27.12.2007

Лицензирование строительства: новации 2008 года

Статья

Лицензирование строительства: новации 2008 года

 

С 01.01.2008 г. строительство будет выведено из сферы действия Закона Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III. Таким образом, лицензирование этого вида деятельности должно будет осуществляться в соответствии со специальным законодательством. К категории таких специальных документов можно отнести недавно появившийся Порядок лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 05.12.2007 г. № 1396 (с. 3).

 

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

К компетенции Кабинета Министров Украины в соответствии со

статьей 9 Закона № 2780 относится обеспечение лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве. Этими полномочиями Кабмин и воспользовался, утвердив постановлением № 1396 новый Порядок лицензирования стройдеятельности (все это на фоне выведения с 01.01.2008 г. строительной деятельности из-под общего порядка лицензирования — согласно Закону Украины от 16.05.2007 г. № 1026-V).

Уже с 01.01.2008 г.

этот Порядок вступает в силу. Поэтому разобраться с нововведениями важно в ближайшее время.

 

Виды деятельности

Сначала рассмотрим,

кого же коснулись изменения. В первом пункте постановления № 1396 встречаем требование лицензирования деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры на территории Украины. Чтобы попытаться узнать, какие виды деятельности под этим подразумеваются, обратимся к Закону № 687, в статье 4 которого найдем следующее:

«Для создания объекта архитектуры выполняется комплекс работ, который включает:

— подготовку исходных данных на проектирование;

— осуществление в необходимых случаях предпроектных работ, а также мероприятий по охране вновь выявленных во время осуществления строительства или изменения (в том числе путем сноса) объектов градостроительства, которые в соответствии с законом имеют антропологическое, археологическое, эстетическое, этнографическое, историческое, художественное, научное или художественное значение;

— поиск архитектурного решения, разработку, согласование и утверждение проекта;

— выполнение рабочей документации для строительства, а в случае выполнения ее или отдельных ее частей другим исполнителем — осуществление авторского надзора за таким выполнением;

— строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) и снос объекта архитектуры, архитектурно-строительный контроль, технический и авторский надзор во время осуществления строительства или изменения (в том числе путем сноса) объекта градостроительства;

— прием построенного объекта в эксплуатацию».

Как видим, речь идет о деятельности, связанной не только со строительством новых объектов, но и с реконструкцией и капремонтом существующих.

В связи с вышеизложенным, по всей видимости, в скором времени должен

измениться перечень видов хоздеятельности в строительстве, которые подлежат лицензированию. Такие изменения Кабинет Министров поручил разработать Минрегионстрою и внести в соответствующие законы до 01.03.2008 г. (пункт 3 вступительной части постановления № 1396).

Далее, в

пункте 1 Порядка № 1396 определено, что технический уровень и специфика строительной деятельности будут определяться в соответствии с лицензионными условиями, утвержденными Минрегионстроем. Не совсем ясно, о каких лицензионных условиях здесь идет речь. Вряд ли ими можно считать действовавшие в 2007 году Лицензионные условия осуществления строительной деятельности (изыскательские и проектные работы для строительства, возведение несущих и ограждающих конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей), утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 13.09.2001 г. № 112/182 . Поэтому возможно, что эти Лицензионные условия либо будут изменены, либо — приняты новые. Однако в первое время, очевидно, ориентироваться все будут именно на них.

Впрочем, этот вопрос не столь актуален, поскольку в конечном итоге

определять, можно или нельзя выдать лицензию конкретному субъекту, теперь будут специальные учреждения и организации только после проведения экспертизы. Важно заметить, что для получения лицензии пройти экспертизу и получить соответствующее заключение придется каждому субъекту строительства (пункт 5 приведенного документа).

 

Оформление лицензии или переоформление?

Важно обратить внимание, что комментируемый

Порядок затронул интересы не только субъектов, планирующих начать работу в сфере строительства, но и тех, кто этим уже занимается и имеет соответствующую лицензию. Так, в пункте 2 вступительной части постановления № 1396 указано, что лицензии, полученные до 01.01.2008 г., подлежат переоформлению. Однако там же оговорено, что порядок их переоформления должен появиться только в течение ближайшего месяца. При этом, учитывая, что ограничение по срокам переоформления не установлено, субъекты хозяйственной деятельности могут подождать принятия указанного Порядка.

В то же время некоторых может смутить

пункт 2 приведенного документа, предписывающий получить лицензию в соответствии с этим, новым, Порядком № 1396. На наш взгляд, даже с учетом этого, можно не торопиться. Ведь подобное требование относится только к тем субъектам хозяйствования, которые впервые планируют осуществлять стройдеятельность, а не к тем, у кого лицензия уже есть. Из самого текста нормы следует, что она касается предпринимателей, «которые имеют намерение осуществлять строительную деятельность», но ничего не сказано о тех, кто ее уже осуществляет. К тому же нелогичным тогда выглядело бы поручение Минстрою разработать порядок переоформления лицензий.

При этом

выдавать лицензии и проверять соблюдение Лицензионных условий будет Государственная архитектурно-строительная инспекция (новый орган лицензирования), а проводить экспертизу — учреждения и организации, уполномоченные ею. Какие это органы, пока неизвестно. Очевидно, узнать о них можно будет только в Госархинспекции.

 

Технические нюансы

Несколько изменился и срок действия лицензии. Так, если раньше она выдавалась на 5 лет, то теперь

для субъекта, который получает лицензию впервые, ее срок составит 3 года, и только при повторном получении — 5 лет. Что касается тех предпринимателей, которым нужно с 01.01.2008 г. переоформить лицензию, то новую лицензию им должны выдать сроком на 5 лет (поскольку они получают ее не впервые).

При том,

если срок действия истечет, получать новую лицензию необходимости не будет — каждый раз ее можно просто продлевать еще на 5 лет (пункт 16 Порядка № 1396).

А вот если субъект строительной деятельности решит расширить перечень выполняемых работ,

внести изменения в уже полученную лицензию будет не так-то просто. Очевидно, ему придется снова пройти весь путь, предшествующий получению лицензии, включая и проведение экспертизы, так как особого механизма внесения изменений в лицензию данным Порядком не предусмотрено (пункт 15).

Что касается расходов на получение лицензии, то сама

плата за ее выдачу составляет 340 грн. (поскольку орган лицензирования — не территориальный, а центральный). Скорее всего, и проведение экспертизы тоже будет платным, однако о ее стоимости комментируемый Порядок пока умалчивает.

Также в предоставленном документе приведен перечень оснований для приостановления или аннулирования лицензии. Заметим, что

если лицензия будет аннулирована, то получить новую субъект хозяйствования сможет не ранее чем через год (пункт 24).