07.04.2011

Приложение 5 (Д5)

Статья

Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (Д5)

 

Принцип заполнения приложения Д5 практически не изменился. Однако некоторые новые нюансы все же появились. В данном разделе рассмотрим не только их, но и весь порядок заполнения приложения Д5.

В приложении Д5 расшифровываются показатели только строк 1, 10.1, 15.1, 10.2, 15.2 и 14.1. Как видим, появилась расшифровка новых строк

15.1 и 15.2. На самом деле ничего нового здесь нет. В этих строках отражаются суммы НДС, которые включены в стоимость тех товаров (услуг), которые частично используются в необлагаемых операциях, частично в облагаемых (ст. 199 НКУ). В старой форме декларации такие суммы входящего НДС отражались в общих строках 10.1, 12.1 (в части, формирующей налоговый кредит) и 10.2, 13.1, 14 (в части, не формирующей налоговый кредит). То есть суммы такого НДС отражались в приложении 5, но в составе стр. 10.1, 10.2 и 14.

В приложении Д5 не отражаются

:

— экспортные операции и другие операции, облагаемые по нулевой ставке;

— не облагаемые НДС операции;

— корректировка налоговых обязательств и налогового кредита (данные строк 8 и 16 расшифровываются в приложении 1);

— получение товаров (услуг) без НДС (если продавец не является плательщиком либо пользуется льготой);

— импорт товаров и получение услуг от нерезидента с местом поставки на территории Украины (кроме случая распределения налогового кредита согласно

ст. 199 НКУ).

Порядок № 41

не указывает на особенности подачи приложения Д5 в случае, если декларация подается с прочерками. Раньше налоговики разрешали не подавать приложение 5, если в декларации отсутствуют данные — проставлены лишь прочерки, что свидетельствует об отсутствии в отчетном (налоговом) периоде хозяйственной деятельности, а следовательно, об отсутствии у него хозяйственных отношений с контрагентами (покупателями/поставщиками) (п. 4 письма ГНАУ от 18.04.2008 г. № 8109/7/16-1117). старая практика должна сохраниться (см. абз. 3 п. 13 раздела ІІІ порядка № 41).

 

Розділ І. Податкові зобов'язання

грн.

№ з/п

Платник податку — покупець (індивідуальний податковий номер)

Обсяг постачання (без податку на додану вартість)

Сума податку на додану вартість

1

2

3

4

В разделе I расшифровывается стр. 1 декларации по НДС. Заполняется она в разрезе контрагентов (покупателей). Таким образом, в общем случае количество строк в этом разделе будет соответствовать количеству покупателей, которым присвоен индивидуальный налоговый номер. Если в течение периода было осуществлено несколько поставок одному и тому же покупателю, то эти поставки отражаются одной строкой под номером этого покупателя. В графе 2 отражается только налоговый номер покупателя, без указания его названия и других данных.
Для заполнения показателей следует использовать данные раздела I Реестра полученных и выданных налоговых накладных (графы 8 и 9). Считаем, что порядок заполнения объемов поставки и самого НДС не изменятся (несмотря на наличие п. 6 р. III Порядка № 41) — в разрезе контрагентов они указываются в гривнях с копейками, а при суммировании в итоговой строке округляются до гривни

Інші

В строке «Інші» отражаются те налоговые обязательства, которые сформированы по операциям без покупателя либо с покупателем, не имеющим индивидуального налогового номера. Таким образом, в этой строке отражаются следующие операции:
 — розничные продажи конечным покупателям с выпиской итоговой налоговой накладной (ПН11);
 — поставки неплательщикам НДС (ПН02);
 — бесплатная передача товаров (услуг) (ПН01);
 — превышение обычной цены над договорной (ПН01);
 — услуги, поставленные нерезиденту с местом поставки на территории Украины;
 — ликвидация основных фондов, приводящая к начислению НДС (ПН05);
 — передача товаров (услуг) в пределах баланса для непроизводственного использования (ПН04);
 — перевод необоротных активов в состав непроизводственных (ПН06);
 — условные продажи (при использовании товара (услуг) в необлагаемых операциях, аннулировании регистрации плательщика НДС, кражи и недостачи) (ПН08, ПН09, ПН10).
Обратите внимание на включение в эту строку превышения обычной цены над договорной. Формально поставщик имеет все основания указать эту сумму в общих строках (есть покупатель, имеющий налоговый номер). Однако если так поступить, то при сверке в налоговых органах такой декларации с декларацией покупателя автоматически выскочит ошибка, ведь покупатель задекларирует налоговый кредит в сумме меньшей, чем поставщик задекларировал обязательств. К каким-то серьезным штрафным санкциям это не приведет, но все же во избежание конфликтных ситуаций лучше заполнять стр. «Інші»

Усього за місяць (рядок 1 декларації), в тому числі:

Ранее графы 3 и 4 в разрезе контрагентов заполнялись в гривнях с копейками, а вот строка «Усього за місяць (квартал)» округлялась по общеустановленным правилам. Такое правило было указано в письме ГНАУ от 14.04.2008 г. № 7681/7/16-1117. В таком случае расхождений с данными стр. 1 декларации по НДС не будет. Думаем, что в отношении приложения Д5 эта практика сохранится.
Название этой строки немного изменилось — исчезло слово «(квартал)». Видимо, это изменение мало что меняет, поскольку приложение Д5 является приложением к декларации, а значит квартальные плательщики должны его подавать вместе с декларацией поквартально

Постачання необоротних активів

Прежде всего обращает на себя внимание то, что теперь в этой строке указываются поставки необоротных активов, а не только основных фондов (как это было ранее), что гораздо шире. В то же время справочный характер этой строки сохранился. Существует целый ряд операций с необоротными активами, которые поставкой не являются (не соответствуют определению, приведенному в п. 185.1 НКУ), но приравнены к таковой. Такими операциями являются:
 — ликвидация основных фондов, приводящая к начислению НДС;
 — перевод необоротных активов в состав непроизводственных фондов;
 — условная продажа необоротных активов в случае аннулирования регистрации плательщиком НДС;
 — перевод необоротных активов из использования в облагаемых налогом операциях для использования в необлагаемых.
Такие операции следует отражать в этой строке.
И еще один момент — исчезла строка, в которой показываются посреднические обороты. Это вполне логично, поскольку теперь НДС в рамках отношений «комитент — комиссионер» определяется на общих основаниях, то комиссионные обороты попадут в общую строку при расшифровке стр. 1 декларации

 

Розділ ІІ. Податковий кредит

грн.

№ з/п

Постачальник (індивідуальний податковий номер)

Період виписки податкових накладних, інших документів, що дають право на податковий кредит

Обсяг постачання
(без податку на додану вартість)

Сума податку на додану вартість

1

2

3

4

5

Операції з придбання з податком на додану вартість, які надають право формування податкового кредиту

Как и при заполнении раздела I, на каждого контрагента выделяется одна строка. Если в течение периода было несколько приобретений у одного и того же поставщика, то все объемы приобретения по этому поставщику нужно указать одной строкой.
В то же время заполнение этого раздела имеет ряд особенностей.
1. Если в течение периода покупатель получил от поставщика две налоговые накладные — одну своевременно, другую с опозданием (выписана в одном из прошедших периодов), в таком случае на такого поставщика будет заполнено две строки.
2. Еще одна особенность заполнения этого раздела проявляется при использовании товара (услуг) одновременно в облагаемых и необлагаемых операциях. В таком случае на одного контрагента (поставщика) может быть заполнено две строки (одна в первой части раздела II, вторая — во второй части раздела II).
При заполнении графы 3 следует учесть несколько нюансов.
1. В этой графе указывается именно период выписки документа, дающего право на налоговый кредит, а не период его получения. В общем случае в этой графе будет указан тот период, за который подается декларация, ведь налоговый кредит покупателя и налоговые обязательства продавца в общем случае формируются по первому событию. Исключения из этого правила такие:
 — если покупатель использует кассовый метод (например, п. 187.10 НКУ), а поставщик — нет, то период выписки налоговой накладной поставщиком и период ее включения в налоговый кредит покупателя могут не совпадать;
 — увеличение налогового кредита по налоговой накладной, полученной с опозданием.

2. Если покупатель является квартальным плательщиком НДС, то в этой графе следует указывать месяц выписки налоговой накладной, а не квартал (так налоговики разъясняли ранее в «Вестнике налоговой службы Украины», 2008, № 27). Если квартальный период используется продавцом, покупателю также следует заполнять эту графу помесячно, ведь покупателю не известен отчетный период продавца.
3. Если документом, дающим право на налоговый кредит, является заявление с жалобой на поставщика (Д8), то в этой графе указывается период, в котором налоговая накладная должна была быть выписана поставщиком. Это будет тот период, за который предоставляется декларация (письмо ГНАУ от 19.05.2008 г. № 10061/7/16-1417)

Усього за місяць (рядки 10.1 + 15.1 декларації), у тому числі:

 

Итоговая строка, которая должна соответствовать сумме стр. 10.1 и 15.1 декларации. При округлении должно быть использовано такое же правило, как и при заполнении раздела I

придбання (будівництво, спорудження, створення) необоротних активів

 

Обращаем внимание, что в этой строке речь идет о необоротных активах (как и в разделе I), а не только об основных фондах, как это было ранее. Поскольку фигурируют слова «будівництво, спорудження, створення», то при приобретении, например, стройматериалов для строительства недвижимого объекта, который впоследствии будет объектом необоротных активов, уже необходимо включать сумму по такой покупке в эту строку

Операції з придбання з податком на додану вартість, які не надають права формування податкового кредиту

Во второй части раздела II расшифровываются данные строк 10.2 (если приобретенный товар (услуги) использован в необлагаемых операциях), 14.1 (если приобретенный товар (услуги) не используется в хозяйственной деятельности или используется для поставки услуг с местом поставки за пределами территории Украины) и 15.2 (если приобретенный товар (услуги) одновременно используется в облагаемых и необлагаемых операциях, на часть, приходящуюся на необлагаемые поставки).
Последний случай может вызывать вопросы. Порядок № 41 не предусматривает никаких особенностей заполнения приложения Д5 для тех, кто распределяет входящий НДС согласно ст. 199 НКУ: часть НДС войдет в состав налогового кредита и будет отражена в первой части раздела II, а часть — во второй части раздела II. И все это в разрезе контрагентов. Понятно, что такой порядок вряд ли устроит бухгалтера, ведь фактически получится, что согласно коэффициенту распределения придется разбивать каждую налоговую накладную, а это очень трудоемкая процедура. На сегодняшний день вполне возможно, что при заполнении приложения Д5 налоговики могут пойти на некоторые уступки. В Порядке № 1002 сказано, что при заполнении Реестра полученных и выданных налоговых накладных корректировка налогового кредита, подлежащего распределению, отражается одной строкой, а не по каждой налоговой накладной или другому документу, дающему право на налоговый кредит.

Не исключено, что и в приложении Д5 налоговики разрешат отражать такую корректировку итоговой суммой. Нечто подобное применялось ранее некоторыми бухгалтерами, согласовавшими со своими налоговиками упрощенный порядок заполнения приложения 5.
Отдельно нужно сказать о товарах и услугах, приобретенных у нерезидента. В приложении Д5 отражаются только те из них, которые:
 — не предназначены для использования в хозяйственной деятельности (стр. 14 декларации);
 — одновременно используются в облагаемых и необлагаемых операциях (стр. 15 декларации).
Для отражения в гр. 2, видимо, следует исходить из тех условных ИНН, которые предусмотрены в Порядке № 1002. Первые из указанных операций заносятся с кодом «200000000000», вторые — с кодом «300000000000»

Усього за місяць (рядки 10.2 + 14.1 + 15.2 декларації)

Итоговая строка, которая должна соответствовать сумме стр. 10.2, 14.1 и 15.2 декларации по НДС. При округлении должно использоваться такое же правило, как и при заполнении раздела I: суммы в разрезе контрагентов указываются в гривнях с копейками, а при суммировании в этой строке — округляются до гривни. В таком случае расхождения с данными декларации по НДС будут минимальными