01.05.2012

Как определяются сроки обращения в суд о взыскании налогового долга

Письмо от 09.04.2012 г. № 1017/11/13-12

— Ты, Печкин, не торопись...

Как определяются сроки обращения в суд
о взыскании налогового долга

Письмо Высшего
административного суда Украины
от 09.04.2012 г. № 1017/11/13-12

Председателям апелляционных административных судов

В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением сроков обращения в административный суд по делам, возника­ющим из налоговых отношений в сфере погашения налогового долга, на основании пункта 4 части первой статьи 32 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

По смыслу части первой статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины взыскание средств по налоговому долгу может осуществляться в порядке обращения органа государственной налоговой службы в административный суд с соответствующим представлением.

Представление подается в суд первой инстанции в течение двадцати четырех часов с момента установления обстоятельств, обусловливающих обращение в суд, по общим правилам подсудности, установленным данным Кодексом, в письменной форме и должно содержать, в частности, основания обращения с представлением, обстоятельства, которые подтверждаются доказательствами, и требования заявителя.

С учетом предписаний пункта 95.2 статьи 95 Налогового кодекса Украины, согласно которому взыскание средств и продажа имущества плательщика налогов осуществляются не ранее чем через 60 календарных дней с момента направления такому плательщику налогового требования, налоговый орган обязан приобщить к представлению о взыскании средств по налоговому долгу доказательства направления налогового требования плательщику налогов, что является необходимым для правильного расчета срока в 60 дней, который должен истечь со дня направления соответствующего представления.

Пунктом 59.1 Налогового кодекса Украины преду­смотрено, что порядок направления плательщику налогов налогового требования является тождественным порядку направления налогового уведомления-решения.

В соответствии с пунктом 58.3 Налогового коде­кса Украины налоговое уведомление-решение считается направленным (врученным) юридическому лицу, если, в частности, оно передано должностному лицу такого юридического лица под расписку или направлено письмом с уведомлением о вручении.

Таким образом, приведенная норма Кодекса преду­сматривает два альтернативных способа информирования плательщика о наличии налогового уведомления-решения, а именно:

непосредственное вручение такого решения под расписку;

направление письмом с уведомлением о вручении.

При этом правовая конструкция данной нормы никоим образом не определяет очередность или не предоставляет преимущества в применении налоговым органом какого-либо из указанных способов. Употребление в приведенном законодательном предписании союза «или» указывает на равнозначность указанных способов и возможность использования любого из них по выбору налогового органа.

Собственно же направление в понимании данной нормы предусматривает направление адресату (плательщику) письма с уведомлением о вручении. То есть для факта направления достаточным является передача налоговым органом соответствующего вида почтовой корреспонденции на почту, тогда как дальнейшее вручение (получение) адресатом (плательщиком) такого письма является отдельным действием, не влияющим на начало отсчета 60-дневного срока в порядке пункта 95.2 статьи 95 Налогового кодекса Украины.

Правильность такого толкования пункта 58.3 статьи 53 Налогового кодекса Украины подтверждается и тем, что данный Кодекс различает понятия «направление» и «получение» без их отождествления. Так, в пункте 56.18 статьи 56 названного Кодекса возникновение права плательщика на обжалование решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства связано именно с получением такого решения. Согласно же пункту 79.2 статьи 79 этого же Кодекса одним из обязательных условий проведения должностными лицами органа государственной налоговой службы документальной внеплановой невыездной проверки является, в частности, направление плательщику налогов заказным письмом с уведомлением о вручении копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 42.2 статьи 42 Налогового кодекса Украины документы считаются надлежащим образом врученными, если они направлены по адресу (местонахождению, налоговому адресу) плательщика налогов заказным письмом с уведомлением о вручении.

С учетом изложенного термин «направление» налогового требования в контексте нормы пунк­та 95.2 статьи 95 Налогового кодекса Украины озна­чает отправление налогового требования плательщику налогов заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес такого плательщика налогов.

Соответственно в случае использования почтового способа информирования плательщика налогов о наличии у него налогового долга право на внесение представления о взыскании налогового долга возникает у налогового органа на следующий день после окончания 60 дней со дня отправления плательщику налогов налогового требования заказным письмом с уведомлением о вручении независимо от даты фактического получения данного налогового требования плательщиком налогов, указанной в уведомлении о вручении.

Настоящее письмо предлагаем довести до сведения судей местных и апелляционных административных судов для учета при осуществлении правосудия.

Заместитель Председателя суда
М. Цуркан