27.12.2010

Памятка-2011: какие нормативные акты начнут действовать в следующем году

Статья

Памятка-2011: какие нормативные акты начнут действовать в следующем году

 

Налоговый кодекс затмил собой не только действующее законодательство, но и те нормативно-правовые акты, которые лишь должны вступить в силу в 2011 году. О наиболее интересных из них хотим напомнить в этой статье, чтобы все важные для хозяйственной деятельности нововведения не остались незамеченными.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

1 января 2011 года

оказалось богатым на законодательные нововведения. Основные из них, безусловно, — Налоговый кодекс Украины (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 102) и специальный закон, сопровождавший его принятие и вносящий изменения в целый ряд нормативно-правовых актов (анализ его положений см. на с. 19 этого номера), а также Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 96). Но есть еще целый ряд новых норм, которые не должны остаться без внимания субъектов хозяйствования.

 

Станут ли директор и предприниматель «коррупционерами»?

С 01.01.2011 г. должны были начать действовать три антикоррупционных закона —

«О принципах предупреждения и противодействия коррупции» от 11.06.2009 г. № 1506-VI, «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» от 11.06.2009 г. № 1507-VI и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении ответственности за коррупционные правонарушения» от 11.06.2009 г. № 1508-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 1-2).

Напомним, начало их действия уже дважды переносилось — в первый раз с 01.01.2010 г. было изначально отложено до 01.04.2010 г., и потом до 01.01.2011 г.

Почему за этими датами так пристально следят не только госчиновники, но и субъекты хозяйствования?

Если указанные законы начнут действовать, то среди субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности за коррупцию, окажутся:

— аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, независимые посредники либо члены трудового арбитража во время рассмотрения коллективных трудовых споров, третейские судьи;

физические лица — предприниматели;

должностные лица юридических лиц;

юридические лица.

Так,

физлица-предприниматели и лица, которые постоянно либо временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей (в частности, в их число можно включить руководителей предприятий), оказались среди субъектов, которым, в частности, запрещено:

заниматься другой оплачиваемой либо предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту, которая осуществляется во внерабочее время), непосредственно либо через других лиц, если иное не предусмотрено законом;

входить, в том числе через других лиц, в состав органа управления либо наблюдательного совета предприятия либо организации с целью получения прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству, и представляют интересы государства в совете общества (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозобщества), если иное не предусмотрено законом.

При

буквальном толковании указанных положений получается, что физлицо-предприниматель не может заниматься никакой другой, кроме предпринимательской, деятельностью, в том числе быть наемным работником. Не может также лицо, зарегистрированное как предприниматель, быть руководителем (директором) хозобщества либо входить в состав его коллегиального исполнительного органа. Простым участником хозяйственного общества такое физлицо по замыслу законодателя, видимо, все же может выступать: несмотря на то, что участники хозобщества тоже являются членами высшего органа управления общества (общего собрания), но участие в таком органе нельзя толковать как имеющее специальной целью получение прибыли, поэтому под установленный запрет попадать даже по чисто формальным признакам не должно.

Руководитель хозяйственного общества ограничен не только в возможности заниматься предпринимательской деятельностью как физлицо-предприниматель, но и выполнять любую другую оплачиваемую работу (кроме указанных исключений), в том числе совмещать эту работу с другой по трудовому договору.

Мы же по-прежнему настаиваем на том, что запрет физлицам-предпринимателям и руководителям частных хозяйствующих субъектов заниматься иной оплачиваемой деятельностью противоречит ряду конституционных положений, которые гарантируют

каждому право на предпринимательскую деятельность (ст. 42 Конституции Украины) и право на труд, включающее в себя возможность зарабатывать себе на жизнь работой, которую он свободно выбирает либо на которую свободно соглашается (ст. 43 Конституции Украины). Этот же аргумент позже использовал Минюст в письме от 27.01.2010 г. № 20377-0-33-09-22. И, кроме того, за нарушение запрета заниматься другой оплачиваемой либо предпринимательской деятельностью либо входить, в том числе через других лиц, в состав органа управления либо наблюдательного совета предприятия либо организации с целью получения прибыли для физлиц-предпринимателей и руководителей частных предприятий не предусмотрена ответственность.

Впрочем, шансы на то, что 01.01.2011 г. так и не станет датой начала действия нового антикоррупционного законодательства, очень высоки. Сейчас в парламенте находится сразу несколько законопроектов, в том числе от Президента Украины, которые должны заменить указанные законы и аналогичных ограничений они не устанавливают. Кроме того,

21.12.2010 г. парламент принял Закон, отменяющий все три антикоррупционных акта. Если до 01.01.2011 г. он будет подписан Президентом и опубликован, то соответсвующие запреты не продействуют и дня.

 

Исполнительное производство

9 марта 2011 года вступит в силу новая редакция

Закона об исполнительном производстве. Анализ законопроекта и окончательного текста Закона позволяет говорить о том, что изменений не так много и носят они куда менее существенный характер, чем планировалось изначально. Основные нововведения.

1.

Вексель отсутствует в перечне исполнительных документов. Дело в том, что с 01.01.2011 г., когда вступит в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обращению векселей» от 09.09.2010 г. № 2511-VI («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 83, с. 6), опротестованный нотариусом в установленном законом порядке вексель станет исполнительным документом (кроме векселя, опротестованного в недатировании). Но уже с 09.03.2011 г., видимо, утратит этот статус. Скорее всего, это просто упущение законодателя. Но захочет ли он его исправить, пока неясно.

2. Появится

новый способ обеспечения иска — приостановление продажи арестованного имущества, если подан иск о признании права собственности на это имущество и о снятии с него этого ареста.

3. Будет введена ответственность по

КоАП за несвоевременное предоставление либо непредоставление отчетов об отчислениях из заработной платы и других доходов должника. За это нарушение, а также за невыполнение законных требований госисполнителя по устранению нарушений законодательства об исполнительном производстве, непредоставление либо предоставление недостоверных сведений о доходах и имущественном состоянии должника, несообщении должником об изменении места проживания или местонахождения либо места работы (получения доходов), а также неявку без уважительных причин по вызову госисполнителя установлен штраф в размере от 20 до 70 ннмдг, т. е. от 340 грн. до 1190 грн. (раньше был от 2 до 10).

4. Оказание сопротивления госисполнителю во время исполнения им служебных обязанностей, применение к нему насилия, вмешательство в деятельность в виде какого-либо влияния с целью препятствования выполнению им служебных обязанностей может повлечь уголовную ответственность по

ст. 342 либо ст. 343 Уголовного кодекса Украины.

5. Установлен

порядок решения вопроса о временном ограничении в праве выезда за пределы Украины по представлению госисполнителя. Такой вопрос решается судом по местонахождению органа государственной исполнительной службы немедленно, без вызова и уведомления сторон при участии госисполнителя.

6. Если раньше арест на имущество либо средства банка, которые находятся на его счетах,

арест на средства и другие ценности юридических либо физических лиц, находящихся в банке, осуществлялся исключительно по решению суда, то теперь основанием для таких мер может стать постановление госисполнителя.

7.

Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III теперь предусматривает, что в случае открытия счета клиентом, в отношении которого существует публичное обременение движимого имущества, наложенное госисполнителем, банк приостанавливает расходные операции по такому счету на сумму обременения и уведомляет госисполнителя об открытии счета.

 

Новые ИНКОТЕРМС

Как указано в самих

ИНКОТЕРМС, их основной целью является обеспечение единого набора международных правил для толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле торговых терминов, касающихся поставки товаров. Это, в свою очередь, в значительной степени уменьшает неоднозначность толкования подобных терминов в различных странах.

ИНКОТЕРМС

не являются обязательными для соблюдения и применения, а носят рекомендательный характер. Такой вывод следует из положений ст. 4 ИНКОТЕРМС. В то же время, учитывая практическую значимость и важность этого документа, некоторые страны, к числу которых относится и Украина, внутренним законодательством устанавливают обязательное использование ИНКОТЕРМС национальными субъектами в их сделках (ч. 4 ст. 265 ХКУ).

Применение

ИНКОТЕРМС осуществляется путем внесения соответствующих условий в тексты договоров, предметом которых являются товары (продукция), выраженные в материальной форме. Другими словами, рассматриваемые правила не распространяются, например, на операции по передаче имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (нематериальные активы), такие, в частности, как программное обеспечение.

Как показывает судебная практика, неприменение

ИНКОТЕРМС не приводит к признанию договоров поставки недействительными или незаключенными. Более того, если условия договора и положения ИНКОТЕРМС не совпадают, приоритет имеют условия договора (см. постановление ВХСУ от 25.12.2007 г. по делу № 29/375-07).

Таким образом,

стороны договора поставки могут устанавливать дополнительные и даже изменяющие ИНКОТЕРМС условия поставки, и именно они будут обязательными для выполнения в рамках данного договора.

В настоящее время на территории Украины применяются

ИНКОТЕРМС в редакции 2000 года (опубликованные в газете «Урядовий кур’єр», 2002, № 63 и № 68), но уже с 01.01.2011 г. должно вступить в силу новое издание ИНКОТЕРМС-2010. Основные изменения заключаются в том, что общее количество терминов сокращено с 13 до 11, при этом 2 из них — новые: DAT (поставка на терминале) и DAP (поставка в пункте), заменяющие термины DDU (поставка без оплаты пошлин), DAF (поставка на границе), DEQ (поставка с причала), DES (поставка с судна). Кроме того, новая структура правил ИНКОТЕРМС включает 2 группы терминов: термины, используемые при перевозке любыми видами транспорта; термины, используемые при морской и внутренней водной перевозке (в ИНКОТЕРМС-2000 было 4 группы).

 

Новый Классификатор видов экономической деятельности с 2012 года

Напомним, что

приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) от 11.10.2010 г. № 457 был утвержден ряд национальных классификаторов Украины с введением их в действие с 1 января 2011 года, в частности:

ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности» (взамен ДК 009:2005);

ДК 016:2010 «Государственный классификатор продукции и услуг» (взамен ДК 016:97);

ДК 019:2010 «Классификатор чрезвычайных ситуаций» (взамен ДК 019:2001).

Позже

приказом Госпотребстандарта от 29.11.2010 г. № 530 дата введения в действие ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности» и ДК 016:2010 «Государственный классификатор продукции и услуг» перенесена с 01.01.2011 г. на 01.01.2012 г.

 

Новые нацстандарты

В 2011 г. вступят в силу такие национальные стандарты Украины:

1) с 01.01.2011 г. —

ДСТУ-Н 7167:2010 «Фінансові операції. Правила формування міжнародного номера банківського рахунку» (IBAN) в Украине (IBA № Registry:2009, NEQ); ДСТУ 7168:2010 «Безпека дорожнього руху. Огородження дорожні тимчасові. Загальні технічні умови»;

2) с 01.07.2011 г. —

ДСТУ 7169:2010 «Корми, комбікорми, комбікормова сировина. Методи визначання вмісту азоту і сирого протеїну» (с отменой действия в Украине ГОСТ 13496.4-93);

3)

с 01.10.2011 г. — ДСТУ 2661:2010 «Молоко коров’яче питне. Загальні технічні умови» (на замену ДСТУ 2661-94); ДСТУ 7170:2010 «Молочна промисловість. Продукти молочні та молоковмісні. Номенклатура та вимоги до назв»;

4)

с 01.01.2012 г. ДСТУ 2284:2010 «Риба жива. Загальні технічні вимоги» (на замену ДСТУ 2284-93); ДСТУ 7171:2010 «Ожина. Технологія вирощування плодів. Загальні вимоги»; ДСТУ 7172:2010 «Вощина. Технічні умови» (с отменой действия в Украине ГОСТ 21180-75);

5) с 01.07.2012 г. —

ДСТУ 7173:2010 «Захист довкілля. Лісові ділянки вздовж залізничних і автомобільних доріг та у смугах їх відведення захисні. Норми виділення» (с отменой действия в Украине ГОСТ 17.5.3.02-90).

 

Возобновят действие условия использования финучреждениями инвалюты

Законом Украины от 27.04.2010 г. № 2155-VI

до 01.01.2011 г. было ограничено действие пунктов 6 и 7 разд. II «Заключительные положения» Закона № 1533. Напомним, что в указанных пунктах установлен ряд условий использования финансовыми учреждениями иностранной валюты, а именно:

— финучреждения имеют право предоставлять кредиты, займы в иностранной валюте физическим лицам — резидентам и нерезидентам, не занимающимся предпринимательской деятельностью,

только для оплаты услуг нерезидентам за лечение и обучение за рубежом. Финансовые учреждения предоставляют кредиты, займы путем непосредственного направления средств на счет лечебного учреждения или заведения образования при условии предъявления физическим лицом — заемщиком соответствующих подтверждающих документов и с учетом требований нормативно-правовых актов Нацбанка, регулирующих порядок осуществления переводов иностранной валюты по поручению и в пользу физических лиц (п. 6 разд. II «Заключительные положения» Закона № 1533);

— предоставление (получение) кредитов, займов в иностранной валюте на территории Украины и погашение (уплата) основного долга и процентов по кредитам, займам, предоставленным после вступления в силу

Закона № 1533, осуществляются в безналичной форме (п. 7 разд. II «Заключительные положения» Закона № 1533).

 

Размеры пособия при рождении ребенка увеличиваются с 01.01.2011 г.

Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» относительно выплаты пособия при рождении ребенка» от 17.11.2009 г. № 1723-VI

изложена в новой редакции ст. 12 «Размер пособия при рождении ребенка» Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-X, в соответствии с которой пособие при рождении ребенка исчисляется в размерах прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет, установленных на день рождения ребенка.

Так, пособие при рождении ребенка предоставляется в сумме, кратной 22 размерам прожиточного минимума — на первого ребенка; кратной 45 размерам прожиточного минимума — на второго ребенка; кратной 90 размерам прожиточного минимума — на третьего и каждого последующего ребенка.

Выплата пособия осуществляется одноразово в девятикратном размере прожиточного минимума при рождении ребенка, остальная сумма пособия на первого ребенка выплачивается в течение последующих 12 месяцев, на второго ребенка — 24 месяцев, на третьего и каждого последующего ребенка — 36 месяцев равными частями в порядке, установленном правительством.

Кроме того,

Законом № 1723-VI дополнен перечень оснований для прекращения выплаты указанного пособия. Так, выплата пособия при рождении ребенка прекращается в случае:

— лишения получателя пособия родительских прав;

— отобрания ребенка у получателя пособия без лишения родительских прав;

— временного устройства ребенка на полное государственное содержание;

— прекращения опеки или освобождения опекуна от его полномочий в отношении конкретного ребенка;

— нецелевого использования средств и необеспечения получателем пособия надлежащих условий для полноценного содержания и воспитания ребенка;

— возникновения других обстоятельств.

 

К сведению акционерных обществ

1 мая 2011 года

утратят силу статьи 1-49 Закона о хозобществах в части, касающейся акционерных обществ. До этой даты уставы и другие внутренние положения акционерных обществ необходимо привести в соответствие с требованиями Закона об АО.

Кроме того, госорганы будут более строго относиться к факту неперевода акций в бездокументарную форму. Напомним, перевести акции в бездокументарную форму акционерные общества должны были еще до 30.10.2010 г., но ГКЦБФР предписала своем теруправлениям

до 30.04.2011 г. штрафы за невыполнение этого требования не применять (см. решение от 02.11.2010 г. № 1656 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 91). Так что стоит поспешить.

 

Электронная госрегистрация предприятий

14.08.2011 г. вступят в силу изменения к

Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV, которыми установлена возможность проводить в Украине государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в электронном виде.

В соответствии с Законом № 2609-VI государственный регистратор на территории соответствующей административно-территориальной единицы будет осуществлять оформление описания электронного документа по полученным им от заявителя электронным документам для проведения регистрационного действия и будет направлять его заявителю электронным документом и на бумажном носителе. В случае наличия основания для отказа в проведении государственной регистрации заявителю будет направляться соответствующее уведомление в электронной форме.