05.11.2009

Наличные расчеты. Наличные расчеты на автотранспорте

Ответы на вопросы

Наличные расчеты на автотранспорте

 

Водители предприятия, основным видом деятельности которого являются внутренние перевозки пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, возвращаются с выручкой в 22.00, когда касса предприятия уже не работает. Как оприходовать эту выручку, не нарушая норм Положения № 637?

(г. Луганск)

 

В соответствии с требованиями

п. 2.6 Положения № 637 вся наличность, которая поступает в кассу, должна быть своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходована. При этом под оприходованием понимают проведение предприятиями и предпринимателями учета наличности в кассе на полную сумму ее фактического поступления в Кассовой книге, Книге учета доходов и расходов, Книге учета расчетных операций (п. 1.2 Положения № 637).

Немаловажно, что при оприходовании наличности учитывается способ проведения расчетов: через кассу предприятия, с применением РРО (РК) или без них. Поэтому, для того чтобы ответить на поставленный вопрос, вначале выясним, какой способ расчетов используется при перевозке пассажиров на автобусных маршрутах.

Согласно

п. 4 ст. 9 Закона об РРО при расчетах на автомобильном транспорте, когда выдаются талоны, квитанции, билеты с нанесенными печатным способом серией, номером и номинальной стоимостью, РРО и расчетные книжки не используются. Это означает, что продажа билетов в салонах автобусов и маршрутных такси может осуществляться без использования РРО и расчетных книжек. Однако для этого на расчетных документах должны быть нанесены печатным способом серия, номер и номинальная стоимость услуги.

Вместе с тем

п. 4 ст. 9 Закона об РРО не освобождает субъектов хозяйственной деятельности от использования Книги учета расчетных операций (КУРО). В соответствии со ст. 2 Закона об РРО она представляет собой прошнурованную и надлежащим образом зарегистрированную в органах государственной налоговой службы Украины книгу, содержащую ежедневные отчеты, которые составляются на основании соответствующих расчетных документов относительно движения наличных денежных средств, товаров (услуг). В рассматриваемой ситуации такими расчетными документами являются уже упоминавшиеся талоны, квитанции и билеты. Таким образом, при проведении расчетов на автомобильном транспорте согласно п. 4 ст. 9 Закона об РРО субъекты хозяйственной деятельности обязаны использовать надлежащим образом зарегистрированные КУРО. На это, кстати, обращала внимание и ГНАУ в письме от 12.01.2004 г. № 287/7/23-2117.

При таком способе проведения расчетов автотранспортному предприятию в вопросах оприходования наличности необходимо руководствоваться

четвертым абзацем п. 2.6 Положения № 637. Для наглядности процитируем указанную норму: «Предприятиям, которым по Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» предоставлено право проводить наличные расчеты с потребителями без использования РРО и РК и специфика функционирования которых делает невозможным оформление ими каждой операции кассовым ордером (продажа проездных и перевозочных документов; билетов государственных лотерей; билетов на посещение культурно-спортивных и зрелищных заведений и тому подобное), позволяется оприходовать наличность в конце рабочего дня по совокупности операций в целом за рабочий день с оформлением кассовых документов и отражением в соответствующей книге учета». При этом к кассовым документам относятся документы (кассовые ордера и ведомости на выплату денег, расчетные документы, квитанции программно-технических комплексов самообслуживания, ведомости закупки сельскохозяйственной продукции, другие приходные и расходные кассовые документы), при помощи которых в соответствии с законодательством Украины оформляются кассовые операции, отчеты об использовании средств, а также соответствующие журналы установленной формы для регистрации этих документов и Книги учета (п. 1.2 Положения № 637).

Таким образом, выполнение записей о движении наличных в Книге учета расчетных операций исходя из количества проданных билетов по окончании рейса и будет оприходованием наличной выручки автотранспортного предприятия.

 

Марина Ковенко, экономист-аналитик