Начнем с краткого представления
3 Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV. О последних масштабных изменениях в этот Закон вы могли прочесть в статье «Новации госрегистрации: полный онлайн и Кº» в журнале «Бухгалтер 911», 2016, № 4.
В части основных изменений Закон № 1666 действует уже с 02.11.2016 г. (был опубликован в газете «Голос України» от 01.11.2016 г. № 207). Но не обошлось и без исключений: п.п. 6 п. 13 разд. І Закона вступит в силу лишь с 01.01.2019 г.
Изначальная задумка авторов Закона № 1666 — обеспечить защиту прав собственности, экономических интересов граждан и инвесторов, а также уменьшить риски незаконного завладения имуществом. Как именно она реализована — предлагаем вам разобраться далее.
Минюст начнет проверять. Благо не самих юрлиц и предпринимателей
Сыграть же это должно, наоборот, в пользу юрлиц и предпринимателей, чьи законные регистрационные интересы были нарушены.
При этом в терминологический аппарат этого Закона (ч. 1 ст. 1) введено понятие камеральной проверки.
Причем порядок осуществления контроля, проведения камеральных проверок и критерии, по которым осуществляется мониторинг, должен будет определить КМУ. Соответствующим образом также были изменены полномочия Минюста ( п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 755).
Еще одним важным шагом навстречу лицам, чьи права были нарушены при госрегистрации, является продление срока, на протяжении которого могут быть обжалованы решения, действия или бездействие госрегистратора или субъекта госрегистрации в Минюсте4. Согласно ч. 3 ст. 34 Закона № 755 обжаловать их можно на протяжении 60 дней (раньше предусматривался 30-дневный срок) со дня принятия плохого решения либо же со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении его прав соответствующим действием или бездействием.
4 Или его территориальных органах.
Это важно, в первую очередь, потому, что предприятия мониторят сведения о себе в Едином госреестре далеко не каждый день. Учитывая это, могла сложиться ситуация, когда, проверив данные сведения в очередной раз, можно было наткнуться на новых учредителей, директоров
Выписка из Госреестра — на бумаге. Госрегистрация (иные регистрационные действия), в общем случае, завершается формированием и опубликованием на портале электронных сервисов выписки, результатов предоставления административных услуг в сфере госрегистрации и учредительных документов. Но кроме того, по желанию заявителя возможна выдача выписки из Единого госреестра в бумажной форме по результатам проведенного регистрационного действия. Это допускается в случае представления самого заявления о госрегистрации в бумажной форме.
При этом учтите: выписку на бумаге теперь предоставляют лишь с проставлением подписи и печати госрегистратора.
Что касается попутного изменения терминологии, то в п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона № 755 теперь предусмотрено, что выписка из Единого госреестра может «существовать» также в бумажном виде.
Экстерриториальность… по-новому. Такой принцип, как принятие документов для государственной регистрации и осуществление госрегистрации по принципу экстерриториальности в пределах Украины, из ч. 1 ст. 5 Закона № 755 был удален
Но о бесследном его исчезновении говорить не приходится! В эту же статью была добавлена новая ч. 2, согласно которой госрегистрация проводится независимо от места нахождения юр- или физлица в пределах области, г. Киева. Но! Госрегистрация на основании документов, поданных в электронной форме, как и ранее, может проводиться независимо от места нахождения юр- или физлица в пределах Украины.
Сведения в Едином госреестре — есть изменения. Обратите внимание: произошли изменения в части «содержимого» Единого госреестра. В частности, в нем больше не содержатся сведения о судебном решении об аресте корпоративных прав, а также о запрете (отмене запрета) на совершение регистрационных действий.
В то же время госрегистрация5, как и ранее, может проводиться на основании судебных решений, вступивших в законную силу. Конечно, лишь в тех случаях, если они (1) влекут за собой изменение сведений в Едином госреестре, (2) поступили в электронной форме от суда или государственной исполнительной службы согласно Закону № 14046. При этом п. 2 ч. 1 ст. 25 Закона № 755 конкретизированы основания, по которым могут приниматься такие судебные решения.
5 И иные регистрационные действия.
6 Закон Украины «Об исполнительном производстве» от 02.06.2016 г. № 1404-VIII. С основными его новшествами вы могли ознакомиться благодаря статье «Исполнительное производство в «новой обложке»: что внутри?» в журнале «Бухгалтер 911», 2016, № 44.
Требования к документам, подаваемым для госрегистрации. Кроме совсем уж банального требования о том, что решение уполномоченного органа управления юрлица «должно быть оформлено с соблюдением требований, установленных законом, и соответствовать законодательству», появились и куда более конкретные указания в этой части. Так, решение, подаваемое для госрегистрации изменений в сведениях о юрлице, содержащихся в Едином госреестре (как правило, решение общего собрания), (1) излагают в письменной форме, (2) прошивают, (3) пронумеровывают и (4) подписывают учредитель (участники) или уполномоченные ии лица. Кроме того, сделать это могут председатель и секретарь общего собрания (в случае принятия такого решения общим собранием).
Причем внимание: подлинность подписей на таком решении заверяется нотариально (кроме предусмотренных законом случаев). К примеру, не распространяется подобное требование на госрегистрацию изменений в сведениях об общественном объединении или благотворительной организации, которые содержатся в Едином госреестре (если подобного требования нет в учредительных документах таких лиц).
Кроме того, авторы Закона № 1666 дали ответ на вопрос: как быть, если оригиналы документов, необходимых для госрегистрации, остались в делах госорганов или органов местного самоуправления. Заявитель в качестве компенсации
Что касается состава документов, подаваемых для госрегистрации создания юрлица, то их перечень пополнился экземпляром оригинала (или нотариально удостоверенной копией) решения учредителей. В определенных случаях это может быть решение соответствующего госоргана о создании юрлица.
Руководитель, останься! Теперь покинуть творческие союзы, политические партии, общественные объединения, организации работодателей или объединения организаций работодателей их руководителям или их заместителям станет не так-то просто. Их членство в указанных союзах/партиях/объединениях прекращается со дня, следующего за днем избрания нового руководителя или его заместителя.
Административный сбор можно не платить, если… Согласно последнему абзацу ч. 1 ст. 35 Закона № 755 админсбор не взимают за госрегистрацию изменений в сведения о юрлице, физлице-предпринимателе и общественном формировании, не имеющем статуса юрлица, в том числе изменений в учредительные документы, связанных с приведением их в соответствие с законами Украины. Если трактовать это «ноу-хау»
В остальных случаях госрегистрация (не считая существовавших ранее освобождений) сопряжена со взиманием административного сбора. Причем размер последнего, как и ранее, привязан к размеру минзарплаты, установленной на начало года.
Так что те поблажки, которые в части размеров такого сбора получили общественные объединения и благотворительные организации, в начале следующего года вряд ли кто будет вспоминать