18.02.2010

Применение таксометров предпринимателями-единоналожниками

Письмо от 18.09.2009 г. № 11249

Применение таксометров предпринимателями-единоналожниками

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 18.09.2009 г. № 11249

 

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел <…> обращение <…> и в рамках предоставленных полномочий сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 33 статьи 9 Закона «О лицензировании» лицензированию подлежит хозяйственная деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом согласно видам работ, определенным Законом Украины «Об автомобильном транспорте».

Статьей 1 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» определено среди прочего, что:

такси

— легковой автомобиль, который оборудован опознавательным фонарем оранжевого цвета, устанавливаемым на крыше автомобиля, действующим таксометром, сигнальным фонарем с зеленым и красным светом, расположенным в верхнем правом углу лобового стекла, и который имеет нанесенные композиции из квадратов, расположенных в шахматном порядке на дверцах автомобиля с левой и правой сторон, предназначен для предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа в индивидуальном порядке;

таксометр

— прибор, предназначенный для информирования пассажиров о стоимости поездки и регистрации параметров работы автомобиля-такси, определенных законодательством.

Согласно статье 9 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» лицензия выдается на хозяйственную деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов на такие виды работ, как, в частности:

предоставление услуг по внутренним перевозкам пассажиров на такси;

предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров на такси.

Согласно части пятой статьи 40 указанного выше Закона

водитель такси обязан, среди прочего, называть пассажирам размер оплаты проезда, показания таксометра в начале и в конце поездки.

При этом, в соответствии с частью шестой статьи 40 указанного Закона

водителю такси запрещается, в частности:

осуществлять перевозку пассажиров, если в такси отсутствует или не работает таксометр;

называть размер оплаты за поездку, не отвечающий показаниям таксометра.

Статьей 8 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» предусмотрено, что субъект хозяйствования обязан осуществлять определенный вид хозяйственной деятельности, подлежащий лицензированию, в соответствии с установленными для этого вида деятельности лицензионными условиями.

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом согласно видам работ, определенным Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утверждены совместным приказом Госкомпредпринимательства, Минтранссвязи от 01.02.2008 № 9/119, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.02.2008 под № 140/14831.

Организационные, технические и квалификационные требования к осуществлению работ по предоставлению услуг по внутренним перевозкам пассажиров на такси установлены в Разделе 4 указанных выше Лицензионных условий.

Согласно подпункту 4.2.1 указанных Лицензионных условий легковые автомобили, которые будут использоваться в качестве такси, должны иметь соответствующее оборудование, а именно: опознавательный фонарь оранжевого цвета, который устанавливается на крыше автомобиля, действующий таксометр, сигнальный фонарь с зеленым и красным светом, расположенный в верхнем правом углу лобового стекла, и нанесенные композиции из квадратов, расположенных в шахматном порядке на дверцах автомобиля с левой и правой сторон.

Организационные, технические и квалификационные требования к осуществлению работ по предоставлению услуг по международным перевозкам пассажиров на такси установлены в Разделе 5 указанных выше Лицензионных условий.

Подпунктом 5.2.1 указанных Лицензионных условий предусмотрено, что легковые автомобили, которые будут использоваться в качестве такси, должны иметь соответствующее оборудование, а именно: опознавательный фонарь оранжевого цвета, который устанавливается на крыше автомобиля, действующий таксометр, сигнальный фонарь с зеленым и красным светом, расположенный в верхнем правом углу лобового стекла, и нанесенные композиции из квадратов, расположенных в шахматном порядке на дверцах автомобиля с левой и правой сторон.

Вместе с тем, правовые принципы применения регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг определены Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

Статьей 2 Закона определено, что

таксометр является регистратором расчетных операций.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются: при продаже товаров (предоставлении услуг) субъектами предпринимательской деятельности — физическими лицами, налогообложение доходов которых осуществляется согласно законодательству по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (в том числе путем получения свидетельства об уплате единого налога), если такие субъекты не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив), при условии ведения такими лицами книг учета доходов и расходов в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Согласно статье 1 указанного Закона

установление норм по применению или неприменению регистраторов расчетных операций в других законах не допускается.

 

Заместитель председателя С. Третьяков



комментарий редакции

Должен ли быть в такси предпринимателя-единоналожника таксометр?

На первый взгляд, ответ на данный вопрос кажется очевидным: должен, поскольку соответствующая обязанность прямо предусмотрена законодательством Украины по вопросам лицензирования услуг по перевозке пассажиров и грузов и каких-либо исключений для физических лиц — предпринимателей, находящихся на едином налоге, законодательство не делает. Госкомпредпринимательства в этой связи, в частности, обращается к ст. 40 Закона об автомобильном транспорте, согласно которой

водитель такси обязан называть пассажирам размер оплаты проезда, показатели таксометра в начале и в конце поездки, и к п.п. 4.2.1 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенных Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденных приказом Госкомпредпринимательства и Минтранса от 01.02.2008 г. № 9/119, в соответствии с которым легковые автомобили, которые будут использоваться как такси, должны, среди прочего, быть оборудованы исправным таксометром.

В то же время Закон об РРО относит таксометры к регистраторам расчетных операций, что делает необходимым при определении порядка их использования соблюдать требования данного Закона. Он, в свою очередь, указывает на

необязательность использования РРО, а значит и таксометров, физическими лицами — предпринимателями на упрощенной системе налогообложения.

Следует сказать, что прямого ответа на вопрос о том, какому из указанных законодательных предписаний отдать приоритет, Госкомпредпринимательства в комментируемом письме не дает. Однако его завершающая цитата из ч. 2 ст. 1 Закона об РРО, в соответствии с которой установление норм по применению либо неприменению регистраторов расчетных операций в других законах не допускается, дает основания предположить, что он склонен к

выводу о необязательности применения таксометра предпринимателями-единоналожниками.

Вывод положительный для субъектов хозяйствования, но, должны отметить, достаточно рискованный. Госавтоинспекция вполне ожидаемо занимает противоположную позицию, указывая на необходимость соблюдения требований Закона об автотранспорте независимо от статуса субъекта хозяйствования (письмо от 05.12.2006 г. № 41/2-7-10787), нарушение которого, во-первых, может повлечь применение штрафа в размере

680 грн., а во-вторых, повлечь проблемы с получением лицензии на предоставление услуг по перевозке пассажиров (которые, впрочем, можно решить в судебном порядке путем обжалования отказа в выдаче лицензии по причине отсутствия таксометра). В связи с этим оптимальным выглядит вариант, когда предприниматель-единоналожник устанавливает в такси таксометр, не переведенный в фискальный режим (более подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 97).

 

Елена Уварова