12.01.2012

Упрощенная система налогообложения: по группам рассчитайсь!

Статья

Упрощенная система налогообложения: по группам рассчитайсь!

 

Субъекты хозяйствования, желающие с 01.01.2012 г. работать на упрощенной системе налогообложения, уже имели возможность с нашей помощью ознакомиться в общих чертах с условиями перехода и пребывания на ней (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 95, с. 26). Сейчас мы более подробно остановимся на рассмотрении вопросов, связанных с распределением единоналожников на группы и порядком применения ставок единого налога.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Плательщики единого налога: порядок распределения на группы

 

Кто может быть плательщиком единого налога?

С 1 января 2012 года на упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога могут перейти субъекты хозяйствования, соответствующие определенным критериям:

физические лица — предприниматели, у которых объем дохода в течение календарного года не превышает 3000000 грн., а количество лиц, пребывающих с ними в трудовых отношениях одновременно, не превышает 20 человек;

— юридические лица, у которых объем дохода в течение календарного года не превышает 5000000 грн., а количество лиц, пребывающих с ними в трудовых отношениях одновременно, не превышает 50 человек.

При этом плательщики единого налога подразделяются на четыре группы, три из которых предусмотрены для физических лиц — предпринимателей, а четвертая — для юридических лиц.

 

Каковы критерии отнесения единоналожника к той или иной группе?

Для каждой группы плательщиков единого налога предусмотрены:

— свои ограничения по видам деятельности;

— различный предельно допустимый объем годового дохода;

— разные ставки единого налога;

— определенное максимально допустимое количество наемных работников;

— специфические правила учета доходов, расходов и подачи отчетности.

Информацию о предельно допустимом объеме дохода за год, максимальном количестве наемных работников и разрешенных видах хозяйственной деятельности в разрезе групп единоналожников приведем в табл. 1.

 

Таблица 1

Условия применения упрощенной системы налогообложения

Критерии

Физические лица — предприниматели

Юридические лица

группа 1

группа 2

группа 3

группа 4

1

2

3

4

5

Предельный объем дохода в течение календарного года, грн.

150000

1000000

3000000

5000000

 

Если годовой доход физлица-предпринимателя не превышает 150000 грн., оно вправе на собственное усмотрение выбрать любую из групп: 1, 2 или 3, учитывая при этом наличие/отсутствие работников и планируемые виды деятельности.
Если годовой доход физлица-предпринимателя превышает 1000000 грн., то даже при условии отсутствия наемных работников и соблюдении критерия по видам деятельности оно может быть включено лишь в группу 3 плательщиков единого налога

Юридические лица попадают исключительно в группу 4 плательщиков единого налога

Максимальное число наемных работников

Не должен использоваться наемный труд

10 (одновременно)

20 (одно-временно)

50 (среднеучетная численность)

При расчете общего количества лиц, пребывающих в трудовых отношениях с физлицом-единоналожником, не учитываются наемные работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста

При расчете среднеучетной численности работников следует руководствоваться Инструкцией № 286 (подробнее см. ниже)

Виды хозяйственной деятельности

 

Розничная продажа товаров с торговых мест на рынках
и/или предоставление бытовых услуг населению*

1) предоставление услуг (в том числе бытовых*) плательщикам единого налога и/или населению**, кроме посреднических услуг по покупке, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005);
2) производство и/или продажа товаров (при этом статус покупателя не имеет значения);
3) деятельность в сфере ресторанного хозяйства (при этом статус покупателя не имеет значения)

Любые виды деятельности, кроме неразрешенных (п. 291.5 НКУ) для плательщика единого налога

 

*Исчерпывающий перечень бытовых услуг населению для целей упрощенной системы налогообложения приведен в п. 291.7 НКУ.
**Под населением в соответствии с общей практикой применения терминов, слов и словосочетаний в юриспруденции понимается совокупность людей, которые пребывают в пределах данного государства и подлежат его юрисдикции. В состав населения входят граждане данного государства, иностранные граждане, проживающие в этом государстве длительное время, лица без гражданства, а также лица с двойным и более гражданством. Однако данное определение не является нормативно установленным

 

Предприниматели-физлица самостоятельно выбирают, к какой из трех групп относиться (с учетом установленных ограничений). Результат такого выбора они фиксируют в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения, т. е. указывают в нем, по какой ставке планируют уплачивать единый налог (см. пп. 291.4, 298.3 НКУ). Юрлица возможности выбора не имеют, для них существует только одна группа — 4.

Учтите: если физлицо-предприниматель одновременно осуществляет несколько видов деятельности, относящихся к разным «единоналожным» группам, например, один — деятельность в сфере ресторанного хозяйства (группа 2), второй — предоставление услуг субъектам хозяйственной деятельности — общесистемщикам (группа 3), то такой предприниматель может быть включен только в группу 3 плательщиков единого налога. Не предусмотрено, чтобы доходы одного лица от разных видов деятельности облагались по разным правилам. То есть совмещать в одном лице две группы нельзя.

 

Одним из видов деятельности физлиц-предпринимателей, которые могут быть включены в группу 1 плательщиков единого налога, является розничная продажа товаров с торговых мест на рынках. Что понимается под торговым местом на рынке? Считается ли магазин, расположенный на территории рынка, торговым местом на рынке?

В соответствии с п. 13 Правил торговли на рынках торговым местом является площадь, отведенная для размещения необходимого для торговли инвентаря (весов, лотков и т. п.) и осуществления продажи продукции с прилавков (столов), транспортных средств, прицепов, тележек (в том числе ручных), в контейнерах, киосках, палатках и т. п. Размер торгового места определяется в правилах торговли на рынках, которые утверждаются в соответствии с законодательством.

В свою очередь, п. 3.4 Порядка № 638/109 определяет торговое место на рынке как торговую площадь установленных размеров для осуществления продажи товаров и/или предоставления услуг согласно плану территории рынка отдельным субъектом хозяйствования или физическим лицом.

Для нужд и удобства продавцов и покупателей на территории рынка или рядом могут открываться магазины, предприятия общественного питания, бытового обслуживания, телефонной связи, кассы продажи билетов на транспорт, гостиницы (п. 10 Правил торговли на рынках).

Предоставление продавцам торговых мест на определенный срок осуществляется администрацией рынка на основании письменного соглашения , в котором, как правило, указываются срок действия такого соглашения, ассортимент (вид) реализуемых товаров, расположение торгового места, условия его аренды, размер и порядок платы за аренду имущества, перечень услуг, предоставляемых рынком, и их стоимость (п. 20 Правил торговли на рынках).

Таким образом, если физлицо-предприниматель арендует определенное помещение под магазин на основании договора с рынком, то такой магазин можно считать торговым местом на рынке, что дает возможность предпринимателю-арендатору войти в группу 1 плательщиков единого налога.

Если же для открытия магазина или другого торгового объекта из перечня, приведенного в п. 7 Порядка № 833 (см. табл. 2), предприниматель заключил договор не с рынком, а с органом местного самоуправления, по решению которого ему была выделена земля под этот торговый объект, то данный объект не рассматривается как торговое место на рынке. В таком случае предприниматель не может быть включен в группу 1 плательщиков единого налога, для него открыты только 2 или 3 группы, разумеется, при соблюдении всех прочих условий относительно численности наемных работников и объема дохода.

 

Может ли физическое лицо — предприниматель, выполняющее работы для плательщиков единого налога и/или населения (например, ремонт офисов и квартир, сантехнические работы в домах, работы по установке систем кондиционирования, антенн и т. п.), выбрать группу 2 плательщиков единого налога?

Считаем, что если количество наемных работников и объем дохода у такого предпринимателя соответствуют критериям, установленным п.п. 2 п. 291.4 НКУ, то он может выбрать группу 2 плательщиков единого налога.

Конечно, немного смущает тот факт, что в указанном подпункте упоминается хозяйственная деятельность по предоставлению исключительно услуг, в том числе бытовых, а о работах ни слова.

Однако нормы данного подпункта, по всей видимости, следует рассматривать через призму не гражданского законодательства, которое услуги (глава 63 ГКУ) и работы (глава 61 ГКУ) определяет как отдельные самостоятельные категории, а налогового законодательства, которое отождествляет работы и услуги.

Напомним, что согласно ч. 2 ст. 837 ГКУ виды работ, которые одна сторона (подрядчик) на свой риск обязуется выполнить по заданию второй стороны (заказчика), можно условно разделить на три группы:

1) создание, изготовление определенной вещи;

2) изменение потребительских качеств индивидуально определенной вещи (обработка, переработка, ремонт и т. п.);

3) другая работа, которая может быть и не связана с вещью, но в результате должно происходить изменение материального объекта.

То есть итогом выполнения подрядной работы является возникновение материального результата. То же касается и договора бытового подряда (§ 2 главы 61 ГКУ).

В свою очередь, предметом договора о предоставлении услуг является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им определенной деятельности по заданию заказчика (ч. 1 ст. 901 ГКУ).

Специфические характеристики услуги отличают ее от товара и от работ. Для услуги характерна невидимость (ее нельзя взять в руки, хранить, транспортировать, складировать); услуга является неисчерпаемой (независимо от количества раз предоставления ее собственные количественные характеристики не изменяются). Полезный эффект от деятельности по предоставлению услуги не выступает в виде определенного материального результата, как это происходит при выполнении работы, а заключается в самом процессе предоставления услуги (подробнее см. Науково-практичний коментар до цивільного законодавства України: [В 4 т.] / А. Г. Ярема, В. Я. Карабань, В. В. Кривенко, В. Г. Ротань. — Т. 3. — К.: А.С.К.; Севастополь: Ін-т юрид. дослідж., 2004. — 928 с. (Нормат. док. та комент.)).

А вот п.п. 14.1.203 НКУ под продажей результатов работ (услуг) понимает любые операции хозяйственного, гражданско-правового характера по выполнению работ, предоставлению услуг, предоставлению права на пользование или распоряжение товарами, в том числе нематериальными активами и другими объектами собственности, не являющимися товарами, при условии компенсации их стоимости, а также операции по безвозмездному предоставлению результатов работ (услуг).

К тому же и сам перечень бытовых услуг населению, приведенный в п.п. 291.7 НКУ, который ориентирован на плательщиков единого налога 1 и 2 групп, включает в себя как услуги, так и работы. Например, изготовление обуви, швейных изделий, изделий из кожи, головных уборов, мебели и др. по индивидуальному заказу; ремонт различных изделий; услуги по выполнению фоторабот — все это не услуги в гражданско-правовом смысле, а работы.

 

Может ли физлицо-предприниматель, осуществляющее деятельность по предоставлению в аренду недвижимости плательщикам единого налога и физическим лицам — непредпринимателям, относиться к группе 2 плательщиков единого налога?

Начнем с того, что согласно п.п. 14.1.185 НКУ любая операция, не являющаяся поставкой товаров, или другая операция по передаче права на объекты права интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы либо предоставлению других имущественных прав относительно таких объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставлению услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия либо осуществления определенной деятельности, является поставкой услуг.

То есть в целях налогообложения поставкой услуг считаются практически все хозяйственные операции, которые не предусматривают передачу права собственности на товары. При этом для регулирования отношений налогообложения применяются термины, установленные НКУ (см. п. 5.2 НКУ). Таким образом, услуги по аренде также классифицируются как поставка услуг.

В связи с этим предприниматель-единоналожник, предоставляющий в аренду недвижимость другим единоналожникам или физлицам (населению), на наш взгляд, может пребывать в группе 2 плательщиков единого налога, если, конечно, им соблюдаются все установленные критерии:

1) не используется труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях, в течение календарного года одновременно не превышает 10;

2) объем дохода в течение календарного года не превышает 1000000 грн.;

3) недвижимое имущество предоставляется в аренду (группа 70.2 КВЭД ДК 009:2005) в таких пределах:

— земельные участки общей площадью не более 0,2 гектара;

— жилые помещения общей площадью не более 100 квадратных метров;

— нежилые помещения (сооружения, здания)
и/или их части общей площадью не более 300 квадратных метров.

При этом сдавать предприниматель может одновременно и 0,2 га земли, и 100 кв. м жилой площади, и 300 кв. м нежилой площади;

4) не предоставляются посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005).

Более того, считаем, что выбрать 2 группу плательщиков единого налога может и предприниматель, соответствующий установленным критериям, который сдает недвижимое имущество плательщикам единого налога и населению в субаренду (при соблюдении ограничения по суммарной площади всех сдаваемых объектов: 300 кв. м — для нежилых помещений, 100 кв. м — для жилья, 0,2 га — для земельных участков).

Такой вид деятельности соответствует коду КВЭД ДК 009:2005 — 70.20.0 «Сдача в аренду собственного недвижимого имущества», который, помимо сдачи в аренду собственной недвижимости, включает также сдачу в субаренду жилой и нежилой недвижимости, земельных участков, и не имеет ничего общего с посредническими операциями с недвижимостью (группа 70.31 этого КВЭД), осуществлять которые единоналожникам группы 2 запрещено п.п. 2 п. 291.4 НКУ.

 

Физлицо-предприниматель предоставляет иностранным заказчикам услуги, связанные с консультированием по вопросам информатизации, а также по разработке программного обеспечения. Может ли такой предприниматель быть отнесен к группе 2 плательщиков единого налога, если им соблюдаются условия относительно численности наемных лиц и объема дохода, установленные для этой группы?

К сожалению, предприниматели, предоставляющие услуги, связанные с консультированием по вопросам информатизации и разработкой программного обеспечения иностранным лицам, не могут быть включены в группу 2 плательщиков единого налога плательщики, поскольку такие потребители услуг зарегистрированы за пределами Украины, а значит, не могут относиться ни к категории единоналожников, ни к категории населения.

Так что таким предпринимателям открыт путь только в группу 3 плательщиков единого налога.

Однако, судя по определению «население» (см. табл. 1 на с. 5), взаимоотношения с заказчиками — иностранными физлицами, имеющими статус резидента Украины (см. п.п. «в» п.п. 14.1.213 НКУ), например, имеющими место постоянного проживания в Украине или центр жизненных интересов которых находится в Украине, либо находящимися в Украине не менее 183 дней в течение периода или периодов налогового года, дают право предпринимателям, осуществляющим IT-деятельность, выбрать 2 группу плательщиков единого налога.

 

Турагент (физлицо-предприниматель) на основании агентских договоров с туроператорами (плательщиками налога на прибыль) поставляет турпродукт туристам. Комиссионное вознаграждение турагент удерживает из средств, полученных от туристов. В какую группу плательщиков единого налога может быть включен такой турагент?

Вначале напомним, что согласно ст. 5 Закона о туризме к туристическим агентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг.

Как правило, взаимоотношения между туроператором и турагентом строятся на основании агентского договора (договора поручения). По этому договору турагент предоставляет услуги туроператору по реализации его турпродукта, в частности, осуществляет поиск клиентов, предоставляет им необходимую информацию, заключает договор на туристическое обслуживание, получает и перечисляет туроператору средства в оплату турпродукта. За предоставленные услуги туроператор выплачивает посреднику (т. е. турагенту) вознаграждение. Такая схема реализации туристических услуг прямо предусмотрена в специальном законодательстве о туризме (см. ст. 5, 20 Закона о туризме, а также п. 1, п.п. 6.1.3 Лицензионных условий № 111/55).

Если турагент (физлицо-предприниматель) предоставляет услуги исключительно туроператорам-единоналожникам, он может выбрать 2 группу плательщиков единого налога при условии выполнения других требований по допустимому количеству наемных работников и объему дохода, установленных для этой группы п.п. 2 п. 291.4 НКУ.

Однако на практике такая ситуация — редкость. Гораздо чаще турагент работает сразу с несколькими туроператорами, среди которых не только единоналожники, но и плательщики налога на прибыль. В этом случае турагенту открыта дорога лишь в 3 группу плательщиков единого налога.

Впрочем, если турагент будет использовать другую схему — заключать посреднические договоры только с туристами на приобретение для них турпродукта у других субъектов туристической деятельности, т. е. предоставлять туруслуги не туроператору, а населению, он может быть включен в группу 2 плательщиков единого налога.

 

Порядок определения среднеучетного количества работников

 

Как юридическому лицу с целью пребывания на упрощенной системе налогообложения определить среднеучетное количество работников?

Как указано в п.п. 4 п. 291.4 НКУ, одним из условий получения юрлицом статуса плательщика единого налога является соблюдение им среднеучетного количества работников на уровне не более 50 человек.

Под среднеучетным количеством работников п.п. 14.1.227 НКУ понимает количество работников у юридических лиц, определенное по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти в области статистики, с учетом всех наемных работников и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам и по совместительству более одного календарного месяца, а также наемных работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений в эквиваленте полной занятости, кроме наемных работников, находящихся в отпуске в связи с беременностью и родами и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста.

Специально разработанной методики определения среднеучетного количества работников для целей главы 1 раздела XIV НКУ пока не существует. Вместе с тем описание, приведенное в п.п. 14.1.227 НКУ, соответствует показателю «среднеучетное количество работников в эквиваленте полной занятости (СКРЭПЗ)», который рассчитывается по правилам п. 4 Инструкции № 286 . Вот только в Инструкции № 286 нет ограничения, что внешние совместители и лица, работающие по гражданско-правовым договорам, учитываются при расчете СКРЭПЗ лишь в случае, если они работали на предприятии более одного календарного месяца. Однако ввиду прямого указания на такой нюанс в п.п. 14.1.227 НКУ, при расчете среднеучетного количества работников для целей главы 1 раздела XIV НКУ, внештатников нужно учитывать, только если они работают на предприятии больше одного месяца.

Работники, которые выполняли работу согласно гражданско-правовым договорам (кроме предпринимателей), учитываются при расчете СКРЭПЗ за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия договора, полученная сумма делится на количество календарных дней в отчетном месяце (п.п. 4.4.2 Инструкции № 286). Внешние совместители в соответствии с п.п. 4.4.1 Инструкции № 286 учитываются в эквиваленте полной занятости пропорционально отработанному времени согласно п. 4.2 этой Инструкции.

Итак, методика определения СКРЭПЗ базируется на пересчете оплаченного рабочего времени всех лиц (штатных работников, совместителей, лиц, работавших по гражданско-правовым договорам), которые привлекались к работе в отчетном периоде и получали соответствующую заработную плату, в условное количество работников, которых было бы достаточно предприятию для выполнения фактического объема работы при условии работы всех работников в течение полного рабочего дня исходя из установленной его продолжительности. По каждой категории штатных работников, для которых установлена рабочая неделя разной продолжительности, определяется общее количество человеко-часов рабочего времени (отработанного и неотработанного), за который была начислена заработная плата. Определенное таким образом общее количество человеко-часов делится на табельный фонд рабочего времени, определенный с учетом продолжительности рабочей недели, установленной на предприятии в соответствии с законодательством или коллективным договором.

Порядок расчета показателя СКРЭПЗ приведен в статье «Расчет численности работников на предприятии» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 59, с. 25.

Напомним, что Инструкцией № 286 для расчета среднеучетного количества работников единоналожники пользовались и в период действия Указа № 727. Правда, тогда налоговики настаивали, чтобы такие плательщики рассчитывали среднеучетную численность исходя из показателя среднего количества работников предприятия за период (консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 1-2, с. 87; 2006, № 10, с. 53; 2005, № 35, с. 26), мотивируя свою точку зрения тем, что Указом № 727 не предусмотрено определение среднеучетного количества работников в эквиваленте полной занятости (см. статью «Расчет среднеучетной численности предприятием-единоналожником» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 22, с. 30).

Странно, но похожая тенденция прослеживается у сотрудников налогового ведомства и сейчас, несмотря на то что из п.п. 14.1.227 НКУ следует другой вывод. Так, в консультации, размещенной в разделе 240.01 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua, они предлагают для определения показателя среднеучетного количества работников пользоваться п. 3.1 Инструкции № 286 , в котором речь идет как раз о среднеучетном количестве работников предприятия за период. Кроме того, ссылаясь на п.п. 3.2.1 Инструкции № 286, налоговики приходят к выводу, что при расчете среднеучетного количества работников учитываются наемные работники, проработавшие менее одного месяца по гражданско-правовым договорам и по совместительству. Возможно, контролеры еще не успели до конца вникнуть в суть дела и вскоре в этом вопросе разберутся?

И еще один момент. Поскольку для единоналожников с целью пребывания в этом статусе важно среднеучетное количество работников за год, несоблюдение критерия численности в течение календарного года (к примеру, за отдельные месяцы или кварталы), если в целом за год показатель численности не выходит за рамки установленного ограничения, нарушением, на наш взгляд, не является и не дает повода для перехода единоналожника на общую систему налогообложения. Так, среднеучетное количество работников у единоналожника в некоторых месяцах года может быть, к примеру, 51 человек или даже более, однако если при этом показатель среднеучетного количества работников за год не будет превышен, то существующее ограничение по численности единоналожником нарушено не будет.

 

Ставки единого налога

 

Каким образом и в каких размерах устанавливаются ставки единого налога?

В соответствии с п. 293.1 НКУ ставки единого налога устанавливаются:

— в процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (на 01.01.2012 г. размер минимальной зарплаты составляет 1073 грн.). Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми и местными советами для физических лиц — предпринимателей 1 и 2 групп, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида такой хозяйственной деятельности, в расчете на календарный месяц;

— в процентах к доходу (процентные ставки). Процентные ставки единого налога устанавливаются для физических лиц — предпринимателей, относящихся к группе 3 плательщиков единого налога, и юридических лиц, входящих в группу 4 плательщиков единого налога.

Приведем ставки единого налога исходя из группы плательщиков этого налога в табл. 2.

 

Таблица 2

Ставки единого налога

Фиксированные ставки

Процентные ставки

физические лица — предприниматели

юридические лица

группа 1

группа 2

группа 3

группа 4

Размер обычной ставки

В пределах 1 — 10 % от минимальной заработной платы на 1 января*

В пределах 2 — 20 % от минимальной заработной платы
на 1 января
*

3 % дохода — при уплате НДС;
5 % дохода — при включении НДС в состав единого налога

* В 2012 году: 10,73 грн. — 107,30 грн. в месяц

* В 2012 году: 21,46 грн. — 214,60 грн. в месяц

При осуществлении нескольких видов хозяйственной деятельности применяется максимальный размер ставки, установленный для таких видов деятельности

При осуществлении хозяйственной деятельности на территории нескольких (двух и более) сельских, поселковых или городских советов применяется максимальный размер ставки, установленный для соответствующей группы

Размер повышенной ставки

15 %

6 % дохода — при уплате НДС;
10 % дохода — при включении НДС в состав единого налога

 

В каких случаях устанавливаются повышенные ставки единого налога?

Для физлиц — плательщиков единого налога 1, 2, 3 групп в определенных случаях устанавливается повышенная ставка этого налога в размере 15 %. Эта ставка применяется:

— к сумме превышения объема дохода, установленного на календарный год (напомним, принятый п. 291.4 НКУ предел составляет для 1 группы — 150000 грн., для 2 группы — 1000000 грн., для 3 группы — 3000000 грн.);

— к доходу, полученному плательщиком единого налога 1 или 2 группы от осуществления деятельности, не указанной в свидетельстве;

— к доходу, полученному в результате использования иных форм расчетов, кроме расчетов в денежной форме (наличной и/или безналичной);

— к доходу, полученному от осуществления видов деятельности, не дающих права применять упрощенную систему налогообложения.

Что касается юрлиц-единоналожников (4 группа), то двойные ставки единого налога (6 % и 10 %) применяются:

— к сумме превышения объема дохода, установленного на календарный год на уровне 5000000 грн.;

— к доходу, полученному в результате использования иных форм расчетов, нежели расчеты в денежной форме (наличной и/или безналичной);

— к доходу, полученному от осуществления видов деятельности, не дающих права применять упрощенную систему налогообложения.

 

Порядок применения РРО плательщиками единого налога

 

Применяются ли регистраторы расчетных операций плательщиками единого налога?

В соответствии с п. 296.10 НКУ физлица, избравшие упрощенную систему налогообложения (независимо от группы: 1, 2 или 3), могут работать без РРО. Причем даже при продаже пива им не нужно применять книги расчетных операций (КУРО) и расчетные книжки (РК).

А вот юрлица, относящиеся к 4 группе плательщиков единого налога, такой льготой не наделены. Однако эта категория плательщиков, как и прежде, может не применять РРО в случаях, перечисленных в ст. 9 Закона об РРО или Перечне № 1336.

Например, РРО не понадобится, если предприятие-единоналожник, за исключением предприятий торговли и общественного питания, осуществляет торговлю продукцией собственного производства и/или предоставляет услуги, и при этом расчет за такие продукцию и/или услуги производится в кассе данного предприятия с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке (п. 1 ст. 9 Закона об РРО).

Также без РРО можно обойтись, к примеру, предприятию, осуществляющему розничную торговлю через средства передвижной торговой сети. При соблюдении предельного размера годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг) на уровне 200 тыс. грн. на один субъект хозяйствования данный субъект может осуществлять наличные расчеты с покупателями без РРО, но с применением расчетных книжек (ст. 10 Закона об РРО).

 

Порядок уплаты ЕСВ плательщиками единого налога — физлицами

 

В каком порядке с 01.01.2012 г. должен уплачиваться ЕСВ физлицами-единоналожниками?

В части ЕСВ с 1 января 2012 года все осталось по-прежнему. То есть, как и в 2011 году, физлица-предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, должны помимо единого налога в обязательном порядке уплачивать ЕСВ «за себя» и за своих наемных работников (см. ст. 4 Закона № 2464).

Освобождаются от уплаты ЕСВ «за себя» только предприниматели-единоналожники, которые являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь.

ЕСВ «за себя». В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464 предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, вправе самостоятельно выбирать, в каких размерах уплачивать ЕСВ, соблюдая при этом следующие условия:

1) сумма ЕСВ за каждый месяц должна быть не меньше минимального размера ЕСВ (Ставка ЕСВ х Размер минимальной заработной платы за соответствующий месяц).

Напомним, что размер «обязательной» ставки ЕСВ для предпринимателя установлен на уровне 34,7 % (обеспечивает страхование в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования на случай безработицы). Если предприниматель хочет застраховать себя и в других фондах социального страхования, ему придется уплачивать ЕСВ в большем размере, а именно:

36,6 % (дополнительно обеспечивает страхование в Фонде «временной нетрудоспособности»);

36,21 % (дополнительно обеспечивает страхование в Фонде «несчастного случая»);

38,11 % (обеспечивает страхование во всех фондах сразу);

2) сумма ЕСВ за каждый месяц не должна превышать максимальную величину базы начисления ЕСВ (т. е. максимальную сумму дохода застрахованного лица, которая равна 17 размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом, на которую начисляется ЕСВ).

Итак, предприниматель сам решает, сколько он хочет платить, но в любом случае за каждый месяц пребывания на упрощенной системе налогообложения должен быть уплачен ЕСВ в размере не ниже 34,7 % минимальной заработной платы за соответствующий месяц, независимо от факта осуществления деятельности и размера дохода в этом месяце.

ЕСВ за наемных работников. Согласно ст. 4 Закона № 2464 предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, обязаны уплачивать ЕСВ за:

1) наемных работников;

2) граждан, труд которых они используют на основании гражданско-правовых договоров;

3) предпринимателей, которые выполняют работы (предоставляют услуги), не связанные со своей предпринимательской деятельностью.

За своих наемных работников предприниматель должен уплачивать ЕСВ:

в части начислений (уплачивается за счет средств самого предпринимателя) — в размере от 36,76 % до 49,7 % от суммы заработной платы работников (зарплата не уменьшается на НДФЛ и другие удержания) в зависимости от класса профессионального риска деятельности;

в части удержаний (удерживаются с работника) — 3,6 % от суммы заработной платы работника.

Вознаграждение за предоставленные предпринимателю услуги (выполненные работы) по гражданско-правовым договорам облагается ЕСВ в части начислений по ставке 34,7 %, а в части удержанийпо ставке 2,6 %.

Как и в 2011 году, распределение сумм единого налога на общеобязательное государственное социальное страхование и/или в Пенсионный фонд Госказначейством в 2012 году не производится.