10.02.2013

От шеф-повара

Колонка редактора

Плагиат как признак мудрости

Важнейшие произведения величайших французских философов эпохи Возрождения озаглавлены похоже — только одним словом:

Мишень Монтень«Опыты»,

Франсуа де Ларошфуко«Максимы»,

Блез Паскаль (известный и как гениальный математик) — «Мысли»,

Жан де Лабрюйер — «Характеры».

Первый из них — безусловно, Монтень, причем не только по хронологии (он — из 16-го века, остальные — из 17-го), но и по значимости философской мысли.

И вот одна из идей этого выдающегося мыслителя, настойчиво повторяемая им неоднократно, касается заимствований. Взгляд, отметим сразу, по нынешним временам — абсолютно неординарный.

Итак, слово классику мировой философии. Из «Опытов» непревзойденного и единственного в своем роде Мишеля Монтеня (1533–1592):

«Нужно, чтобы он [ученик. — Ш/п.] проникся духом древних мыслителей, а не заучивал их наставления. И пусть он не страшится забыть, если это угодно ему, откуда он почерпнул эти взгляды, лишь бы он сумел сделать их собственностью. Истина и доводы разума принадлежат всем, и они не в большей мере достояние тех, кто высказал их впервые, чем тех, кто высказал их впоследствии. То-то и то-то столь же находится в согласии с мнением Платона, сколько с моим, ибо мы обнаруживаем здесь единомыслие и смотрим на дело одинаково».

И далее:

«Что же касается доводов, исходящих у любого другого человека от простого здравого смысла, то нам кажется, что, взгляни мы на вещь с того же самого боку, и мы также не преминули б наткнуться на них».

Наконец, апофеоз:

«Кто ясно видит величие чужой мысли, тот и сам поднимается до того же уровня и возносит свою мысль на ту же самую высоту».

То есть неважно, кто первый. Важно, кто согласился