Не выполнена служебная выдача перед Z-отчетом: чем чревато?
Собственно, о «критичности» такого нарушения мы уже не так давно говорили*.
* Статья «Наличная» сборка: кассовая книга и Ко» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 28).
В Законе об РРО мы не найдем карающих мер за подобное нарушение. «Служебная выдача» не соответствует определению расчетной операции из ст. 2 Закона об РРО. Соответственно, и чек РРО, фиксирующий операцию, это не расчетный документ, который подтверждает расчетную операцию.
В то же время налоговики, вероятно, будут пытаться применить пятикратный штраф из абз. 3 ст. 1 Указа № 436/95** за неоприходование (неполное и несвоевременное оприходование) налички. Например, опираясь на то, что не подтверждено происхождение поступившей в кассу наличности именно из ящика РРО.
Такую логику можно будет опровергнуть в суде. Поможет в этом, например, ведомость инкассирования, составленная в произвольной форме, или другой аналогичный по назначению документ.
Некоторые в таком случае «по горячим следам» пользуются следующей «схемой»: после выполненного Z-отчета делают «служебное внесение» и «служебную выдачу» и снова выполняют Z-отчет.
Налоговики согласны с тем, что ограничений по количеству распечатки фискальных отчетных чеков (Z-отчетов) за день не существует (категория 109.09 ЗІР). И есть некая аналогия с предписаниями п. 6 разд. III Порядка № 547***, где сказано о применении операций «служебное внесение» и «служебная выдача».
Вроде бы все верно. Но, опять же, не факт, что и эта «схема» убережет от «вопросов» налоговиков
Оплата — карточкой, а как возврат?
Подробности ситуации: нежелание «вернуть на карточку» обосновано тем, что карточка иностранного банка, а это дополнительные проценты как при оплате, так и при возврате средств.
Налоговики уже, нужно заметить, долгое время имеют следующее мнение по этому поводу (категория 109.02 ЗІР):
— если оплата за товар (услуги) осуществлялась в безналичной форме, то и возврат средств за неполученный товар (не оказанную услугу) также должен осуществляться в безналичной форме через учреждение банка;
— в случае же наличной формы расчетов или применения банковской платежной карточки — с применением РРО с оформлением соответствующего расчетного документа, но в случае использования банковской платежной карточки без выдачи наличных средств, т. е. на расчетный счет покупателя, открытый в банке.
Обосновывают такое свое мнение налоговики определением «расчетной операции» (ст. 2 Закона об РРО). Напомним, последняя представляет собой прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдачу наличных средств за возвращенный покупателем товар (не оказанную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов по перечислению средств в банк покупателя.
Определение расчетной операции из Закона об РРО — это, конечно, здорово, но, считаем, действующее законодательство не обязывает субъекта действовать именно так, как разъясняют налоговики. Нет таких запретов/предписаний ни в Законе об РРО, ни в каком-либо другом акте.
Подтверждение этому можно найти в том же письме НБУ от 12.10.2016 г. № 57-0002/84778, в котором указано, что, поскольку Законом о защите прав потребителей не определен способ возврата средств за возвращенный товар, приобретенный с использованием карточки, возврат средств в этом случае может осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме.
Но налоговики, опять же, пока «не сдаются»
Возврат денег покупателю: как оформить?
Собственно, все требования в данном случае сосредоточены в п. 8 разд. ІІІ Порядка № 547 (ср. ). И единственное, чего он требует — если сумма средств, выданных при возврате товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги, превышает 100 грн., материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, должно составить акт о выдаче средств.
Установленной формы такого акта нет. Она произвольная, но в таком акте обязательно должны быть указаны: (1) данные документа, устанавливающего личность покупателя, который возвращает товар (отказывается от услуги); (2) сведения о товаре (услуге); (3) сумма выданных средств; (4) номер, дата и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара (получение услуги).
Также в акте покупатель стандартно подписывается за то, что получил назад средства (в случае их возврата наличными).
Копия паспорта и возврат чека — это уже инициатива продавца, от выполнения которой покупатель, в принципе, может и отказаться.
Акты о выдаче средств передают в бухгалтерию предприятия и хранят там в течение трех лет. В случае отсутствия у субъекта хозяйствования бухгалтерии указанные акты подклеивают к последней странице соответствующей КУРО.
Регистрацию выдачи средств в случае возврата товара (отказа от услуги и в других случаях) через РРО осуществляют путем регистрации отрицательной суммы.
При этом если алгоритм работы РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов, то согласно п. 7 разд. ІІІ Порядка № 547:
— разрешается регистрировать выдачу средств с помощью операции «служебная выдача»;
— запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «сторно».
Пустой ящик РРО / пустая касса: как вернуть деньги покупателю?
В указанной ситуации напрашивается именно такой вывод (ввиду отсутствия других источников для внесения наличных в РРО).
Снятие РРО с учета
Каких-либо законодательных требований о сроках снятия РРО с учета не установлено. Отмене регистрации РРО посвящен подразд. 4 разд. ІІ Порядка № 547. Им определено, что регистрация РРО действует до даты отмены его регистрации. Одним из оснований для которой как раз и является подача заявления об отмене регистрации РРО (по форме № 4-РРО, приведенной в приложении 4 к Порядку № 547).
Обратим ваше внимание на следующий момент. Перед отменой регистрации РРО его необходимо распломбировать в центре сервисного обслуживания, с которым заключен договор о техобслуживании и ремонте РРО.
Вместе с заявлением об отмене регистрации предприятие предоставляет справку о распломбировании РРО и возвращает налоговикам регистрационное удостоверение.
В заявлении об отмене регистрации указывают способ получения справки об отмене регистрации РРО по форме № 6-РРО (приложение 6 к Порядку № 547) (по почте или непосредственно в налоговой). Именно последний документ должен удостоверить тот факт, что ваш РРО снят с учета в налоговой.
Что касается распечатки Z-отчета. Такая обязанность с вас снимается — Z-отчет больше распечатывать не нужно. Ведь норма п. 9 ст. 3 Закона об РРО сейчас требует его ежедневной распечатки, внимание, «в случае осуществления расчетных операций»!
Налоговики с этим согласны (категория 109.09 ЗІР)