29.05.2012
— Что такое командировка?
— Король — через одно поле,
а ладья — через короля...
…Ой не, это — рокировка!
Каким определением понятия «командировка» следует руководствоваться;
можно ли небюджетникам
руководствоваться нормами «командировочной» Инструкции;
каким должен быть минимальный размер суточных для небюджетников
Письмо Министерства юстиции Украины
от 13.02.2012 г. № 54-0-2-12/7.2*
* Приводим запрос, ответом на который является это письмо:
«Требования Инструкции № 362 (приказ Минфина Украины от 17.03.2011 г. № 362 «О внесении изменений в Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу») распространяются на служебные командировки работников органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично финансируются за счет бюджетных средств. Таким образом, субъекты хозяйствования решают вопрос о том, руководствоваться ли Инструкцией № 362, по своему усмотрению.
Налоговый кодекс, говоря по существу, оставил хозрасчетным предприятиям возможность решения всех не урегулированных в самом Кодексе вопросов на уровне внутренних документов предприятия (коллективного договора, положения о командировках, приказа руководителя).
Но все-таки без обращения к Инструкции № 362 субъектам хозяйствования не обойтись. Во-первых, Налоговый кодекс оперирует термином «командировка», но при этом его не определяет. Согласно п. 5.3 Налогового кодекса термины, которые применяются в Кодексе, но им не определены, употребляются в значении, установленном другими законами. Инструкция № 362, безусловно, законом не является.
І . Каким именно понятием «командировка» следует руководствоваться?
Так сложилось, что Инструкция № 59, хотя и принималась с целью урегулирования налоговых вопросов, в течение всего своего действия выполняла и роль акта трудового законодательства. В условиях отсутствия каких-либо других законодательных ориентиров в вопросах о служебных командировках не остается ничего иного, нежели заполнить этот законодательный вакуум именно указанным документом.
ІІ . Можно ли сделать в коллективном договоре хозрасчетного предприятия (или других внутренних документах субъекта хозяйствования: например, в положении о служебных командировках) ссылку на то, что предприятие руководствуется в своей деятельности нормами указанной Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу?
Инструкция № 362 на хозрасчетные предприятия не распространяется и нормы о размере суточных для работников таких предприятий, аналогичные имеющимся в Инструкции № 59, не закрепляет. В то же время Налоговый кодекс оговаривает исключительно верхний предел размера суточных (с формулировкой «не более чем…» и «не выше...») и только для целей включения в затраты и для целей обложения налогом на доходы физических лиц.
ІІІ . Имеет ли право работодатель инициировать включение в коллективный договор предприятия вопроса об установлении суточных в размере, предусмотренном Постановлением Кабмина от 02.02.2011 г. № 98 «О суммах и составе расходов на командировки государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств»?
Следует исходить из того, что из-за отсутствия других законодательных актов, предусматривающих порядок и размер суточных, необходимо руководствоваться ближайшими по своему содержанию актами. Таковыми на сегодняшний день являются Инструкция № 362 и Постановление № 98».— Ред.
Министерство юстиции в связи с Вашим обращением рассмотрело обращение <...> относительно предоставления разъяснения в части применения субъектами хозяйствования при оформлении командировки положений Налогового кодекса Украины, Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13 марта 1998 года № 59 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 17 марта 2011 года № 362),* Постановления Кабинета Министров Украины от 2 февраля 2011 года № 98 «О суммах и составе командировочных расходов на командировку государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств», а также возможности предусмотрения в коллективном договоре положения относительно расходов на командировку и сообщает, что заявителю, в пределах компетенции, предоставлен ответ письмом Минюста от 13 февраля 2012 года за № 54-0-2-12/7.2 следующего содержания.
* См. «Бухгалтер» № 37’2011, с. 4т–5т.— Ред.
Согласно пункту 1 части второй статьи 55 Хозяйственного кодекса Украины субъектами хозяйствования являются хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с данным Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке.
Разделом III Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) регулируется вопрос взимания налога на прибыль предприятий.
В соответствии с подпунктом 133.1.1 пункта 133.1 статьи 133 Кодекса плательщиками налога на прибыль предприятий из числа резидентов являются, в частности, субъекты хозяйствования — юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами.
Согласно пункту 138.1 статьи 138 Кодекса расходы, учитываемые при исчислении объекта обложения налогом на прибыль предприятий, состоят из расходов операционной деятельности, которые определяются, в частности, согласно подпункту 138.10.2 пункта 138.10 данной статьи Кодекса, и других расходов, определенных, в частности, согласно пункту 140.1 статьи 140 данного Кодекса.
Так, подпунктом «б» подпункта 138.10.2 пункта 138.10 статьи 138 Кодекса установлено, что в состав других расходов включаются административные расходы, направленные на обслуживание и управление предприятием, а именно расходы на служебные командировки и содержание аппарата управления предприятием (в том числе расходы на оплату труда административного аппарата) и другого общехозяйственного персонала.
Согласно абзацам первому — четвертому подпункта 140.1.7 пункта 140.1 статьи 140 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются расходы двойного назначения, а именно расходы на командировки физических лиц, которые состоят в трудовых отношениях с таким плательщиком налога или являются членами руководящих органов плательщика налога, в пределах фактических расходов командированного лица на проезд (в том числе провоз багажа, бронирование транспортных билетов) как до места командирования и обратно, так и по месту командирования (в том числе на арендованном транспорте), оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, ремонт и глаженье одежды, обуви или белья), на наем других жилых помещений, оплату телефонных разговоров, оформление заграничных паспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование, другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командирования, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.
Указанные в абзаце первом данного подпункта расходы могут быть включены в состав затрат плательщика налога только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость этих расходов в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, в том числе бронированию мест в местах проживания, страховых полисов и т. п.
Не разрешается включать в состав расходов на питание стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, суммы «чаевых», за исключением случаев, когда суммы таких «чаевых» включаются в счет согласно законам страны пребывания, а также плату за зрелищные мероприятия.
В состав расходов на командировку относятся также расходы, не подтвержденные документально, на питание и финансирование других собственных нужд физического лица (суточные расходы), понесенные в связи с такой командировкой в пределах территории Украины, но не более чем 0,2 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки, а для командировок за границу — не выше 0,75 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки.
При этом абзацем девятым подпункта 140.1.7 пункта 140.1 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что суммы и состав расходов на командировку государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, определяются Кабинетом Министров Украины. Сумма суточных для таких категорий физических лиц не может превышать сумму, установленную абзацем четвертым данного подпункта.
В целях реализации указанной нормы Кабинетом Министров Украины принято Постановление Кабинета Министров Украины от 2 февраля 2011 года № 98 «О суммах и составе расходов на командировки государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировки предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств» (далее — Постановление).
Пунктом 12 Постановления поручено Министерству финансов внести изменения в Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу, вытекающие из данного Постановления (Министерством финансов Украины издан приказ от 17 марта 2011 года № 362 «О внесении изменений в Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 29 марта 2011 года за № 410/19148. Данным приказом Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 13 марта 1998 года № 59, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 31 марта 1998 года за № 218/2658, изложена в новой редакции).
В соответствии с пунктом 1 данной Инструкции служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы (при наличии документов, подтверждающих связь служебной командировки с основной деятельностью предприятия).
С учетом приведенного можно прийти к выводу, что положения Налогового кодекса Украины применяются ко всем субъектам хозяйствования, а положения вышеупомянутых Постановления и Инструкции — к предприятиям, учреждениям, организациям, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств.
Относительно возможности закрепления в коллективном договоре положения относительно расходов на командировки сообщаем, что правовые основы разработки, заключения и исполнения коллективных договоров и соглашений с целью содействия регулированию трудовых отношений и социально-экономических интересов работников и собственников определяет Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» (далее — Закон).
Частью первой статьи 2 Закона предусмотрено, что коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют право юридического лица*.
* Так в оригинале.— Ред.
В соответствии со статьей 7 Закона содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции.
В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон относительно регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности нормирования и оплаты труда, установления формы, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.).
Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.
Одновременно информируем, что главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики, в частности в сфере трудовых отношений, является Министерство социальной политики.
Главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной финансовой политики является Министерство финансов Украины.
Министр А. Лавринович
От редакции
В данном письме Минюст добросовестно процитировал нормы законодательства, касающиеся командировок и коллективных договоров, сделав в целом весьма банальные выводы: нормы «командировочной» Инструкции применяются только к бюджетникам, а коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством гарантии. Без Минюста мы бы об этом ну никак не догадались…
Что касается определения командировки, то, с нашей точки зрения, в данном случае можно смело руководствоваться тем определением, которое закреплено в Инструкции.
Представители органов ГНС признают, что Инструкция № 59, изложенная в новой редакции приказом № 362, имеет для предприятий, учреждений и организаций, которые не финансируются за счет бюджетных средств, справочный (рекомендательный) характер. Разъяснение с соответствующей информацией содержится в ЕБНЗ (подробнее об этом — см. «Бухгалтер» № 14’2012, с. 40).
Что касается размера суточных, то, на наш взгляд, суточные для хозрасчетных работников не должны быть меньше суточных для бюджетников.
И дело не только в том, что раз средства не бюджетные, то ограничивать их смысла меньше, а не больше.
В данном случае мы руководствуемся ч. 3 ст. 22 Конституции:
«При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод».
Подробнее на этот счет — см. также «Бухгалтер» № 19’2011, с. 42–43, а также письмо ГНСУ от 06.10.2011 г. № 1033/5/15-1416 в «Бухгалтере» № 46’2011 на с. 27.