12.06.2012
— Для своих — меню «Экстрим»:
всё — с приправой «Озверин»!
— «Озверин»? Не очень ясно...
— Ну... почти что безопасно...
Зарегистрирован
в Министерстве юстиции Украины
11.05.2012 г. за № 743/21056
Приказ Министерства экономического развития
и торговли Украины от 07.03.2012 г. № 310
Об утверждении Порядка проведения проверок
у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг,
в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции,
соблюдения обязательных требований
относительно безопасности продукции,
а также соблюдения правил торговли
и предоставления услуг
Во исполнение статьи 26 Закона Украины «О защите прав потребителей» приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг.
2. Признать утратившими силу:
приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 25.10.2006 № 311 «Об утверждении Порядка проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 21.11.2006 за № 1219/13093;
приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 24.04.2008 № 137 «О внесении изменений в приказ Госпотребстандарта от 25.10.2006 № 311», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 04.07.2008 за № 596/15287;
приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 09.03.2011 № 80 «О внесении изменений в приказ Госпотребстандарта Украины от 25.10.2006 № 311», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 23.03.2011 за № 385/19123.
3. Департаменту развития торговли представить в установленном порядке настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.*
* Опубликован в «Офіційному віснику України» № 38/2012 за 28.05.2012 г.— Ред.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Председателя Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей Орехова С. М.
Первый заместитель Министра
экономического развития
и торговли Украины
В. Копылов
Согласовано:
Исполняющий обязанности
Председателя Государственной инспекции Украины
по вопросам защиты прав потребителей
А. Пшеничка
Утвержден приказом Министерства экономического развития
и торговли Украины от 07.03.2012 г. № 310
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины
11.05.2012 г. за № 743/21056
Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования
сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства,
качества продукции, соблюдения обязательных требований
относительно безопасности продукции,
а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления государственного контроля должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей (далее — Госпотребинспекция Украины) и ее территориальных органов за соблюдением законодательства о защите прав потребителей субъектами хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства (далее — субъекты хозяйствования), кроме Госпотребинспекции в Автономной Республике Крым.
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями Законов Украины «О защите прав потребителей», «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.
В настоящем Порядке термины употребляются в значении, установленном Законом Украины «О защите прав потребителей», кроме терминов «государственный надзор (контроль)», «третьи лица», которые употребляются в значении, установленном Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
1.3. Действие настоящего Порядка не распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного рыночного надзора и контроля непищевой продукции.
1.4. Проверки деятельности субъектов хозяйствования проводятся с целью контроля состояния соблюдения ими требований законодательства о защите прав потребителей относительно качества и безопасности продукции, правил торговли и услуг, предоставления потребителям необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции.
Органы по вопросам защиты прав потребителей осуществляют государственный контроль состояния соблюдения субъектами хозяйствования требований законодательства о защите прав потребителей путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся должностными лицами на основании квартального плана работы* Госпотребинспекции Украины, ее территориальных органов по вопросам защиты прав потребителей в областях, городах Киеве и Севастополе (далее — органы по вопросам защиты прав потребителей) и в пределах соответствующего перечня вопросов для осуществления плановых мероприятий, которые утверждаются в установленном законодательством порядке.
* Прежний Порядок предусматривал существование не только квартального, но и годового плана.— Ред.
Квартальный план работы относительно осуществления государственного контроля в сфере защиты прав потребителей составляется в соответствии с задачами, определенными Президентом Украины, Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Госпотребинспекцией Украины и Министром экономического развития и торговли Украины. В случае поступления обоснованных предложений относительно изучения состояния реализации потребителям продукции на рынке от местных государственных администраций, органов местного самоуправления, а также других органов и учреждений, осуществляющих государственный надзор (контроль), они учитываются в квартальном плане работы территориальных органов Госпотребинспекции Украины.
Внеплановые проверки субъектов хозяйствования проводятся должностными лицами по следующим основаниям:
подача субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган по вопросам защиты прав потребителей об осуществлении проверки по его желанию;
выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленных субъектом хозяйствования;
проверки исполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов относительно устранения нарушений требований законодательства, изданных по результатам проведения плановых проверок органом по вопросам защиты прав потребителей;
обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в данном случае осуществляется при наличии согласия на проведение внеплановых мероприятий по осуществлению государственного контроля Госпотребинспекцией Украины (приложение 1);
непредставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, которые препятствовали представлению таких документов;
наступление аварии, смерти потерпевшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, которое было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.*
* Авария и смерть — это новые основания, отсутствовавшие в прежнем Порядке.— Ред.
1.5. Должностные лица в ходе проведения проверки осуществляют государственный контроль состояния соблюдения субъектами хозяйствования требований законодательства о защите прав потребителей и имеют право:
беспрепятственно посещать и осматривать в соответствии с законодательством производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования;
отбирать у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проведения проверки их качества на месте или независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях, аккредитованных на право проведения таких работ согласно законодательству;
проводить контрольные проверки правильности осуществления расчетов с потребителями;
получать бесплатно от проверяемых субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, копии необходимых документов, характеризующих качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства такой продукции;
принимать в установленном порядке предусмотренные законодательством меры к субъектам хозяйствования, которые допустили нарушение прав потребителей, и вносить соответствующие предложения относительно их дальнейшей деятельности и привлечения к ответственности виновных в нарушении прав потребителей согласно действующему законодательству.
1.6. Субъект хозяйствования в ходе проведения должностными лицами проверки имеет право:
требовать от должностных лиц соблюдения требований законодательства Украины в ходе осуществления ими государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей;
проверять наличие у должностных лиц служебного удостоверения и получать копии направления на проведение проверки;
присутствовать во время проведения проверки;
ознакомлять должностных лиц с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну субъекта хозяйствования, и требовать их неразглашения;
получать и ознакомлять с материалами проверки в порядке, определенном действующим законодательством;
предоставлять в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения, которые прилагаются к акту проверки;
обжаловать в установленном законодательством порядке неправомерные действия органов по вопросам защиты прав потребителей и их должностных лиц при проведении проверок и изданные предписания относительно прекращения нарушений прав потребителей;
не допускать должностных лиц к проведению проверки, если:
она проводится с нарушением требований относительно периодичности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), предусмотренных законом;
должностное лицо не предоставило копий документов, предусмотренных Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», или если предоставленные документы не соответствуют требованиям данного Закона;
должностные лица не предъявили до начала проверки служебное удостоверение и направление на проведение проверки;
субъект хозяйствования не получил уведомления о проведении плановой проверки.
1.7. В случае необходимости к проведению проверок могут привлекаться по их согласию в пределах полномочий, предусмотренных законодательством, представители местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, других органов контроля.
Повторная внеплановая проверка субъекта хозяйствования за один и тот же период, по одному и тому же предмету, по одному и тому же основанию не допускается. В случае поступления нескольких жалоб на субъекта хозяйствования по одному и тому же поводу внеплановая проверка проводится один раз.
1.8. На основании приказа, указанного в пункте 2.6 раздела II настоящего Порядка, оформляется направление на проведение проверки (приложение 2), которое подписывается руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей (с указанием его фамилии, имени и отчества) и удостоверяется гербовой печатью.
В направлении на проведение проверки указываются:
название органа по вопросам защиты прав потребителей, который проводит проверку;
наименование субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения либо фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, в отношении деятельности которого проводится проверка;
местонахождение субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения, в отношении деятельности которого проводится проверка;
номер и дата приказа, во исполнение которого проводится проверка;
перечень должностных лиц, участвующих в проведении проверки, с указанием их должностей, фамилий, имен и отчеств;
дата начала и дата окончания проверки;
тип проверки (плановая или внеплановая);
основания для проведения проверки;
предмет проведения проверки;
информация об осуществлении предыдущего мероприятия контроля (тип мероприятия и срок его осуществления).
1.9. Регистрация направлений на проведение проверки осуществляется в журнале регистрации направлений на проведение проверки. В направлении на проведение проверки указываются: серия, порядковый номер, а также порядковый номер в соответствии с нумерацией записей в журнале регистрации направлений.
Журнал регистрации направлений на проведение проверки должен быть прошнурован, пронумерован, заверен подписью и скреплен гербовой печатью.
Направление на проведение проверки действует только в течение указанного в нем срока осуществления проверки.
Должностные лица без направления на проведение проверки и служебного удостоверения, которое удостоверяет должностное лицо органа по вопросам защиты прав потребителей, не имеют права на ее проведение.
1.10. Должностному лицу запрещается осуществлять проверки субъектов хозяйствования, с которыми (или со служебными лицами которых) должностное лицо состоит в родственных отношениях.
Органы по вопросам защиты прав потребителей, их должностные лица и субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс проведения проверок или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя проведению такой проверки.
В ходе проведения проверок должностные лица обязаны хранить коммерческую тайну субъекта хозяйствования. Информация, доступ к которой ограничен законом, полученная должностным лицом в ходе проведения проверки, может использоваться исключительно в порядке, установленном законом. Органы по вопросам защиты прав потребителей обеспечивают специальный режим защиты и доступа к информации, являющейся коммерческой тайной, согласно требованиям закона.
1.11. Органы по вопросам защиты прав потребителей и их должностные лица в ходе проведения проверок обязаны:
полно, объективно и непредвзято осуществлять государственный надзор (контроль) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством;
соблюдать деловую этику во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования;
не вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности в ходе осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), если это не угрожает жизни и здоровью людей, не вызывает опасность возникновения техногенных ситуаций и пожаров;
обеспечивать неразглашение коммерческой тайны субъекта хозяйствования, которая становится доступной должностным лицам в ходе проведения проверок;
ознакомить руководителя субъекта хозяйствования, или его заместителя, или уполномоченное ими лицо с результатами проверок в сроки, предусмотренные законом;
предоставлять по вопросам, относящимся к их компетенции, субъекту хозяйствования консультационную помощь относительно осуществления государственного надзора (контроля).
1.12. Субъект хозяйствования в ходе проведения проверок обязан:
допускать должностных лиц к проведению проверок при условии соблюдения порядка осуществления государственного надзора (контроля), предусмотренного Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», настоящим Порядком, другими нормативно-правовыми актами;
исполнять требования органа по вопросам защиты прав потребителей и его должностных лиц относительно устранения выявленных нарушений требований законодательства;
предоставлять документы, образцы продукции, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим в ходе проведения проверок, в соответствии с законом;
получать экземпляр предписания или акта органа по вопросам защиты прав потребителей по результатам проведенного планового или внепланового мероприятия.
1.13. Органы по вопросам защиты прав потребителей по письменному запросу субъекта хозяйствования предоставляют ему письменные консультации по вопросам проведения проверок относительно требований, соблюдение которых проверяется.
II. Порядок проведения проверок
2.1. Перед началом проверки субъекта хозяйствования должностные лица, проводящие проверку, предъявляют руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу направление и служебное удостоверение, которое удостоверяет должностное лицо, и предоставляют субъекту хозяйствования копию направления на проверку, а также информируют этих лиц о цели проверки.
2.2. Должностные лица, проводящие проверку, от руководителя (собственника) субъекта хозяйствования (лица, которое его замещает) получают сведения относительно характеристики субъекта хозяйствования, в том числе относительно: наименования; местонахождения; номера телефона (факса); фамилии, имени и отчества руководителя (собственника); разрешительных документов на проведение определенного вида деятельности; режима работы; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей; свидетельства о регистрации плательщика налогов; данных о банковских реквизитах.
2.3. Должностные лица, проводящие проверку, в зависимости от вида деятельности субъекта хозяйствования и задачи на проверку проверяют и анализируют состояние соблюдения требований законодательства в ходе приобретения, заказа или использования потребителями продукции, реализуемой на территории Украины.
2.4. В ходе проведения внеплановой проверки устанавливаются обстоятельства, которые привели к нарушению требований законодательства о защите прав потребителей.
2.5. В случае создания препятствий должностным лицам при проведении проверки качества продукции, а также правил торгового и других видов обслуживания составляется соответствующий акт, в котором фиксируется факт создания препятствий при проведении проверки.
2.6. Проверки проводятся должностными лицами на основании приказа соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, в отношении которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.
2.7. Перед проведением плановой проверки соответствующий орган по вопросам защиты прав потребителей направляет субъекту хозяйствования письменное уведомление о проведении плановой проверки не позднее чем за десять дней до дня ее проведения.
Уведомление должно содержать:
дату начала и дату окончания проведения плановой проверки;
наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица — предпринимателя, в отношении деятельности которых проводится проверка;
название соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей.
Уведомление направляется заказным письмом или телефонограммой за счет средств соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей либо вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под расписку.
Срок проведения плановой проверки не может превышать пятнадцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — пяти рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.
Продление срока проведения плановой проверки не допускается.
2.8. Внеплановые проверки проводятся только по основаниям, указанным в пункте 1.4 раздела I настоящего Порядка, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.
В ходе проведения внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее осуществления, с обязательным указанием данных вопросов в направлении на проведение проверки.
Должностные лица должны ознакомить субъекта хозяйствования с основанием проведения внеплановой проверки и представить ему копии соответствующего документа.
Срок проведения внеплановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — двух рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.
Продление срока проведения внеплановой проверки не допускается.
III. Порядок оформления
материалов проверки
3.1. По результатам проведенной проверки должностными лицами в случае выявления нарушений требований законодательства составляется акт, который должен содержать следующие сведения:
дату составления акта;
тип проверки (плановая или внеплановая);
предмет проверки;
название органа по вопросам защиты прав потребителей, а также должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которое провело проверку;
наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица — предпринимателя, в отношении деятельности которых проводилась проверка.
3.2. В ходе описания выявленных нарушений требований законодательства должны быть указаны нормативно-правовые акты или нормативные документы, требования которых нарушены, их полное название и регистрационный номер.
Содержание нарушения должно быть конкретизировано и изложено в соответствии с нормами законодательства.
Произвольное изложение или трактовка требований нормативно-правовых актов и документов не допускаются.
Описание нарушений заканчивается аргументированными выводами со ссылкой на соответствующие законодательные, нормативно-правовые акты и нормативные документы.
3.3. Акт составляется в двух экземплярах:
первый остается в органе, который провел проверку;
второй передается под подпись субъекту хозяйствования, деятельность которого проверялась.
При необходимости к акту проверки прилагаются вложенные листы с указанием номера листа, номера акта проверки и даты проверки, которые являются его неотъемлемой частью.
3.4. В случае если проверкой установлена реализация продукции, качество которой не соответствует требованиям нормативно-правовых актов или документов или/и которая реализовывалась с нарушением требований законодательства о защите прав потребителей, в обязательном порядке заполняется соответствующее приложение к акту проверки, в котором проставляются номер и дата составления акта.
3.5. С целью недопущения возможности дополнительных записей записи в акте проверки ведутся на всем поле листа. Незаполненные места в акте, на составленных листах перечеркиваются значком «Z». Использование сокращений, кроме общепринятых аббревиатур, не допускается.
Исправления в акте и на составленных листах допускаются только при условии их согласования подписью лиц, участвующих в проверке.
3.6. На основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в ходе которой выявлено нарушение требований законодательства, должностным лицом, проводившим проверку, дается руководителю субъекта хозяйствования предписание об устранении нарушений.
Предписание — это обязательное для исполнения в определенные сроки письменное требование должностного лица к субъекту хозяйствования относительно устранения нарушений законодательства. Предписание не предусматривает применения санкций к субъекту хозяйствования.
Мероприятия в предписании руководителю субъекта хозяйствования, направленные на обеспечение субъектом хозяйствования надлежащих условий своей деятельности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и документов, должны быть сформулированы конкретно и в краткой форме.
Сроки исполнения предписания определяются в каждом конкретном случае исходя из реальных возможностей субъекта хозяйствования, условий его деятельности и количества и характера нарушений.
3.7. К акту проверки могут прилагаться документы, копии документов, акты об отборе образцов, объяснения и т. п., являющиеся его неотъемлемой частью.
3.8. Два экземпляра акта в последний день проверки подписывают должностные лица, проводившие проверку, и субъект хозяйствования или уполномоченное им лицо.
Рядом с подписью лиц указываются их фамилии и инициалы.
3.9. Представитель субъекта хозяйствования (руководитель, лицо, которое его замещает, а в случае их отсутствия — лицо, реализующее продукцию) имеет право во время подписания акта письменно предоставить свои объяснения, замечания или возражения к акту, которые являются его неотъемлемой частью. В случае отказа подписать акт должностное лицо территориального органа, проводившего проверку, делает запись в акте о том, что указанное лицо ознакомлено с содержанием акта и от его подписи отказалось.
3.10. В случае отказа представителя субъекта хозяйствования от подписи, подтверждающей получение акта для вручения руководителю субъекта хозяйствования, его копия в течение трех рабочих дней после регистрации направляется по почте с уведомлением о вручении по местонахождению субъекта, деятельность которого проверялась.
3.11. Регистрация актов проверок проводится в журнале регистрации актов проверок. В акте проверки указываются: серия, порядковый номер, а также порядковый номер в соответствии с нумерацией записей в журнале регистрации актов.
Журнал регистрации актов проверок должен быть прошнурован, пронумерован, заверен подписью и скреплен гербовой печатью.
IV. Решения, которые принимаются
по результатам проверки
4.1. По результатам проверки в соответствии с выявленными нарушениями должностными лицами, проводившими проверку, принимаются решения о:
4.1.1. Составлении протокола о совершении административного правонарушения. Протокол о совершении административного правонарушения составляется в порядке, определенном Кодексом Украины об административных правонарушениях.
4.1.2. Запрете реализации продукции в случае:
отсутствия документов, удостоверяющих ее соответствие требованиям нормативных документов, соблюдение которых в соответствии с законодательством является обязательным;
отсутствия сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия такой продукции, если она внесена в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
ввоза такой продукции на территорию Украины без документов, подтверждающих ее надлежащее качество;
если срок годности продукции не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, соблюдение которых в соответствии с законодательством является обязательным, либо если такой срок истек;
если продукция является фальсифицированной.
4.1.3. Прекращении субъектами хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, реализации и производства продукции, не соответствующей требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, соблюдение которых в соответствии с законодательством является обязательным, до устранения выявленных недостатков.
4.2. По результатам проверки в соответствии с выявленными нарушениями руководителем органа по вопросам защиты прав потребителей или его заместителем принимаются решения о:
4.2.1. Выдаче субъекту хозяйствования обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей.
4.2.2. Временном прекращении деятельности субъектов хозяйствования (секций, отделов), складов предприятий оптовой и розничной торговли и организаций независимо от формы собственности, которые систематически реализуют товары ненадлежащего качества, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров,— до устранения выявленных недостатков.
4.2.3. Опломбировании производственных, складских, торговых и других помещений субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, а также неисправных, с неправильными показаниями, с поврежденным поверочным клеймом или без него либо с таким, срок действия которого истек, средств измерительной техники, с помощью которых осуществляется обслуживание потребителей.
4.2.4. Подаче в суд иска относительно защиты прав потребителей.
4.2.5. Передаче материалов проверки относительно действий лиц, содержащих признаки преступления, органам дознания или досудебного следствия.
4.2.6. Наложении на виновных лиц административных взысканий и применении административно-хозяйственных санкций.
4.3. Акт проверки снимается с контроля после получения информации о зачислении суммы административных или финансовых взысканий в бюджет или/и письменного подтверждения об исполнении предписания относительно устранения выявленных нарушений.
В случае если субъект хозяйствования своевременно не предоставил письменное подтверждение об исполнении предписания относительно устранения выявленных нарушений или не исполнил такое предписание, руководителем органа по вопросам защиты прав потребителей принимается решение о проведении повторной проверки.
По результатам повторной проверки принимаются предусмотренные законодательством соответствующие решения.
V. Порядок обжалования
принятых по результатам проверки
решений
5.1. Жалобы на действия должностных лиц при проведении проверок, выданные ими предписания, а также на решения должностных лиц, определенные в подпункте 4.2.6 пункта 4.2 раздела IV настоящего Порядка, подаются в Госпотребинспекцию Украины или в ее территориальный орган по вопросам защиты прав потребителей, который проводил проверку, руководитель которого в течение трех рабочих дней обязан обеспечить пересылку жалобы с соответствующими материалами проверки и объяснениями по вопросам, поднятым в жалобе, в Госпотребинспекцию Украины.
5.2. Подача жалобы не лишает субъекта хозяйствования права обратиться непосредственно в суд.
5.3. Решения должностных лиц, определенные в подпунктах 4.1.2 и 4.1.3 пункта 4.1 раздела IV настоящего Порядка, могут быть отменены руководителем органа по вопросам защиты прав потребителей в случае признания их такими, которые приняты с нарушением требований действующего законодательства.
Заместитель директора
департамента развития торговли С. Литвиненко
От редакции
Новый Порядок мало чем отличается от прежнего — с учетом изменений, внесенных в 2008 и 2011 годах. Сейчас Порядок специально оговаривает свое бессилие в отношении государственного рыночного надзора и контроля непищевой продукции (см. п. 1.3 Порядка).
Кроме нового основания для внеплановой проверки (авария или смерть потерпевшего) стоит отметить также прогрессивное положение, запрещающее проведение повторных внеплановых проверок за один и тот же период, по одному и тому же предмету и основанию.
Обращаем внимание на то, что «потребительские» проверки проводятся согласно Законам «О защите прав потребителей», «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» (последний — см. в «Бухгалтере» № 15’2012 на с. 8).