10.11.2011

Налоговые накладные. Жалоба на поставщика при получении запоздавшей налоговой накладной

Ответы на вопросы

Жалоба на поставщика при получении запоздавшей налоговой накладной

 

Наше предприятие (плательщик НДС) получило от поставщика налоговую накладную спустя месяц после ее выписки. При этом такая накладная была оформлена с нарушениями. Можем ли в таком случае подать жалобу на поставщика?

(г. Харьков)

 

Начнем с того, что предприятию было бы безопаснее подать жалобу еще в том периоде, в котором поставщик задержал налоговую накладную. Связано это в первую очередь с фискальной позицией, которую налоговое ведомство продвигает уже не один год: в частности, о том, что налоговая накладная, полученная в периоде, отличном от периода ее выписки (с 01.01.2011 г. — в пределах 365 календарных дней), может быть включена в налоговый кредит лишь при наличии документального подтверждения такого опоздания. Причем в качестве такого подтверждения налоговики хотят видеть:

(1) заказное письмо с уведомлением о вручении с наличием на нем оттиска календарного почтового штемпеля; (2) налоговую накладную с отражением на ней даты регистрации на штампе входной корреспонденции (письмо ГНАУ от 22.02.2011 г. N 4905/7/16-1517-10).

Мы в свою очередь считаем данный подход противоправным, поскольку

НКУ не выставляет подобных условий к включению запоздавших налоговых накладных в налоговый кредит (см. газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 35, с. 19). По нашему мнению, плательщик, получивший запоздавшую налоговую накладную, может включить ее в налоговый кредит в общем порядке — при условии, что она будет верно заполнена и при необходимости зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных. При этом достаточным подтверждением «запоздалости» такой накладной может быть факт ее регистрации в журнале входящей корреспонденции или запись в Реестре выданных и полученных налоговых накладных (последний вариант для нашего случая не подходит, так как налоговая накладная, составленная с ошибкой, не вносится в Реестр).

Как было отмечено в условии вопроса,

запоздавшая налоговая накладная была составлена с ошибкой. Причем, скорее всего, подача заявления с жалобой вместе с декларацией за период, в котором была получена такая накладная, не устроит налоговое ведомство. Дело в том, что в одном из разъяснений в Единой базе налоговых знаний (раздел 130.25) оно указало, что жалоба на поставщика может быть подана лишь в периоде, в котором «произошел факт уплаты налога поставщику или факт получения товаров/услуг, что подтверждается соответствующими документами». И хотя их вывод достаточно спорный (строго говоря, в п. 201.10 НКУ четко не сказано, за какой именно период следует подавать заявление с жалобой), переубедить налоговиков будет очень непросто.

 

Виталий Смердов, экономист-аналитик