22.01.2009
Несмотря на мировой финансовый кризис предприятия и сегодня отправляют своих работников в командировку за границу для налаживания международных контактов. В условиях резкого падения гривни по отношению к иностранным валютам возникают вопросы относительно порядка установления суточных расходов на командировку за границу, которые мы рассмотрим в данной статье.
Дмитрий КОСТЮК, заместитель главного редактора Татьяна ОНИЩЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Рассмотрим суть вопроса. Размер суточных установлен в
постановлении № 663. Так, согласно п. 1 постановления № 663 для работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности (кроме государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет средств бюджетов) следующие предельные нормы суточных расходов для командировок за границу:1) если в счета на оплату стоимости проживания в гостиницах не включаются расходы на питание — 280 грн.;
2) если в счет стоимости проживания в гостиницах включаются расходы на:
— одноразовое питание — 224 гривни;
— двухразовое питание — 154 гривни;
— трехразовое питание — 98 гривень.
В свою очередь согласно
п. 2 постановления № 663 нормы возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу для государственных служащих и работников предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет средств бюджетов, установлены согласно приложению к постановлению № 663.В соответствии с
п. 111 постановления № 663 размер суточных расходов, выплачиваемых работникам, направленным в командировку предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности (кроме предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств), не может быть ниже норм суточных расходов, установленных приложением к постановлению № 663.Причем эта минимальная планка является той самой минимальной гарантией, которая установлена в
ст. 121 КЗоТ . По крайней мере, на этот вывод наталкивают письмо Минфина от 16.10.2003 г. № 31-03173-07-29/3846 и письмо Госкомпредпринимательства от 27.02.2003 г. № 1-221/1113. Такой же вывод следует и из Инструкции № 59, где сказано, что «размер суточных расходов, которые выплачиваются работникам, направленным в командировку предприятиями всех форм собственности, не может быть ниже чем нормы суточных расходов, установленных работникам, которые направляются в командировку предприятиями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, в зависимости от страны командировки. Указанные в этом абзаце ограничения внедряются приказом (распоряжением) владельца (или уполномоченного им лица)». Как видим, в этой инструкции речь идет о возможности выплаты суточных в размере, установленном для бюджетников, как об ограничениях.До резкого падения гривни особых проблем с расчетом размера суточных не было. Максимальный их размер для работников обычных предприятий (не бюджетных) в случае командировки за границу составляет 280 грн. А минимальный размер суточных расходов указан в
приложении к постановлению № 663 . Так, при официальном курсе гривни к доллару США в размере 5,0 грн. за 1 дол. США данное условие, а именно максимальный и минимальный размеры суточных расходов полностью выполнялись: максимальный размер 280 грн. был равен 56 дол. США, а минимальный был установлен в приложении к постановлению № 663 и зависел от страны командирования от 25 до 50 дол. США.В настоящее же время, при официальном курсе гривни к доллару США в размере 7,7 грн. за 1 дол. США, получается, что минимальный размер суточных расходов при направлении в командировку в некоторые страны намного больше, чем предельная величина суточных расходов.
Например, суточные расходы для работников обычных предприятий при командировании во Францию составляют 50 дол. США, что по курсу 7,7 грн. за 1 дол. США, то составляет 385 грн. А, например, суточные при командировании в Россию не могут быть ниже 37 дол. США, что 7,7 x 37 = 284,90 грн., т. е. больше максимально допустимого значения!
Только по отдельным странам, как правило, бывшим советским республикам, например Азербайджан, Беларусь, Казахстан и т. д., размер суточных расходов, который установлен для бюджетников, пока еще меньше чем предельный размер суточных расходов, установленный на уровне 280 грн. Поэтому, при направлении в командировку в эти страны, вопросов с установлением суточных расходов не возникает.
Вместе с тем по другим странам, для которых размер суточных расходов, установленный в
приложении к постановлению № 663, больше чем 280 грн. (Великобритания, Италия, Китай, Польша, США, Турция, Германия, Франция и др.), закономерно возникает вопрос: в каком размере выплачивать суточные работникам — в размере 280 грн., или в том размере, который установлен для этих стран при командировании бюджетников?Рассмотрим позитивные и негативные последствия одного и второго варианта.
1.
Выплата суточных в размере, установленном для бюджетников.Преимущество этого варианта в том, что соблюдаются нормы трудового законодательства в части минимально установленной
КЗоТ гарантии для командированного работника. Поэтому штраф за нарушения законодательства о труде применить не могут.Однако дело не ограничивается только этим штрафом. Судя по всему, превышение уровня 280 грн. контролирующие органы будут рассматривать как сверхнормативные суточные. А как известно, их суммы не включаются в состав валовых расходов и облагаются налогом с доходов.
Так, в соответствии с
п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль на валовые расходы относятся не подтвержденные документально расходы на питание и финансирование других собственных нужд физического лица (суточные расходы), понесенных в связи с его командировкой, в рамках предельных норм, установленных КМУ за каждый полный день командировки, включая день отъезда и приезда. А предельной нормой (как это не парадоксально звучит) являются меньшие по сумме 280 грн.!В
п. 9.10 Закона о налоге с доходов речь идет не об обложении сумм суточных, но в рамках, установленных п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль, т. е. все в тех же рамках 280 грн!Получается, что если предприятие будет выполнять требование законодательства и выплачивать минимальный размер суточных (который на сегодняшний день выше максимального), то превышение 280 грн. нельзя включать в валовые расходы и его следует обложить налогом с доходов. А вот начислять взносы в соцфонды оснований нет: сверхнормативные суточные не относятся к фонду оплаты труда.
Конечно, можно пытаться доказывать, что предельные нормы, упомянутые в
п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль, следует понимать широко, что под этот термин подпадают и суммы, установленные для бюджетников, тем более с учетом современных реалий. Однако реакция налоговых органов пока не известна. Не исключено, что на них этот аргумент не подействует.2.
Выплата суточных в размере 280 грн.Преимущества этого варианта — зеркальное отражение негативных моментов предыдущего. Налог с доходов не уплачивается, поскольку нет налогооблагаемого дохода, вся сумма суточных включается в состав валовых расходов. Однако такая выплата будет являться нарушением законодательства о труде, следовательно, должностные лица могут быть оштрафованы на сумму 15 до 50 нмгд (255 — 850 грн.) согласно
ст. 41 КЗоТ.В сложившейся ситуации не лишним было бы разъяснение Минфина относительно порядка определения суточных расходов за границу.