09.08.2012

Об утверждении Методических рекомендаций по комплексной отработке сумм НДС, которые формируют налоговый кредит по налоговым накладным, не зарегистрированным в ЕРНН

Приказ от 15.05.2012 г. № 420

Об утверждении Методических рекомендаций по комплексной отработке сумм НДС, которые формируют налоговый кредит по налоговым накладным, не зарегистрированным в ЕРНН

Приказ от 15 мая 2012 года № 420

(извлечение) )

 

С целью обеспечения надлежащей организации работы органов государственной налоговой службы по предупреждению нарушений налогового законодательства в части безосновательного формирования налогового кредита за счет налоговых накладных, подлежащих регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН), приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по комплексной отработке плательщиков НДС, которые формируют налоговый кредит по налоговым накладным, не зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных (далее — Методические рекомендации), прилагаются.

<…>

 

Председатель А. Клименко

 

 

Утверждены приказом ГНС Украины от 15.05.2012 г. № 420

Методические рекомендации по комплексной отработке плательщиков НДС, которые формируют налоговый кредит по налоговым накладным, не зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных

 

Общие положения

Методические рекомендации по комплексной отработке плательщиков НДС, которые формируют налоговый кредит по налоговым накладным, не зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных (далее — Методические рекомендации), определяют порядок действий подразделений ОГНС при отработке субъектов хозяйствования, которые включили в состав налогового кредита налоговые накладные, которые подлежат регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН), но не являются зарегистрированными.

При применении Методических рекомендаций следует руководствоваться следующими актами:

Налоговым кодексом Украины, с изменениями и дополнениями (далее — Кодекс);

Законом Украины от 16 июля 1999 года № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», с изменениями;

постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2010 года № 1246 «Об утверждении Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных» (далее — Порядок № 1246);

приказом ГНА Украины от 24.12.2010 № 1002 «Об утверждении формы Реестра полученных и выданных налоговых накладных и Порядка его ведения» (далее — Порядок № 1002);

приказом ГНС Украины от 23.04.2012 № 329/ДСК «О внедрении комплексной системы предотвращения и противодействия процессам тенизации экономики» (далее — приказ № 329/ДСК);

приказом ГНА Украины от 25.01.2010 № 34 «Об организации комплексной отработки сумм налогового кредита по НДС»;

приказом ГНС Украины от 25.11.2011 № 1492 «Об утверждении форм и Порядка заполнения и подачи налоговой отчетности по НДС», с изменениями и дополнениями, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.12.2011 под № 1490/20228;

приказом ГНС Украины от 09.12.2011 № 1588 «Об утверждении Порядка учета плательщиков налогов и сборов», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.12.2011 под № 1562/20300;

приказом ГНА Украины от 28.02.2007 № 110 «Об утверждении Порядка взаимодействия между структурными подразделениями органов государственной налоговой службы по вопросам регистрации и учета плательщиков налогов», с изменениями;

приказом ГНА Украины от 18.04.2008 № 266 «Об организации взаимодействия органов государственной налоговой службы при проведении проверок налоговых деклараций по НДС с учетом информации расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость в разрезе контрагентов», с изменениями (далее — приказ № 266);

приказом ГНА Украины от 27.05.2008 № 355 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок плательщиков налогов», с изменениями;

приказом ГНА Украины от 23.08.2011 № 495 «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования», с изменениями;

Методическими рекомендациями по документальной проверке плательщиков, включивших в состав налогового кредита налоговые накладные, которые подлежат регистрации в Едином реестре налоговых накладных, но не зарегистрированы, и порядку оформления их результатов (письмо ГНС Украины от 23.09.2011 № 1332/7/22-1417/462);

другими нормативно-правовыми актами, регулирующими осуществление хозяйственных операций, которые влияют на размер налоговых обязательств и налогового кредита по НДС.

Методические рекомендации применяются при проведении документальных проверок соответствующими структурными подразделениями, к функциям которых относится осуществление контроля за полнотой исчисления и уплаты в бюджет НДС, а также правомерностью заявленного бюджетного возмещения по НДС.

2. Порядок отбора плательщиков НДС, которые включили в состав налогового кредита налоговые накладные, подлежащие регистрации в ЕРНН, но не зарегистрированные

2.1. Плательщики налога ежемесячно в сроки, предусмотренные для подачи налоговой отчетности (календарный месяц), в том числе для которых разделом V Кодекса установлен отчетный налоговый период — квартал, подают органу государственной налоговой службы копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных (далее — РНН) за такой период в электронном виде (п. 201.15 ст. 201 Кодекса).

2.2. Для осуществления мероприятий по обеспечению полного сопоставления данных РНН с данными ЕРНН на третий рабочий день после предельного срока подачи налоговых деклараций подразделением, в функции которого входят прием и компьютерная обработка налоговой отчетности, в подразделения налогообложения юридических (физических) лиц и соответствующее подразделение СГНИ по работе с крупными плательщиками налогов и предприятиями ГМК органа ГНС по месту налогового учета плательщика налога передаются реестры плательщиков НДС, которые в установленный срок согласно требованиям п. 201.15 ст. 201 Кодекса не предоставили РНН как по основной деятельности, так и по специальным режимам.

2.3. Ежемесячно (не позднее 28 числа) средствами АИС центрального уровня АС «Сопоставление данных реестра налоговых накладных и Единого реестра налоговых накладных (налоговый кредит)» (далее — Система сопоставления) подразделениями налогообложения юридических (физических) лиц и соответствующими подразделениями СГНИ по работе с крупными плательщиками налогов и предприятиями ГМК органа ГНС по месту налогового учета плательщика налога формируются перечни плательщиков НДС, которые включили в состав налогового кредита налоговые накладные, не зарегистрированные согласно требованиям п. 201.10 ст. 201 и п. 11 подраздела 2 раздела XX Кодекса в ЕРНН. Перечни за предыдущие отчетные периоды (месяцы), полученные с опозданием в отчетном месяце, формируются отдельно.

Инструкция пользователя АС «Сопоставление данных реестра налоговых накладных и Единого реестра налоговых накладных (налоговый кредит)» приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям.

2.4. При проведении проверки данных из Системы сопоставления работниками ОГНС дополнительно используются данные АИС центрального уровня «Ведение Единого реестра налоговых накладных» по регистрации в ЕРНН налоговых накладных плательщиками-продавцами.

Инструкция пользователя АИС центрального уровня «Ведение Единого реестра налоговых накладных» (далее — Реестр ПН) приведена в приложении 2 к Методическим рекомендациям.

2.5. Ежемесячно (с 28 числа по 4 число следующего месяца) ГНС Украины автоматически через Портал ГНС Украины плательщикам НДС, с которыми заключен договор о признании электронных документов и которыми не подан за отчетный месяц РНН согласно требованиям п. 201.15 ст. 201 Кодекса, или которые имеют установленные Системой сопоставления расхождения между данными РНН и ЕРНН, направляет информационные сообщения в электронной форме с соблюдением требований закона по электронному документообороту и электронной цифровой подписи.

Предоставление по требованию плательщика налога, получившего такое электронное сообщение, документа в бумажной форме осуществляется органом ГНС по месту налогового учета плательщика налога в течение трех рабочих дней согласно требованиям абзаца второго п. 42.4 ст. 42 Кодекса. Для этого подразделения налогообложения юридических (физических) лиц и соответствующие подразделения СГНИ по работе с крупными плательщиками налогов и предприятиями ГМК распечатывают сообщение, хранящееся в архиве направленных сообщений соответствующего программного обеспечения. Указанное сообщение подписывается начальником (заместителем начальника) органа ГНС по месту налогового учета плательщика налога.

2.6. Плательщикам НДС, которыми не подан согласно требованиям п. 201.15 ст. 201 Кодекса за отчетный месяц РНН и с которыми не заключен договор о признании электронных документов, информационные сообщения направляются органом государственной налоговой службы по месту налогового учета плательщика налога в бумажной форме.



комментарий редакции

Проверки плательщиков, отразивших в учете не зарегистрированные налоговые накладные

Комментируемыми Методическими рекомендациями (далее — Методрекомендации) устанавливается порядок действий налоговых органов по выявлению и отработке плательщиков, включивших в налоговый кредит налоговые накладные, подлежащие регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН), но не зарегистрированные в нем. При этом до их появления данный вопрос был урегулирован лишь Методрекомендациями № 1332 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 84, с. 3), однако последние освещали его достаточно скупо. Далее прокомментируем наиболее интересные положения рассматриваемого документа.

В соответствии с пп. 2.2 и 2.3 Методрекомендаций внимание ГНСУ привлекают следующие плательщики:

1) не подавшие Реестр выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр), в том числе по спецрежимной деятельности — перечни таких плательщиков передаются соответствующим подразделениям ГНС на 3-й рабочий день после предельного срока для подачи декларации (видимо, месячной, хотя налоговики и не уточнили). Внимание к Реестру выданных и полученных налоговых накладных в контексте ЕРНН объяснимо: ведь с целью проверки формирования налогового кредита по налоговым накладным, включенным в ЕРНН, налоговиками используется система сопоставления данных Реестра с ЕРНН. При этом, говоря о неподаче Реестра, налоговики не озвучили свою традиционную мысль о том, что декларация по НДС без него не признается таковой. Однако это, к сожалению, не свидетельствует об их отказе от данного подхода. Дело в том, что в приложении 6 к Метод­рекомендациям № 516 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 63, с. 4) неподача Реестра названа одним из оснований для непризнания декларации — и это при том, что по данному вопросу уже имеется положительная для налогоплательщиков судебная практика (см. определение Киевского апелляционного административного суда от 05.06.2012 г. по делу № 2а-17785/11/2670). В связи с этим, если налоговики все же откажутся признавать декларацию без Реестра и такое их решение не будет обжаловано налогоплательщиком, то последнему грозит документальная внеплановая выездная проверка, в результате которой контролеры самостоятельно начислят налоговые обязательства;

2) которые включили в налоговый кредит налоговые накладные, подлежащие регистрации в ЕРНН, но не зарегистрированные в нем, — соответствующие подразделения ГНС формируют перечни таких плательщиков ежемесячно, не позднее 28 числа. Выполнить эту задачу налоговикам помогает уже упоминавшаяся система сопоставления данных Реестра с ЕРНН. В то же время, судя по всему, данная система может выявить лишь те налоговые накладные, в которых сумма НДС превышает 10 тыс. грн. Что касается не включенных в ЕРНН налоговых накладных, составленных на поставки импортного/подакцизного товара с суммой НДС менее 10 тыс. грн. (а также, видимо, налоговых накладных в электронной форме), то их контролеры смогут выявить лишь при проведении документальной проверки, поскольку в Реестре, в отличие от самой накладной, импортный/подакцизный статус товара не выделяется.

Представленным выше плательщикам с 28 числа текущего по 4 число следующего месяца направляется информационное уведомление в электронной форме (в частности, Электронное уведомление в соответствии с приказом ГНАУ от 11.02.2011 г. № 85), а по требованию согласно п. 42.4 НКУ или при отсутствии договора о признании электронных документов* — в бумажной (хотя, должны заметить: в силу необходимости регистрации значительного числа налоговых накладных и/или проверки сведений о такой регистрации отсутствие подобного договора в настоящее время маловероятно). При этом факт получения такого уведомления плательщика еще ни к чему не обязывает — для него это лишь сигнал приготовиться. О том, к чему готовиться лицам из группы 1 (т. е. не подавшим Реестр), мы уже рассказали выше, в то время как о последствиях для плательщиков группы 2 (т. е. отразивших в учете не зарегистрированные налоговые накладные), а также их поставщиков см. далее.

* Форма договора утверждена приказом ГНАУ от 10.04.2008г. № 233.

 


3. Особенности камеральных проверок плательщиков НДС, которыми не выполнены требования ст. 201 Кодекса в части включения в состав налогового кредита налоговых накладных, подлежащих регистрации в ЕРНН, но не зарегистрированных

В соответствии с п.п. 75.1.1 п. 75.1 ст. 75 Кодекса камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа ГНС исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налогов.

Камеральная проверка деклараций по НДС проводится в срок, установленный п. 200.10 ст. 200 Кодекса, — в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации.

Нерегистрация плательщиком налога — продавцом товаров/услуг налоговых накладных в ЕРНН и/или нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумме налоговых обязательств за соответствующий отчетный период (абзац десятый п. 201.10 ст. 201 Кодекса).

Абзацем двенадцатым п. 201.10 ст. 201 Кодекса установлено: отказ продавца товаров/услуг предоставить налоговую накладную или нарушение им порядка ее заполнения и/или порядка регистрации в ЕРНН предусматривает подачу покупателем таких товаров/услуг к декларации за отчетный налоговый период заявления с жалобой на такого поставщика (приложение к налоговой декларации по НДС) (далее — Заявление), которое является основанием для включения сумм налога в состав налогового кредита. К Заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», подтверждающих факт получения таких товаров/услуг.

В случае несоблюдения плательщиком требований абзаца одиннадцатого п. 201.10 ст. 201 Кодекса (подача Заявления без документов или после установленного Кодексом срока) право покупателя на включение сумм НДС в налоговый кредит согласно налоговым накладным, не зарегистрированным в ЕРНН, не возникает.

3.1. В отношении плательщиков, которые подали Заявление к декларации по НДС и первичные документы к нему:

— в случае установления в соответствии с Системой автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов фактов невключения контрагентом-продавцом в состав налоговых обязательств сумм НДС в соответствующем налоговом периоде, в орган ГНС по месту регистрации продавца направляется запрос со сканированными копиями предоставленных покупателем соответствующих документов для принятия мер согласно требованиям абзаца одиннадцатого п. 201.10 ст. 201, п.п. 78.1.9 п. 78.1 ст. 78 Кодекса;

— при отсутствии расхождений между контрагентами в соответствии с Системой автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов в орган ГНС по месту регистрации продавца направляется информационное письмо о подаче покупателем Заявления.

3.2. В отношении плательщиков, которые подали Заявление к декларации по НДС без первичных документов к нему или подали Заявление после окончания установленного Кодексом срока отчетного налогового периода, в котором возникло право на отнесение сумм налога к налоговому кредиту, составляется акт камеральной проверки, в котором устанавливается факт такого нарушения (Заявление является приложением к налоговой декларации по НДС).

В случае отнесения такого плательщика в категорию рисковых продолжается его отработка в порядке, определенном приказом № 329/ДСК.

3.3. После получения согласно пункту 2.3 Методических рекомендаций перечня плательщиков НДС, которые включили в состав налогового кредита налоговые накладные, не зарегистрированные согласно требованиям п. 201.10 ст. 201 и п. 11 подраздела 2 раздела XX Кодекса в ЕРНН и не подали Заявление в установленные Кодексом сроки, в отношении таких плательщиков необходимо:

3.3.1. проверить средствами АИС центрального уровня «Реестр ПН» наличие регистрации налоговой накладной в ЕРНН согласно Порядку № 1246;

направить запрос плательщику о предоставлении объяснений и документальных подтверждений по поводу формирования налогового кредита по налоговым накладным, которые подлежат регистрации, но не зарегистрированы;

3.3.2. принять меры по самостоятельному исправлению ошибки плательщиком НДС путем корректировки РНН методом «сторно» на основании п. 1 Порядка № 1002 (при необходимости — предоставлению уточняющего расчета к налоговой декларации по НДС за соответствующий период на основании ст. 50 и п. 201.6 ст. 201 Кодекса) (например, путем направления должностным лицам СХД информационного письма с соответствующими предложениями корректировки РНН).

В первую очередь (в недельный срок после формирования перечней) принимаются меры в отношении плательщиков, у которых сумма расхождений составляет 50 тыс. грн. и более, остальные отрабатываются до окончания предельного срока проведения камеральной проверки.

3.3.3. В случае установления расхождения между данными РНН и данными ЕРНН и включения в состав налогового кредита суммы НДС меньше выписанной и зарегистрированной в налоговой накладной, принять меры для выяснения причины такого расхождения. Полученные результаты оформляются справкой в произвольной форме, которая подписывается инспектором и согласовывается с начальником структурного подразделения (отдела).

При этом расхождение определяется с учетом общей суммы НДС согласно полученной налоговой накладной по плательщикам НДС, которые:

— применяют кассовый метод определения налоговых обязательств и налогового кредита согласно п. 187.10 ст. 187 Кодекса и заполняют таблицу 4 «Расчет распределения сумм налога на добавленную стоимость, начисленного (уплаченного) в связи с получением товаров/услуг, при поставке которых применяются одновременно кассовый метод определения налоговых обязательств и налогового кредита и общие правила определения налоговых обязательств и налогового кредита» приложения 7 к налоговой декларации по НДС «Расчет (перерасчет) доли использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) товарам/услугам, необоротным активам между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциями»;

— одновременно осуществляют облагаемую и не облагаемую налогом (льготную деятельность, применяют специальный режим обложения НДС согласно ст. 209 или пункту 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса) и/или нехозяйственную деятельность и т. п.

Если общая сумма НДС, включенная плательщиком в налоговый кредит согласно такой налоговой накладной (в текущем и предыдущих периодах; указанная по направлениям использования), превышает сумму НДС согласно налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН, такой плательщик отрабатывается в соответствии с подпунктами 3.3.1, 3.3.2 Методических рекомендаций.

3.4. Расхождения считаются отработанными, если:

— осуществлена корректировка РНН методом «сторно»;

— предоставлен уточняющий расчет к налоговой декларации по НДС за соответствующий период и проведена корректировка РНН методом «сторно».

Заключение должно содержать анализ результатов электронной обработки (сверки) налоговой отчетности по НДС, РНН и данных ЕРНН, в частности:

расхождения между данными РНН и ЕРНН в части исследования и описания сущности расхождения в разрезе налоговых накладных;

полноты декларирования поставщиком суммы налоговых обязательств в соответствующем периоде.

3.6. Налоговый кредит плательщиков НДС, декларирующих суммы налога к возмещению, сформированный за счет налоговых накладных, не зарегистрированных в ЕРНН, подлежит обязательной и полной отработке в ходе проверок по вопросам достоверности начисления такого бюджетного возмещения.



комментарий редакции

Напоминаем, что камеральная проверка проводится на основании данных, указанных в декларациях/расчетах (в том числе Реестрах), — в общем случае, в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком для предоставления декларации. В процессе осуществления такой проверки относительно лиц, сформировавших налоговый кредит на основании не зарегистрированных налоговых накладных (подлежащих регистрации), контролеры в первую очередь обращают внимание на факт предоставления заявления с жалобой — т. е. приложения Д8 к декларации (об особенностях его заполнения см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 13, с. 16).

Если заявление имеется, то в отношении покупателя налоговики проверяют период предоставления заявления и факт приложения к нему копий необходимых расчетных или первичных документов. При этом в качестве периода для предоставления такого заявления в п. 3.2 Методрекомендаций назван период возникновения права на налоговый кредит (т. е. период, в котором наступило первое событие: оплата или получение товаров/услуг — разумеется, при наличии налоговой накладной). Буквальный подход к данному выводу дает основания полагать, что налоговики не будут признавать заявление, поданное к накладной, поступившей покупателю с опозданием, — напоминаем, что подобное мнение уже выдвигалось ими в недалеком прошлом (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 8, с. 5; 2011, № 90, с. 25). В то же время должны заметить: в Единой базе налоговых знаний (см. раздел 130.25) налоговики признавали право на подачу жалобы в периоде, в котором плательщик фактически отражает налоговый кредит, в том числе по запоздавшей налоговой накладной. В свою очередь, в отношении поставщика поступление заявления с жалобой приводит к проверке отражения им налоговых обязательств по налоговой накладной, к которой такое заявление подано (в связи с этим напоминаем, что нерегистрация налоговой накладной в ЕРНН не освобождает поставщика от обязанности отражения ее в налоговых обязательствах). При этом вне зависимости от ее исхода у налоговиков появляется основание для проведения документальной внеплановой выездной проверки такого поставщика (п.п. 78.1.9 и п. 201.10 НКУ).

Если заявления нет (а также подано не вовремя и/или без необходимых документов), то налоговики относительно плательщиков, сформировавших налоговый кредит (в том числе отразивших бюджетное возмещение) на основании налоговых накладных, не зарегистрированных в ЕРНН или зарегистрированных, но с суммой НДС меньшей, нежели внесена в Реестр/декларацию, выполняют следующие действия*:

1) направляют плательщику запрос о предоставлении документальных пояснений относительно формирования налогового кредита (право на его предоставление прописано в п. 73.3 НКУ). При этом, если плательщик не предоставит ответ в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса, у контролеров появится основание для проведения документальной внеплановой выездной проверки (п. 78.1 НКУ), о котором см. далее;

2) принимают меры относительно самостоятельного уменьшения плательщиком налогового кредита (путем направления запроса с соответствующим предложением в соответствии с п. 201.6 НКУ), в частности, при помощи уточняющего расчета. ГНСУ также отмечает об исправлении показателей в Реестре методом «сторно» (см. об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 46, с. 38), при этом напоминаем, что подавать исправленный Реестр налоговикам не нужно (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 130.23).

Также заметим, что при определении расхождений между данными ЕРНН и налоговой накладной, включенной в Реестр, налоговики, по-видимому, должны учитывать возможное применение сторонами (одной из сторон) кассового метода, а также осуществления ими одновременно облагаемой и не облагаемой НДС/нехозяйственной деятельности.

* В части плательщиков, у которых сумма расхождений составляет 50 тыс. грн. и больше — в недельный срок, в остальных случаях — до окончания предельного срока для проведения камеральной проверки.

 

 

4. Особенности документальных проверок плательщиков НДС, которыми не выполнены требования ст. 201 Кодекса в части включения в состав налогового кредита налоговых накладных, подлежащих регистрации в ЕРНН, но не зарегистрированных

4.1. Подразделения налогового контроля принимают заключения по плательщикам, которые не предоставили приложение 8 к декларации по НДС и которые на обязательный письменный запрос налогового органа не предоставили первичные документы для подтверждения формирования налогового кредита.

4.2. В случае невозможности проведения выездной документальной проверки в связи с отсутствием по месту нахождения (месту проживания), осуществляется отработка такого плательщика согласно требованиям приказа ГНС Украины от 23.04.2012 № 329/ДСК с обязательным направлением запроса на проведение встречной сверки/проверки поставщика.

4.3. Если в ходе выездной проверки плательщик предоставляет документальное подтверждение накладными иными, нежели указанные им в реестре полученных налоговых накладных, и которые не подлежали регистрации в ЕРНН, в налоговый орган учета поставщика направляется запрос о проведении встречной сверки/проверки с целью подтверждения их выписки и подтверждения фактического осуществления хозяйственных операций.

В случае поступления ответа от налогового органа учета поставщика на ранее направленный запрос, который не подтверждает осуществление каких-либо хозяйственных отношений или не подтверждает реальность осуществления хозяйственных операций (транзитные потоки), между таким плательщиком и поставщиком, такой плательщик подлежит отработке согласно приказу ГНС Украины № 329/ДСК.

4.4. В первую очередь (в течение месяца после получения заключений) принимаются меры по организации внеплановых выездных проверок плательщиков, объем сформированного налогового кредита которыми по налоговым накладным, не зарегистрированным в ЕРНН, составляет свыше 100 тыс. грн. Другие суммы сформированного налогового кредита по налоговым накладным, не зарегистрированным в ЕРНН (менее 100 тыс. грн.), проверяются в течение двух месяцев.



комментарий редакции

Если покупатель, отразивший в учете не зарегистрированную налоговую накладную, не подал заявление с жалобой и не предоставил ответ на запрос налоговиков в соответствии с п. 73.3 НКУ, то, как уже отмечалось, налоговики получают основания для проведения документальной внеплановой выездной проверки.

При этом, в случае отсутствия такого покупателя по местонахождению он отрабатывается согласно приказу ГНСУ от 23.04.2012 г. № 329/ДСК (для служебного пользования) с одновременным направлением запроса на проведение встречной сверки/проверки поставщика* (соответствующим основанием были дополнены и Методические рекомендации по организации и проведению органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденные приказом ГНАУ от 22.04.2011 г. № 236). Кроме того, напоминаем, что отсутствие плательщика по местонахождению (разумеется, подтвержденное соответствующей записью в Едином госреестре) может привести к аннулированию НДС-регистрации (по решению налоговиков согласно п.п. «ж» п. 184.1 НКУ) и даже ликвидации юрлица (по решению суда на основании ч. 2 ст. 38 Закона о госрегистрации). Подробнее об этом вопросе см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 42, с. 42.

* О порядке проведения сверок см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 22, с. 31.

Если же во время проведения проверки покупатель подтвердит формирование налогового кредита иными налоговыми накладными, не внесенными в Реестр (напоминаем, что данный факт не приводит к недействительности накладной) и не подлежащими регистрации в ЕРНН, то налоговики также направляют запрос на проведение встречной сверки/проверки поставщика с целью подтверждения составления таких накладных и факта осуществления хозяйственной операции.

 

Виталий Смердов