроме благотворительных взносов и пожертвований неприбыльным организациям, определенных ст. 157 Кодекса, и расходов, связанных с осуществлением рекламной деятельности, которые регулируются нормами п/п. 140.1.5 п. 140.1 ст. 140 данного Кодекса).

На основании п/п. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса в состав прочих расходов предприятия включаются расходы на сбыт. Согласно данному подпункту расходы на сбыт включают расходы, связанные с реализацией товаров, а именно: расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров.

При применении п/п. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса необходимо иметь в виду ограничения, предусмотренные п/п. 140.1.5 п. 140.1 ст. 140 Кодекса, согласно которому при определении объекта налогообложения учитываются расходы двойного назначения, такие как расходы плательщика налога на проведение рекламы.

Применение торговой марки на товарах и при предоставлении услуг, для которых она зарегистрирована, на упаковке товаров, в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при показе экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Украине, в проспектах, счетах, на бланках и в другой документации, связанной с введением указанных товаров и услуг в хозяйственный (коммерческий) оборот, на основании ст. 157 Хозяйственного кодекса [Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — Хозяйственный кодекс)] признается использованием торговой марки в сфере хозяйствования.

Согласно ст. 1 Закона [Украины от 03.07.96 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее — Закон] о рекламе[)] реклама — информация о лице или товаре, распространяемая в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес к такому лицу или товару.

Мероприятия рекламного характера — мероприятия по распространению рекламы, предусматривающие бесплатное распространение образцов рекламируемых товаров и/или их обмен потребителям одного количества или одного вида рекламируемых товаров на другой.

То есть Законом о рекламе не установлены ограничения по способам проведения рекламы, таким образом, любая информация (устная, письменная), содержащая в себе данные о фирме и ее хозяйственной деятельности, является рекламой. Следовательно, бесплатная раздача товаров (работ, услуг), имеющая целевой характер и связанная с осуществлением хозяйственной деятельности (согласно предварительно разработанной рекламной стратегии), которая сопровождается вышеуказанной информацией, соответствует определению рекламы.

Отражение расходов на проведение рекламных мероприятий возможно только при наличии соответствующих подтверждающих документов. При этом обязательным условием для включения расходов на проведение рекламных мероприятий в состав расходов в налоговом учете является исключительно рекламный характер таких мероприятий.

В связи с этим предприятию необходимо четко определить, подпадают ли его хозяйственные операции под определение рекламы, и обеспечить документальное подтверждение этих операций.

Следовательно, если расходы можно признать рекламой (п/п. 140.1.5 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса) или расходами на сбыт — расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров (п/п. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 Кодекса) и расходы, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности, и если такие расходы надлежащим образом документально подтверждены, то предприятие может отнести их в состав прочих расходов (расходов на сбыт).

Материал подготовлен С. Тимощук,
начальником отдела рассмотрения обращений
 Управления администрирования налога
на прибыль и налоговых платежей
Департамента налогообложения
юридических лиц ГНС Украины,

Э. Кожевниковой и Г. Колесник,
главными государственными
налоговыми ревизорами-инспекторами

«Вестник налоговой службы Украины» № 11/2012

От редакции

Данную консультацию можно считать позитивной, поскольку в ней расходы на раздачу подарков с логотипом предприятия квалифицируются как рекламные, которые полностью уменьшают налого­облагаемую прибыль.

Напомним, что до сих пор в ЕБНЗ висит фискальная консультация, которая считала раздачи товаров с логотипом не связанными с хозяйственной деятельностью, в связи с чем ГНАУ отказывала в праве на налоговый кредит по таким раздачам.

По нашему мнению, поскольку ГНАУ таки узрела в логотипе рекламу, а следовательно — связь подобных раздач с хозяйственной деятельностью, то должен поменяться и ее подход в отношении НК. (А НО по бесплатно переданным товарам будет в любом случае — на основании п. 189.1 НКУ.)

Подробнее о налоговом учете раздачи товаров в рекламных целях и ее документальном оформлении — см. «Бухгалтер» № 26’2011, с. 39–41.