Основной вывод указанного письма Минфина таков: для подтверждения осуществления хозяйственной операции аренды одного договора аренды недостаточно! Нужны и первичные документы, подтверждающие факт:
1) передачи имущества в аренду;
2) предоставления арендных услуг в течение отчетного периода.
Приемка-передача объекта аренды
Как указано в письме, факт передачи объекта аренды от арендодателя к арендатору должен подтверждаться соответствующим первичным документом. «По всей форме: опись, протокол, сдал, принял…»
Как правило, стороны подписывают для этого акт приемки-передачи объекта аренды. Форма этого акта не утверждена (составляется в произвольной форме с учетом всех обязательных реквизитов первичного документа, названных в ст. 9 Закона о бухучете).
В отношении аренды недвижимости ссылка на обязательность составления этого акта прямо содержится в ст. 795 ГКУ. Авторы научно-практического комментария к ст. 795 ГКУ отмечают, что: «Деловая практика предусматривает включение в содержание такого акта подробного описания объекта недвижимости, его местонахождения, стоимости этого объекта на момент передачи, описания его санитарного и технического состояния. К акту приемки-передачи может прилагаться техническая документация на объект, перечень оборудования, приспособлений, мебели и других вещей, которые передаются вместе со зданием или сооружением, копии документов, удостоверяющих право собственности наймодателя на объект найма, и другие документы по согласованию сторон»*.
* Научно-практический комментарий к Гражданскому Кодексу Украины системы «ЛІГА-ЗАКОН».
Именно с момента подписания этого акта (если иное не установлено договором) начнется отсчет пользования объектом аренды.
Если акт приемки-передачи объекта аренды не был составлен сторонами, то считается, что фактического пользования объектом аренды не было, а значит, арендодатель не имеет права требовать от арендатора уплаты арендных платежей (см., к примеру, решение Хозяйственного суда Черниговской области от 14.06.2016 г. по делу № 927/470/16).
(!) Акт приемки-передачи объекта аренды должен составляться и в отношении аренды любого другого имущества (а не только недвижимого). К примеру, в отношении аренды транспортного средства Хозяйственный суд Днепропетровской области (решение от 29.07.2015 г. по делу № 904/5797/14) отмечал: только ежемесячные акты предоставленных арендных услуг не могут быть основанием для фактического подтверждения передачи объекта аренды в пользование.
Первичный документ на арендные платежи
Минфин в письме отмечает, что отдельный первичный документ должен составляться и для подтверждения предоставления услуг аренды в течение месяца (на арендные платежи). Как правило, для этого составляется акт выполненных работ (услуг). Но в договоре стороны могут предусмотреть и составление другого первичного документа, подтверждающего расчет услуг аренды.
Обратим внимание: Минфин в письме говорит об аренде как об услуге. Но является ли аренда услугой? С какой стороны посмотреть
С точки зрения гражданского законодательства аренда — это не услуга (с точки зрения налогового — услуга). На это еще обращали внимание Минюст в письме от 23.02.2004 г. № 8-11-19 и ВАСУ в определении от 26.03.2015 г. № К/9991/92743/11.
А раз аренда — не услуга, то с юридической точки зрения акт выполненных работ на аренду можно и не составлять. Для подтверждения арендных услуг, в принципе, достаточно договора, акта приемки-передачи и платежных документов на перечисление арендных платежей.
Но! Минфин в письме и сами налоговики ( письмо ГФСУ от 19.01.2016 г. № 919/6/99-99-19-03-02-15) настаивают на том, что акты предоставления арендных услуг должны быть, ведь любая операция в бухучете должна основываться на первичных документах ( п. 1 ст. 9 Закона о бухучете).
По большому счету, арендодатель в этом случае мог бы обойтись составлением бухсправки в качестве первичного документа. Но ведь и арендатору, чтобы подтвердить факт арендной операции, также необходим первичный документ
Акты на аренду важны и для учета НДС (аренда вполне вписывается в налоговое определение поставки услуг — п.п. 14.1.185 НКУ). Ведь налоговые обязательства по НДС возникают по первому из событий: получению предоплаты или подписанию документа, удостоверяющего факт предоставления услуг ( п. 187.1 НКУ). Поэтому без первичного документа, подтверждающего факт поставки услуги, не обойтись!
Можно ли составлять акты не ежемесячно, а реже: например, раз в квартал? Если вы плательщик НДС, то акты стоит составлять ежемесячно (особенно в части аренды с последующей оплатой). Ведь учитывая правило первого события по НДС, налоговики будут настаивать на том, что раз арендная услуга по факту предоставлена в текущем месяце, то и НДС-обязательства по ней должны также отражаться уже в текущем месяце. И вряд ли их убедит то, что акты составляются с другой периодичностью, например, ежеквартально.
Какую дату ставить в актах на арендные услуги? «Первичку» нужно составлять в момент осуществления хозоперации. Если это невозможно — сразу после ее завершения ( ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете).
Поэтому акты на аренду лучше датировать последним календарным днем отчетного месяца (если он приходится на выходной — не страшно, ведь Закон о бухучете не требует, чтобы первичные документы составлялись только в рабочие дни). Составлять акт на аренду последним рабочим днем месяца некорректно — он не будет охватывать часть месяца (выходные дни) и документ будет оформлен еще до завершения хозооперации.
Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда акт на аренду составляется первым рабочим днем следующего месяца. В бухучете операция аренды должна быть проведена в том месяце, в котором она осуществлена ( п. 5 ст. 9 Закона о бухучете), независимо от того, какой датой оформлен акт (на это обращает внимание и Минфин в письме).
А вот для НДС важна дата первого события. Поэтому, если первое событие — подписание акта, то фактически в этой ситуации НДС-обязательства возникнут только в следующем периоде. Налоговикам это точно не понравится (письмо ГНАУ от 20.05.2010 г. № 9895/7/16-1517-08, № 5766/5/16-1518)!
Дата составления акта | Отражение в учете | Последствия |
29.07.2016 г. (пятница — последний рабочий день месяца) | Бухучет — в июле | Документ составлен не датой завершения операции |
Обязательства по НДС — в июле | ||
01.08.2016 г. (понедельник — первый рабочий день следующего месяца) | Бухучет — в июле | Налоговики будут против переноса обязательств в следующий период |
Обязательства по НДС — в августе | ||
31.07.2016 г. (последний календарный день месяца) | Бухучет — в июле | Операция отражена корректно |
Обязательства по НДС — в июле |
Приведем пример составления акта предоставленных услуг аренды.