25.06.2009

Оформление кассовых документов. Предприниматели выписывать кассовые ордера не обязаны

Ответы на вопросы

Предприниматели выписывать кассовые ордера не обязаны

 

Предприниматель осуществляет торговлю за наличные денежные средства. Должен ли он в целях оприходования наличности на поступающие от покупателей денежные средства выписывать приходный кассовый ордер?

(г. Запорожье)

 

Как известно, приходные и расходные кассовые ордера, которыми оформляются операции получения (оприходования) или выдачи наличных, служат основанием для осуществления записей в кассовой книге. Частные предприниматели

кассовой книги не ведут (абзац четвертый п. 4.2 Положения № 637). Поэтому требование об оформлении наличных расчетов кассовыми ордерами на них не распространяется. Вдобавок косвенным подтверждением тому, что физические лица — предприниматели оформлять наличные расчеты кассовыми ордерами не обязаны , является и то, что по тексту гл. 3 «Порядок оформления кассовых операций» и гл. 4 «Порядок ведения кассовой книги и обязанности кассира» частные предприниматели не упоминаются. На фоне этого достаточно странным выглядит п. 4.8 Методрекомендаций № 210, в котором встречается упоминание о необходимости выписки кассовых ордеров предпринимателями.

На то, что требование об обязательном оформлении наличных операций приходными и расходными кассовыми ордерами установлено только для

предприятий — юридических лиц, неоднократно обращал внимание и НБУ в письмах от 22.11.2005 г. № 11-113/3961-11591, от 30.10.2006 г. № 25-113/2453-11507, от 05.12.2007 г. № 11-113/4587-12584, а также Госкомпредпринимательства в письме от 16.03.2005 г. № 1679, в которых, в частности, разъяснялось, что:

— формы кассовых ордеров предусматривают их применение только юрлицами с оформлением данного документа бухгалтерией предприятия (выпиской, заверением оттиском печати, подписями бухгалтера и кассира, учетом в журнале регистрации, ведением аналитического учета с использованием Плана счетов);

— предприниматели оформляют кассовые операции с учетом законодательно установленных требований —

Закона об РРО и других нормативно-правовых актов в зависимости от вида своей деятельности.

Нужно заметить, что такие разъяснения всецело корреспондируют также и со следующими нормами «кассового» законодательства:

п. 3.1 Положения № 637 — согласно которому кассовые операции оформляются кассовыми ордерами, расходными ведомостями, расчетными документами, документами по операциям с применением платежных карточек и другими кассовыми документами, которые в соответствии с законодательством Украины подтверждали бы факт продажи (возврата) товаров, оказания услуг, получения (возврата) наличных средств;

п. 2.2 Положения № 637 — в соответствии с которым предприятия (предприниматели) ведут учет операций с наличностью в соответствующих книгах учета;

п. 1.2 Положения № 637 — согласно которому оприходование наличности — это проведение предприятиями и предпринимателями учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге, книге учета доходов и расходов, книге учета расчетных операций.

С учетом этого

оприходованием поступившей наличности для частного предпринимателя считается ее отражение в Книге учета доходов и расходов (по форме № 10), а если предприниматель осуществляет расходы с использованием РРО или РК, то ее отражение (на основании фискальных чеков РРО или РК) в КУРО, данные которой, в свою очередь, также будут перенесены в Книгу учета доходов и расходов (формы № 10) (п. 2.6 Положения № 637). Исключение из этого правила, пожалуй, составляют частные предприниматели, торгующие на рынке и уплачивающие фиксированный налог путем приобретения патента (так называемые фикспатентщики), которые освобождены от обязательного учета доходов и расходов. Поэтому Книгу учета доходов и расходов они могут не вести, а, следовательно, и не вести учет движения денежных средств.

И еще один момент. Как известно, действующее законодательство (

Закон о защите прав потребителейп. 11 ст. 8, а также Закон об РРОп. 2, п. 15 ст. 3) обязывает продавцов выдавать покупателям расчетный документ, подтверждающий факт покупки (такой документ к тому же может понадобиться и лицу, уплатившему предпринимателю деньги за товары (услуги), в подтверждение факта уплаты и приобретения товаров/услуг). Таким документом у частного предпринимателя может быть:

— в случае осуществления расчетов с использованием РРО или РК — расчетный документ, форма которого утверждена

Положением о форме расчетных документов № 614 (т. е. чек РРО, расчетная квитанция, упрощенная расчетная квитанция и т. п.) (п. 3.2 Положения № 637);

— в случае освобождения от РРО и РК и их неприменения частным предпринимателем — товарный чек либо квитанция об оплате, составленные в произвольной форме (разрабатывая их формы, предприниматель, к примеру, может ориентироваться и на форму приходного кассового ордера, составляя при этом по аналогии с ПКО такие документы). Кстати, на то, что форма и содержание товарного чека на настоящий момент законодательно не определены, в связи с чем субъекты хозяйствования могут выдавать товарные чеки произвольной формы, обращалось внимание и в

письме ГНАУ от 30.12.2005 г. № 13365/6/23-8019 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 37, где в редакционном комментарии к письму мы приводили примерную форму товарного чека, которая может быть использована субъектами хозяйствования). В то же время по большому счету, если это покажется предпринимателю удобным, то он по собственной инициативе, полагаем, в данном случае может взять на вооружение и форму ПКО и выписывать (как расчетный документ) приходный ордер в подтверждение факта продажи товаров (услуг) и получения денежных средств от покупателя, выдавая ему при этом на руки отрывную часть — квитанцию, и заполняя при этом в таком ПКО отдельные (отвечающие деятельности частного предпринимателя) реквизиты.

 

Людмила Солошенко, экономист-аналитик