19.07.2017

«Противовирусное»: как реагировать на Закон об отмене штрафов

13 июля Верховная Рада Украины приняла Закон (на базе законопроекта № 6684), позволяющий сгладить для налогоплательщиков негативные последствия кибератаки, произошедшей 27 июня 2017 года. Что он предусматривает, рассмотрим в сегодняшней статье.
вирусная атака, регистрация налоговых накладных, уплата налогов

Для начала напомним, что практически сразу после вирусной атаки Минфин инициировал законопроект об изменениях в НКУ. Этот законопроект предусматривал освобождение от штрафов за несвоевременную регистрацию налоговых накладных, составленных c 1 по 15 июня, при условии их регистрации до 15 июля 2017 года. Чуть позже свой альтернативный законопроект по данному вопросу инициировал и Комитет ВР по налоговой и таможенной политике. Этот законопроект оказался и более комплексным, и более «лояльным» . В конечном итоге в «битве» законопроектов победил именно законопроект Комитета (был принят ВРУ 13 июля 2017 года).

Регистрация налоговых накладных. Два важных момента. Первый касается штрафов за несвоевременную регистрацию июньских (!) налоговых накладных / расчетов корректировки (ст. 1201 НКУ). По сути, срок бесштрафной регистрации всех июньских налоговых накладных / расчетов корректировки продлили до 31 июля 2017 года (включительно) (новый п. 42 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Если июньская налоговая накладная / расчет корректировки зарегистрированы не позднее 31 июля 2017 года, штрафные санкции за просрочку их регистрации не применяются.

Важно! Эта норма касается абсолютно всех плательщиков НДС. В том числе «невирусированных» . Нести налоговикам какие-то подтверждающие документы (к примеру, от Киберполиции) для того, чтобы к вам не применяли штраф, не нужно!

Второй важный момент. Тем же новым п. 42 подразд. 10 разд. XX НКУ предусмотрено, что налоговые накладные / расчеты корректировки, составленные с 1 по 30 июня 2017 года и зарегистрированные в Едином реестре налоговых накладных не позднее 31 июля 2017 года, считаются своевременно зарегистрированными.

По сути, это значит, что по зарегистрированным в июле июньским налоговым накладным, покупатель имел право на налоговый кредит уже в июне. Очевидно, что замысел законодателя был именно таким.

Но, к сожалению, на дату предельных сроков подачи июньской НДС-декларации (на 20.07.2017 г.) Закон* так и не вступил в силу (и даже не подписан Президентом). А значит, реализовать свое право на налоговый кредит по «просроченным» июньским налоговым накладным покупатель не имел никакой возможности, несмотря на принятую «разрешающую» норму в Законе.

У «квартальщиков» поле для маневра больше, поскольку на подачу декларации отведено 40 календарных дней.

* Дата вступления в силу — со дня, следующего за днем опубликования. Пока Закон лишь лежит на подписи у Президента.

Единственное, что, если на днях (до 30.07.2017 г.) Закон все-же вступит в силу, считаем, есть возможность учесть такие налоговые накладные через подачу уточняющего расчета к июньской декларации. Но тут есть два момента. Во-первых, непонятно, примут ли такие уточняющие расчеты налоговики. А во-вторых, будет ли в этом практический смысл. Ведь подача его целесообразна только в том случае, если обязательства по декларации еще не списаны в бюджет с НДС-счета**.

И хотя ошибки в данном случае нет, соответственно подача уточняющего расчета формально видится не вполне уместной, по-другому реализовать замысел законодателя затруднительно.

** Детали, в том числе по заполнению стр. 18.2 НДС-декларации, найдете в статье «Уточняющий расчет к НДС-декларации: есть на что обратить внимание» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 18-19).

Акцизные налоговые накладные. Аналогичные нормы приняты и в отношении акцизных накладных. Так, штрафы за несвоевременную регистрацию июньских акцизных накладных, составленных с 1 по 30 июня, не будут применяться, если такие накладные зарегистрированы до 31 июля 2017 года (новый п. 43 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Акцизные накладные, составленные с 1 по 30 июня 2017 года и зарегистрированные до 31 июля 2017 года, считаются своевременно зарегистрированными.

Уплата налогов за май. Кибератака пришлась на конец месяца, а это как раз был период уплаты налоговых платежей за май 2017 года. Так вот, если так случилось, что своевременно погасить согласованные налоговые обязательства с предельным сроком уплаты 30 июня 2017 года (по какому обязательному платежу — не конкретизировано) вы не смогли, проблемы не будет, если просрочка составит до 30 календарных дней включительно. Штраф, предусмотренный абзацем 2 п. 126.1 НКУ (речь идет о 10 % штрафе), в этом случае заблокирован (новый п. 44 подразд. X разд. XX НКУ). Пени тоже не будет***.

В результате чего допущена просрочка, Закон снова-таки не уточняет . Никаких дополнительных документов подавать не требуется!

*** Углубиться в тему пени поможет статья «Пеняй на себя»: о взимании налоговой пени» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 21).

Восстановление документов. Еще одна норма, которая предусматривается Законом, — это восстановление утраченной/поврежденной информации после вируса.

Напомним, что в НКУ уже есть общая норма о том, как действовать плательщику в случае утери, повреждения либо досрочного уничтожения документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (прописана в п. 44.5 НКУ). Но комментируемым Законом предусмотрели временные спецнормы именно для случая с несанкционированным вмешательством в работу компьютерных сетей плательщика, следствием которого стала утрата и/или повреждение информации.

О соответствующем факте плательщик должен уведомить налоговиков — в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу Закона. К уведомлению нужно приложить документы, подтверждающие факт несанкционированного вмешательства в работу компьютерных сетей. Полагаем, это должна быть справка из Киберполиции или Нацполиции.

Уведомление подается в письменном виде налоговикам по основному месту учета в порядке, предусмотренном для подачи налоговой отчетности (п. 45 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Такое уведомление может послужить поводом для переноса сроков налоговой проверки. Так, Законом предусмотрено, что если из-за утраты или повреждения документов невозможно проведение налоговой проверки, сроки проведения такой проверки переносятся до восстановления информации, но не позже 31 декабря 2017 года (п. 45 подразд. 10 разд. XX НКУ).