15.10.2007
Больничный во время отпуска «за свой счет»
Работник предприятия заболел в период отпуска без сохранения заработной платы. Оплачивается ли в таком случае период временной нетрудоспособности такого работника?
(г. Харьков)
Согласно
ст. 36 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 г.№ 2240-III (далее — Закон № 2240) в перечне случаев, при которых пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается, кроме прочих указан случай временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности в период нахождения работника в таком отпуске не выплачивается. Вместе с тем, для более подробного анализа данной ситуации обратимся к Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 13.11.2001 г. № 455 (далее — Инструкция № 455). Следует отметить, что в Инструкции № 455 не сказано, что в период нахождения работника в отпуске «за свой счет» листок нетрудоспособности ему не выдается. Исчерпывающий перечень случаев, когда листок нетрудоспособности не выдается, определен в п. 3.15 Инструкции № 455. Среди них случая нахождения работника в отпуске «за свой счет» нет. Поэтому работнику должны выдать листок нетрудоспособности в общем порядке,Если период нетрудоспособности полностью приходится на период отпуска «за свой счет», то даже при наличии листка нетрудоспособности первые пять дней временной нетрудоспособности и пособие по временной нетрудоспособности ему не оплачиваются.
Нередкими бывают случаи, когда период временной нетрудоспособности начинается во время нахождения работника в отпуске «за свой счет», а заканчивается уже в период, когда он должен был работать. В этой связи закономерно возникает вопрос относительно порядка оплаты периода временной нетрудоспособности
начиная со дня, когда работник должен был приступить к работе. В данной ситуации необходимо руководствоваться общими правилами по оплате периода временной нетрудоспособности. То есть рабочие дни, приходящиеся на первые пять календарных дней временной нетрудоспособности, оплачиваются за счет средств предприятия, а рабочие дни, начиная с шестого календарного дня временной нетрудоспособности, оплачиваются за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.Проиллюстрируем вышеизложенное на примере.
Пример.
Работник предприятия находился в отпуске без сохранения заработной платы с 10 по 16 сентября 2007 года. Во время этого отпуска работник заболел и ему был выдан листок нетрудоспособности на период с 13 по 21 сентября. Как оплачивается листок нетрудоспособности в данном случае?Первые четыре из пяти дней временной нетрудоспособности приходятся на период нахождения работника в отпуске «за свой счет» (с 13 по 16 сентября включительно). Поэтому эти дни предприятием не оплачиваются. На пятый календарный день (17 сентября) работник должен был приступить к работе, поэтому предприятие обязано оплатить этот день за счет своих средств. Остальные рабочие дни временной нетрудоспособности начиная с шестого дня (18, 19, 20, 21 сентября) оплачиваются за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.
В общей сложности работнику следует оплатить пять дней временной нетрудоспособности: один — за счет средств предприятия, а четыре — за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.
Олеся Полубуткина, экономист-аналитик