02.10.2008

Бюджетный учет. Списываем просроченную задолженность бюджетной организации

Статья

Списываем просроченную задолженность бюджетной организации

 

В силу различных причин та или иная задолженность — будь то дебиторская, кредиторская или депонентская — может оставаться непогашенной на протяжении нескольких лет. По истечении срока исковой давности такая задолженность подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета с соблюдением определенных правил.

Как правильно бюджетному учреждению списать задолженность, срок исковой давности которой истек? Ответ вы найдете в данной статье.

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Безусловно, от возникновения просроченной задолженности не застраховано ни одно бюджетное учреждение. Причин на то немало. Главное — строго контролировать сроки возникновения задолженности. Это нужно прежде всего для своевременного проведения соответствующих мероприятий по ее погашению (взысканию). Кроме того,

по истечении срока исковой давности непогашенную задолженность необходимо списать.

В первую очередь при проведении списания задолженности нужно выяснить, действительно ли исковая давность по этой задолженности истекла.

 

Кто следит за сроками исковой давности?

Контролировать сроки возникновения и течения задолженности обязан работник бухгалтерии, который ведет учет расчетов, главный бухгалтер или его заместитель. В противном случае, если состояние задолженности не отслеживается, в результате чего истек или в скором времени истечет срок исковой давности по такой задолженности, руководство бюджетной организации может принять меры дисциплинарного взыскания. Кроме того, если бухгалтерская служба не будет контролировать состояние задолженности и принимать соответствующие меры по ее погашению, то не избежать замечаний и со стороны контролирующих органов.

 

Инвентаризация расчетов: контролируем состояние и сроки возникновения задолженности

Своевременный контроль за сроками возникновения задолженности, ее состоянием, течением срока исковой давности и выявлением задолженности с истекшим сроком исковой давности обеспечивается путем проведения

инвентаризации расчетов.

Согласно

п. 1.5 Инструкции № 90 инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами необходимо проводить не менее двух раз в год, расчетов в порядке плановых платежей и с депонентами — не менее одного раза в месяц. Вместе с тем Порядок списания кредиторской задолженности бюджетных учреждений, срок исковой давности которой истек, утвержденный приказом Госказначейства украины от 08.05.2001 г. № 73 (далее — Порядок № 73), требует проводить списание кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, ежеквартально. Поэтому инвентаризировать счета по учету кредиторской задолженности необходимо раз в квартал.

Коротко отметим основные этапы проведения инвентаризации расчетов:

1.

Создание инвентаризационной комиссии. Такая комиссия создается по приказу руководителя. В ее состав обязательно должны входить главный бухгалтер (или его заместитель) и работник бухгалтерии, который ведет учет расчетов.

2.

Проведение инвентаризации, в ходе которой устанавливается реальное состояние задолженности. После инвентаризации на счетах расчетов с дебиторами и кредиторами должны остаться только согласованные суммы, т. е. подтвержденные актами сверок. Поэтому всем дебиторам необходимо передать акты сверки расчетов по данным своего учета. В свою очередь, дебиторы в течение 10 дней со дня получения акта подтверждают свою задолженность или заявляют свои возражения.

При этом если до конца года не удалось устранить возникшие разногласия или неустановленные расхождения, то расчеты с дебиторами и кредиторами показываются каждой стороной в своем балансе в суммах исходя из данных бухгалтерского учета, признанных ими правильными.

3.

Проведение мероприятий по погашению (возврату) непогашенной задолженности, которая на протяжении длительного времени числится в учете.

В отношении кредиторской задолженности необходимо проанализировать причины ее возникновения. Если задолженность возникла в результате недофинансирования, то руководством бюджетной организации должны быть направлены письма вышестоящей организации с просьбой о выделении ассигнований для погашения кредиторской задолженности.

В случае наличия дебиторской задолженности, возврат которой вызывает сомнения, руководству бюджетного учреждения необходимо принять все необходимые меры для своевременного возврата средств. При необходимости руководство должно обратиться в суд с иском о возврате дебиторской задолженности.

Может сложиться такая ситуация, когда на момент взыскания задолженности должника невозможно отыскать (предприятие ликвидировано или реорганизовано). В таком случае отсутствие кредиторов и дебиторов следует подтвердить соответствующими справками (например, из налоговой инспекции, органов статистики).

4. По результатам инвентаризации расчетов

составляется акт по форме, приведенной в приложении 9 к Инструкции № 90. Акт инвентаризационной комиссии утверждается руководителем бюджетной организации. Приведем пример его составления.

 

 

Акт

№ 14

інвентаризації розрахунків з дебіторами і кредиторами

    25.09.2008 г.     

 

(дата складання)

 

На підставі наказу (розпорядження) від «

22» сентября 2008 р. № 173 проведена інвентаризація розрахунків за дебіторською і кредиторською заборгованістю за станом на «01» октября 2008 р.

При інвентаризації встановлено таке:

 

1. За дебіторською заборгованістю

Найменування субрахунків

Рахунок

Сума за балансом

Із загальної суми, вказаної у графі 3, зазначається заборгованість, за якою минула позовна давність

всього

у тому числі

заборгованість, що підтверджена дебіторами

заборгованість, що не підтверджена дебіторами

1

2

3

4

5

6

Расчеты с прочими дебиторами

364

150,00

150,00

150,00

 

 

 

та ін.

 

 

Разом

 

150,00

150,00

150,00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. За кредиторською заборгованістю

Найменування субрахунків

Рахунок

Сума за балансом

Із загальної суми, вказаної у графі 3, зазначається заборгованість, за якою минула позовна давність

всього

у тому числі

заборгованість, що підтверджена кредиторами

заборгованість, що не підтверджена кредиторами

1

2

3

4

5

6

Расчеты с прочими кредиторами

675

1580,00

1580,00

1580,00

Расчеты с депонентами

671

270,00

270,00

270,00

 

 

 

та ін.

 

 

Разом

 

1850,00

1850,00

 

1850,00

 

Голова комісії

 

 

 

 

 

 

руководитель
(посада)

 

Коваленко
(підпис)

 

Коваленко Н. В.
(прізвище, ініціали)

Члени комісії:

 

 

 

 

 

 

главный бухгалтер
 (посада)

 

Крамаренко
(підпис)

 

Крамаренко С. Л.
(прізвище, ініціали)

 

бухгалтер
(посада)

 

Сыч
(підпис)

 

Сыч М. Г.
(прізвище, ініціали)

 

экономист
(посада)

 

Драч
(підпис)

 

Драч Т. Н.
(прізвище, ініціали)

 

 

К акту в обязательном порядке прилагается

справка (по форме согласно приложению 10 к Инструкции № 90 ). В ней расшифровывается информация о выявленной непогашенной задолженности: приводятся наименования и адреса кредиторов и дебиторов, сумма задолженности, с какого времени возникла и за что образовалась. Пример заполнения такой справки приведен ниже.

 

 

Довідка

до акта №

14 інвентаризації розрахунків з дебіторами і кредиторами

«

25» сентября 2008 р.

 

№ з/п

Найменування і адреса дебітора, кредитора

За що виникла заборгованість

З якого часу

Сума заборгованості

Документ, який підтверджує заборгованість і особу, яка пропустила строк позовної давності

Примітка

дебіторської

кредиторської

1

2

3

4

5

6

7

8

1

ООО «Миг», г. Харьков, ул. Ленина, 24, ликвидировано, правопреемников нет

За ГСМ

01.07.2005

50,00

Платежное поручение, м/о № 4, акт сверки

Спецфонд

2

ГП «Коммунальник», г. Харьков, ул. Иванова, 3

За аренду помещения

05.08.2005

100,00

Платежное поручение, м/о № 4, акт сверки

Общий фонд

3

Сидоренко С. С., г. Харьков, адрес не известен

Депонированная зарплата за март 2004 г.

01.08.2005

270,00

м/о № 5

Общий фонд

4

ООО «Свет», ликвидировано, правопреемников нет

За ремонт компьютера

23.07.2005

80,00

Акт выполненнных работ, м/о № 6, акт сверки

Спецфонд

5

ЧП «Охрана»

За монтаж и установку охранной сигнализации

12.07.2005

1500,00

Акт выполненных работ, м/о № 6, акт сверки

Общий фонд

 

Бухгалтер

Сыч
(підпис)

 

Сыч М. Г.
(прізвище, ініціали)

 

 

После подписания акт и справка передаются в бухгалтерию для проведения списания непогашенной задолженности, срок исковой давности которой истек.

 

Порядок списания задолженности

Порядок списания непогашенной задолженности, срок исковой давности которой истек, приведем в таблице:

 

Вид задолженности

Кредиторская

Дебиторская

по общему фонду

по спецфонду

Документ

Порядок № 73

Инструкция № 90

Кто принимает решение о списании

Вышестоящая организация.

Для организаций, имеющих двойное подчинение, — организация, которая утверждает смету

Руководитель бюджетного учреждения. Вышестоящую организацию уведомляют о том, что такое списание было проведено

Руководитель бюджетного учреждения. Разрешение вышестоящей организации не требуется. Учреждение высшего уровня уведомляют о проведении списания

На основании чего списывают

На основании приказа руководителя учреждения высшего уровня о списании

На основании заключений инвентаризационной комиссии (акта) и приказа руководителя

На основании заключений инвентаризационной комиссии (акта) и приказа руководителя

 

Центральные органы исполнительной власти, прочие главные распорядители бюджетных средств кредиторскую задолженность по общему и специальному фондам госбюджета списывают на основании приказа главного распорядителя бюджетных средств

Периодичность списания

Ежеквартально

Не реже двух раз в год

 

Остановимся подробнее на списании

кредиторской задолженности по общему фонду, ведь на списание такой задолженности необходимо получить разрешение вышестоящей организации. Для этого нужно направить вышестоящей организации следующие документы:

а) письмо-обращение;

б) акт инвентаризации, с указанием суммы кредиторской задолженности, которая является безнадежной для погашения; название кредитора и его местонахождение; даты возникновения задолженности; причин ее возникновения; перечня мероприятий, которые были проведены для ее ликвидации;

в) акт сверки взаиморасчетов.

Если вышестоящее учреждение признало целесообразность списания задолженности, то оно издает приказ о списании задолженности с учета подведомственного учреждения. На основании данного приказа последнее производит списание задолженности.

 

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете задолженность, срок исковой давности которой истек, списывается на результат исполнения сметы доходов и расходов (

п. 11.5 Инструкции № 90, п. 4 Порядка № 73).

При списании дебиторской задолженности следует иметь в виду, что информацию о такой задолженности необходимо отразить на забалансовом счете 07 «Списанные активы и обязательства

» и учитывать там не менее пяти лет, чтобы в случае изменения имущественного положения неплатежеспособного дебитора можно было взыскать задолженность. Согласно п. 11.5 Инструкции № 90 списание долга в результате неплатежеспособности должника не является основанием для отмены задолженности.

Отражение в бухгалтерском учете списания сумм дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, рассмотрим на примере.

Пример.

На балансе бюджетного учреждения числится задолженность, по которой истек срок исковой давности (условия к примеру смотрите также в акте и справке, которые приведены выше).

По общему фонду:

— дебиторская задолженность по КЭКР 1136 — 100 грн. (за аренду помещения);

— кредиторская задолженность по КЭКР 1139 — 1500 грн. (за монтаж и установку охранной сигнализации);

— депонентская задолженность

по КЭКР 1111 — 270 грн.

По специальному фонду:

— дебиторская задолженность по КЭКР 1135 — 50 грн. (за горюче-смазочные материалы);

— кредиторская задолженность по КЭКР 1137 — 80 грн. (за ремонт компьютера).

Списание задолженности в бухгалтерском учете отражается следующим образом:

 

№ п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, грн.

КЭКР

1

Списаны суммы

дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек:

по средствам общего фонда бюджета

431

364

100

1136

одновременно сумма задолженности отражена на забалансовом счете

07

по средствам специального фонда бюджета

432

364

50*

1135

* Поскольку ООО «Миг» ликвидировано и правопреемников нет, то учитывать такую задолженность на забалансовом счете нецелесообразно.

2

Списаны суммы

кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек:

по средствам общего фонда бюджета

675

431

1500

1139

по средствам специального фонда бюджета

675

432

80

1137

3

Списаны суммы

депонентской задолженности, срок исковой давности которой истек:

по средствам общего фонда бюджета

671

431

270

1111

 

В письме

Госказначейства от 23.12.2005 г. № 07-04/239-11338 предложен также другой вариант списания сумм депонированной заработной платы, срок исковой давности которой истек. Прежде всего Госказначейство настаивает на том, что такие суммы необходимо перечислять в бюджет. При перечислении депонируемой заработной платы в бюджет проводится бухгалтерская запись по дебету субсчета 671 «Расчеты с депонентами» и кредиту субсчета 328 «Другие счета в казначействе».

 

Отражение в отчетности

Списанная просроченная задолженность отражается в форме

№ 7д, № 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам»:

в графе 7 «Дебиторская задолженность на отчетную дату, списанная» приводится сумма дебиторской задолженности, которая была списана на протяжении отчетного периода;

в графе 12 «Кредиторская задолженность на отчетную дату, списанная» приводится сумма кредиторской задолженности, которая была списана на протяжении отчетного периода.

Кроме того, просроченную задолженность необходимо отражать в следующих приложениях к пояснительной записке:

— «Расшифровка просроченной дебиторской задолженности»;

— «Расшифровка просроченной кредиторской задолженности».

В расшифровках отражаются соответственно задолженности по кодам экономической классификации расходов и указываются причины их возникновения.

Подводя итог, напомним, что согласно

ст. 62 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI любые расходы по содержанию бюджетных учреждений могут осуществляться распорядителями бюджетных средств только при отсутствии просроченной кредиторской задолженности по зарплате, а также задолженности за потребленные коммунальные услуги и энергоносители. Кстати, Госказначейство в письме от 04.06.2008 г. № 15-06/1372-8937 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 68) обращает внимание на то, что это ограничение касается расходов, связанных с содержанием учреждения (текущих расходов, расходов на текущий и капитальный ремонт помещений и пр.), и не касается расходов на выплату заработной платы и уплаты налогов и сборов с нее.

Поэтому важно строго контролировать сроки проведения расчетов, не допуская истечения срока исковой давности. Если все же срок исковой давности истек, необходимо вовремя провести необходимые мероприятия для ее списания.