23.02.2009

Учет плательщиков отдельных налогов: комментарий к Методрекомендациям

Статья

Учет плательщиков отдельных налогов:
комментарий к Методрекомендациям

 

Много налогов хороших и разных имеется в отечественном законодательстве. Каждый из них имеет свои особенности администрирования, которые не в последнюю очередь зависят от местонахождения самих плательщиков, а также от места возникновения объекта налогообложения. Понятно, что в такой ситуации одной «родной» ГНИ не обойтись, поэтому плательщику необходимо знать по каждому налогу, в какой ГНИ и по какому принципу он должен еще «засветиться» как плательщик. Именно об этом и идет речь в комментируемых Методрекомендациях.

Анатолий БОБРО, Татьяна ОНИЩЕНКО, Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, Наталия ЯНОВСКАЯ, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Кодекс о недрах

— Кодекс Украины о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о ФСН

— Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV.

Положение № 658

— Положение о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога, утвержденное постановлением КМУ от 23.04.99 г. № 658.

Инструкция № 105/309

— Инструкция о порядке взимания сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденная приказом Комитета Украины по вопросам геологии и использования недр, ГНА Украины от 23.06.99 г. № 105/309.

Методрекомендации —

Методические рекомендации относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденные приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784.

Порядок № 80 —

Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.

Порядок № 110

— Порядок взаимодействия между структурными подразделениями органов государственной налоговой службы по вопросам регистрации и учета плательщиков налогов, утвержденный приказом ГНАУ от 28.02.2007 г. № 110.

Налоговое разъяснение № 232

— Налоговое разъяснение относительно порядка уплаты (перечисления) налога с доходов физических лиц в бюджет, утвержденное приказом ГНАУ от 22.04.2004 г. № 232.

 

Общие положения

Прежде чем перейти к «поименному» разбору в разрезе каждого налога, необходимо несколько слов сказать об идентификации того или иного субъекта или его подразделения как плательщика налога. Разбирать в данном материале мы будем юридических лиц и их подразделения.

Для начала напомним, что

ХКУ (ст. 64) разделяет понятия «обособленное подразделение» или «структурное подразделение», несмотря на то что оба действуют по положениям, утвержденным головным предприятиям, и наделены им же соответствующим имуществом. Подробный анализ отличий мы приводить не будем, это не цель данной статьи, напомним основные из них.

К

обособленным относятся филиалы, представительства, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр (далее — ЕГР) и руководитель которых действует на основании выданной ему доверенности (ст. 95 ГКУ). Обособленному подразделению присваивается код ЕГРПОУ.

К

структурным относятся производственные или аппаратно управленческие структурные подразделения — производства, цеха, отделения, участки, бюро, лаборатории, управления, отделы, службы и т. п., которые не внесены в ЕГР и руководители которых действуют без доверенности, т. е. в обычном порядке назначены на должность согласно штатному расписанию.

Как справедливо заметил Госкомпредпринимательства в своем

письме от 19.07.2007 г. № 5292: структурное подразделение — это звено в производственном процессе, функции которого отличаются от функций других звеньев и которое в силу этого входит в целое как организационно обособленная от других подразделений часть предприятия.

То, кем быть магазину, киоску, палатке, представительству — обособленным или структурным, — решает головное предприятие самостоятельно.

Что касается ГНИ, то для нее существуют

два рода плательщиков: это само предприятие (с подразделениями или без) и обособленное подразделение с кодом ЕГРПОУ. На подразделения без кода ЕГРПОУ налоговые органы не реагируют. Это мы будем учитывать при дальнейшем рассмотрении учета плательщиков налогов.

Каждый из указанных выше плательщиков в зависимости от того или иного вида налогов должен стоять на учете в той ГНИ, которая контролирует уплату налога в зависимости от привязки объекта налогообложения либо к месту регистрации плательщика, либо к месту расположения (возникновения) такого объекта.

 

Налог с доходов физических лиц

Закон № 889

для целей начисления и уплаты налога различает обособленные подразделения юридических лиц, которым в установленном порядке предоставлены полномочия по начислению и уплате налога в бюджет (уполномоченные подразделения) , и обособленные подразделения, не наделенные такими полномочиями (неуполномоченные подразделения).

Что касается

уполномоченного обособленного подразделения предприятия (с кодом ЕГРПОУ), то с ним все ясно:

— именно такое уполномоченное обособленное подразделение по своему местонахождению регистрируется в качестве плательщика налога с доходов физических лиц;

— оно же уплачивает налог с доходов с зарплаты работников такого подразделения;

— оно же предоставляет Налоговый расчет по форме № 1ДФ по своему местонахождению.

Если у предприятия имеется

структурное подразделение (нет кода ЕГРПОУ), с иным местонахождением, нежели головное предприятие, то:

— головное предприятие обязано зарегистрироваться по местонахождению структурного подразделения;

— головное предприятие по местонахождению структурного подразделения уплачивает налог с доходов с зарплаты работников такого подразделения;

— головное предприятие по своему местонахождению представляет Налоговый расчет по форме № 1ДФ в виде отдельной порции на работников такого подразделения.

Вопрос может возникнуть относительно

неуполномоченного обособленного подразделения предприятия.

В

Налоговом разъяснении № 232 сказано, что:

— филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, наделенные полномочиями начисления и уплаты налога с доходов, или

обособленные подразделения, включенные в ЕГРПОУ, должны быть взяты на учет в органе налоговой службы по своему местонахождению;

— вместо структурных подразделений, не включенных в ЕГРПОУ и не наделенных полномочиями начисления и уплаты налога с доходов, на учете должны состоять хозяйственные организации в органах налоговой службы по местонахождению таких структурных единиц, как плательщика отдельного налога (налога с доходов физических лиц).

Таким образом, получается, что необходимость регистрации в качестве плательщика отдельного налога зависит от того, включено ли обособленное подразделение в ЕГРПОУ или нет. Но, как известно, филиал согласно действующему законодательству включается в ЕГРПОУ. На этом основании можно было говорить, что сам неуполномоченный филиал обязан зарегистрироваться по своему местонахождению в качестве плательщика налога с доходов физических лиц, а не его головное предприятие.

В свою очередь, согласно

п. 5.3 Порядка заполнения и предоставления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщика налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденного приказом ГНАУ от 29.09.2003 г. № 451, если юридическое лицо имеет филиал или другое обособленное подразделение, которое имеет отдельный идентификационный код ЕГРПОУ и другое местонахождение, не такое как головное предприятие, то налоговый расчет на работников филиала должен подавать филиал. В случае отсутствия у филиала кода ЕГРПОУ налоговый расчет в виде отдельной порции за филиал подает головное предприятие в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению.

Получается, что и необходимость подачи Налогового расчета по форме № 1ДФ за работников обособленного подразделения по местонахождению обособленного подразделения определена в зависимости от наличия у последней кода ЕГРПОУ.

В комментируемых

Методрекомендациях определено, что в случае, если у предприятия имеется неуполномоченный филиал, то регистрироваться в качестве плательщика налога с доходов физических лиц по местонахождению этого филиала обязано головное предприятие (см. третий абзац п. 2.1 Методрекомендаций). Также определено, что в случае, если филиал не является уполномоченным подразделением, налоговый расчет по форме № 1ДФ в виде отдельной порции за филиал подает головное предприятие по своему местонахождению.

Возможно, что необходимость решения данного вопроса в

Методрекомендациях вызвана несогласованностью позиций налоговиков на местах, ведь, как показывает практика, порядок регистрации головного предприятия и неуполномоченных обособленных подразделений в различных налоговых инспекциях решался по-разному.

Кстати, позиция, изложенная в

Методрекомендациях, более соответствует положениям Закона № 889.

 

Плата за патент

Судя из положений

п. 2.2 Методрекомендаций, которые касаются платы за патент:

субъектом учета является либо головное предприятие, либо обособленное подразделение с ЕГРПОУ;

местом учета является та ГНС, на территории которой расположена торговая точка (а в случае выездной торговли — место регистрации субъекта учета: либо головного, либо обособленного);

порядок взятия на учет в ГНС осуществляется просто: на основании заявления на приобретение торгового патента. Причем, что интересно, налоговики в консультации «Вестника налоговой службы Украины», 2007, № 20 разъясняли, что заявление на приобретение патента может быть подано исключительно юридическим лицом (а не подразделением, независимо от наличия у него кода ЕГРПОУ).

Получается, что заявление в ГНИ по месту торговой точки может подать только юрлицо, а стоять на учете как плательщик и соответственно перечислять плату за патент может как юрлицо, так и подразделение с ЕГРПОУ.

Другими словами, если магазин имеет код ЕГРПОУ, то он будет стоять на учете в ГНИ по месту осуществления торговли, на основании заявления, поданного головным предприятием. По всей видимости, при подаче заявления надо уточнить, что платить за патент будет именно подразделение (магазин).

Если магазин не имеет кода ЕГРПОУ, то стоять на учете в ГНИ по месту его расположения будет юридическое лицо, несмотря на то что место его регистрации (юрлица) в другом районе. То есть магазин без ЕГРПОУ не может стоять на учете как плательщик платы за патент.

 

Местные налоги и сборы

Переходим к

п. 2.3 Методрекомендаций, которые посвящены местным налогам и сборам:

субъектом учета является лицо, уполномоченное уплачивать эти сборы с учетом требований решений органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов. Далее по контексту следует, что к субъектам учета относятся либо головное предприятие, либо обособленное подразделение с ЕГРПОУ;

место учета (орган ГНС) опять-таки зависит от местных положений.

Приведем несколько примеров. Так, по мнению ГНАУ, высказанному в

письме от 08.11.2007 г. № 22729/7/22-3017, при уплате налога с рекламы необходимо учитывать требования решений органов местного самоуправления об установлении указанного налога на соответствующих территориях, где осуществляют хозяйственную деятельность плательщики налога, которые должны уплачивать его в установленные этим решением сроки в местные бюджеты. Таким образом, налог с рекламы необходимо уплачивать в местный бюджет по месту осуществления деятельности — месту предоставления рекламных услуг. Следовательно, предприятие, оказывающее рекламные услуги на территории другой административно-территориальной единицы (не по месту регистрации), обязано стать на учет в органе налоговой службы по месту оказания рекламных услуг, предоставлять ему отчетность и уплачивать налог с рекламы в соответствующий местный бюджет.

Другой пример,

по коммунальному налогу. Дело в том, что органы местного самоуправления в своих положениях о коммунальном налоге для увеличения доходной части своих бюджетов, как правило, предусматривают, что обособленные подразделения, расположенные на их территории, являются плательщиками коммунального налога. Налоговики поддерживают такую позицию местных органов власти. По их мнению, коммунальный налог за работников обособленного структурного подразделения, не составляющего отдельный баланс и не имеющего текущего счета в банке, в местный бюджет территориальной громады по месту его расположения должно уплачивать головное предприятие — юридическое лицо (см. письма ГНАУ от 13.10.2006 г. № 19126/7/15-0617 и от 13.10.2006 г. № 11600/6/15-0616 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80). Таким образом, если это предусмотрено положением о коммунальном налоге, принятым органом местного самоуправления по месту расположения обособленного безбалансового подразделения, головное предприятие должно зарегистрироваться (стать на учет) в органе государственной налоговой службы по месту нахождения такого подразделения как плательщик отдельного вида налога (коммунального налога), подавать в такой налоговый орган налоговый расчет коммунального налога, составленный с учетом среднеучетного количества штатных работников такого подразделения, и уплачивать коммунальный налог в соответствующий местный бюджет;

порядок взятия на учет в ГНС осуществляется по факту подачи плательщиком налогового расчета. Если идет речь о подразделении с ЕГРПОУ, которому головное предприятие делегировало полномочия по подаче налоговых расчетов и уплате местных налогов, сборов, то именно подразделение берется на учет в ГНИ соответствующей территориальной громады. При этом головное предприятие письменно уведомляет о делегировании таких полномочий свою ГНИ и ГНИ подразделения. В этом случае головное предприятие не берется на учет как плательщик местных налогов и сборов.

 

Транспортный налог

Налогу с владельцев транспортных средств

внимание уделено в п. 2.4 Методрекомендаций:

субъектом учета может быть либо головное предприятие, либо его подразделение с кодом ЕГРПОУ;

место учета (орган ГНС) определяется по месту регистрации транспортных средств;

порядок взятия на учет в ГНС осуществляется по факту подачи плательщиком налогового расчета. Если головное предприятие желает, чтобы подразделение (филиал) с кодом ЕГРПОУ само уплачивало налог с машин, находящихся в их ведении, то об этом решении необходимо уведомить орган ГНС по месту регистрации головного предприятия и орган ГНС по местонахождению обособленного подразделения. Тогда на учете в органе ГНС по месту регистрации авто будет стоять подразделение (филиал), а головное предприятие брать на учет налоговики не будут.

 

Плата за землю

При всей проблемности вопросов, касающихся уплаты земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности (подробному их рассмотрению были посвящены статьи «Земельный налог-2009: все о нем» и «Отчетность по аренде земельных участков государственной и коммунальной собственности» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 8), проблем с учетом плательщиков, признающих себя таковыми

на основании должным образом оформленных правоустанавливающих документов на землю, давно уже нет.

Поэтому вслед за разработчиками комментируемых

Методрекомендаций повторим главное (см. п. 3.1):

— субъектами платы за землю могут быть

только юридические лица и физические лица — предприниматели (об обычных гражданах говорить не будем, так как они уплачивают земельный налог в особом порядке). Это снимает все вопросы к филиалам, отделениям и другим обособленным подразделениям юрлиц по уплате, подаче отчетности и дополнительной их регистрации в отношении платы за землю;

если за субъектом хозяйствования числятся в собственности или пользовании земельные участки в нескольких административно-территориальных единицах, то в каждом из органов ГНС, обслуживающих такие единицы, такой субъект должен находиться на учете как плательщик платы за землю. Об этом, кстати, говорится и в п. 9.2 Порядка № 80.

 

Ресурсные и рентные сборы (платежи)

Несмотря на логическое объединение в одном подзаголовке множества однородных по своей сути сборов (платежей), взимаемых за использование в хозяйственной деятельности тех или иных природных ресурсов (водных, лесных, радиочастотного, недр) и окружающей природной среды в целом, порядок уплаты и предоставления отчетности по таким сборам (платежам), тем не менее, общей логике не подчиняется.

Это, между прочим, прослеживается и в самих

Методрекомендациях. Так, в указанном документе речь о сборе за спецводопользование идет в разделе 2 (и тому есть объяснение, о котором скажем ниже), о сборе за загрязнение — в разделе 4 (что иначе, как ошибкой, не назовешь), а обо всех остальных — в разделе 3 (это вполне разумно, за исключением, может быть, геологоразведочного сбора). Рассмотрим далее отдельные нюансы учета плательщиков этих сборов (платежей).

Сбор за специальное водопользование

. Особенность взимания этого сбора состоит в том, что согласно ст. 30 Водного кодекса Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР его плательщиками наряду с предприятиями — юридическими лицами могут быть также их филиалы, отделения и другие обособленные подразделения. И хотя в самом Кодексе дополнительных уточнений нет, но из анализа соответствующей межведомственной Инструкции, регламентирующей порядок уплаты и взимания спецводосбора, можно сделать вывод: в данном случае имеются в виду те филиалы и проч., которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности и составляют обособленный баланс.

Именно поэтому в комментируемых

Методрекомендациях о водосборе говорится в том разделе, где собраны все прочие налоги и сборы (обязательные платежи), порядок администрирования которых предполагает возможность регистрации обособленных подразделений юридических лиц самостоятельными плательщиками по местонахождению таких подразделений и объектов.

За филиалы, не отвечающие перечисленным выше критериям, водосбор вносится предприятием — водопользователем по местонахождению этих филиалов. В этом случае уже головное предприятие должно дополнительно зарегистрироваться плательщиком отдельных видов налогов в том местном органе ГНС, где располагаются такие филиалы. Туда же следует подавать и отчетность по водосбору.

К сказанному добавим, что возможна еще и такая ситуация, когда обособленные подразделения потребляют воду на территории, которая не является местом их налоговой регистрации. Согласно разъяснению налоговиков, изложенному в

п. 2 письма ГНАУ от 22.01.2008 г. № 613/5/15-0816, в каждом конкретном случае для целей обложения сбором за спецводопользование необходимо определиться со статусом обособленного подразделения, а также разобраться, с какой целью им использовалась вода, после чего действовать по приведенной выше схеме. За ответами на остальные вопросы, касающиеся спецводосбора, предлагаем обратиться к статье на эту тему, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 32.

Что касается

сбора за специальное использование лесных ресурсов (п. 3.2 Методрекомендаций), платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины (п. 3.5), рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат (п. 3.6) и платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (п. 3.7), то все они справедливо попали в раздел 3 комментируемого документа, где перечислены те налоги и сборы, по которым профильное законодательство не предполагает возможности самостоятельной регистрации их плательщиками обособленных подразделений юридических лиц.

Порядок учета плательщиков по каждому из указанных сборов (платежей) достаточно очевиден из текста соответствующих пунктов

Методрекомендаций и дополнительного пояснения, на наш взгляд, не требует. Для тех читателей, которые хотят больше узнать о некоторых из этих сборов (платежей), предлагаем изучить статьи «Сбор за пользование радиочастотным ресурсом» («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 48), «Заполняем расчет обязательств по платежам за пользование недрами для добычи полезных ископаемых» (там же, 2008, № 35 — 36), а также «Плата за пользование недрами и сбор за геологоразведочные работы» (там же, 2006, № 41).

Отдельно прокомментируем лишь

п. 3.8 Методрекомендаций, где речь идет о сборе за геологоразведку, поскольку там не все так гладко, как может показаться на первый взгляд.

Сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета

. Геологический сбор также включен в раздел 3 Методрекомендаций, однако, как нам кажется, ему было бы предпочтительнее находиться в разделе 2, и вот почему.

В соответствии со

ст. 13 Кодекса о недрах пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранные юридические лица и граждане. При наличии в составе юрлиц-недропользователей структурных подразделений (шахт, рудников, карьеров, цехов и т. п.), осуществляющих добычу полезных ископаемых, плательщиками сбора за геологоразведку в любом случае будут такие юрлица. При этом расчеты сбора подаются предприятиями-недропользователями, в состав которых входят такие подразделения, по месту собственной налоговой регистрации. Этот момент специально подчеркивался в п. 1 письма ГНАУ от 23.03.2006 г. № 2699/6/15-0816 («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 41).

В то же время

п. 6.4 Инструкции № 105/309 установлено, что по решению нефтегазодобывающего предприятия (обратите внимание, что только этой категории недропользователей предоставлено право выбора) расчет сбора могут подавать в органы государственной налоговой службы непосредственно его филиалы, имеющие текущие счета, по месту налоговой регистрации таких филиалов. И скорее всего, раз упоминается о текущих счетах филиалов, то им самим будет и необходимо уплачивать такой сбор. Более того, подача расчета сбора филиалом нефтегазодобывающего предприятия приведет к тому, что именно филиал должен считаться плательщиком отдельных видов налогов (в данном случае — геологического сбора) по месту своей налоговой регистрации.

Как видим, в

п. 3.8 Методрекомендаций заложено определенное противоречие относительно возможности/невозможности регистрации плательщиками геологоразведочного сбора филиалов нефтегазодобывающих предприятий, поскольку на практике такая регистрация имела место до этого и будет осуществляться впредь. Ведь в том же п. 3.8 сказано, что основанием для зачисления того или иного лица в категорию плательщиков отдельных видов налогов как плательщика сбора за выполненные геологоразведочные работы является предоставленный таким лицом расчет данного сбора. Следовательно, подав такой расчет (при наличии соответствующего решения головного предприятия, как того требует Инструкция № 105/309), филиал автоматически становится плательщиком геологоразведочного сбора в той ГНИ, где он зарегистрирован.

Будем ждать, пока указанное противоречие не исчезнет в одной из следующих редакций комментируемого документа. А вот противоречие, касающееся экосбора (см.

п. 4.5 Методрекомендаций), более очевидное и требует немедленного устранения. Об этом далее.

Сбор за загрязнение окружающей природной среды

. В разделе 4 Методрекомендаций собраны налоги и сборы (обязательные платежи), плательщики которых не зачисляются в категорию плательщиков отдельных налогов по местонахождению подразделений и объектов. Такая классификация в отношении сбора за загрязнение вызывает, по меньшей мере, недоумение хотя бы потому, что п. 9.2 Порядка № 80 прямо предусмотрено зачисление плательщика налогов органами ГНС в указанную категорию по местонахождению источников загрязнения окружающей природной среды, расположенных на территориях других территориальных громад, чем сам плательщик. Получается, что комментируемые Методрекомендации в этой части противоречат тому нормативному документу (Порядку № 80), нормы которого они призваны уточнять и детализировать.

И уж тем более необъясним такой подход

Методрекомендаций к плательщикам экосбора в свете недавно принятого постановления КМУ от 03.12.2008 г. № 1050 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 100). В редакционном комментарии к нему подчеркивалось, что указанным постановлением в 2009 году вводится новый, отличный от прежнего, порядок предоставления отчетности и уплаты экосбора, а именно:

1)

по месту нахождения стационарных источников загрязнения — в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов;

2)

по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — в случае размещения отходов;

3)

по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете — в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения.

Очевидно, что выполнение плательщиками требований, приведенных выше под номерами 1) и 2), в ряде случаев приведет к необходимости дополнительной регистрации таких плательщиков не по месту своей основной налоговой регистрации, а по местонахождению их стационарных источников загрязнения, источников сбросов в водные объекты или мест и объектов, отведенных для размещения отходов. А выполнять указанные требования плательщикам экосбора придется совсем скоро, что может повлечь за собой неразбериху на местах, если

п. 4.5 Методрекомендаций останется в том же виде, как сегодня.

Нам же остается только посоветовать тем субъектам хозяйствования, у которых возникнет в текущем году обязательство по уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды, соблюдать нормы

постановления № 1050 как нормативного акта высшей юридической силы и надеяться, что у ГНАУ хватит находчивости оперативно исправить сложившуюся ситуацию.

 

ФСН

К сожалению,

п. 3.3 Методрекомендаций — освещение ГНАУ вопросов порядка применения сельхозпредприятиями обложения по ФСН, содержит неточности.

Первая

из них — объект налогообложения для плательщиков ФСН установлен не статьей 5 (как отмечает ГНАУ), а ст. 3 Закона о ФСН.

Вторая

— не полностью соответствует нормам законодательства утверждение ГНАУ о том, что плательщики налога определяют сумму ФСН на текущий год в порядке и размерах, предусмотренных Законом о ФСН, и подают общий расчет ФСН на всю площадь земельного участка органу ГНС по месту своей регистрации до 1 февраля календарного года. Вполне очевидно, что приведенное выше утверждение ГНАУ, по сути, является симбиозом (соединением) отдельных норм абзаца первого ст. 5 Закона о ФСН и п. 5 Положения № 658 . Неточность ГНАУ проявляется в том, что она говорит о подаче общего расчета ФСН по месту регистрации плательщика, в то время как и Закон о ФСН, так и Положение № 658 устанавливают порядок подачи такого расчета по месту нахождения плательщика. Это во-первых. А во-вторых, если уж быть точным, то о подаче расчета до 1 февраля надо говорить: текущего года, а не (по выражению ГНАУ) — календарного , без уточнения по времени.

 

Сбор за проведение гастрольных мероприятий

Не забыт

Методрекомендациями и гастрольный сбор (п. 3.4), по нему учитывают плательщиков следующим образом:

субъектом учета (тот, кто платит и отчитывается) является предприятие — организатор гастрольных мероприятий;

место учета (орган ГНС) определяется по месту проведения гастрольного мероприятия;

порядок взятия на учет в ГНС осуществляется по факту подачи плательщиком сбора налогового расчета по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.2003 г. № 620.

 

Налог на прибыль

Пожалуй, основным местом регистрации можно считать ту ГНИ, где субъект хозяйствования учитывается как плательщик

налога на прибыль. Об этом, в частности, идет речь в п. 4.1 Методрекомендаций, согласно которому:

субъектом учета является головное предприятие (с филиалами или без), подразделения предприятия с кодом ЕГРПОУ (независимо от способа уплаты налога: консолидированно или нет), представительство нерезидента;

место учета (орган ГНС) по местонахождению головного предприятия, подразделения, представительства нерезидента;

порядок взятия на учет в ГНС осуществляется в сроки и согласно процедуре, описанной в Порядке № 80.

 

НДС

Особое внимание законодательство уделяет такому важному налогу, как

НДС. Неспроста для его плательщиков предусмотрен отдельный порядок регистрации, который прописан в Положении о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденном приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.03.2000 г. № 79 (о последних изменениях этого документа Вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 86; 2009, № 1-2). Методрекомендации также описали важные учетные моменты по этому налогу:

субъектом учета является только головное предприятие (с филиалами или без). Филиал не может стать на учет как плательщик НДС, ему только может быть делегировано право выписки налоговых накладных, о чем должна быть уведомлена ГНИ головного предприятия. Кстати, сейчас идет кампания по массовому принудительному снятию с плательщиков НДС тех филиалов, которые ранее по ошибке проникли в ряды плательщиков НДС (см. письмо ГНАУ от 01.12.2008 г. № 24738/7/16-1517);

место учета (орган ГНС) по местонахождению головного предприятия;

порядок постановки на учет в ГНС осуществляется в сроки и согласно процедуре, описанной в Законе об НДС и Положении № 79.

 

Единый налог

Здесь

Методрекомедации (п. 4.3) немногословны, так как учет единоналожника очень прост:

субъектом учета является только головное предприятие (с филиалами или без);

место учета (орган ГНС) по местонахождению головного предприятия. Здесь следует обратить внимание на п. 5.7 Методрекомендаций, где сказано, что если головное предприятие-единоналожник имеет в своем составе обособленное подразделение, размещенное за пределами территориальной громады головного предприятия, то в органе ГНС по месту расположения подразделения должно учитываться головное предприятие как плательщик отдельных налогов, а само подразделение должно стоять на учете с признаком 37 «не является плательщиком налогов» и причиной снятия с учета 22 — «обязанности налогового агента выполняет головное предприятие»;

порядок взятия на учет в ГНС осуществляется согласно Порядку выдачи Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства от 13.10.1998 г. № 476.

 

Акцизный сбор

Об этом сборе информация размещена в

п. 4.4 Методрекомендаций:

субъектом учета является плательщик сбора, а им может быть как головное предприятие, так и его подразделение;

место учета (орган ГНС) определяется по месту регистрации плательщика.

Как видите, в большинстве случаев, чтобы стать на учет плательщиком отдельных налогов в «чужой» ГНИ (ГНА), достаточно подать соответствующую отчетность. Однако можно не дожидаться сроков ее подачи и стать на учет заблаговременно, предоставив в такую ГНИ (ГНА)

заявление по форме № 1-ОПП (5-ОПП) с отметкой «зачисление в категорию плательщика отдельных налогов» (п. 5.4 Методрекомендаций).. И понятно, что если плательщик должен был стать на учет, но не стал, то ему «помогут» налоговые органы, если такая оплошность была выявлена в ходе документальной проверки. Тогда основанием для постановки на учет будет акт документальной проверки (п. 5.5 Методрекомендаций).

Как указано в

п.п. 7.11.3 Порядка № 80 , органом ГНС плательщику отдельных видов налога (по его запросу) может быть выдано уведомление о включении в состав таких плательщиков по форме № 16-ОПП, срок действия которого ограничивается одним бюджетным годом и которое является дополнением к учетной форме № 4-ОПп. К сожалению, Методрекомендации не рассказали, как субъекту сняться с учета плательщика отдельных видов налогов, когда у них «пропадает» объект налогообложения. В п.п. 7.11.2 Порядка № 80 и п.п. 6.3.1 Порядка № 110 сказано, что плательщики отдельных видов налогов снимаются с учета на основании служебных документов соответствующих подразделений ГНС, в том числе и по причине отсутствия объекта налогообложения:

— или по поступлению (наличию)

соответствующих подтверждающих документов;

— или по окончании бюджетного года.

Осталось выяснить, что следует понимать под «соответствующим документами», на основании которых плательщик может быть снят с учета в «чужой» ГНИ. Очевидно, что одним из них может быть

документ, который составляется самой ГНИ по результатам мониторинга таких плательщиков (см. п.п. 6.3.7 Порядка № 110). А другой, по всей вероятности, — добровольное заявление от самого плательщика. По крайней мере, о таком заявлении идет речь в консультации «Вестника налоговой службы Украины», 2008, № 40 с. 38, которая касается «грязного» сбора. Заявление от плательщика поможет решить ситуацию, когда налоговый орган своевременно не отмониторил отсутствие объекта налогообложения. Ведь было бы несправедливо, единожды засветившись плательщиком отдельного налога, подав соответствующую отчетность, повторять эту процедуру из года в год, даже если объект налогообложения давно отсутствует.