23.08.2012
Основными этапами разработки веб-сайта принято считать его проектирование, создание дизайна, наполнение контентом и поддержку. При этом никто, как правило, не называет среди них этап учета, в то время как он является одним из наиболее комплексных и сопровождает рассматриваемый процесс на всей его протяженности. Представленная в статье информация поможет бухгалтеру разобраться с необходимыми понятиями и учетными тонкостями в его реализации.
Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
1. Общее о понятии «веб-сайт» и его создании
1.1. Что такое веб-сайт?
Полагаем, нет необходимости пояснять на пальцах, что такое веб-сайт, поэтому на данном вопросе мы остановимся лишь вскользь. С бытовой точки зрения он представляет собой сложную систему, которая состоит из файлов различных форматов (текстовых, графических и прочих — в зависимости от наполнения), взаимодействующих с иными системами и друг с другом, по правилам, установленным разработчиком, с целью удовлетворения информационных и прочих нужд его пользователей, а также нужд собственника такого веб-сайта.
В то же время, чтобы корректно квалифицировать расходы на создание, размещение и обслуживание данного объекта в учете, нам потребуется обратиться к его законодательному определению. В настоящее время определения веб-сайта содержатся в нескольких нормативно-правовых актах, однако все они по сути повторяют то, которое было сформулировано еще в п. 1.3 Порядка № 327/225. В соответствии с ним веб-сайтом является совокупность программных и аппаратных средств с уникальным адресом в сети Интернет вместе с информационными ресурсами, которые находятся в распоряжении определенного субъекта и обеспечивают доступ юридических и физических лиц к этим информационным ресурсам и прочие информационные услуги через сеть Интернет. При этом, даже невооруженным глазом можно выделить тот факт, что кроме, собственно, программных средств и информационного наполнения, в числе его составляющих элементов названы аппаратные средства (компьютер/сервер, на котором размещены соответствующие файлы) и уникальный адрес (доменное имя). Все указанные элементы имеют существенное значение для учета расходов на разработку веб-сайта, его размещения в Интернете и обслуживания, а потому в дальнейшем мы уделим должное внимание каждому из них.
1.2. Общее о создании веб-сайта
Обзавестись веб-сайтом можно несколькими способами, среди которых наиболее распространенными являются:
1) покупка услуги по разработке веб-сайта — осуществляется на основании договора на создание по заказу и использование объекта права интеллектуальной собственности;
2) разработка веб-сайта собственными силами (при наличии в штате соответствующих специалистов) — в этом случае следует говорить о так называемом служебном произведении, которое создается на основании трудового договора;
3) покупка готового веб-сайта — осуществляется на основании договора о передаче исключительных прав интеллектуальной собственности;
4) аренда веб-сайта — осуществляется на основании лицензионного договора.
Несмотря на отличия в реализации указанных вариантов, в них есть и общие элементы. Так, общим для названных способов, кроме организационных действий, является то, что вместе с расходами на создание/аренду сайта, предприятие несет дополнительные расходы, направленные на его размещение в Интернете: в частности, на услуги хостинга и регистрацию доменного имени — учету данных расходов посвящены отдельные разделы статьи.
2. Право интеллектуальной собственности на веб-сайт
В контексте данного вопроса нас интересуют два момента. Во-первых, веб-сайты не названы в ГКУ и Законе № 3792 в числе объектов авторского права. Несмотря на это, чиновники признают их самостоятельным объектом авторского права (составным произведением) и считают, что веб-сайты подлежат правовой охране наравне со своим информационным наполнением: текстом, графическими изображениями и т. п. (см. письмо Госдепартамента интеллектуальной собственности от 05.08.2009 г. № 16-13/4470, от 22.01.2007 г. № 16-14/231). Данный вывод они основывают на п. 15 ч. 1 ст. 8 Закона № 3792, который среди объектов авторского права называет в том числе сборники произведений, сборники обычных данных, прочие составные произведения — конечно, при условии, что они являются результатом творческой работы по отбору, координации или упорядочению содержания без нарушения авторских прав на произведения, которые являются их составляющими.
Во-вторых, напоминаем, что право интеллектуальной собственности состоит из личных неимущественных (право на признание человека творцом произведения и т. п.), а также имущественных прав интеллектуальной собственности. При этом личные неимущественные права, как правило, принадлежат лишь творцу произведения (в нашем случае — сайта) и не зависят от движения имущественных прав на него. Принадлежность последних, в свою очередь, зависит от способа создания сайта. В частности:
1) при покупке услуг по разработке веб-сайта — имущественные права интеллектуальной собственности принадлежат его творцу и заказчику совместно, если иное не предусмотрено договором (ч. 2 ст. 430 ГКУ). В то же время перед его заключением заказчику стоит узнать у разработчика, каким образом урегулирован вопрос о распределении имущественных прав между ним и работником, поскольку в данной ситуации имеет место создание так называемого служебного произведения. Подробнее об этом см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 61, с. 35;
2) разработка веб-сайта собственными силами — в данном случае необходимо руководствоваться нормой ч. 2 ст. 429 ГКУ, в соответствии с которой имущественные права на служебное произведение принадлежат работнику и работодателю совместно, если иное не предусмотрено трудовым или гражданско правовым договором (п. 24 постановления Пленума ВСУ «О применении судами норм законодательства в делах о защите авторского права и смежных прав» от 04.06.2010 г. № 5);
3) покупка готового веб-сайта — в этой ситуации изначально имущественные права интеллектуальной собственности принадлежат разработчику — полностью или совместно с его работниками (ч. 2 ст. 429 ГКУ). В дальнейшем они (полностью или частично) передаются покупателю на основании договора на передачу исключительных имущественных прав;
4) аренда веб-сайта — в данном случае предприятие получает в пользование ограниченный лицензией и/или лицензионным договором набор имущественных прав. В связи с этим, при реализации данного способа, в отличие от предыдущих, о приобретении исключительных имущественных прав на сайт не может быть и речи.
В качестве итога по данному разделу важно заметить, что, заказывая разработку веб-сайта, разрабатывая его самостоятельно или покупая, предприятие, чаще всего, желает получить исключительные имущественные права на него — как уже было указано, данный вопрос необходимо обязательно предусмотреть в соответствующем договоре. При этом факт принадлежности таких прав имеет ключевое значение для бухгалтерского и налогового учета. В свою очередь, подход к учету разработки, в том числе самостоятельной, и приобретения веб-сайта, по большому счету, идентичен, а потому далее названные способы создания веб-сайта рассмотрены единым массивом, в то время как операция по аренде сайта, в силу своих учетных особенностей, выделена в отдельный раздел.
3. Разработка/покупка веб-сайта
(у предприятия исключительные имущественные права на веб-сайт)
3.1. Бухгалтерский учет
Квалификация веб-сайта. Выше мы определили, что веб-сайт относится к объектам авторского права или смежных прав. В свою очередь, авторское право и смежные с ним права названы в одной из групп нематериальных активов (п. 5 П(С)БУ 8). Исходя из этого, можем предположить, что веб-сайт может считаться нематериальным активом. В то же время для подтверждения данной гипотезы необходимо убедиться в том, что веб-сайт удовлетворяет соответствующим условиям:
1) относительно приобретенного веб-сайта, причем в этой же части следует рассматривать и веб-сайт, разработанный по заказу (п. 6 П(С)БУ 8):
а) существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием;
б) его стоимость может быть достоверно определена;
2) относительно самостоятельно разработанного веб-сайта (п. 7 П(С)БУ 8) — предприятие должно иметь:
а) намерение, техническую возможность и ресурсы для доведения нематериального актива до состояния, в котором он пригоден для реализации или использования;
б) возможность получения будущих экономических выгод от реализации или использования нематериального актива;
в) информацию для достоверного определения расходов, связанных с разработкой нематериального актива.
Среди указанных выше условий особо выделяется возможность получения будущих экономических выгод от использования веб-сайта. Ввиду того что в нашем случае речь идет об интернет-магазине, то сомнений в том, что его использование способно приносить такие выгоды, не возникает. Таким образом, можем заключить, что в бухгалтерском учете интернет-магазин включается в состав нематериальных активов с отражением на дебете субсчета 125 «Авторское право и смежные с ним права» (в то же время до введения сайта в хозяйственный оборот его стоимость следует отражать на дебете субсчета 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов»).
Однако должны предупредить, что в отношении других сайтов данный вывод применим далеко не всегда. К примеру, если говорить о сайте, который выполняет исключительно рекламную функцию, то расходы на его создание/приобретение следует отражать в периоде их осуществления, на что прямо указывает п. 9 П(С)БУ 8. Кроме того, аналогичный подход к учету рекламных сайтов предложен в п. 8 Разъяснений ПКР 32 Нематериальные активы: расходы на страницу в Интернете (см. на сайте: www.rada.gov.ua).
Первоначальная стоимость. На баланс веб-сайт зачисляется по первоначальной стоимости, состав которой для приобретенных (в том числе разработанных на заказ) объектов раскрыт в п. 11 П(С)БУ 8, а для разработанных самостоятельно — в п. 17 П(С)БУ 8. При этом в данной части основной интерес вызывает вопрос о включении в первоначальную стоимость сайта расходов на услуги хостинга и регистрацию домена: в общем случае, в нее может попасть лишь стоимость регистрации домена, в то время как расходы на его продление, а также расходы на услуги хостинга списываются на расходы. Подробнее об этом см. далее.
Введение в хозяйственный оборот. Введение веб-сайта в хозяйственный оборот оформляется Актом введения в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов по типовой форме № НА-1, утвержденной приказом Минфина от 22.11.2004 г. № 732 (п. 1.5 Методрекомендаций № 1327). Кроме того, вместе с Актом имеет смысл издать приказ по предприятию, в котором указать срок полезного использования объекта, — данное требование добавлено в п. 25 П(С)БУ 8 после вступления в силу с 16.07.2012 г. Изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Минфина от 31.05.2012 г. № 658 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 57, с. 5).
Срок полезного использования. Срок полезного использования фиксируется в Акте по типовой форме № НА-1 и, как уже отмечалось, в приказе по предприятию. В соответствии с п. 26 П(С)БУ 8 в процессе его определения необходимо учитывать:
1) сроки полезного использования подобных активов;
2) ожидаемый моральный износ;
3) правовые и прочие ограничения;
4) ожидаемый способ использования объекта;
5) зависимость срока полезного использования объекта от сроков полезного использования прочих активов предприятия.
При этом среди названных факторов наибольшие ограничения на срок полезного использования веб-сайта, как правило, налагает его ожидаемый моральный износ. В силу огромной скорости технического прогресса в части Интернет-технологий такой срок можно установить хоть на уровне 2 лет. Одновременно с этим следует учитывать, что в налоговом учете срок полезного использования веб-сайта, в общем случае, должен составлять не менее 10 лет, о чем см. далее.
Амортизация. В части амортизации веб-сайта никаких особенностей нет — она начисляется в течение срока полезного использования* с месяца, следующего за месяцем, в котором нематериальный актив был введен в хозяйственный оборот. Метод амортизации избирается предприятием самостоятельно исходя из условий получения будущих экономических выгод. В то же время если такие условия определить невозможно, то амортизация начисляется по прямолинейному методу (п. 27 П(С)БУ 8). При этом, поскольку в нашем случае речь идет об интернет-магазине, сумму амортизации необходимо относить в состав расходов на сбыт: в частности, в дебет счета 93 «Расходы на сбыт» в корреспонденции с кредитом субсчета 133 «Накопленная амортизация нематериальных активов».
* Если срок полезного использования не определен, то начислить амортизацию в бухгалтерском учете не выйдет (п. 25 П(С)БУ 8), чего, однако, нельзя сказать о налоговом учете (см. об этом далее).
** Хотя в другой консультации они намекают на отражение стоимости веб-сайта в составе группы 6 (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 110.09.03). По нашему мнению, такой подход безоснователен.
Улучшение веб-сайта. Очевидно, что с течением времени веб-сайт устаревает и требует определенных улучшений: к примеру, расширения функциональности, усовершенствования элементов дизайна, прочих мероприятий, направленных на повышение его возможностей и срока использования, которые при этом будут способствовать увеличению первоначально ожидаемых экономических выгод. Расходы на подобные мероприятия необходимо относить на увеличение первоначальной стоимости веб-сайта (п. 18 П(С)БУ 8). Однако должны предупредить, что указанный вывод не касается расходов на продвижение веб-сайта в поисковых системах и его поддержку — об их учете см. в соответствующем разделе.
3.2. Налоговый учет
Налог на прибыль. В налоговом учете интернет-магазин (при условии, что предприятие имеет исключительные имущественные права на него) необходимо рассматривать как нематериальный актив группы 5 (авторское право и смежные с ним права) — с таким подходом соглашаются и налоговики** (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 110.09.01). Относительно минимального срока полезного использования стоит отметить следующее: поскольку срок действия права пользования в правоустанавливающих документах на веб-сайт, как правило, не ограничивается, он должен составлять не менее 10 лет (п.п. 145.1.1 НКУ). Начисление амортизации осуществляется помесячно в течение срока полезного использования, начиная с месяца ввода в хозяйственный оборот. При этом предприятие вправе избрать для амортизации стоимости веб-сайта любой из методов, перечисленных в п.п. 145.1.5 НКУ. Поскольку речь идет об интернет-магазине, сумму такой амортизации необходимо относить в состав расходов на сбыт — в периоде ее начисления в бухгалтерском учете. В декларации по налогу на прибыль она отражается в строке 06.2 и графе 3 таблицы 1 приложения АМ.
Особого внимания в этой части заслуживает вопрос об улучшении веб-сайта, особенно учитывая то, что отдельный порядок учета таких расходов в НКУ не предусмотрен. Благо, налоговики не оставили данный вопрос без внимания: по их мнению, стоимость улучшений нематериального актива следует относить на увеличение его первоначальной стоимости (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 110.09.03).
В качестве итога по налогу на прибыль также отметим, что аналогичным принципом следует руководствоваться и в учете рекламных сайтов (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 110.30.01), — даже несмотря на то, что в бухгалтерском учете они, как уже отмечалось, нематериальными активами не считаются.
НДС. В общем случае услуги по разработке веб-сайта или приобретению имущественных прав на него являются объектом налогообложения, а потому при их приобретении предприятие вправе включить «входной» НДС в состав налогового кредита, — но лишь при условии, что интернет-магазин будет использоваться для поставки облагаемых НДС товаров/услуг, а также при наличии должным образом заполненной и при необходимости зарегистрированной налоговой накладной. Особенностей в заполнении Реестра выданных и полученных налоговых накладных и декларации по НДС в данном случае нет.
В отношении учета НДС необходимо также отметить, что если услугу по разработке сайта или приобретению имущественных прав на него предоставляет нерезидент (а в этом случае она согласно п.п. «а» п. 186.3 НКУ также попадает в объект налогообложения), то предприятию-заказчику (покупателю) придется выступить в роли налогового агента в соответствии со ст. 208 НКУ.
4. Аренда веб-сайта (роялти)
(имущественные права предприятия на веб-сайт ограничены)
В данной ситуации предприятие, по сути, получает право пользования авторским и смежным правом, в связи с чем платеж, осуществляемый им в пользу собственника веб-сайта, необходимо квалифицировать как роялти — как в бухгалтерском (п. 4 П(С)БУ 15), так и в налоговом учете (п.п. 14.1.225 НКУ).
При этом, поскольку в нашем случае речь идет об интернет-магазине, то в бухгалтерском учете такие расходы следует относить в состав сбытовых в периоде начисления соответствующего платежа согласно лицензионному договору: по дебету счета 93, в то время как по кредиту сумму роялти наиболее логично отразить на субсчете 685 «Расчеты с прочими кредиторами».
В свою очередь, в налоговом учете сумма роялти, уплаченная за пользование интернет-магазином, также включается в состав сбытовых расходов в периоде отражения соответствующих расходов в бухгалтерском учете. В декларации по налогу на прибыль сумма роялти заносится в строку 06.2. В то же время в определенных случаях на отражение роялти в налоговом учете налагаются определенные ограничения (п.п. 140.1.2 НКУ). Так, к примеру, ограничения на увеличение расходов устанавливаются при выплате роялти:
1) нерезидентам, в том числе неоффшорным;
2) юрлицам, освобожденным от уплаты налога на прибыль согласно ст. 154 НКУ или уплачивающим его по иной ставке, нежели установлена п. 151.1 НКУ;
3) лицам, уплачивающим налог в составе других налогов (например, юрлица-единоналожники), кроме физлиц, которые подлежат налогообложению в соответствии с разделом IV НКУ.
Что касается учета НДС, то в этой части необходимо помнить, что выплаты роялти в денежной форме не являются объектом налогообложения (п.п. 196.1.6 НКУ). В связи с этим вопрос о налоговом кредите не возникает.
5. Учет расходов на хостинг и колокацию
5.1. Хостинг
Законодательно данный термин не установлен, поэтому растолкуем его исходя из сложившейся практики. Прежде всего необходимо понимать, что веб-страница, как совокупность файлов, должна храниться на каком-либо компьютере — чаще всего сервере. При этом с целью обеспечения доступа пользователей к веб-странице в любой момент времени он должен все время находиться в рабочем состоянии, а также иметь постоянное подключение к Интернету. Данная задача как раз и охватывается услугой хостинга (от англ. host — хозяин) — т. е. услугой по физическому размещению веб-сайта на сервере, который имеет постоянное подключение к Интернету. При этом она может состоять как в предоставлении места на сервере, который используется для хранения множества веб-сайтов (так называемый виртуальный хостинг), так и в предоставлении отдельного сервера (услуга выделенного сервера). Несложно заметить, что содержание данной услуги очень похоже на аренду: места на сервере или отдельного сервера — причем вне зависимости от избранного варианта ее учет не меняется.
Переходя к учету хостинга, первое, на что стоит обратить внимание, — предоставление данной услуги нельзя считать доведением веб-сайта в пригодное для его использования состояние, в связи с чем расходы на ее приобретение в первоначальную стоимость веб-сайта не включаются. Более корректно говорить, что приобретение услуги хостинга направлено на поддержание сайта в рабочем состоянии, а потому в бухгалтерском учете ее стоимость необходимо списывать в состав расходов отчетного периода (п. 18 П(С)БУ 8). При этом в случае с интернет-магазином — в состав расходов на сбыт.
В налоговом учете расходы на хостинг интернет-магазина формируются аналогичным образом, т. е. относятся в состав расходов на сбыт в периоде отражения расходов в бухгалтерском учете. В декларации по налогу на прибыль стоимость таких услуг указывается в строке 06.2. В то же время должны заметить, что у налоговиков на этот счет имеется иное мнение. Они считают, что расходы на услугу хостинга должны включаться в первоначальную стоимость веб-сайта (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 110.09.03). Разумеется, мы с таким подходом не согласны, о чем см. выше.
В части НДС предприятие вправе сформировать налоговый кредит при соблюдении общих условий: в частности, если через интернет-магазин планируется осуществлять облагаемые НДС поставки при наличии корректно заполненной и при необходимости зарегистрированной налоговой накладной.
5.2. Колокация
Колокация (от англ. collocation) служит той же цели, что и хостинг. Разница лишь в том, что в этом случае для хранения веб-сайта предприятие использует собственный сервер, который при этом размещается в помещении поставщика услуги колокации. Кроме того, поставщик такой услуги обеспечивает постоянное подключение сервера к Интернету, а также, как правило, его работоспособность, техобслуживание и физическую охрану.
Учет данной услуги подчиняется тем же принципам, что и учет хостинга (см. выше). В то же время сервер предприятия амортизируется в общем порядке — в налоговом учете в качестве основного средства группы 4 с двухлетним минимальным сроком полезной эксплуатации.
6. Учет расходов на регистрацию домена
Что такое домен? Для ответа на этот вопрос вспомним, что собой представляет Интернет. Так, ст. 1 Закона № 1280 определяет его как всемирную информационную систему общего доступа, логически связанную глобальным адресным пространством, т. е. совокупностью адресов сети Интернет. При этом для любого сервера (другого сетевого устройства), через который пользователи смогут зайти на веб-сайт, у поставщика интернет-услуг необходимо получить свой уникальный адрес — таковым является внешний IP-адрес. Он представляет собой набор цифр (например, 109.86.178.4), при помощи которых идентифицировать тот или иной веб-сайт как минимум неудобно. Для разрешения этой задачи (но не исключительно) служит домен, т. е. часть адресного пространства сети Интернет, имеющая уникальное и идентифицирующее ее название (ст. 1 Закона № 1280). Таким образом, говоря проще, домен — это уникальное наименование, назначаемое IP-адресу компьютера (другого сетевого устройства), на котором хранится соответствующий веб-сайт: например, www.nibu.factor.ua.
При этом доменные имена имеют собственную многоуровневую иерархию. В частности, среди них можно выделить:
1) одноуровневые, состоящие собственно из домена верхнего уровня — например, www.ru, www.com и т. п.;
2) двухуровневые, включающие в себя домен первого и второго уровней, — к примеру, www.factor.ua;
3) трехуровневые, состоящие из доменов первого, второго и третьего уровней — например, www.buhgalter.com.ua.
Процедура получения домена называется его регистрацией. Такая регистрация осуществляется соответствующими регистраторами. С их перечнем можно ознакомиться на сайте администратора: www.hostmaster.ua. При этом стоит отдельно выделить тот факт, что, регистрируя домен, предприятие не приобретает его — ему такой домен делегируется, причем на ограниченный срок (как правило, от одного года до нескольких лет). В дальнейшем, по истечении срока делегирования, домен необходимо продлить, уплатив соответствующую сумму. В противном случае он удаляется.
Бухгалтерский учет. Представленная выше информация обуславливает определенные особенности в учете расходов на регистрацию доменов. Начнем с того, что, как правило, расходы на такую регистрацию включаются разработчиком в стоимость услуги по созданию веб-сайта (причем она может даже и не выделяться отдельной строкой), а потому в подобных случаях ее наиболее логично направить в первоначальную стоимость сайта. Такое же мнение выдвигается и в п.п. «б» п. 2 Разъяснений ПКР 32 Нематериальные активы: расходы на страницу в Интернете (см. на сайте: www.rada.gov.ua). Однако заметьте: такой подход применим лишь при первичной регистрации домена, в то время как стоимость его продления необходимо поэтапно списывать на расходы — в случае с интернет-магазином на сбытовые расходы через счет 39 «Расходы будущих периодов» (связано это с тем, что домен, как правило, делегируется на срок от одного года до нескольких лет, т. е. имеет место факт предоплаты услуги, потребляемой в течение нескольких отчетных периодов).
Одновременно с этим возможен и другой вариант учета. Так, если регистрация домена не включена в стоимость разработки сайта или включена, но выделена в ней, то, по нашему мнению, не будет ошибкой списать ее сумму на расходы (через счет 39).
Если веб-сайт не признан нематериальным активом, то расходы на регистрацию домена и его продление списываются на расходы в указанном выше порядке: в частности, на сбытовые расходы через счет 39.
Налоговый учет. Налоговый учет расходов на регистрацию и продление домена подчинен тем же правилам. В частности, расходы на регистрацию домена включаются в первоначальную стоимость веб-сайта, или же могут быть поэтапно отнесены на расходы. В то же время ГНСУ настаивает на учете таких расходов исключительно в составе первоначальной стоимости сайта (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 110.09.03), с чем можно поспорить. В свою очередь, стоимость продления домена в периоде оплаты в налоговом учете не отражается и в дальнейшем поэтапно списывается на сбытовые расходы в периоде их осуществления согласно правилам бухгалтерского учета. В декларации по налогу на прибыль такие расходы заносятся в стр. 06.2.
Что касается НДС, то налоговый кредит по услуге регистрации домена может быть отражен при соблюдении общих условий для его формирования: интернет-магазин должен использоваться для поставки облагаемых НДС товаров/услуг при наличии корректно оформленной и при необходимости зарегистрированной налоговой накладной.
7. Продвижение веб-сайта в поисковых системах и его поддержка
Очевидно, что при осуществлении расходов на продвижение сайта в поисковых системах предприятие стремится увеличить собственные экономические выгоды. При этом расходы на «популяризацию» сайта в поисковых системах можно соотнести с расходами на маркетинг (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 101, с. 46). В связи с этим их как в бухгалтерском, так и в налоговом учете следует относить в состав расходов на сбыт.
Что касается услуг по поддержке сайта, то их содержание в каждом конкретном случае может отличаться (обновление информации, публикация новостей и т. п.), однако их общей чертой является то, что все они направлены на поддержание сайта в актуальном состоянии. Таким образом, расходы на поддержку сайта в бухгалтерском и налоговом учете наиболее логично списывать на расходы отчетного периода (в нашем случае — в состав расходов на сбыт).
В части учета НДС при покупке услуг по продвижению сайта в поисковых системах и его поддержке никаких особенностей нет: налоговый кредит формируется в общем порядке.
В заключение отметим, что не стоит путать расходы на продвижение сайта с расходами на его улучшение. Последнее имело бы место, если бы, например, были предоставлены услуги, связанные с внесением изменений в программный код сайта — в таком случае налоговые последствия были бы иными.
Бухгалтерский и налоговый учет приобретения услуг
по разработке веб-сайта (интернет-магазина)
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доход | расходы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Разработка веб-сайта | ||||||
1 | Перечислена предоплата за создание веб-сайта | 7200 | 371 | 311 | — | — |
2 | Отражена сумма налогового кредита | 1200 | 641 | 644 | — | — |
3 | Подписан акт предоставленных услуг с разработчиком сайта | 6000 | 154* | 631 | — | — |
4 | Списана сумма ранее отраженного налогового кредита | 1200 | 644 | 631 | — | — |
5 | Отражен зачет задолженностей | 7200 | 631 | 371 | — | — |
6 | Веб-сайт введен в хозяйственный оборот (акт по форме № НА-1) | 6000 | 125* | 154 | — | — |
7 | Начислена амортизация за месяц | 400 (условно) | 93* | 133 | — | 400 |
*Подобный порядок учета обусловлен тем, что в нашем случае речь идет об интернет-магазине, т. е. веб-сайте, использование которого с большой вероятностью приводит к получению будущих экономических выгод. | ||||||
Услуги хостинга и регистрация домена | ||||||
1 | Перечислена оплата услуг хостинга за месяц | 120 | 371 | 311 | — | — |
2 | Отражена сумма налогового кредита | 20 | 641 | 644 | — | — |
3 | Подписан акт оказанных услуг хостинга | 100 | 93* | 631 | — | 100 |
4 | Списан налоговый кредит | 20 | 644 | 631 | — | — |
5 | Произведен зачет задолженностей | 120 | 631 | 371 | — | — |
6 | Перечислена оплата за регистрацию домена (на год) | 600 | 371 | 311 | — | — |
7 | Отражена сумма налогового кредита | 100 | 641 | 644 | — | — |
8 | При получении документов на домен его стоимость отнесена на расходы будущих периодов | 500 | 39 | 371 | — | — |
9 | Списан налоговый кредит | 100 | 644 | 371 | — | — |
10 | Списана в конце месяца на расходы часть стоимости регистрации домена | 41, 67 | 93* | 39 | — | 41,67 |
*Подобный порядок учета обусловлен тем, что в нашем случае речь идет об интернет-магазине. | ||||||
Продвижение веб-сайта в поисковых системах и его поддержка | ||||||
1 | Перечислена предоплата за услуги по продвижению сайта | 2400 | 371 | 311 | — | — |
2 | Отражен налоговый кредит | 400 | 641 | 644 | — | — |
3 | Предоставлена услуга по продвижению сайта и подписан акт предоставленных услуг | 2000 | 93 | 631 | — | 2000 |
4 | Списан налоговый кредит | 400 | 644 | 631 | — | — |
5 | Произведен зачет задолженностей | 2400 | 631 | 371 | — | — |
6 | Перечислена предоплата за услугу поддержки сайта | 1200 | 371 | 311 | — | — |
7 | Отражен налоговый кредит | 200 | 641 | 644 | — | — |
8 | Подписан акт предоставленных услуг по поддержке сайта | 1000 | 93* | 631 | — | 1000 |
9 | Списан налоговый кредит | 200 | 644 | 631 | — | — |
10 | Произведен зачет задолженностей | 1200 | 631 | 371 | — | — |
*Квалификация расходов по поддержке сайта в качестве сбытовых связана с тем, что в нашем случае рассматривается интернет-магазин. |