14.06.2007

Почта редакции. Обычная цена для покупателя

Ответы на вопросы

Обычная цена для покупателя

 

Как определить и обосновать обычную цену для покупателя?

(г. Николаев)

 

Обычная цена актуальна не только для продавца, но и для покупателя. Дело в том, что когда предприятие покупает товары у связанных лиц или неплательщиков налога на прибыль, то в

валовые расходы оно имеет право включить только расходы, понесенные в связи с таким приобретением исходя из договорных цен, но не выше обычных (пп. 7.4.2 и 7.4.3 Закона о налоге на прибыль). Кроме того, с 01.01.2007 г. согласно п.п. 7.4.1 Закона об НДС обычная цена применяется при формировании налогового кредита, если она отличается от договорной цены более чем на 20 %.

Поэтому в случае приобретения предприятием товаров, услуг, основных фондов предприятие-покупатель должно четко знать или определить обычную цену приобретаемого.

Для этого следует ориентироваться на

п. 1.20 Закона о налоге на прибыль. И хотя отдельные фрагменты приведенной в п. 1.20 Закона о налоге на прибыль процедуры обоснования обычности цен читаются так, будто писаны они для продавца — пп. 1.20.2, 1.20.3,1.20.4,1.20.9 Закона о налоге на прибыль, тем не менее, когда потребуется обоснование правомерности отнесения в налоговый кредит сумм НДС либо величины валовых расходов с договорной цены приобретаемого, кроме как на положения п. 1.20 Закона о налоге на прибыль, покупателю опираться не на что. Для обоснования обычной цены предприятию-покупателю ничего не остается, как использовать те же аргументы, которыми пользуется продавец (объем товарной партии, сроки исполнения обязательств, условия платежей, сезонные колебания цен, потеря товаром первоначального качества, тактические приемы маркетинговой политики и т. д.). При этом покупателю нужно располагать объективными данными, позволяющими подтвердить уровень обычных цен купленного товара. А по мнению налоговиков, такими данными, в том числе и для покупателя, являются заключенные договоры, обнародованные рекламные объявления (так называемые публичные объявления), прайс-листы других предприятий на товары (работы, услуги), идентичные (однородные) реализуемым, справки, полученные от государственных органов статистики, отчеты об оценке имущества (акты оценки имущества), приказы по установлению скидок, приказы о проведении различных маркетинговых мероприятий по продвижению товаров (работ, услуг) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 28, с. 58).

Не следует также забывать, что согласно «универсальным»

пп. 1.20.1, 1.20.6 Закона о налоге на прибыль договорная цена и есть обычная, если не доказано иное и если на рынке товаров не осуществляются операции с идентичными (однородными) товарами либо невозможно определить их цену при отсутствии (недоступности) соответствующей информации.

Наталия Дзюба, экономист-аналитик