13.07.2012

Представленная по почте отчетность не принята налоговиками: как бороться

Ответы на вопросы

Есть некоторые замечательные профессии,
 представители которых в ответ на стандартное:
«А пошел ты!..» —
искренне спрашивают:
«На основании чего?»

Представленная по почте отчетность не принята налоговиками: как бороться

Наше предприятие направило отчет по единому налогу по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Налоговая применила штраф за непредставление налоговой отчетности, ссылаясь на то, что в налоговой нет курьера, который ходил бы на почту и забирал корреспонденцию. Правомерны ли действия налоговой?

На наш взгляд, действия налоговой неправомерны, и вот почему. Плательщик налогов в силу прямого указания п. 49.3 НКУ имеет полное право представлять отчетность по почте.

Так, согласно п. 49.3 НКУ налоговая декларация представляется по выбору плательщика налогов, если иное не предусмотрено НКУ, одним из следующих способов:

а) лично плательщиком или уполномоченным на это лицом;

б) направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Таким образом, представление декларации по почте является абсолютно законным способом, который вправе избрать сам плательщик, и, по идее, не должно создавать каких-либо проблем.

Правила представления деклараций по почте установлены в п. 49.5 НКУ. В нем сказано, что в таком случае плательщик обязан осуществить такое отправление в адрес органа ГНС не позднее чем за 10 дней до истечения предельного срока представления налоговой декларации.

Как отмечают налоговики в ЕБНЗ, такое право с учетом требований п. 49.4 предоставляется тем плательщикам, которые не относятся к средним и крупным предприятиям. Напомним, что средние и крупные представляют налоговые декларации в орган государственной налоговой службы в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц.

Специальные «почтовые» правила оформления таких почтовых отправлений установлены в п. 6 Порядка оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.07.97 г. № 799 (далее — Порядок № 799, см. его, с изменениями, в «Бухгалтере» № 15’2006 на с. 3т–4т). Они заключаются в следующем:

— на почтовом отправлении в нижней правой части отправителем пишутся наименование получателя и его адрес в такой последовательности: название улицы, номер дома, название населенного пункта, района, области;

наименование отправителя и его адрес пишутся в левой верхней части почтового отправления в порядке, предусмотренном для написания адреса получателя. Почтовый индекс на письмах пишется стилизованными цифрами чернилами или шариковой ручкой (за исключением красного, желтого и зеленого цветов);

— в верхней части почтового отправления отправитель делает отметку «Отчет»;

— отправитель заполняет бланк заказного уведомления о вручении на свое имя или на имя лица, которому следует направить уведомление после вручения почтового отправления адресату, составляет опись вложения почтового отправления в двух экземплярах с указанием в ней наименования получателя и его адреса, поименного перечня предметов, общей стоимости вложения и подписывает ее.

При этом следует отметить, что Порядок № 799 регулирует также особенности доставки такой корреспонденции по сравнению с теми, которые установлены в Правилах предоставления услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением КМУ от 05.03.2009 г. № 270.

Согласно п. 11 Порядка № 799:

— почтовые отправления выдаются уполномоченным представителям адресатов непосредственно на предприятиях почтовой связи под расписку при предъявлении документа, удостоверяющего личность;

— доставка почтовых отправлений непосредственно получателю может осуществляться на договорных началах;

заказные уведомления о вручении почтовых отправлений выдаются под расписку.

Как видим, доставка почтовых отправлений непосредственно в налоговую может осуществляться на договорных началах. В иных случаях представитель налоговой должен получить корреспонденцию на почте.

В описанной в вопросе ситуации, скорее всего, со стороны органа почтовой связи нарушений не было, а нарушение допустили налоговики, просто проигнорировав пришедшую корреспонденцию.

К сожалению, НКУ говорит только о том, как быть в том случае, если вина в задержке вручения почтового отправления лежит на операторе почтовой связи. Согласно п. 49.6 НКУ в случае утери или повреждения почтового отправления либо задержки его вручения органу государственной налоговой службы по вине оператора почтовой связи такой оператор несет ответственность в соответствии с законом. В такой ситуации плательщик освобождается от какой-либо ответственности за непредставление или несвоевременное представление такой налоговой декларации*.

Тем не менее, на наш взгляд, данную норму можно толковать расширительно в пользу плательщика и утверждать, что плательщик освобождается от ответственности в любом случае, если задержка в получении почтового отправления произошла не по его вине.

Напомним, что в докодексное время действовала аналогичная норма, закрепленная в абз. 2 п/п. 4.1.7 Закона «О порядке погашения…»:

«В случае утери или повреждения почтового отправления либо задержки его вручения контролирующему органу ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации несет оператор почтовой связи в порядке, предусмотренном законодательством, при этом плательщик налогов освобождается от какой-либо ответственности за непредставление или несвоевременное представление такой налоговой декларации».

При этом в аналогичных случаях суды на основании данной нормы делали вывод, что наличие доказательств отправки декларации почтой является достаточным, чтобы признать действия плательщика правомерными, а примененные налоговым органом последствия, связанные с якобы непредставлением налоговой отчетности, отменить. В частности, в определении Одесского апелляционного административного суда от 16.03.2010 г. по делу № 2-а-6795/09/1570 (рег. № 9774759**) суд отменил аннулирование НДС-регистрации, которая была осуществлена налоговым органом в связи с якобы непредставлением уточняющего расчета.

Более того, даже если при отправлении отчетности «почтовые» правила формирования почтового отправления были нарушены, то, по мнению судов, плательщик все равно освобождается от любой ответственности за непредставление или несвоевременное представление такой налоговой декларации. Только работник отделения почтовой связи наделен полномочиями по проверке почтовых отправлений, которая осуществляется при их приеме к отправке, тогда как работники государственной налоговой службы только регистрируют их и передают для дальнейшей обработки (определение Харьковского апелляционного административного суда от 24.04.2012 г. по делу № 2а-1670/9030/11, рег. № 24024290).

Аналогичный подход продемонстрировал Полтавский окружной административный суд в постановлении от 21.02.2012 г. по делу № 2а-1670/9030/11 (рег. № 21956495). По его мнению, работники налоговой инспекции наделены правом проверять только налоговую отчетность. В случае если представленная органу ГНС налоговая отчетность заполнена с нарушением правил, указанных в утвержденном порядке заполнения такой отчетности, она может быть не признана таким органом ГНС в качестве налоговой декларации.

Проверка же почтовых отправлений на соответствие Постановлению Кабинета Министров Украины от 28.07.97 г. № 799 «Об утверждении Порядка оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций» должностными лицами налоговой инспекции не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом, а значит, такие действия являются превышением предоставленных законом полномочий.

Суд также отметил, что действующим законодательством органам государственной налоговой службы не предоставлено право возврата почтовых отправлений отправителю. Указанные действия государственной налоговой инспекции не соответствуют функциональным задачам органов ГНС, определенным в статье 10 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине».

При этом в любом случае следует обязательно помнить, что отчетность должна быть направлена с уведомлением о вручении и с описью вложения. Если же отчетность отправляется с нарушением этих требований (например, без уведомления о вручении), то рассчитывать на освобождение от ответственности при возникновении спора с налоговой будет сложно: тогда уже суды не находят достаточных оснований, чтобы встать на сторону плательщика (см., например, постановление Одесского окружного административного суда от 15.02.2012 г. по делу № 1570/4108/2011, рег. № 21735509).

Григорий Берченко, Иван Тургенев

 

* Кроме того, независимо от факта утери или повреждения такого почтового отправления либо задержки его вручения плательщик обязан уплатить сумму налогового обязательства, самостоятельно определенную им в такой налоговой декларации, в течение сроков, установленных НКУ (п. 49.7).

** Здесь и далее указывается регистрационный номер судебного решения в Едином государственном реестре судебных решений на сайте www.reyestr.court.gov.ua.