25.09.2008

Можно ли возместить НДС с услуг нерезидента?

Статья

Можно ли возместить НДС с услуг нерезидента?

 

Среди прочих операций, налоговый кредит по которым впоследствии приводит к возникновению ООЗ, могут оказаться и услуги нерезидентов. В отличие от ввозного НДС при импорте товаров (с возмещением которого не спорят налоговики), вопрос c нерезидентско-услужным НДС остается открытым. Отмалчиваются по нему до сих пор и контролирующие органы. Посмотрим, можно ли возместить НДС в таком случае?

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Итак, вопрос заключается в следующем: можно ли при расчете бюджетного возмещения в оплаченную часть (колонка 4 приложения 2) включить НДС с услуг нерезидента?

Сразу укажем, что в

письме № 15844 этот момент оставлен без внимания, как, впрочем, и в других разъяснениях налоговиков. Интересно, что подобный вопрос в свое время уже адресовывался ГНАУ, которая, отвечая на него в письме от 05.12.2005 г. № 11876/6/16-1515 (п. 1 письма), к сожалению, не прояснила ситуацию, ограничившись лишь цитированием норм законодательства. А значит, будем рассуждать вместе и выскажем свое мнение на этот счет.

Ситуация в данном случае

специфична тем, что импорту услуг, как известно, присущ свой особый порядок налогообложения. Вкратце напомним, что согласно п.п. 7.3.6 Закона об НДС налоговые НДС-обязательства при импорте услуг возникают по первому событию: или по дате списания средств налогоплательщика в оплату услуг, или по дате оформления документа, удостоверяющего факт выполнения услуг нерезидентом. Причем с учетом п.п. «г» п. 10.1 Закона об НДС если место предоставления таких услуг — территория Украины и нерезидент не имеет при этом представительства, то лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) налога в бюджет является резидент — получатель услуг. Следовательно, именно покупатель в таком случае должен начислить НДС с услуг нерезидента, отразив налоговые обязательства по строке 7 декларации по НДС.

При этом, как предусмотрено

п.п. 7.5.2 Закона об НДС, право на налоговый кредит с импортных услуг (строка 12.4 декларации) возникает у налогоплательщика по дате уплаты налога по налоговым обязательствам в соответствии с п.п. 7.3.6 Закона об НДС. В свою очередь, ГНАУ письмом от 17.10.2005 г. № 20667/7/16-1517-26 («Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 97) разъяснила, что датой уплаты налога в бюджет в таком случае считается дата предоставления в налоговую инспекцию налоговой декларации, в которой сумма НДС за полученные от нерезидента услуги включена в налоговые обязательства (подробнее об этом также шла речь в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 69, посвященном налогообложению и учету услуг).

Как видим, в отношении нерезидентских услуг

Закон об НДС предусматривает свой особый порядок уплаты налога — путем включения в состав текущих налоговых обязательств. Именно в таком случае НДС с услуг нерезидента считается уплаченным и можно говорить о том, что требования законодательства в полной мере соблюдены налогоплательщиком (даже если при этом в текущей декларации, к примеру, задекларировано отрицательное значение). Тем более что какого-либо другого (альтернативного) способа уплаты НДС в данном случае законодательством не предусмотрено (как, скажем, векселем или деньгами — при ввозе товаров). Следовательно, принимая это во внимание, полагаем, что если все такие требования законодательства выполнены налогоплательщиком, то импортно-нерезидентский НДС с услуг (как уплаченный) вправе поучаствовать у налогоплательщика в расчете бюджетного возмещения на общих основаниях.

Вместе с тем хотим заметить, в своих разъяснениях на тему возмещения (в частности, и в

письме № 15844) ГНАУ по-прежнему отмечает, что в основу расчета суммы бюджетного возмещения положен единый принцип: проведение денежных расчетов с поставщиками за приобретенные товары (услуги), а если поставщик — нерезидент, то с бюджетом (в части НДС). Однако опять-таки ситуация с услугами здесь опускается. Для сравнения заметим, что с импортом товаров дела обстоят куда лучше — ведь налоговики прямо признают возможность возмещения импортного НДС, фактически уплаченного при ввозе (раздел II письма № 15844, п. 6 письма ГНАУ от 14.06.2008 г. № 6912/5/16-1516 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58; письмо ГНАУ от 12.10.2005 г. № 20296/7/16-1417 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 85), а в случае если таможне в уплату НДС выдан вексель — то при условии погашения такого векселя денежными средствами (письмо ГНАУ от 14.02.2006 г. № 2741/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 17). А вот в отношении услуг, еще раз повторимся, никаких разъяснений контролирующих органов, к сожалению, не найти.

Так,

услуги вскользь упоминались разве что в письме ГНАУ от 20.09.2006 г. № 17537/7/16-1517-07, касающемся возможности бюджетного возмещения при осуществлении отдельных операций. В нем, со ссылкой на важность денежного характера расчетов, отмечалось, что налогоплательщик при приобретении на таможенной территории Украины товаров (услуг) оплачивает поставщику — плательщику НДС стоимость таких товаров (услуг), увеличенную на сумму НДС, а при импорте товаров и получении услуг от нерезидента на таможенной территории Украины — органам, осуществляющим контроль за правильностью начисления и уплаты (перечисления) налога в бюджет за такие товары и услуги (и это при том, что прямой уплаты НДС с услуг нерезидента — подобно импортному НДС при ввозе товаров — в действительности, как мы выяснили, не происходит!). И хотя больше ничего в письме на этот счет не пояснялось, косвенно из такого разъяснения налоговиков напрашивался вывод о том, что соблюдение порядка налогообложения услуг, предусмотренного законодательством, позволит налогоплательщику учесть НДС с нерезидентских услуг в расчете возмещаемой суммы. Тем более, что, как уже отмечалось, ГНАУ сама в письме от 17.10.2005 г. № 20667/7/16-1517-26 прямо обращала внимание на то, что следует считать уплатой налога в данном случае, подразумевая под такой уплатой предоставление налоговым органам НДС-декларации с задекларированной суммой налоговых обязательств с услуг нерезидента. А стало быть, при соблюдении таких условий импортно-нерезидентский НДС с услуг является уплаченным.

Будем рады, если налоговики в ближайшем времени разделят подобную точку зрения, подкрепив ее своим официальным разъяснением, и не лишат добросовестных налогоплательщиков права на получение бюджетного возмещения в таком случае (что было бы крайне несправедливо).

Ну а тем, кто до появления каких-либо официальных разъяснений со стороны контролирующих органов все же не решается включать такой НДС в расчет возмещения, пока остается учитывать его через строку 26 декларации, направляя на уменьшение возникающих очередных текущих налоговых обязательств или на погашение налогового долга (при его наличии).