23.08.2012

Особенности продажи товаров по почте

Статья

Особенности продажи товаров по почте

 

 

Сегодня наравне с традиционными способами приобретения товара — в магазине, на рынке, со склада — существует и ряд других вариантов совершения покупки, которые получают все большее распространение. Среди них и продажа товаров через операторов почтовой связи. Об особенностях организации и учета такой формы розничной торговли и поговорим в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Что представляет собой продажа товаров по почте

Основным документом, регулирующим взаимоотношения сторон при купле-продаже товаров по почте, являются Правила № 206. Данные Правила распространяются на:

— субъектов хозяйствования (юрлиц, физлиц-предпринимателей) независимо от форм собственности, осуществляющих торговую деятельность (далее — продавец);

— операторов почтовой связи, предоставляющих услуги по продаже товаров по почте;

— объекты почтовой связи (почтамты, центры обработки и перевозки почты, зональные узлы, узлы почтовой связи, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и др.).

Согласно п. 1 Правил № 206 продажа товаров по почте — это вид дистанционной торговли непродовольственными товарами по каталогам, объявлениям, другой рекламной информации с приемом заказа и доставкой потребителю по почте.

В свою очередь, дистанционная торговля — это форма продажи товаров на расстоянии, при которой выбор товара и его заказ не совпадают во времени с непосредственной передачей выбранного товара покупателю.

То есть особенностью продажи товара по почте является то, что покупатель и продавец товара не встречаются. Между ними есть связующее звено — оператор почтовой связи (далее — почта). Однако договор купли-продажи товара заключается между его покупателем и продавцом — почтовое отделение только собирает от покупателей заявки, передает их продавцу, а также доставляет товар покупателю и не является стороной договора купли-продажи. Поэтому именно между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи на расстоянии , т. е. с помощью средств дистанционной связи (телекоммуникационные сети, почтовая связь, телевидение, информационные сети, в частности Интернет). Совершение сделки оформляют соответствующим расчетным документом.

В роли продавца может выступать как предприятие (организация, учреждение) любой формы собственности, так и физическое лицо — предприниматель, реализующие товары по каталогам, проспектам, специальным перечням товаров, другим видам рекламной информации с использованием заявлений-заказов.

Потребителем же может быть только физическое лицо, заказывающее и приобретающее товары для собственных бытовых нужд.

Еще раз подчеркнем, что продавать по почте можно только непродовольственные товары. При этом перечень непродовольственных товаров, которые предлагаются для продажи по почте, продавец определяет самостоятельно. Однако следует учитывать, что при такой форме торговли не могут продаваться товары, запрещенные к продаже в соответствии с законодательством, а также товары, пересылка которых по почте запрещена Правилами предоставления почтовых услуг.

Так, согласно пп. 31, 32, 37, 38 Правил предоставления почтовых услуг в почтовых отправлениях не могут пересылаться, в частности:

— предметы, которые представляют угрозу жизни, здоровью людей, приводят к уничтожению или порче (повреждению) других почтовых отправлений или почтового оборудования;

— огнестрельное оружие всех видов и боеприпасов к нему (кроме неисправных частей ружей, которые отправляются магазинами охотничьих и рыболовных снаряжений, правлениями Общества охотников и рыболовов в адрес заводов-производителей или мастерских по ремонту ружей, а также этими заводами или мастерскими в адрес соответствующих магазинов и правления Общества охотников и рыболовов), холодное оружие и другие предметы, специально предназначенные для нападения и обороны (кастеты, стилеты, баллончики с жидкостью паралитического действия и т. п.), взрывчатые, легковоспламеняющиеся или другие опасные вещества, если иное не предусмотрено законодательством;

— наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, включенные ГСКН в перечень наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, которые подлежат специальному контролю в соответствии с законодательством;

— токсические и радиоактивные вещества, ртуть, кислоты, ядовитые, едкие вещества;

— животные и ядовитые растения;

— национальная валюта (кроме нумизматических монет и их коллекций), иностранная валюта.

Кроме того, при продаже товаров по почте продавец должен учитывать и общие ограничения по отношению к почтовым отправлениям — по массе и габаритам, установленным пп. 14, 15 Правил предоставления почтовых услуг.

 

Порядок организации продажи товаров по почте

В целом механизм продажи товаров по почте выглядит так:

— потребитель выбирает товар и делает заказ с помощью заявления-заказа;

— почта принимает от потребителя данное заявление-заказ и направляет его в адрес продавца;

— продавец передает заказанный товар почте, которая в свою очередь пересылает его почтовым отправлением в адрес получателя.

Кроме того, при продаже по почте технически сложных товаров или мебели, установка, подключение, пуск или сборка которых на дому у покупателя должны осуществляться соответствующими специалистами, еще одним участником соглашения выступает исполнитель работ по гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене товаров, который находится по месту проживания адресата (получателя) таких товаров и с которым продавцом заключен соответствующий договор для выполнения данных работ.

А теперь детальнее об основных этапах продажи товаров по почте.

Этап 1. Заключение договора между продавцом и почтой.

Обязательства продавца по договору:

— продажа по почте товаров надлежащего качества и безопасности;

— осуществление обмена товаров;

— выполнение заявлений-заказов в определенные Правилами № 206 сроки (5 рабочих дней со дня получения заявления-заказа).

Обязательства почты по договору:

— прием от потребителей заявлений-заказов;

— пересылка полученных заявлений-заказов почтовыми отправлениями в адрес продавца;

— пересылка почтовых отправлений с заказанными товарами адресату (получателю) в соответствии с Правилами предоставления почтовых услуг.

Этап 2. Заполнение потребителем заявления-заказа. Потребитель, ознакомившись с предлагаемым товаром в каталоге, проспекте, специальном перечне товаров и т. п., для подтверждения своего выбора должен заполнить и подать объекту почтовой связи заявление-заказ в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у потребителя, второй — передается работнику почты для последующего его отправления продавцу товара.

Бланк заявления-заказа выдается потребителю бесплатно, а саму его форму продавец разрабатывает самостоятельно (см. п. 7 Правил № 206). За ее основу можно взять форму заявления-заказа, приведенную в приложении к п. 8 утративших силу Правил № 153, а можно и установить свою.

Заявление-заказ потребитель заполняет в адрес получателя четко, разборчиво чернильной или шариковой ручкой, без сокращений и исправлений. Неправильно оформленные заявления-заказы не принимаются. Не допускается указание в одном заявлении-заказе нескольких покупателей.

Если по каким-либо причинам бланка заявления-заказа на почте нет, то потребитель может составить его в произвольной форме.

Для удобства потребителя образец заполнения заявления-заказа должен быть приведен в каталоге, проспекте, специальном перечне товаров и т. п. (п. 7 Правил № 206).

В подтверждение приема от потребителя заявления-заказа работник почты расписывается на обоих его экземплярах, проставляет свои фамилию и должность, а также оттиск календарного штемпеля (печати).

Обратите внимание, что покупатель при отправлении почтой заявления-заказа в адрес продавца уже покупает товар (абзац шестой п. 7 Правил № 206). Это значит, что именно с момента направления заявления-заказа договор купли-продажи между покупателем и продавцом товара по почте считается заключенным.

Впрочем, заявление-заказ на приобретение товара покупатель может направить продавцу не только через почту, но и другими способами, например, передать с нарочным или просто сообщить необходимую информацию по телефону. Гражданско-правовые последствия здесь будут такими же, как и при пересылке заявления-заказа по почте.

Этап 3. Пересылка в адрес продавца почтой полученных заявлений-заказов почтовыми отправлениями.

Этап 4. Выполнение продавцом заявлений-заказов. После получения от почты заявлений-заказов продавец должен их выполнить. Срок выполнения заказа он определяет самостоятельно, но он не должен превышать 5 рабочих дней со дня получения заявления-заказа. Этот срок должен быть указан в каталоге, проспекте, специальном перечне товаров и т. п. (п. 8 Правил № 206).

Выполнение заказа сводится к следующему (см. п. 10 Правил № 206): продавец упаковывает заказанный товар как почтовое отправление, пломбирует его и передает для пересылки объекту почтовой связи в порядке, установленном Правилами предоставления почтовых услуг. Упаковку и опломбирование почтового отправления может также осуществлять почта за дополнительную плату.

Кроме товара, в почтовое отправление продавец должен также вложить:

— расчетные документы на полную сумму проведенной операции, подтверждающие факт купли-продажи товаров. В качестве документа, подтверждающего отгрузку товара покупателю, могут служить расходная накладная или соответствующий акт;

— технический паспорт или другие заменяющие его документы с отметкой о дате продажи и наименовании продавца, заверенные штампом (печатью) и подписью продавца — при продаже товаров, на которые установлены гарантийные сроки.

Если продавец не может выполнить заказ в установленный срок (5 рабочих дней со дня получения заявления-заказа), то он должен направить потребителю уведомление с указанием причины невыполнения и возможного срока выполнения заказа. При этом, если иное не предусмотрено договором, заключенным на расстоянии, продавец должен поставить потребителю товар в течение приемлемого срока, но не позже 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора. При отказе потребителя от повторного выполнения заявления-заказа продавец возвращает ему стоимость оплаченного товара и понесенные им расходы, связанные с пересылкой почтовых отправлений (п. 8 Правил № 206).

При невозможности выполнить договор по причине отсутствия заказанного товара продавец также должен уведомить об этом потребителя для получения дополнительных указаний по поводу выбора товара. Если в заявлении-заказе проставлена отметка о возможности замены ранее заказанного товара на аналогичный, то продавец поставляет заявленный аналог. Пересылка повторного заявления-заказа осуществляется за счет продавца (п. 11 Правил № 206).

В договоре может быть предусмотрено стандартное условие замены товара, если:

— другой товар соответствует цели использования заказанного товара;

— другой товар имеет такое же или лучшее качество;

— его цена не превышает цену заказанного товара.

Этап 5. Получение покупателем товара на почте. Покупатель получает заказанный товар на почте. Порядок его выдачи определен Правилами предоставления почтовых услуг. Не полученные покупателями почтовые отправления по причине выбытия адресатов, неправильно указанного адреса, письменного отказа от получения почтового отправления, отсутствия адресата (получателя) или по окончании установленного Правилами предоставления почтовых услуг срока хранения почта возвращает продавцу (п. 13 Правил № 206).

 

Порядок проведения расчетов при продаже товаров по почте

В соответствии с п. 12 Правил № 206 оплатить заказываемый по почте товар покупатель может в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек и т. п.) на условиях:

1) предварительной оплаты — при предоставлении заявления-заказа в адрес продавца направляется почтовый перевод или оформляется платеж на бланке установленной формы. В этом случае почтовое отправление вручается адресату на почте или с доставкой на дом согласно условиям договора и заявлению-заказу покупателя;

2) последующей оплаты — оплата почтового отправления при получении его на почте. Сумма почтового перевода (платежа) включает оплату стоимости товара и плату за пересылку почтового отправления.

Независимо от того, на каких условиях покупатель осуществил оплату (наличный или безналичный расчет, предварительная или последующая оплата), для продавца такие расчеты являются безналичными (так как деньги поступают на его текущий счет). В связи с этим какие-либо кассовые или товарные чеки, подтверждающие факт продажи товара, в почтовое отправление продавцом не вкладываются. Документы, подтверждающие факт перечисления средств на счет продавца, покупателю выдает то учреждение, через которое он перечислял эти средства (почта, банковское учреждение и т. п.).

 

Гарантийные обязательства в отношении товаров, продаваемых по почте

При продаже товаров на основании договора, заключенного на расстоянии, продавец должен соблюдать все обязательства относительно качества, безопасности, гарантийного ремонта и обмена товаров, установленные Законом о защите прав потребителей, с учетом особенностей, предусмотренных для торговли по почте п. 14 Правил № 206.

Так, при выявлении в течение установленного гарантийного срока недостатков товара потребитель в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать от продавца:

— пропорционального уменьшения цены;

— бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;

— возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества или некомплектный товар у потребителя и удовлетворить его требования на основании письменного заявления. Такое заявление вместе с товаром покупатель направляет продавцу по почте. О приеме заявления работник почты за своей подписью делает отметку и проставляет оттиск календарного штемпеля (печати) на обратной стороне расчетного документа о приеме оплаты услуги по продаже товаров по почте.

Почтовое отправление вместе с заявлением и актом, составленным почтой в соответствии с Правилами предоставления почтовых услуг, направляется продавцу для рассмотрения и удовлетворения требований покупателя.

При выявлении в течение гарантийного срока существенных недостатков приобретенного товара покупатель вправе требовать от продавца расторжения договора и возврата уплаченных денег либо замены на такой же или аналогичный товар.

Имейте в виду, что при продаже товаров по почте, когда время оформления заявления-заказа (заключения договора купли-продажи) и время передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок эксплуатации исчисляется со дня вручения почтового отправления покупателю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, — со дня их осуществления (см. п. 20 Правил № 206, п. 5 Порядка № 506).

 

Порядок возврата покупателем товара, приобретенного по почте

Как и при обычной покупке, при покупке товара по почте покупатель имеет право расторгнуть договор на расстоянии в течение 14 дней с момента его заключения (т. е. с момента направления заявления-заказа) или с момента получения товара путем уведомления об этом продавца (п. 15 Правил № 206).

Однако если покупатель распечатал аудио- или видеокассету либо носитель компьютерного обеспечения, поставляемые запечатанными, то расторгнуть договор о такой покупке не представляется возможным, если иное не установлено договором (п. 16 Правил № 206).

В то же время перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену, утвержденный постановлением КМУ от 19.03.94 г. № 172 , значительно шире, чем предусмотрено в п. 16 Правил № 206. И хотя на это, п. 16 вполне согласуется с Законом о защите прав потребителей, который также не отсылает к названному перечню КМУ при продаже товаров по договорам, заключенным на расстоянии, такой перечень не стоит игнорировать.

Покупатель должен уведомить продавца о месте, где товар может быть ему возвращен. В договоре может быть предусмотрен возврат либо непосредственно продавцу, либо отправка почтовым отправлением. При этом любые расходы, связанные с возвратом товара, несет продавец (п. 17 Правил № 206).

Продавец должен возвратить полученные от покупателя деньги без задержки не позднее 30 дней с момента уведомления его покупателем о расторжении договора (п. 17 Правил № 206, ч. 4 ст. 9 Закона о защите прав потребителей).

Если этот срок пропущен, то потребитель вправе рассчитывать на неустойку в размере 1 % стоимости товара за каждый день задержки (п. 19 Правил № 206).

 

Налоговый учет

Налог на прибыль. Согласно п. 137.1 НКУ доход от реализации товаров признается по дате перехода к покупателю права собственности на такой товар. Суммы авансов, полученные в счет оплаты товаров, в состав дохода не включаются (п.п. 136.1.1 НКУ).

Таким образом, в налоговом учете доход от продажи товара следует отражать на дату перехода права собственности на него к покупателю.

Относительно такой даты заметим следующее. Как известно, в соответствии со ст. 655 ГКУ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму.

При этом согласно ст. 664 ГКУ обязательство продавца передать товар покупателю считается выполненным в момент:

1) вручения товара покупателю, если договором установлена обязанность продавца доставить товар;

2) передачи товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю по местонахождению товара.

В свою очередь, ст. 334 ГКУ установлено, что право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законом. Передачей же имущества считается вручение его приобретателю или перевозчику, организации связи и т. п. для отправки, пересылки приобретателю имущества, отчужденного без обязательства доставки.

Из изложенного следует: если договор предполагает доставку товаров покупателю (а в рассматриваемой ситуации продавец принимает на себя обязательства по доставке товара по почте), датой перехода права собственности на товар к покупателю будет дата непосредственного вручения такого товара покупателю, т. е. дата его фактического получения покупателем на почте. Об этом моменте будет свидетельствовать уведомление о вручении почтового отправления (заказа) адресату, полученное от почты. До этого момента товар все еще будет находиться в собственности продавца. Подтверждение тому находим и в п. 29 Правил предоставления почтовых услуг, где сказано, что почтовые отправления, почтовые переводы до момента вручения их получателям являются собственностью отправителей.

Это означает, что при продаже товаров по почте продавец отражает у себя «налоговый» доход на дату фактического получения покупателем заказанного товара.

Напомним также, что продавец, реализующий товар по почте, несет определенные затраты по его пересылке (если по условиям договора они возлагаются на продавца и включаются в стоимость товара), в том числе в связи с выполнением гарантийных обязательств (плата за пересылку согласно установленным тарифам, стоимость упаковочных материалов и т. п.). Такие затраты на основании п.п. 138.10.3 НКУ включаются в состав прочих расходов как составляющая расходов на сбыт и отражаются в том отчетном периоде, в котором осуществлены (п. 138.5 НКУ).

Причем этот порядок справедлив и в отношении ситуации, когда почта возвращает продавцу не полученные покупателями почтовые отправления по причине выбытия адресатов, неправильно указанного адреса, письменного отказа от получения почтового отправления, отсутствия адресата (получателя) или по окончании установленного Правилами предоставления почтовых услуг срока хранения почтового отправления, ведь указанные расходы непосредственно связаны деятельностью налогоплательщика по продаже товаров, а значит, имеют хозяйственную направленность. Поэтому нет причин не включать их в «налоговые» расходы.

Налог на добавленную стоимость. При продаже товаров по почте налоговые обязательства по НДС у продавца возникают на дату первого из событий (п. 187.1 НКУ):

— либо на дату зачисления средств от покупателя на текущий счет,

— либо на дату отгрузки товара покупателю.

Если первое событие — получение оплаты, вопросов не возникает, продавец начисляет налоговые обязательства по НДС на дату получения такой оплаты.

Сложнее в ситуации с последующей оплатой. Ведь если первым событием является не получение предоплаты, то по правилу п. 187.1 НКУ налоговые обязательства по НДС отражаются продавцом на дату отгрузки товара. А какую же дату в рассматриваемой ситуации считать датой отгрузки: дату передачи почтового отправления (товара) отделению связи для отправки покупателю или дату вручения почтой почтового отправления (товара) покупателю?

В принципе у предприятия, реализующего товары по почте, есть основания отражать налоговые обязательства по НДС на дату фактического получения покупателем заказанного товара. Аргумент в пользу этого — все тот же п. 29 Правил предоставления почтовых услуг, согласно которому почтовые отправления до момента вручения их адресатам (получателям) являются собственностью отправителей. В свое время сторонником такой точки зрения был Госкомпредпринимательства: в письме от 25.02.2003 г. № 1-221/1054 он указывал, что только в момент получения товара покупателем на почте осуществляется его продажа и продавцом отражаются доход и налоговые обязательства по НДС.

Такой вариант, конечно, удобен для продавца. Тем более, что если вдруг товар не будет вручен адресату (например, в связи с его выбытием, неправильно указанным получателем адреса, письменным отказом от получения почтового отправления, отсутствием получателя), у продавца не будет необходимости осуществлять последующие корректировки ранее отраженных налоговых обязательств по НДС.

Однако здесь нельзя сбрасывать со счетов мнение сотрудников налоговой службы, которое отличается от вышеприведенной позиции. Так, еще в периоде действия Закона о налоге на прибыль и Закона об НДС ГНАУ в письме от 07.03.2008 г. № 4501/7/16-1517-18 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 39), касающемся вопросов формирования у продавца валового дохода и налоговых обязательств по НДС при отгрузке товара без предоплаты, предлагала рассматривать отгрузку товаров как начало процесса физического перемещения товара от места его постоянного нахождения (хранения) у поставщика.

Соответственно датой отгрузки, с точки зрения налоговиков, должна считаться дата, на которую приходится начало передачи товара от поставщика либо непосредственно покупателю, либо организации, которая будет осуществлять доставку покупателю этого товара любым способом (перевозка, пересылка и т. п.).

Подтверждением даты начала передачи (перемещения) товара является дата, указанная в документах на пересылку.

Отгрузка товара со склада поставщика сопровождается оформлением отгрузочных документов, поэтому, если следовать позиции специалистов налогового ведомства, датой, на которую возникают налоговые обязательства по НДС у продавца, следует считать именно дату отгрузки, причем даже если по условиям договора право собственности на товар переходит к покупателю позже.

Спорить с налоговиками в этом вопросе довольно сложно, поскольку определения термина «отгрузка» ни один нормативный документ не содержит. Так что, если товар реализуется покупателю по почте на условиях последующей оплаты (наложенным платежом), налоговые обязательства по НДС продавцу безопаснее отразить на дату передачи товара отделению связи.

В момент возникновения налоговых обязательств продавец выписывает налоговую накладную в двух экземплярах (п. 201.4 НКУ), оба из которых оставляет у себя. При этом в верхней левой части оригинала такой налоговой накладной в поле «Залишається у продавця (тип причини)» проставляются пометка «Х» и тип причины «02» («Постачання неплатнику податку»).

Налоговые накладные, выписанные неплательщикам НДС, не подлежат регистрации в Едином реестре налоговых накладных (п. 4 Порядка № 1246).

Если же направленный по почте товар по каким-либо причинам не будет получен покупателем, продавцу нужно будет откорректировать ранее отраженные налоговые обязательства по НДС, выписав расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

Для наглядности представим порядок налогообложения операций по продаже товаров по почте в табл. 1.

 

Таблица 1

Порядок налогообложения операций по продаже товаров по почте

Форма оплаты

Доходы
(п. 137.1 НКУ)

Налоговые обязательства по НДС
 (п. 187.1 НКУ)

Единый налог
(п.п. 2 п. 292.1 НКУ)

Предварительная оплата

Дата поступления денежных средств в оплату товара на текущий счет предприятия-продавца

По факту получения денежных средств в оплату товара

Последующая оплата

Дата фактического получения покупателем почтового отправления (товара)

Дата передачи почтового отправления (товара) почте для пересылки его покупателю

 

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете доход от реализации продукции (товаров, других активов) возникает при следующих условиях (см. п. 8 П(С)БУ 15):

— покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на продукцию (товар, другой актив);

— предприятие не осуществляет в дальнейшем управление и контроль за реализованной продукцией (товарами, другими активами);

— сумма дохода (выручка) может быть достоверно определена;

— есть уверенность в том, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия, а расходы, связанные с этой операцией, могут быть достоверно определены.

Как видим, в отличие от налогового учета, в бухгалтерском учете при определении момента отражения дохода важен не переход права собственности на товар к покупателю, а передача ему рисков и выгод, связанных с правом собственности на такой товар.

В соответствии со ст. 323 ГКУ риск случайного уничтожения и случайного повреждения (порчи) имущества несет его собственник, если иное не установлено договором или законом.

Согласно же п. 29 Правил предоставления почтовых услуг почтовые отправления до момента вручения их получателям находятся в собственности отправителей, поэтому условия признания дохода в момент передачи товара почте не выполняются.

Таким образом, если договор, заключенный на расстоянии, не содержит каких-либо специальных оговорок, доход в бухгалтерском учете продавец товара по почте отражает так же, как и в налоговом учете — на дату фактического получения заказанного товара покупателем (такая дата, напомним, указывается в уведомлении о вручении почтового отправления (заказа), полученном от предприятия почтовой связи).

Товар до фактического его получения покупателем продолжает числиться на балансе продавца. Для учета товара, переданного почте для отправки в качестве почтового отправления, целесообразно использовать субсчет второго порядка к субсчету 281, например субсчет 2812 «Товары в пути».

Что касается затрат на пересылку почтовых отправлений (заказов), то они включаются продавцом в состав расходов на сбыт и учитываются на одноименном счете 93. Это подтверждает и п. 23 Методрекомендаций № 145, где уточнено, что расходы на пересылку товаров по почте включаются в состав расходов на сбыт по статье 3.7 «Расходы на транспортировку».

 

Пример отражения в налоговом и бухгалтерском учете операций при продаже товаров по почте

Пример. Предприятие «Чистый дом» 14.08.2012 г. получило от покупателя заявление-заказ на приобретение одной единицы товара (унивесального моющего средства для кухни «Блеск-форте»). Доставка товара осуществляется по почте.

Стоимость почтовых услуг за пересылку товара (посылка массой 0,5 кг с объявленной ценностью 120 грн. и уведомлением о вручении) — 16,50 грн. (в том числе НДС 20 % — 2,75 грн.).

Продажная стоимость товара, включая стоимость пересылки, — 136,50 грн. (в том числе НДС 20 % — 22,75 грн.).

Себестоимость товара — 80 грн.

Товар передан почте 16.08.2012 г. Согласно уведомлению о вручении товар получен покупателем 21.08.2012 г.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующим образом:

Вариант 1. Расчет за товар осуществляется в форме предварительной оплаты

 

Таблица 2

№ п/п

Дата

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

15.08.2012 г.

Получена от покупателя (заказчика) предоплата за товар (через предприятие почтовой связи)

311

681

136,50

2

Отражены налоговые обязательства по НДС в составе полученной предоплаты за товар

643

641/НДС

22,75

3

16.08.2012 г.

Товар передан почте

2812

2811

80

4

Отражены расходы на пересылку товара по почте

93

685

13,75

13,75

5

Отражена сумма налогового кредита в составе стоимости расходов на пересылку товара

641/НДС

685

2,75

6

Оплачены услуги почты по пересылке товара

685

311

16,50

7

21.08.2012 г.

Товар получен покупателем (согласно уведомлению о вручении)

361

702

136,50

113,75

80

8

Списана ранее отраженная сумма налоговых обязательств по НДС

702

643

22,75

9

Списана себестоимость реализованного товара

902

2812

80

10

Произведен зачет задолженностей с покупателем

681

361

136,50

11

31.08.2012 г.

Отнесены на финансовый результат:

— доход от продажи товара

702

791

113,75

— себестоимость реализованного товара

791

902

80

— стоимость услуг по пересылке товара

791

93

13,75

 

Вариант 2. Расчет за товар осуществляется в форме последующей оплаты

 

Таблица 3

№ п/п

 

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

16.08.2012 г.

Товар передан почте

2812

2811

80

2

Начислены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости переданного почте товара

643

641/НДС

22,75

3

Отражены расходы на пересылку товара по почте

93

685

13,75

13,75

4

Отражена сумма налогового кредита в составе стоимости расходов на пересылку товара

641/НДС

685

2,75

5

Оплачены услуги почты по пересылке товара

685

311

16,50

6

21.08.2012 г.

Товар получен покупателем (согласно уведомлению о вручении)

361

702

136,50

113,75

80

7

Списана ранее начисленная сумма налоговых обязательств по НДС при получении товара покупателем

702

643

22,75

8

Списана себестоимость проданного товара

902

2812

80

9

Получены денежные средства от покупателя в оплату товара

311

361

136,50

10

31.08.2012 г.

Отнесены на финансовый результат:

— доход от продажи товара

702

791

113,75

— себестоимость товара

791

902

80

— стоимость услуг по пересылке почтового отправления

791

93

13,75

 

Таков порядок учета операций по продаже товара по почте. Желаем вам взаимовыгодного сотрудничества с почтой и благодарных покупателей!