01.03.2020
Начнем с того, что разные нормы Закона № 465-IX вступают в силу в разное время. Поэтому там, где речь об отсроченном вступлении в силу, будем уточнять, «с когда…».
Ну и сразу скажем о поблажке в лицензировании хранения горючего, которой мы, к сожалению, не дождемся
2 Детали найдем в статье «Горячие» вопросы по лицензированию хранения горючего» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 5).
Должникам. С 01.07.2020 г. к требованиям об уплате недоимки «прикручивают» возможность отправки их плательщику в электронной форме — в порядке, предусмотренном ст. 42 НКУ.
Напомним, что сейчас требования об уплате недоимки формируют/направляют/вручают по правилам, прописанным в разд. VI Инструкции № 4493.
Отметим, что и сама ст. 42 НКУ вскоре претерпит некоторые изменения, касающиеся электронного общения с налоговиками. Благодаря Закону, принятому на основании законопроекта № 1210. Инициировать переход на электронное общение плательщик будет путем подачи налоговикам «заявления о желании получать документы через электронный кабинет».
Если такого заявления нет, получается, требование «по старинке» будут либо отправлять по почте, либо вручать лично.
Интересный момент. Прямо в Законе о ЕСВ разделили требования об уплате недоимки:
— вынесенные по результатам документальной проверки;
— вынесенные с целью взыскания недоимки по ЕСВ, в случае его неуплаты в положенный срок.
Первые требования будут отправляться или вручаться лично. Вторые только отправляться (в бумажной и/или электронной форме).
При этом нередко плательщики обжалуют в суде требования об уплате недоимки, вынесенные без проведения проверки, а только на основании «данных информационной системы органа доходов и сборов». Борьба идет с переменным успехом (много и негативных для плательщиков решений). Так вот, после отдельного упоминания в Законе о ЕСВ такой разновидности требований, как вынесенные в случае неуплаты ЕСВ в положенный срок, неправомерность «беспроверочных» требований доказать в суде станет еще сложнее.
При этом требование об уплате ЕСВ, к сожалению, сохранит и свой статус исполнительного документа
Жалующимся. Если вы решите обжаловать требование об уплате ЕСВ, то учтите, что теперь налоговики обязаны принять решение по жалобе в течение 20 календарных дней после ее получения (раньше было — 30 календарных дней). Но радоваться рано
Об этом он обязан письменно уведомить плательщика ЕСВ до окончания 20-дневного срока.
Банкам. При открытии счета предпринимателю или юрлицу банк больше не будет требовать у них выписку из Госреестра. «Черпать» соответствующую информацию из Госреестра банки будут самостоятельно. А вот что касается независимых профессионалов и других лиц, данные о которых не вносятся в Госреестр, то им по-прежнему придется подавать в банк документы, подтверждающие их взятие на учет в налоговой как плательщиков ЕСВ.
Все помнят нехорошую ситуацию с терминами «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и «сельскохозяйственное предприятие» — не для целей единоналожной гл. 1 разд. XIV НКУ, а для НДС-целей (п. 63 подразд. 2 разд. XX НКУ).
Хотя закончилась она в конечном итоге благополучно — с выходом ОНК от 11.03.2019 г. № 105 — но нервы плательщикам налоговики потрепали.
Теперь в Законе о господдержке сельского хозяйства4 будут приведены термины:
4 Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV.
«2.151. сельскохозяйственный товаропроизводитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или физическое лицо — предприниматель, основной деятельностью которого является производство сельскохозяйственной продукции и/или разведение, выращивание и вылов рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах) и ее переработка на собственных или арендованных мощностях, в том числе собственно произведенного сырья на давальческих условиях, и осуществление операций по ее поставке, причем в такой деятельности удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг составляет не менее 75 процентов стоимости всех товаров/услуг, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно.
2.152. Сельскохозяйственное предприятие — юридическое лицо, которое является сельскохозяйственным товаропроизводителем в понимании пункта 2.151 этой статьи».
И ими можно будет пользоваться в том числе для целей НКУ — в тех случаях, когда в самом НКУ нужных определений нет.
Согласно ст. 5 НКУ, если применяемый в нем термин не расшифрован в самом НКУ, он применяется в значении, установленном другими законами.
Также для претендентов на бюджетную дотацию по ст. 161 Законе о господдержке сельского хозяйства прописали обязанность уведомлять налоговиков о всех связанных лицах, которые в течение бюджетного года являются получателями этой дотации / об изменениях касательно таких лиц.
Закреплено равнение на НКУ в части порядка и сроков подачи такого Расчета. Отметим, что и сам НКУ пополнится нормой, приравнивающей такой Расчет к налоговой декларации, а также другими нормами по части подачи Расчета.
Для торговцев электронными сигаретами. Вы уже знаете, что с 01.01.2021 г. жидкости для электронных сигарет станут подакцизным товаром.
Одно из следствий — на упрощенке со следующего года торговать ими будет нельзя
Комментируемый же Закон фактически загоняет регулирование оборота жидкостей для электронных сигарет под правила, которые сейчас работают по табачным изделиям — тоже с 01.01.2021 г.
А это, в том числе:
— необходимость наличия лицензии. Конкретно — на изготовление, оптовую, розничную торговлю. Благо, стоит она недорого — 780 грн. (в случае с розничной торговлей — 780 грн на каждое место торговли). При этом если у торговца есть лицензия на розничную торговлю табачными изделиями, то ее же будет достаточно и для розничной торговли жидкостями для электронных сигарет;
— торговля через РРО / программный РРО (ПРРО). В заявлении на получение розничной лицензии на торговлю табачными изделиями, жидкостями для электронных сигарет / в приложении к ней также будет указываться перечень РРО/ПРРО, расположенных в месте торговли;
— продавать жидкости для электронных сигарет можно будет так же, как и сигареты — без ограничения площади торгового места (т. е. по-прежнему подойдет киоск любой площади). Но при этом должны соблюдаться все ограничения на продажу, которые сейчас касаются продажи табачных изделий (перечисленные в ст. 153 Закона № 4815).
Нельзя продавать лицам, не достигшим 18 лет. Продавцам также должно быть более 18 лет и т. д.
Также напоминаем, что с 19.04.2020 г. в чеках РРО обязательно нужно будет указывать коды УКТ ВЭД на подакцизные товары. Кроме того, такие коды указываем в налоговых накладных. Поэтому обратите внимание на новые коды УКТ ВЭД, которые заработают с 01.01.2021 г.:
— 2402 10 00 10 сигары;
— 2402 10 00 90 сигарилы;
— 2403 99 90 10 табакосодержащее изделие для электрического нагревания (ТИЭН) с помощью нагревателя с электронным управлением;
— 3824 90 97 20 жидкости, которые используются в электронных сигаретах.
Судебный сбор по админделам (споры с теми же налоговиками) ограничили в сумме. Так, за подачу:
— апелляционной жалобы, заявления о присоединении к апелляционной жалобе на решение суда, заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам судебный сбор будет, как и прежде, 150 % ставки, которая подлежала уплате при подаче искового заявления, но теперь — не более 15 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (в 2020 году — 31530 грн);
— кассационной жалобы, заявления о присоединении к кассационной жалобе на решение суда судебный сбор, как и прежде, — 200 % ставки, которая подлежала уплате при подаче искового заявления, но теперь — не более 20 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (в 2020 году — 42040 грн).
Размер прожитминимума для судебного сбора берется действующий на 1 января соответствующего года.
В Законе о защите прав потребителей6 прописали возможность выдавать расчетный документ (чек РРО) в электронном виде — его можно:
6 Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.
— воспроизвести на дисплее устройства, на котором установлен ПРРО в виде QR-кода, который позволяет покупателю осуществлять его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре имеющихся в нем данных,
или
— направить на электронную почту или абонентский номер покупателя, которые покупатель предоставит.
В любом случае расчетный документ нужно выдать или создать в электронной форме не позже момента передачи товара (услуги).
Такой электронный чек можно будет предъявлять продавцу для того, чтобы осуществить обмен или гарантийный ремонт товара. Эти новшества заработают одновременно с РРО-реформой, т. е. с 19.04.2020 г.
Планировалось, что предприятия, которые обязаны применять международные стандарты бухучета, будут подавать финотчетность на основании таксономии по международным стандартам в электронной форме уже за 2019 год. Однако эту обязанность отложили на год