30.08.2010

О практике применения хозяйственными судами земельного законодательства. Иностранные юрлица обязаны продать сельхозземлю, несмотря на действующий мораторий

Рекомендации от 02.02.2010 г. № 04-06/15

Hачало

Предыдущий фрагмент

2.2. Частью 2 статьи 82 ЗК Украины установлено ограничение по приобретению в собственность земельных участков иностранными юридическими лицами.

Совместные предприятия, основанные при участии иностранных юридических и физических лиц, могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в случаях, определенных частями 1 и 2 статьи 82 ЗК Украины, и в порядке, установленном этим Кодексом для иностранных юридических лиц (часть 3 указанной статьи).

При определении понятий иностранного юридического лица и совместного предприятия судам следует учитывать положения статьи 1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», статьи 25 Закона Украины «О международном частном праве».

В решении соответствующей категории споров хозяйственным судам также следует исходить из того, что

мораторий на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения не может распространяться на часть 4 статьи 82 ЗК Украины, поскольку эта норма устанавливает обязанность иностранного предприятия осуществить отчуждение земель сельскохозяйственного назначения.



комментарий редакции

Иностранные юрлица обязаны продать сельхозземлю, несмотря на действующий мораторий

Следующий вопрос, который рассмотрел ВХСУ, —

вопрос о запрете на приобретение земель сельхозназначения иностранными юридическими лицами и совместными предприятиями при участии иностранных юридических и физических лиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 82 ЗКУ земли сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство иностранными юридическими лицами, подлежат отчуждению в течение одного года. В то же время согласно п. 15 Переходных положений ЗКУ до вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель, но не ранее 01.01.2012 г., не допускается купля-продажа либо отчуждение другим способом земельных участков сельхозназначения. Однако обязанность, предусмотренная для иностранных юрлиц провести отчуждение земли сельхозназначения, должна рассматриваться не как противоречащая мораторию, а как специально оговоренное исключение из него.

Другой дискуссионный вопрос — распространяется ли ч. 4 ст. 82 ЗКУ на совместные предприятия, которые в ее тексте не названы? Прямого ответа на этот вопрос ВХСУ не дал, однако из общего содержания приведенных им положений можно все же сделать вывод, что

обязанность по отчуждению в течение года полученной в наследство сельхозземли распространяется также и на совместные предприятия. Такой подход прослеживается и в практике судов более низких инстанций (см., например, постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 25.01.2010 г. № 36/181), и в позиции Госкомзема (см. письмо от 01.10.2009 г. № 15331/17/12-09).

Следующий фрагмент