20.02.2012
Письмо Государственной налоговой службы Украины от 06.01.2012 г. № 432/6/15-2216є
Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение Украинского союза промышленников и предпринимателей от 08.12.2011 г. № 02-1-1100 об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и по изложенным вопросам в пределах компетенции сообщает.
1. В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 раздела II Закона Украины от 4 ноября 2011 года № 4014-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» (далее — Закон № 4014) субъекты хозяйствования, которые были плательщиками единого налога в соответствии с Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» или фиксированного налога в соответствии с разделом IV Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан», а также юридические и физические лица — предприниматели, которые были плательщиками других налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом Украины, и приняли решение с 1 января 2012 года перейти на упрощенную систему налогообложения согласно нормам этого Закона и отвечают требованиям статьи 291 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), подают соответствующее заявление не позднее 25 января 2012 года.
В случае подачи заявления на применение упрощенной системы налогообложения по утвержденной в соответствии с Законом № 4014 форме за 15 календарных дней до начала следующего года не нужно повторно подавать заявление.
комментарий редакции
Новая «упрощенка» не предусматривает
ежегодной подачи заявления о переходе на ЕН
Не совсем понятно, о чем конкретно налоговики хотели сказать в данной части письма. Дело в том, что о подаче в ГНСУ заявления по форме, утвержденной приказом МФУ от 20.12.2011 г. № 1675, до 2012 года не могло быть и речи, поскольку и Закон № 4014, и указанный приказ МФУ вступили в силу лишь с 1 января.
Вероятнее всего, контролеры просто-напросто хотели подчеркнуть, что новая упрощенная система не предусматривает ежегодной подачи заявления о переходе на ЕН, хотя для этого достаточно всего лишь вспомнить о том, что свидетельства плательщиков ЕН по новой форме выдаются бессрочно (п. 299.3 НКУ).
Виталий Смердов
2. Плательщики единого налога первой и второй групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20-го числа (включительно) текущего месяца.
Такие плательщики единого налога могут осуществить уплату единого налога авансовым взносом за весь налоговый (отчетный) период (квартал, год), но не более чем до конца текущего отчетного года.
Начисление авансовых взносов для указанных выше плательщиков осуществляется органами государственной налоговой службы на основании заявлений таких плательщиков.
Плательщики единого налога третьей группы уплачивают единый налог в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал.
3. Согласно подпункту «г» подпункта 4 пункта 293.8 статьи 293 Кодекса ставка единого налога, определенная для третьей и четвертой групп в размере 3 процента, может быть выбрана плательщиком единого налога, применяющим ставку единого налога в размере 5 процентов, в случае поставки им услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и если объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 раздела V этого Кодекса, и регистрации такого плательщика единого налога плательщиком НДС в порядке, установленном разделом V этого Кодекса, путем подачи заявления об изменении ставки единого налога не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала, в котором осуществлена регистрация плательщиком налога на добавленную стоимость. То есть плательщики единого налога, применяющие ставку 5 процентов, при превышении совокупных объемов поставки услуг (работ) за последние 12 календарных месяцев — 300 тыс. грн. обязательной регистрации плательщиком НДС не подлежат.
Пунктом 183.4 статьи 183 Кодекса определено, что в случае изменения ставки единого налога согласно подпункту «г» подпункта 4 пункта 293.8 статьи 293 регистрационное заявление подается в срок, определенный пунктом 183.2 статьи 183 Кодекса.
Плательщики единого налога третьей и четвертой групп, применяющие ставку 5 процентов и осуществляющие исключительно поставки услуг плательщикам налога на добавленную стоимость, объемы которых за последние 12 календарных месяцев совокупно превышают 300 тыс. грн., могут по собственному желанию зарегистрироваться плательщиками НДС и осуществить переход на ставку единого налога в размере 3 процентов с календарного квартала, следующего за кварталом, в котором объемы поставки услуг плательщикам НДС превысили 300 тыс. гривень.
В соответствии с пунктом 183.1 статьи 183 Кодекса любое лицо, которое подлежит обязательной регистрации или приняло решение о добровольной регистрации плательщиком налога, подает в орган государственной налоговой службы за своему местонахождению (местожительству) регистрационное заявление.
Подпунктом 14.1.139 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса определено, что для целей обложения налогом на добавленную стоимость согласно разделу V Кодекса под определение «лицо» подпадают, в частности:
• субъект хозяйствования — юридическое лицо, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения таких инвестиций (кроме юридических лиц, которыми применяется ставка единого налога в размере 5 процентов, за исключением юридических лиц — плательщиков единого налога, осуществляющих поставку услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 Кодекса;
• физическое лицо (гражданин Украины, иностранец и лицо без гражданства), осуществляющее деятельность, которая относится согласно законодательству к предпринимательской (кроме физических лиц — предпринимателей, определенных в подпунктах 1 и 2 пункта 291.4 статьи 291 Кодекса, и физических лиц — предпринимателей, определенных в подпункте 3 пункта 291.4 статьи 291 Кодекса, которыми применяется ставка единого налога в размере 5 процентов, за исключением физических лиц — предпринимателей, определенных в подпункте 3 пункта 291.4 статьи 291 Кодекса, которые осуществляют поставку услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 Кодекса), и/или ввозящее товары на таможенную территорию Украины.
Таким образом, плательщики единого налога третьей или четвертой групп могут быть плательщиками НДС при условии, что они отвечают требованиям, определенным пунктом 181.1 статьи 181 или пунктом 182.1 статьи 182 Кодекса, и применяют ставку единого налога в размере 3 процентов.
комментарий редакции
Несколько выводов ГНСУ относительно
НДС-регистрации плательщиков ЕН
В первом выводе, содержащемся в этой части письма, налоговики напомнили, что плательщики ЕН III и IV групп по ставке 5 % при превышении объема поставок услуг (работ) за последние 12 календарных месяцев 300 тыс. грн. обязательной НДС-регистрации не подлежат. Такой же подход был высказан ими и в письме ГНСУ от 26.12.2011 г. № 8362/6/15-2316. Аналогичной позиции придерживались и мы (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 4, с. 50).
В свою очередь, последующие рассуждения ГНСУ достаточно размыты. Так, сначала налоговики начали заметно фискалить и отметили, что на ставку 3 % в добровольном порядке могут перейти единоналожники, которые применяют ставку 5 % и осуществляют исключительно поставку услуг (!) плательщикам НДС, объемы которых за последние 12 месяцев совокупно превышают 300 тыс. грн. Остается загадкой, какие цели преследовала ГНСУ в данном выводе, ведь известно, что НКУ предусматривает право перехода на ставку 3 % при осуществлении поставок не только услуг, но и работ. В то же время в свете последующих лояльных разъяснений налоговиков вероятность того, что они будут следовать такому подходу, крайне мала.
Следующий вывод ГНСУ, наоборот, при буквальном прочтении либерален. В частности, налоговики отметили, что единоналожники III и IV групп могут быть плательщиками НДС при условии соответствия критериям п. 181.1 (объем поставок превышает 300 тыс. грн. за предыдущие 12 календарных месяцев) или п. 182.1 НКУ (условия для добровольной НДС-регистрации). Дословное содержание данного разъяснения позволяет говорить, что для целей перехода единоналожников III и IV групп на ЕН по ставке 3 % налоговики готовы: (1) учитывать поставки не только работ (услуг), но и товаров (причем вне зависимости от НДС-статуса их получателей); (2) учитывать соответствие критериям для добровольной НДС-регистрации. Несмотря на весь позитив подобных умозаключений, есть сомнения, что такие выводы будут применяться налоговиками на практике. К сожалению, уже в более свежем письме ГНСУ от 31.01.2012 г. № 2955/7/18-3117 (см. на с. 19) речь идет только об одном случае перехода на ставку 3 % со ставки 5 % — на основании абз. «г» п.п. 4 п. 293.8 НКУ. Нелогичность такого подхода в контексте упомянутого письма см. в комментарии к нему.
Виталий Смердов
4. В соответствии с подпунктом 291.5.2 пункта 291.5 статьи 291 Кодекса не могут быть плательщиками единого налога физические лица — предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере аудита.
Согласно статье 3 Закона Украины от 22 апреля 1993 года № 3125-XII «Об аудиторской деятельности», с изменениями и дополнениями, аудит — это проверка данных бухгалтерского учета и показателей финансовой отчетности субъекта хозяйствования с целью выражения независимого мнения аудитора о ее достоверности во всех существенных аспектах и согласно требованиям законов Украины, положений (стандартов) бухгалтерского учета или других правил (внутренних положений субъектов хозяйствования) в соответствии с требованиями пользователей.
При этом статьей 1 Закона Украины от 16 июля 1999 года № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», с изменениями и дополнениями, определено, что бухгалтерский учет — это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.
Учитывая то, что деятельность в сфере бухгалтерского учета и деятельность в сфере аудита по своей сути являются разными видами деятельности, то физические лица — предприниматели, предоставляющие исключительно бухгалтерские услуги, имеют право находиться на упрощенной системе налогообложения и быть плательщиками единого налога .
комментарий редакции
Предоставление бухгалтерских услуг
для предпринимателей-единоналожников вне табу
В данной части письма ГНСУ подтвердила свои выводы из Единой базы налоговых знаний (см. раздел 230.03) относительно того, что бухгалтерские услуги не являются запрещенным видом деятельности для предпринимателей-единоналожников (также
см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 4, с. 14). В то же время реально оказывать данные услуги могут лишь предприниматели-единоналожники группы II (при условии, что получателями таких услуг являются единоналожники или физлица) и III.
Виталий Смердов
5. В соответствии с пунктом 1 приказа Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11 октября 2010 года № 457 «Об утверждении и отмене национальных классификаторов» с 1 января 2012 года вступает в силу национальный классификатор Украины ДК 009:2010 «Классификация экономических видов деятельности» (далее — ДК 009:2010). С целью постепенного перехода к ДК 009:2010 в течение 2012 года будет действовать ДК 009:2005.
Государственной службой статистики Украины 29 ноября 2011 года было проведено общее совещание, участниками которого были Государственная регистрационная служба Украины, Государственная налоговая служба Украины и другие центральные органы исполнительной власти. Целью совещания была выработка плана общих действий по обеспечению постепенного в течение всего 2012 года введения в действие ДК 009:2010.
комментарий редакции
КВЭД-2005 в течение 2012 года остается в силе…
но это не касается вновь созданных
субъектов хозяйствования
В этой части письма ГНСУ напомнила, что в течение всего 2012 года КВЭД-2005 остается действующим. Аналогичные выводы были представлены и в письме ГНСУ от 30.12.2011 г. № 10974/7/18-3017 (см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 7, с. 20). В этой связи стоит также вспомнить более конкретное письмо ГНСУ от 12.01.2012 г. № 871/7/17-1217, в котором говорится об обязательности приема заявлений о переходе на ЕН с указанными в них видами деятельности по КВЭД-2010 или КВЭД-2005.
Что касается совместного совещания ГНСУ, Государственной регистрационной службы и прочих госорганов, то одним из его результатов стало появление совместного письма Государственной регистрационной службы, ГНСУ, Государственной службы статистики, правления ПФУ от 24.01.2012 г. № 72-7-25-12, № 1006/5/17-1216, № 14/4-12/47, № 1670/05-10. В нем чиновники обратили внимание на то, что с целью постепенного перехода на КВЭД-2010 с 2012 года при регистрации вновь созданных (!) субъектов хозяйствования следует использовать лишь КВЭД-2010. Важно, что чиновники указали на недопустимость в течение 2012 года требования от субъектов хозяйствования заявлений (!), деклараций, отчетов и прочих документов с использованием КВЭД-2010. В письме также представлены приблизительный порядок действий и формы документов для осуществления перекодировки.
Виталий Смердов
6. Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности по отдельным налогам и сборам, в частности земельному налогу, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 287.7 статьи 287 Кодекса в случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных строений (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями, в том числе указанными в пунктах 276.1, 276.4 статьи 276 Кодекса, налог за площади, предоставляемые в аренду, исчисляется с даты заключения договора аренды земельного участка или с даты заключения договора аренды зданий (их частей).
Собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной части придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (пункт 287.8 статьи 287 Кодекса).
комментарий редакции
Освобождение единоналожников от земельного налога:
скорее мнимое, чем реальное
По сравнению с действовавшим ранее освобождением единоналожников от земельного налога (как согласно Указу № 727 в интерпретации постановления КМУ от 16.03.2000 г. № 507, так и согласно абз. «г» п.п. 1 п. 1 подразд. 8 разд. XX «Переходные положения» НКУ), когда под налогообложение по идее должны были подпадать только земельные участки, которые не использовались ими для ведения предпринимательской деятельности, в 2012 году практически ничего не изменилось. На сегодня п.п. 4 п. 297.1 этого Кодекса установлено, что плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу, кроме налога за участки, которые не используются ими для ведения хозяйственной деятельности.
Судя по содержанию второго абзаца комментируемой части письма ГНСУ, остались неизменными и прежние требования налоговиков об уплате земналога в случае передачи единоналожниками в аренду собственной недвижимости, расположенной на земельных участках, которые находятся в их собственности или постоянном пользовании. Цитируя п. 287.7 НКУ и без учета контекста ст. 287 в целом, авторы письма прозрачно намекают, что арендодателям недвижимости — «упрощенцам» не уйти от «налога за площади, которые предоставляются в аренду», и платить его надо «с даты заключения договора аренды земельного участка или с даты заключения договора аренды зданий (их частей)».
Между тем, мы уже неоднократно писали (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 7, с. 15; № 88, с. 29), что п. 287.7 НКУ самостоятельного применения не имеет, а должен применяться в связке с п. 276.5 этого Кодекса, который согласно п. 1 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ вступит в силу с 1 января 2015 года. Вот тогда арендодатели недвижимости, которые и без того платят земналог, должны будут рассчитывать его исходя из нормативной денежной оценки земельного участка под такой недвижимостью, определенной с применением коэффициента функционального использования площадей в зависимости от вида экономической деятельности арендатора. Но к обязанности уплаты налога за землю единоналожниками ни п. 276.5, ни п. 287.7 НКУ не имеют (и не будут иметь) никакого отношения!
Отнюдь не случайно упоминание налоговиками в этой части письма и п. 287.8 НКУ. Тем самым они дают понять, что если плательщик единого налога является собственником нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме, то освобождение от земельного налога, предоставленное ему п.п. 4 п. 297.1 этого Кодекса, якобы тоже не работает, поскольку в этом случае вообще никакой земельный участок в установленном порядке единоналожнику не выделялся (подобные аргументы в свое время звучали в одной из консультаций в ЕБНЗ под кодом 200.01, а также в письме ГНА в г. Киеве от 05.10.2011 г. № 9876/10/31-606).
Похоже, налоговики настроены все более и более ущемлять права плательщиков единого налога в отношении неуплаты ими налога за землю. При этом последним теперь не удастся опереться на выработанную ранее положительную судебную практику в этом вопросе, поскольку формально произошло изменение основания для их освобождения от земельного налога и еще неизвестно, как поведут себя суды в условиях нового «единоналожного» законодательства.
Игорь Хмелевский
7. В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» (далее — Закон) определено, что субъектами малого предпринимательства являются физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности.
Для субъектов малого предпринимательства в порядке, установленном законодательством Украины, может применяться:
• упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;
• упрощенная форма бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности устанавливается Кодексом.
Порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства определяется Министерством финансов Украины.
Согласно пункту 292.1 статьи 292 главы 1 раздела XIV Кодекса в редакции Закона № 4014 указано, что доходом плательщика единого налога являются:
для физического лица — предпринимателя — доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной пунктом 292.3 статьи 292 Кодекса. При этом в доход не включаются полученные таким физическим лицом пассивные доходы в виде процентов, дивидендов, роялти, страховые выплаты и возмещения, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит на праве собственности физическому лицу и используется в его хозяйственной деятельности.
В соответствии с подпунктом 296.1 статьи 296 Кодекса плательщики единого налога, которые выбрали I, II и III группу, ведут учет в порядке, определенном подпунктами 296.1.1 — 296.1.3 статьи 296 Кодекса путем ежедневного отражения полученных доходов по итогам рабочего дня в книге учета доходов. Форма книги учета доходов и порядок ведения утверждены приказом Министерства финансов Украины от 15.12.2011 г. № 1637 «Об утверждении форм книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядке их ведения» (далее — Порядок), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины от 27.12.2011 г. под № 1534/20272.
Плательщики единого налога третьей группы, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, ведут учет доходов и расходов .
В соответствии с пунктом 44.1 статьи 44 Кодекса плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
Плательщики налогов обязаны обеспечить хранение документов, определенных в пункте 44.1 статьи 44 Кодекса, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не меньше 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного Кодексом предельного срока подачи такой отчетности.
комментарий редакции
Предприниматели-единоналожники должны обеспечивать наличие
и хранение необходимых первичных документов
ГНСУ напомнила, что предприниматели-единоналожники должны вести учет доходов (и расходов — для плательщиков ЕН группы III по ставке 3 %) в соответствующих учетных книгах, утвержденных приказом МФУ от 15.12.2011 г. № 1637. Кроме того, налоговики заметили, что предприниматели-единоналожники:
1) должны вести учет доходов и, при необходимости, расходов, а также других показателей, связанных с исчислением объекта налогообложения и/или налоговых обязательств на основании первичных и прочих документов;
2) обязаны обеспечить хранение таких документов в течение установленных законодательством сроков.
Виталий Смердов
8. Позиция ГНС Украины относительно аннулирования регистрации лица как плательщика НДС в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса изложена в письме ГНА Украины от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417.
Так, при аннулировании регистрации лица как плательщика НДС на основании, определенном подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, следует учитывать, что такое лицо должно быть зарегистрировано субъектом хозяйствования не менее 12 полных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором осуществляется аннулирование регистрации плательщика НДС.
Например, если аннулирование регистрации лица как плательщика НДС в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, зарегистрированного в январе 2011 года, происходят в июле 2011 года, то расчет соответствующих объемов поставки товаров/услуг такого плательщика налога на добавленную стоимость для целей аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость должен осуществляться за предыдущие 12 календарных месяцев, т. е. с июля 2010 года по июнь 2011 года.
Позиция ГНС Украины по затронутому вопросу является такой, что аннулирование регистрации лица как плательщика НДС в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса должно осуществляться с учетом требований, определенных в пункте 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса.
То есть аннулирование регистрации лица как плательщика НДС (зарегистрированного по своему добровольному решению) согласно подпункту «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса происходит в случае, если объем поставки товаров/услуг такого лица за последние 12 календарных месяцев не превышает 300 тыс. грн. и другим плательщикам НДС за указанный период совокупно составляет менее 50 процентов общего объема поставки товаров/услуг.
Заместитель Председателя А. Игнатов
комментарий редакции
Для добровольных плательщиков НДС,
превысивших объем поставок в 300 тыс. грн.,
доля покупателей — плательщиков НДС не важна
В данной части письма содержится важный и весьма положительный вывод, затрагивающий не только упрощенцев, но и всех добровольных плательщиков НДС, зарегистрированных таковыми по критерию абз. 1 п. 182.1 НКУ (объемы поставок плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев составляют не меньше 50 % от общего объема). В частности, ГНСУ разъяснила, что НДС-разрегистрация плательщиков НДС, зарегистрированных добровольно, по основанию п.п. «и» п. 184.1 НКУ (поставки другим плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев составляют менее 50 % от общего объема поставок) применяется лишь при условии, что объем поставок такого лица за последние 12 календарных месяцев не превышает 300 тыс. грн.
Отрадно, что в этом вопросе налоговики, отойдя от излишнего формализма, пришли именно к такому выводу. Поскольку формальное следование нормам НКУ допускает образование достаточно абсурдной ситуации: так, добровольного плательщика НДС, который хоть и превысил объем поставок в 300 тыс. грн., но нарушил соотношение в 50 %, могли бы принудительно снять с НДС-регистрации, однако после чего ему бы сразу пришлось зарегистрироваться плательщиком НДС в силу соответствия критериям обязательной регистрации.
В заключение отметим момент, о котором налоговики пока что умолчали. На наш взгляд, НДС-разрегистрация согласно п.п. «и» п. 184.1 НКУ может применяться лишь к тем добровольцам, которые были зарегистрированы плательщиками НДС согласно абз. 1 п. 182.1 НКУ: по критерию 50 % объема поставок плательщикам НДС (см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 76, с. 11). Несмотря на очевидность представленного утверждения, оно основано лишь на логике и не следует из НКУ, поэтому надеемся, что в будущем налоговики также разъяснят данный вопрос.
Виталий Смердов