04.06.2021
1 Закон Украины «О бюро экономической безопасности Украины» от 28.01.2021 г. № 1150-IX.
2 Постановление КМУ «Об образовании Бюро экономической безопасности Украины» от 12.05.2021 г. № 510.
Закон о БЭБ — это фундаментальный документ, определяющий правовые основы организации и деятельности Бюро. Принят он был 28 января, но с подписанием/опубликованием дела затянулись. И только 25 марта Закон о БЭБ вступил в силу, кроме отдельных норм, которые вступят в силу со дня оглашения Кабмином о начале деятельности БЭБ, но не позднее шести месяцев со дня вступления в силу Закона о БЭБ.
К слову, со дня принятия решения КМУ о начале деятельности БЭБ, но не позднее шести месяцев со дня вступления в силу Закона о БЭБ, также будет исключен разд. XVIII2 НКУ, регулирующий порядок функционирования налоговой милиции3. При этом запрещается заведение оперативно-розыскных дел оперативными подразделениями налоговой милиции со дня вступления в силу Закона о БЭБ (п. 3 разд. VI Закона о БЭБ).
3 См. Закон Украины от 29.01.2021 г. № 1156-IX.
Далее. 12 мая Кабмин принял постановление № 510. Документ был опубликован 26 мая (в газете «Урядовий кур’єр», 2021, № 99) и с этой же даты вступил в силу.
Согласно этому документу Бюро создается как центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется КМУ (что следует из ч. 1 и 2 ст. 1 Закона о БЭБ). Как видите, в отличие от налоговой милиции, которая пока еще является составляющей частью ГНСУ, БЭБ будет отдельным органом, прямо подчиненным КМУ.
Но, опять же, это не оглашение КМУ о начале деятельности БЭБ.
Для «запуска» его работы необходимо провести ряд обязательных процедур, таких как: проведение конкурса на должность главы БЭБ; подбор его сотрудников; перераспределение полномочий с органами Нацполиции и СБУ и т. д.
Кроме того, что, в отличие от налоговой милиции, БЭБ будет непосредственно подчиняться и координироваться КМУ, есть и другие принципиальные отличия между Бюро и пока еще действующей налоговой милицией.
Так, БЭБ должно взять на себя расследование экономических преступлений, объединив в себе функции не только налоговой милиции, но и соответствующих отделов СБУ и Нацполиции.
Задачи БЭБ, которые непосредственно касаются налогоплательщиков:
Полный перечень основных задач Бюро приведен в ст. 4 Закона о БЭБ.
— выявление зон рисков в сфере экономики путем анализа структурированных и неструктурированных данных;
— обеспечение экономической безопасности государства путем предупреждения, выявления, пресечения, расследования уголовных правонарушений, посягающих на функционирование экономики государства;
— сбор и анализ информации о правонарушениях, влияющих на экономическую безопасность государства, и определение способов предотвращения их возникновения в будущем;
— выявление и расследование правонарушений, связанных с получением и использованием международной технической помощи.
Проще говоря, главные задачи БЭБ сводятся к: (1) анализу информации о рисковых и подозрительных действиях налогоплательщиков, которые потенциально могут нанести вред государству, или об уже совершенных правонарушениях, а также (2) расследованию экономических уголовных правонарушений.
К слову, Закон о БЭБ хоть и внесет некоторые изменения в КЗоТ и ряд законов (п. 5 разд. VІ Закона о БЭБ, который заработает со дня оглашения КМУ о начале деятельности Бюро), но этого недостаточно для определения того, какие именно правонарушения будут подследственными БЭБ. Этот вопрос должен решить проект № 3959-14, но после принятия в первом чтении еще 3 февраля он до сих пор ждет своего часа
4 Проект Закона Украины «О внесении изменений в административное и уголовное законодательство по внедрению деятельности Бюро экономической безопасности Украины» от 25.08.2020 г. № 3959-1 (w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=69708).
Самыми «кричащими» нам показались такие полномочия:
Полномочиям Бюро посвящен отдельный раздел (ІІ) Закона о БЭБ. Основные полномочия приведены при этом в ст. 8 Закона.
1. Широкий доступ к информации о субъектах. Обеспечивать Бюро информацией должны будут ГНСУ, Госфинмониторинг, НКЦБФР, Антимонопольный комитет, Фонд госимущества. Вследствие этого БЭБ будет обеспечено широким ассортиментом
2. Доступ к банковской тайне
5 Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III.
Соответствующие изменения в п. 3 ч. 1 ст. 62 указанного Закона вступят в силу после оглашения КМУ о начале деятельности Бюро.
При этом поскольку ч. 9 ст. 7 Закона о БЭБ запрещает сообщать третьим лицам о том, что в отношении них БЭБ собирает информацию, то юрлицо/ФЛП, скорее всего, и не узнает о том, что им уже заинтересовалось Бюро. Причем касается это не только доступа к банковским счетам…
3. Возможность использования услуг сторонних лиц и их материальное поощрение. Бюро согласно п. 16 ч. 1 ст. 8 Закона о БЭБ сможет использовать «гласных и негласных штатных и внештатных работников», соблюдая условия добровольности и конфиденциальности таких отношений, материально и морально поощрять лиц, предоставляющих помощь в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании уголовных преступлений, отнесенных к подследственности БЭБ. То есть те, кто будет тем или иным способом «помогать» Бюро, могут быть за это официально вознаграждены.
4. Дополнительные права сотрудников со спецзваниями. О них говорится в ч. 2 ст. 8 Закона о БЭБ. Лица, имеющие специальные звания БЭБ6 при осуществлении мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию уголовных преступлений, отнесенных к подследственности Бюро, уполномочены в пределах компетенции применять полицейские меры. К таким мерам относятся права:
6 Кроме работников информационно-аналитического подразделения.
— проверять документы, удостоверяющие личность в случаях, определенных в ст. 32 Закона № 5807;
7 Закон Украины «О национальной полиции» от 02.07.2015 г. № 580-VIII.
— опрашивать лиц, если существует достаточно оснований считать, что они обладают информацией, необходимой для выполнения полицейских полномочий;
— проводить поверхностную проверку в случаях, указанных в ст. 34 Закона № 580;
Поверхностная проверка — это полицейское мероприятие, являющееся осуществлением визуального осмотра лица, проведением по поверхности одежды лица рукой, специальным прибором или средством, визуальным осмотром вещи или транспортного средства.
— останавливать транспортное средство, если есть информация о причастности водителя или пассажиров к уголовному или административному правонарушению;
— проникать в жилье или иное владение лица без мотивированного решения суда в неотложных случаях, связанных с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, и т. п.
Завидный спектр полномочий… Главное, чтобы соответствующие сотрудники БЭБ не пользовались ими во вред добросовестным субъектам хозяйствования.
Говорить о БЭБ можно при желании долго. Мы пока ограничились первым знакомством. Больше подробностей узнаете, когда КМУ разработает необходимую подзаконную нормативку.
Напоследок заметим, что на основании риск-ориентированного подхода БЭБ по самостоятельно разработанным критериям должно будет определять, кого «трогать», а кого нет. И добросовестные субъекты, по-хорошему, должны избежать близкого знакомства с Бюро. Как будет на самом деле — покажет время.