12.01.2012

Кто не может быть плательщиком единого налога

Статья

Кто не может быть плательщиком единого налога

 

Перечень субъектов, которые не могут быть плательщиками единого налога, приведен в п. 291.5 НКУ. Из текста указанной нормы видно, что ограничения, установленные законодателем, большей частью касаются осуществляемых субъектом хозяйствования видов деятельности. Собственно, так было и во времена Указа № 727: он, как все еще помнят, также оговаривал запретные виды деятельности, осуществление которых влекло нежелательные для налогоплательщика-единоналожника последствия. Но нельзя не отметить, что приведенный в НКУ перечень по количеству позиций значительно превосходит своего предшественника.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Ограничения по видам деятельности: какой применяем КВЭД?

На сегодня наиболее актуальным остается вопрос о критериях осуществления субъектом хозяйствования тех видов деятельности, которые считаются запрещенными согласно НКУ. Ситуацию усложняет и тот факт, что начало действия новой «упрощенки» совпало с введением нового КВЭД — КВЭД-2010. Понятна в связи с этим и растерянность налогоплательщиков: на какой из двух классификаторов им ориентироваться, чтобы не попасть под установленный НКУ запрет?

Напомним: приказом Госпотребстандарта от 11.10.2010 г. № 457 был утвержден ряд национальных классификаторов Украины с введением их в действие с 1 января 2011 года, в частности ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности» (взамен ДК 009:2005). Но позже приказом Госпотребстандарта от 29.11.2010 г. № 530 дата введения в действие ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности» и ДК 016:2010 «Государственный классификатор продукции и услуг» была перенесена с 01.01.2011 г. на 01.01.2012 г.

Таким образом, с 01.01.2012 г. вступил в силу национальный классификатор «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010». Однако при этом в течение всего этого года будет также оставаться действующим и КВЭД-2005. Такое параллельное действие двух классификаторов предусмотрено в качестве переходной меры для того, чтобы упростить и госорганам, и самим субъектам хозяйствования переход к новой классификации видов экономической деятельности. Кроме того, согласно разъяснению Государственной регистрационной службы от 27.12.2011 г. № 785-7-25-11 (подготовлено по результатам совместного совещания Госстата, ГНСУ и Государственной регистрационной службы) программным обеспечением ведения Единого государственного реестра юридических лиц и физлиц-предпринимателей с 1 января 2012 года внедрено двойное кодирование видов экономической деятельности для субъектов, которые зарегистрированы в ЕГР, путем добавления отдельных полей для внесения сведений в отношении видов экономической деятельности по КВЭД-2010 (см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 99).

На наш взгляд, если и говорить в этой ситуации о неком ориентире, то, по крайней мере в 2012 году, на эту роль в первую очередь должен претендовать КВЭД-2005:

во-первых, сам законодатель в тексте НКУ, в том числе в тех его положениях, которые касаются упрощенной системы налогообложения, использует ссылки исключительно на КВЭД-2005. Отметим, что в отношении запрещенных видов деятельности код по КВЭД-2005 назван только для технических испытаний и исследований (группа 74.3 КВЭД-2005). В остальном — просто указаны определенные виды деятельности, без ссылки на КВЭД. Не сопровождались запрещенные виды деятельности кодами по КВЭД и в Указе № 727;

во-вторых, утвержденная приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675 форма заявления о применении упрощенной системы налогообложения, как это и предусмотрено НКУ, включает в себя графу, предполагающую указание видов осуществляемой на упрощенной системе налогообложения деятельности согласно КВЭД-2005.

После того как КВЭД-2005 утратит силу (с 31.12.2012 г.), возникнет другая проблема. Дело в том, что в Едином государственном реестре на конец года в идеале все виды деятельности внесенных в него субъектов хозяйствования должны быть указаны по КВЭД-2010. Если в течение этого года не будут внесены изменения в ту норму НКУ, которая требует указания в заявлении о применении упрощенной системы налогообложения видов деятельности по КВЭД-2005, налогоплательщики окажутся в весьма затруднительной ситуации. Еще раньше в нее попадут те субъекты хозяйствования, которые будут зарегистрированы после 01.01.2012 г., потому как их виды деятельности госрегистратором уже будут указаны согласно кодам по КВЭД-2010.

Впрочем, по нашему мнению, особой проблемы в этом быть не должно. Как признает сам Госкомстат, «по методологическим принципам, основам построения и своему назначению КВЭД является статистической классификацией, которая создана как инструментарий для систематизации и группирования экономической информации при проведении государственных статистических наблюдений. КВЭД не является правоустанавливающим документом и предоставление органами государственной статистики кода вида деятельности не имеет никаких правовых последствий для субъектов при выборе и осуществлении ими хозяйственной деятельности и не требует внесения изменений в уставные документы» (см. письмо от 18.05.2005 г. № 14/2-1-05/249, а также письмо Государственной службы статистики от 03.11.2011 г. № 13/3-20/503П1). Перекодировка видов экономической деятельности никак не меняет саму деятельность, осуществляемую субъектами хозяйствования, а касается только ее кодового обозначения (см. письмо Госкомстата от 23.01.2007 г. № 18-14/16). Поэтому, на наш взгляд, субъекты хозяйствования, несмотря на прямые указания в НКУ и принятых подзаконных нормативно-правовых актах, могут смело указывать виды своей деятельности согласно тому из классификаторов, ссылки на который на момент обращения в налоговый орган содержатся в сведениях о таких субъектах хозяйствования в ЕГР.

Что касается запретной для упрощенцев деятельности, то, еще раз подчеркнем, обращение к КВЭД-2005 либо к КВЭД-2010 будет иметь лишь факультативный характер. Выводы, сделанные на основании текста классификатора, не должны иметь приоритета перед нормами законодательства, регулирующего тот или иной вид осуществляемой деятельности. По крайней мере, это касается тех запрещенных видов деятельности, на которые отсутствует ссылка на КВЭД в самом НКУ, а, как мы указывали выше, такая ссылка присутствует только в отношении технических испытаний и исследований.

К тому же кодами деятельности по КВЭД часто охватывается достаточно широкий спектр видов деятельности, из которых под запрет может попадать лишь один. Поэтому наличие соответствующего кода в ЕГР еще не означает, что субъект хозяйствования осуществляет именно запрещенный вид деятельности. Пояснить этот момент мы сможем при рассмотрении конкретных вопросов, возникающих сегодня в отношении перечня запрещенных видов деятельности.

Однако прежде чем перейти к ним, остановимся еще на одном моменте.

 

Что считать осуществлением деятельности?

Вариантов ответов на поставленный в подзаголовке вопрос несколько:

а) включение запрещенного для упрощенцев вида деятельности в сведения о субъекте хозяйствования, которые вносятся в Единый госреестр, либо (если это юридическое лицо) в уставные документы;

б) заключение договора, предмет которого предполагает осуществление запрещенной для единоналожников деятельности;

в) получение разрешительного документа на осуществление деятельности, которой не могут заниматься лица, желающие быть плательщиками единого налога;

г) подписание акта приема-передачи либо иного документа, подтверждающего, что была выполнена работа, или предоставлена услуга, или поставлен товар, хотя при этом на такую операцию распространяется установленный НКУ запрет;

д) получение оплаты по договору, предмет которого предполагает выполнение операций, попадающих в перечень, приведенный в п. 291.5 НКУ.

На наш взгляд, включения запрещенного для упрощенцев вида деятельности в сведения о субъекте хозяйствования, которые вносятся в Единый госреестр, либо в уставные документы юрлица, заключения договора, предмет которого предполагает осуществление запрещенной деятельности, и даже получения разрешительного документа на осуществление деятельности, которой не могут заниматься лица, желающие быть плательщиками единого налога, еще недостаточно, чтобы можно было говорить о фактическом осуществлении запрещенной деятельности*. Угроза такой квалификации возникает только в том случае, если уже есть документальное подтверждение того, что те или иные действия, охватываемые запрещенным видом деятельности, были осуществлены, т. е. составлен подтверждающий выполнение работы или предоставление услуги или поставки товара документ. Аналогичное мнение высказывается и судами (см., например, постановление Окружного админсуда г. Киева от 03.08.2008 г. № 4/387).

* Правда, должны предупредить, в Единой базе налоговых знаний приведено разъяснение, согласно которому «если в уставе субъекта малого предпринимательства указанные виды деятельности, на которые не распространяется действие Указа, а на момент подачи заявления для перехода на упрощенную систему налогообложения он не осуществляет указанную деятельность и не получил соответствующую лицензию, о чем он в письменном виде уведомляет орган ГНС, такой субъект может получить Свидетельство о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом». Как видим, только наличие указания в уставе на запрещенный вид деятельности налоговики не рассматривают как препятствие для пребывания на упрощенной системе налогообложения. А вот наличие разрешительных документов, дающих право осуществлять такую деятельность, может стать основанием для лишения такой возможности.

Что касается получения оплаты по договору, предмет которого предполагает выполнение операций, попадающих в перечень, приведенный в п. 291.5 НКУ, то, по нашему мнению, если имеет место предварительная оплата, а операции еще фактически не совершались, то, строго говоря, в чисто юридическом смысле считать это осуществлением деятельности нельзя. Однако для целей налогового законодательства такое толкование возможно, тем более что сам законодатель наступление негативных последствий, обусловленных нарушением условий пребывания на упрощенной системе налогообложения, связывает именно с получением оплаты за совершение той или иной операции (см., в частности, п. 293.4, п.п. 296.5.5 НКУ). Обратная ситуация — запрещенная деятельность была осуществлена до 01.01.2012 г., а оплата произведена после этой даты, — не должна приводить к лишению налогоплательщика статуса единоналожника.

Оснований для либеральной позиции, основанной на том тезисе, что единичная операция еще не свидетельствует об осуществлении деятельности, поскольку деятельность предполагает регулярность и систематичность, в данной ситуации, на наш взгляд, нет. Так, суды в спорах о необходимости приобретения торгового патента либо применения РРО исходят из того, что осуществлением деятельности не могут считаться единичные и несистематические операции (см., например, определение Киевского апелляционного админсуда от 29.10.2008 г. № 22-а-7480/08, определение ВАСУ от 21.09.2010 г. № К-4114/08). Однако шансы отстоять такую позицию для целей применения норм об упрощенной системе налогообложения, следует признать, крайне низки, тем более что практически все названные в п.п. 291.5.1 НКУ виды деятельности (за малым исключением) предполагают необходимость предварительного получения разрешительного документа. Наличие такого документа плюс исполненный субъектом хозяйствования на его основании договор уже позволяют говорить об осуществлении запрещенного вида деятельности.

 

Запретные виды деятельности

Теперь с учетом сказанного выше предлагаем проанализировать каждый вид деятельности, попавший в перечень запрещенных для субъектов хозяйствования — упрощенцев (соответствие видов деятельности по КВЭД-2005 и КВЭД-2010 приведено с использованием сервиса для определения кодов видов экономической деятельности, расположенного по адресу http://kved.ukrstat.gov.ua/). 

 

 

Вид деятельности

КВЭД-2005

КВЭД-2010

 

1

2

3

Юридические лица и ФЛП

Деятельность по организации, проведению азартных игр*

92.71.0. Деятельность по организации азартных игр
Этот подкласс включает: деятельность казино, игорных домов и т. п., связанную с организацией карточных и других азартных игр, таких как бридж, покер, преферанс, бильярд, лото и т. п. (ставки, пари);
эксплуатацию игровых денежных автоматов.
Этот подкласс включает также организацию лотерей, включая продажу лотерейных билетов

92.00. Организация азартных игр
Этот класс включает карточные игры и деятельность казино, такую как:
продажа лотерейных билетов;
работа игровых автоматов;
работа виртуальных сайтов с виртуальными азартными играми;
букмекерство и ставки;
ставки;
работа казино, в том числе казино на воде

* Ограничение вступит в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего вопрос деятельности в сфере игорного бизнеса
(п. 1 разд. II Закона № 4014). На данный момент игорный бизнес в Украине запрещен.

Комментарий. Как видим, в данной ситуации перекодировка с КВЭД-2005 на КВЭД-2010 для субъекта хозяйствования в плане возможности либо невозможности пребывания на упрощенной системе налогообложения ничего не изменит.
Однако, как мы и указывали выше, по нашему мнению, приоритет в определении перечня запрещенных видов деятельности необходимо отдавать специальным законодательным актам, а не классификаторам видов экономической деятельности. Так, согласно Закону Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине» от 15.05.2009 г. № 1334-VI к азартным играм не относятся, в частности, организация и проведение лотерей, игра в бильярд, игра в кегли (боулинг) и другие игры, которые проводятся без получения игроком приза (выигрыша), игра на игровых автоматах по типу «кран-машина» (двухкоординатные автоматы), где как выигрыш (приз) игрок получает исключительно материальные вещи (игрушки, конфеты и др.).
Получается, что даже если у субъекта хозяйствования в заявлении о применении упрощенной системы налогообложения будет указан код 92.71.0 «Діяльність з організації азартних ігор», но при этом осуществляться будет деятельность по организации лотерей, включая продажу лотерейных билетов, либо по организации «неазартного» боулинга или бильярда, отказать в выдаче Свидетельства плательщика единого налога налоговые органы не должны. Но на практике, скорее всего, проблемы в подобных ситуациях возникать будут:
 — ранее действующее законодательство, также устанавливавшее запрет на применение упрощенной системы налогообложения субъектами, работающими в сфере азартных игр, распространяло его и на деятельность по организации и проведению лотерей;
 — формально предусмотренное п. 4 Порядка выдачи свидетельства плательщика единого налога, утвержденного приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675, основание для отказа у налогового органа будет (несоответствие субъекта хозяйствования требованиям статьи 291 НКУ, которая в том числе называет запрещенные виды деятельности).
В связи с этим считаем, что субъекту хозяйствования целесообразнее указать в заявлении код 92.71.0, но в качестве названия осуществляемой деятельности писать «Організація лотерей, включаючи продаж лотерейних квитків» либо «Боулінг», «Більярд» и т. п.

Обмен иностранной валюты

67.13.0. Прочая вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества
Этот подкласс включает:
 — все виды деятельности, которые являются вспомогательными по отношению к финансовому посредничеству и не входят в другие группы, такие как деятельность брокеров по ипотечным операциям, деятельность пунктов обмена валют и т. п.

66.12. Посредничество по договорам по ценным бумагам или товарам
Этот класс включает:
 —
операции на финансовых рынках по поручению других лиц (например, деятельность биржевых маклеров) и другая подобная деятельность;
 брокерская деятельность с ценными бумагами;
 — брокерская деятельность по контрактам на поставку товаров;
 — деятельность пунктов по обмену валют и т. п.

Комментарий. Определяющим для установления круга операций, подпадающих под данный запрет, должны стать положения Инструкции о порядке организации и осуществления валютно-обменных операций на территории Украины, утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 12.12.2002 г. № 502. Так, в соответствии с п. 1.2 Инструкции к валютно-обменным операциям с иностранной валютой относятся:
 — покупка у физических лиц — резидентов и нерезидентов наличной иностранной валюты за наличные гривни;
 — продажа физическим лицам — резидентам наличной иностранной валюты за наличную гривню;
 — обратный обмен физическим лицам — нерезидентам неиспользованных наличных гривень на наличную иностранную валюту;
 — конвертация (обмен) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства.
Таким образом, именно на перечисленные виды валютно-обменных операций должен распространяться запрет заниматься ими, пребывая на едином налоге.
Как видим, перечень видов деятельности, подпадающих под соответствующий код по КВЭД, в данном случае оказывается более широким, чем перечень операций, осуществление которых преграждает путь субъекта хозяйствования к упрощенной системе.
В то же время это не означает, что остальные виды деятельности, указанные под данным кодом КВЭД, разрешены для упрощенцев. Для некоторых из них установлен свой запрет.

Производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров

Широкий перечень видов деятельности, в частности коды 15.91.0 Производство дистиллированных алкогольных напитков, 52.25.0 Розничная торговля алкогольными и другими напитками, 15.92.0. Производство этилового спирта из сброженных продуктов, 16.00.0 и др.

Перечень также очень широк, в частности коды 11.01 Дистилляция, ректификация и смешивание спиртных напитков; 11.03 Производство сидра и других плодово-ягодных вин; 46.34 Оптовая торговля напитками; 47.25 Розничная торговля напитками в специализированных магазинах и др.

Комментарий. Как видим, вопреки расхожему мнению о запрете для единщиков внешнеэкомической деятельности, она разрешена. Запрет касается только экспорта и импорта подакцизных товаров.
Согласно ст. 215 НКУ к подакцизным товарам относятся: спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво; табачные изделия, табак и промышленные заменители табака; нефтепродукты, сжиженный газ; автомобили легковые, кузовы к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы.

Ориентация исключительно на КВЭД в данном случае также невозможна, поскольку, к примеру, и КВЭД-2005, и КВЭД-2010 под одним кодом объединяют торговлю как алкогольными напитками (являющимися подакцизными), так и безалкогольными. Более уместной выглядит ссылка на УКТВЭД, поскольку именно на его основании устанавливаются ставки акцизного налога в НКУ.

В данной части законодатель делает исключение и не распространяет установленный запрет на:
 — розничную продажу горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров
(независимо от того, какой субъект хозяйствования — юридическое лицо или физлицо-предприниматель, осуществляет такую деятельность);
 — деятельность физических лиц, связанную с розничной продажей пива и столовых вин (данное освобождение, как видим, коснулось только физических лиц — предпринимателей).
Обратим внимание также на такой момент: если Указ № 727 устанавливал для физлиц-предпринимателей запрет на торговлю горюче-смазочными материалами в целом, то НКУ говорит о невозможности торговли подакцизными товарами. Следовательно, что касается горюче-смазочных материалов, то в теории можно говорить о том, что запрет коснется не всех их, а только тех из них, которые являются подакцизным товаром. В этой связи вновь возникнет вопрос о перечне горюче-смазочных материалов. Госорганы традиционно при ответе на него отсылали к ДК 016-97 «Державний класифікатор продукції та послуг», в котором содержится перчень названий ГСМ и услуг по оптовой и розничной торговле ими (см., например, письмо ГНАУ от 18.08.2005 г. № 16486/7/17-3117; в частности, речь об услугах под кодом 50.50.10), и к ДСТУ 3437-96 «Нафтопродукти. Терміни та визначення».
Столовым вином считается вино, изготовленное путем полного или неполного брожения сусла. В зависимости от содержания сахара, столовое вино делится на сухое, полусухое, полусладкое (п. 28 ст. 1 Закона Украины «О винограде и виноградном вине» от 16.06.2005 г. № 2662-IV).
На ресторанный бизнес запрета нет. Физлица-предприниматели могут продавать в ресторане пиво и столовые вина, находясь на упрощенной системе налогообложения. Другой алкоголь под запретом.
Юридические лица, занимающиеся розничной продажей пива и столовых вин, находиться на упрощенной системе налогообложения не могут.
О критериях разграничения розничной и оптовой торговли см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 89.
Следует сказать, что рассматриваемый запрет не коснется тех субъектов, которые выступают посредниками в торговле подакцизными товарами, действуя от имени и за счет доверителя (это признают и налоговые органы на уровне консультаций, размещенных в ЕБНЗ). Обратите внимание: речь идет о договоре поручения, но не о договоре комиссии. Причем данный вариант оформления отношений возможен только при оптовой торговле.
Нет оснований и для перемены позиции налоговиков о том, что не подпадает под запрет деятельность по техническому обслуживанию автомобиля, при котором происходит замена автомобильного масла, поскольку такая операция не считается продажей масла (см. письмо ГНАУ от 18.08.2005 г. № 16486/7/17-3117; «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 41, с. 51).
Видимо, останется под запретом на применение упрощенной системы налогообложения и, к примеру, такая деятельность, как предоставление услуг по курению кальяна с использованием табачных смесей (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 47, с. 49).

Добыча, производство, реализация драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования

13.20.0 Добыча руд цветных металлов; 14.50.0 Другие отрасли добывающей промышленности, не отнесенные к другим группам; 27.41.0 Производство драгоценных металлов. Этот подкласс не включает производство ювелирных изделий из драгоценных металлов; 51.52.4 Оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами, 27.54.0 Литье других цветных металлов и др.

07.29 Добыча руд других цветных металлов; 08.99
Добыча других полезных ископаемых и разработка карьеров; 24.41 Производство драгоценных металлов, 24.54 Литье других цветных металлов. Этот класс не включает производство ювелирных изделий из драгоценных металлов; 46.72 Оптовая торговля металлами и металлическими рудами и др.

Комментарий. Как видим, обращение только к КВЭД в этом случае также не позволит очертить круг тех операций, которые подпадают под запрещенные «добычу, производство, реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования», поскольку очень часто под один код классификатора подпадают операции, осуществляемые как в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, так и в отношении других полезных ископаемых. В связи с этим более целесообразным выглядит обращение к Закону Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними» от 18.11.97 г. № 637/97-ВР. В нем, в частности, раскрыты понятия «драгоценные металлы», «драгоценные камни», «драгоценные камни органогенного образования», а также даны определения таким операциям, как добыча, производство, использование, а также операции с драгоценными камнями и драгоценными металлами.
Наиболее дискуссионный вопрос на сегодня: могут ли на упрощенной системе находиться субъекты хозяйствования, занимающиеся деятельностью по изготовлению и продаже ювелирных изделий?
Налоговые органы уже высказались по этому вопросу: в своем письме от 05.12.2011 г. № 1237/8/23-50-0318 ГНСУ указывает на то, что производители и торговцы ювелирными изделиями не могут быть плательщиками единого налога.
В пользу такой позиции приводятся следующие аргументы:
 — Закон № 637 в понятие драгоценных металлов и драгоценных камней включает, в частности, и изделия из них (хотя есть основания говорить, что речь идет исключительно о промышленных изделиях);
 — на торговлю драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них, в том числе ювелирными, распространяются единые требования нормативно-правовых актов.
 В то же время недостаточно четкие законодательные формулировки позволяют найти аргументы и в пользу возможности нахождения на упрощенной системе налогообложения субъектов, занимающихся изготовлением и продажей ювелирных изделий:
 — в законодательстве, действовавшем до 01.01.2012 г., запрет был сформулирован несколько иначе: под него попадали добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовая, розничная торговля промышленными изделиями из драгоценных металлов, которые подлежали лицензированию. Тогда в телеграмме от 18.07.2005 г. № 14106/7/31-0017 ГНАУ, обратившись к КВЭД, указывала, что под действие данной нормы не подпадают изготовление и торговля ювелирными изделиями. Сейчас также можно использовать и ссылку на КВЭД: и КВЭД-2005, и КВЭД-2010 деятельность по производству и продаже ювелирных изделий отграничивают от деятельности по производству и продаже драгоценных камней и драгоценных металлов;

— Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности УКТВЭД (см. приложение к Закону о Таможенном тарифе Украины от 05.04.2001 г. № 2371-ІІІ) отдельно классифицирует драгоценные металлы/камни (к которым относятся, в частности, промышленные изделия из них, отходы, лом) и отдельно ювелирные изделия, изделия мастеров золотых и серебряных дел;
 — ювелирные изделия названы отдельным видом продукции и согласно Государственному классификатору продукции и услуг.
Но уверенно себя могут чувствовать лишь субъекты хозяйствования, занимающиеся изготовлением ювелирных изделий по индивидуальному заказу. Такая деятельность указана в перечне бытовых услуг населению как разрешенная для пребывания на упрощенной системе налогообложения (что может быть также расценено в качестве еще одного аргумента в пользу противников позиции ГНСУ о запрете пребывания на упрощенной системе налогообложения производителей и торговцев ювелирными изделиями).

Добыча, реализация полезных ископаемых

Секция C. Добывающая промышленность.
Эта секция не включает: переработку добытых веществ (см. секцию D), разлив по бутылкам природных и минеральных вод из источников и скважин (см. 15.98), измельчение и другие виды обработки некоторых минеральных неметаллических веществ, не связанные с подземной или открытой добычей полезных ископаемых (см. 26.81, 26.82), производство топливного газа на газоперерабатывающих заводах (см. 40.21), сбор, очистку и распределение воды (см. 41), разведочное бурение скважин (см. 45.12), проведение геологоразведочных работ (см. 74.20.2)

Секция B. Добывающая промышленность и разработка карьеров.
Эта секция не включает: переработку добытых материалов, см. секцию C «Перерабатывающая промышленность», использование добытых материалов в строительстве без дальнейшей их переработки, см. секцию F «Строительство», разлив в бутылки природных и минеральных вод из природных источников и скважин, см. 11.07, возделывание, измельчение и другие виды обработки почвы, горных пород и минералов, не связанные с добывающей промышленностью и разработкой карьеров, см. 23.9

Комментарий. Понятия «добыча полезных ископаемых» и «полезные ископаемые» приведены в НКУ. Так, согласно п.п. 14.1.51 НКУ добыча полезных ископаемых — совокупность технологических операций по изъятию, в том числе из залежей дна водоемов, и перемещение, в том числе временное хранение, на поверхность части недр (горных пород, рудного сырья и т. п.), содержащей полезные ископаемые. Под полезными ископаемыми НКУ понимает природные минеральные образования органического и неорганического происхождения в недрах, в том числе любые подземные воды, а также техногенные минеральные образования в местах удаления отходов производства и потерь продуктов переработки минерального сырья, которые могут быть использованы в сфере материального производства и потребления непосредственно или после первичной переработки (п.п. 14.1.91 НКУ).
В соответствии с Кодексом законов о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР отнесение полезных ископаемых к полезным ископаемым общегосударственного и местного значения осуществляется Кабмином по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр. На данный момент остается действующим перечень в редакции постановления Кабмина от 16.08.2005 г. № 747. К полезным ископаемым отнесена и подземная, а также питьевая вода. Это означает, что осуществление деятельности по ее добыче исключает возможность применения субъектом хозяйствования упрощенной системы налогообложения.

В то же время по КВЭД разлив в бутылки природных и минеральных вод из природных источников и скважин (если субъект хозяйствования не занимается ее добычей, а лишь фасует и продает) выделен в отдельный вид деятельности, что может говорить о возможности осуществления данного вида деятельности на упрощенной системе налогообложения.
Считаем, что те субъекты хозяйствования, которые осуществляют добычу полезных ископаемых в своих хозяйственных (в значении — производственных) и бытовых целях (ст. 23 Кодекса законов о недрах), могут пребывать на упрощенной системе налогообложения. Запрет касается только той деятельности, которая осуществляется непосредственно для продажи воды.

Деятельность в сфере финансового посредничества

65.2. Финансовое посредничество.
Эта группа включает финансовое посредничество, кроме осуществляемого финансовыми учреждениями.
65.21. Финансовый лизинг, 65.22 Предоставление кредитов, 65.23 Прочее финансовое посредничество
67.1 Вспомогательные услуги в сфере финансового посредничества

64.20. Деятельность холдинговых компаний.
Включает деятельность финансовых холдинговых компаний.
64.30. Трасты, фонды и подобные финансовые субъекты.
Включает деятельность доверительных обществ, трастов, институтов совместного инвестирования (паевых и корпоративных инвестиционных фондов) и других финансовых посредников.
64.92. Прочие виды кредитования.
Включает деятельность ломбардов.
64.99. Предоставление других финансовых услуг (кроме страхования и пенсионного обеспечения).
Включает прочее финансовое посредничество, связанное в основном с размещением финансовых средств (кроме предоставления займов).
64.19. Прочие виды денежного посредничества

Комментарий. В этой части запрет не распространяется на деятельность в сфере страхования, которая осуществляется страховыми агентами, определенными Законом Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР, сюрвейерами, аварийными комиссарами и аджастерами, определенными разд. III НКУ.
Следует сказать, что сами налоговые органы и в бытность Указа № 727 крайне редко для определения круга запрещенных видов деятельности обращались к КВЭД, отдавая приоритет специальным нормам, регулирующим ту или иную деятельность. Такой подход (без обращения к КВЭД) поддерживали и суды (см., например, постановление ВСУ от 08.04.2002 г. № 1/5/783).
Эта ситуация имела место и при определении того, какая именно деятельность должна относиться к финансовому посредничеству. Налоговые органы для ответа на этот вопрос обращались к ст. 333 ХКУ, согласно которой финансовая деятельность субъектов хозяйствования включает денежное и другое финансовое посредничество, страхование, а также вспомогательную деятельность в сфере финансов и страхования. При этом под финансовым посредничеством следует понимать деятельность, связанную с получением и перераспределением финансовых средств, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Финансовое посредничество осуществляется учреждениями банков и другими финансово-кредитными организациями. Специальным актом, которым следует руководствоваться при определении запрещенного для упрощенцев круга операций, тогда ГНАУ не без оснований назвала Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.2001 г. № 2664-III (см. письмо ГНАУ от 23.06.2006 г. № 6903/6/15-0416).
Привлекает к себе внимание и оговорка законодателя о деятельности сюрвейеров, аварийных комиссаров и аджастеров, определенных разд. III НКУ . Соответствующие определения приведены в п.п. 156.1.1 НКУ:
«сюрвейер» — физическое или юридическое лицо, которое осуществляет обследование объекта перед принятием его на страхование и после наступления страхового случая, а также выясняет причины страхового события;
«аварийный комиссар» — физическое или юридическое лицо, которое выясняет причины наступления страхового случая, определяет размер убытков и соответствует квалификационным требованиям, предусмотренным законодательством;
 «аджастер» — физическое или юридическое лицо, которое принимает участие в решении вопросов по урегулированию заявленных претензий страхователя в связи с наступлением страхового случая, а также осуществляет оценку убытка после страхового случая и определяет сумму страхового возмещения, подлежащего выплате, исходя из обязательств страховщика.

Деятельность по управлению предприятиями

74.15.0. Управление предприятиями. Включает:
 — деятельность по управлению холдинговыми компаниями, оперирующими преимущественно в сфере владения ценными бумагами (или другими долями капитала) других компаний и предприятий с целью осуществления контроля над ними или влияния на принятие ими управленческих решений;
 — деятельность арбитражных управляющих

64.20. Деятельность холдинговых компаний. Включает деятельность финансовых холдинговых компаний, владеющих активами (контрольным пакетом акций) группы дочерних предприятий, но не привлеченных к управлению ими.
70.10. Деятельность главных управлений (хед-офисов). Включает: деятельность холдинговых компаний, привлеченных к управлению; деятельность главных управлений (хед-офисов), централизованных административных офисов и разных офисов, которые осуществляют ведение дел, наблюдают и руководят другими подразделениями компании или предприятия, осуществляют стратегическое или организационное планирование, принимают участие в принятии решений

Комментарий. Какие-либо специальные требования к осуществлению деятельности по управлению предприятиями нормативно-правовыми актами не предусмотрены, поэтому единственным ориентиром в том, что следует понимать под данным видом деятельности, остается КВЭД. Но если в КВЭД-2005 такой вид деятельности, как «управление предприятиями», прямо назван (и в частности, включает в себя деятельность арбитражных управляющих), то в КВЭД-2010 деятельности с подобной формулировкой нет. Если же воспользоваться предложенным Укрстатом сервисом по установлению соответствия

между видом деятельности по КВЭД-2005 и КВЭД-2010 (см. http://kved.ukrstat.gov.ua), то получается, что коду 74.15.0 Управління підприємствами по КВЭД-2005 соответствуют коды 64.20 Діяльність холдингових компаній и 70.10 Діяльність головних управлінь (хед-офісів) по КВЭД-2010. Деятельность по консультированию в сфере бизнес-процессов под запрет подпадать не должна.

Деятельность по предоставлению услуг почты и связи

64. Деятельность почты и связи включает группы:
64.1. Почтовая и курьерская деятельность
64.11.0. Деятельность национальной почты
64.12.0. Курьерская деятельность
64.2. Деятельность связи.
Эта группа включает деятельность по передаче, излучению и/или приему знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков либо сообщений любого рода по радио, проводным, оптическим или другим электромагнитным системам и предоставлению доступа к телекоммуникационным сетям, в частности сети Интернет.
64.20.0. Деятельность связи

53.1. Деятельность национальной почты включает классы:
53.10 Деятельность национальной почты.
53.20 Прочая почтовая и курьерская деятельность.
Этот класс включает услуги по: выемке, сортировке, транспортировке и доставке (внутренних и международных) почтовых отправлений в виде посылок и бандеролей, осуществляемых фирмами, кроме национальной почты, в соответствии с обязательствами по предоставлению услуг в зоне совместного охвата.
Этот класс также включает: услуги по доставке на дом.
61.10. Деятельность в сфере проводной электросвязи. Включает: деятельность в сфере проводной электросвязи; предоставление доступа к сети Интернет оператором кабельной инфраструктуры.

61.20. Деятельность в сфере беспроводной электросвязи. Включает: деятельность в сфере радиосвязи; предоставление доступа к сети Интернет оператором беспроводной инфраструктуры.
61.30. Деятельность в сфере спутниковой электросвязи. Включает: деятельность в сфере спутниковой электросвязи; предоставление доступа к сети Интернет оператором спутниковой инфраструктуры.
61.90. Прочая деятельность в сфере электросвязи. Включает прочую деятельность в сфере электросвязи (телекоммуникаций), в частности, перепродажу телекоммуникационных услуг (например, покупку и перепродажу емкости сети без предоставления дополнительных услуг)

 

Комментарий. Имеем ситуацию, когда формулировка вида деятельности по КВЭД-2005 полностью совпадает с формулировкой по НКУ (раздел 64. «Деятельность по предоставлению услуг почты и связи»), хотя при этом НКУ на КВЭД не ссылается. В то же время если по КВЭД-2005 курьерская деятельность имела свой подкласс 64.12.0 (входящий в раздел 64), то по КВЭД-2010 курьерская деятельность имеет общий класс с иной почтовой деятельностью (т. е. деятельностью не национальной почты).
Курьерская деятельность, исходя как из текста КВЭД-2005, так и из КВЭД-2010, включает выемку, перевозку и доставку писем, бандеролей и посылок, которые осуществляются негосударственными предприятиями. При этом понятия курьерской и почтовой деятельности разграничиваются по субъекту их осуществления: почтовая деятельность осуществляется национальным почтовым оператором, курьерская — негосударственными предприятиями.
Аналогичное понимание понятия курьерской деятельности можно встретить и в других нормативно-правовых актах. Например, в Методике расчета и порядке использования платы за аренду государственного имущества под понятием «курьерская служба» понимается деятельность субъектов хозяйствования на основе частной собственности по предоставлению услуг по перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений.
Если следовать КВЭД, курьерская деятельность (а с 01.01.2012 г. и услуги по доставке на дом) не может осуществляться на едином налоге. Однако, на наш взгляд, есть основания толковать предписания НКУ либеральнее, указывая на то, что курьерская деятельность рассматриваемым запретом не охватывается, поскольку:
во-первых, КВЭД исключительно в статистических целях объединяет курьерскую деятельность с почтовой;
во-вторых, субъект, осуществляющий курьерскую деятельность, не предоставляет услуг почтовой связи в понимании Закона о почтовой связи.
Кроме того, по КВЭД-2010 к курьерской деятельности отнесены и услуги по доставке домой, что, по нашему убеждению, не является основанием для запрета их осуществления на упрощенной системе налогообложения.
Что касается деятельности связи, то ее выделение в КВЭД-2010 в несколько отдельных кодов дало субъектам хозяйствования, работающим в этой сфере, надежду на возможность пребывания на едином налоге. К сожалению, по нашему мнению, подобные чаянья напрасны. Независимо от того, будет в сведениях ЕГР такого субъекта хозяйствования указана группа 64.2 «Деятельность связи, входящая в раздел 64 «Деятельность почты и связи» (по КВЭД-2005), или же один из таких кодов, как 61.10, 61.20, 61.30, 61.90 (по КВЭД-2010), установленный запрет на пребывание на упрощенной системе налогообложения будет распространяться на такую деятельность.

Деятельность по продаже предметов искусства и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата

52.50.0
Розничная торговля товарами, бывшими в пользовании, в магазинах
Этот подкласс включает:
 — розничную торговлю антиквариатом, букинистическими книгами и т. п.

47.79
Розничная торговля товарами, бывшими в пользовании, в магазинах
Этот класс включает:
 — розничную торговлю букинистическими книгами;
 — розничную торговлю другими товарами, бывшими в пользовании,
 — розничную торговлю антиквариатом
 — деятельность аукционных домов (розничная торговля)

Комментарий. Одно время деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) предметами искусства, коллекционирования и антиквариата относилась к лицензируемой, однако реально действующей эта норма так и не стала.
Следует отметить, что если слепо руководствоваться КВЭД, то согласно его предписаниям под запрет попадет любая деятельность по торговле бывшими в употреблении товарами. Безусловно, такая трактовка ни на чем не основана. Запрет следует толковать гораздо более узко, распространяя его только на предметы искусства и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата (см., в частности, Правила торговли антикварными вещами, утвержденные приказом Минэкономики, Минкультуры от 29.12.2001 г. № 322/795).
А вот, к примеру, деятельность по торговле товарами second hand на упрощенной системе налогообложения допускается.

Деятельность по организации, проведению гастрольных мероприятий

92.32.0. Деятельность концертных и театральных залов
Этот подкласс включает:
 — деятельность по управлению концертными, театральными и другими зрительными залами и организации гастролей: установке декораций, освещения или другого оборудования;
 — деятельность агентств по распространению билетов;
 — эксплуатацию концертных, театральных и других зрительных залов и оборудования
Этот подкласс не включает деятельность кинотеатров.
92.34.0. Прочая зрелищно-развлекательная деятельность
Этот подкласс включает:
 — организацию развлечений, не отнесенных к другим группам: представлений кукольных театров, цирковых представлений, развлекательных тиров, родео,  фейерверков, танцевальных школ и преподавателей танца и т. п.
Этот подкласс не включает другие виды рекреационной деятельности.

90.02. Деятельность по поддержке театральных и концертных мероприятий
Этот класс включает:
деятельность по технической поддержке живых театральных представлений, концертов, оперы, танцев или других сценических выступлений;
деятельность режиссеров, продюсеров, художников-оформителей и декораторов сцены, инженеров по освещению и т. п.
Этот класс также включает:
деятельность продюсеров или предпринимателей в сфере искусства с определенными помещениями или без них.
90.04. Функционирование театральных и концертных залов

Этот класс включает работу концертных и театральных залов и других помещений.
93.29. Организация других видов отдыха и развлечений
Этот класс включает деятельность, связанную с организацией отдыха и развлечений (за исключением парков развлечений и тематических парков):
работу игровых автоматов деятельность парков отдыха (без пансиона)
предоставление транспортных средств для развлекательных целей, например, лодок деятельность горнолыжных треков прокат оборудования для досуга и отдыха как неотъемлемой части развлекательных комплексов ярмарки и шоу, имеющие отношение к отдыху деятельность пляжей, в том числе аренду помещений, таких как бани, купальни, помещений со шкафчиками с замками, стульями и т. п. работу танцевальных площадок
Этот класс также включает:
деятельность продюсеров или предпринимателей в сфере искусства с определенными помещениями или без них прокат бильярдных столов для населения

Комментарий. При определении того, какая деятельность не допускается для осуществления на упрощенной системе налогообложения в качестве гастрольной, приоритет следует отдать Закону Украины «О гастрольных мероприятиях в Украине» от 10.07.2003 г. № 1115-IV .
В соответствии с ним гастрольные мероприятия — зрелищные мероприятия (фестивали, концерты, представления,
лекционно-концертные, развлекательные программы, выступления передвижных цирковых коллективов, передвижные механизированные аттракционы типа «эхо-парк» и т. п.) заведений, предприятий, организаций культуры, творческих коллективов, в том числе временных, отдельных исполнителей за пределами их стационарных сценических площадок. Гастрольные мероприятия, за исключением благотворительных гастрольных мероприятий, проводятся с целью получения доходов.
Организаторы гастрольных мероприятий — субъекты хозяйствования, которые занимаются организацией гастрольных мероприятий на территории Украины и уставными документами которых предусмотрена такая деятельность.
Порядок организации и проведения гастрольных мероприятий утвержден постановлением Кабмина от 15.01.2004 г. № 35.
Те виды деятельности, которые классифицированы под кодами 92.32.0 либо 92.34.0 по КВЭД-2005 или же под кодами 90.02, 90.04, 93.29 по КВЭД-2010, однако не охватываются понятием гастрольных мероприятий по Закону № 1115, под запрет не подпадают при условии соблюдения других требований к нахождению на упрощенной системе налогообложения.

Физлица-предприниматели

Технические испытания и исследования (группа 74.3 Классификации ДК 009:2005)

74.30.0. Технические испытания и исследования
Этот подкласс включает:
измерение чистоты воды и воздуха, радиоактивности и т. п.
анализ состояния окружающей среды: газов, дыма, сточных вод и т. п.
испытательные работы в области гигиены питания, в том числе испытание и ветеринарный контроль, связанные с производством продуктов питания
испытание на прочность, надежность и износостойкость изделий
контроль расчетов элементов строительных конструкций
сертификацию самолетов, транспортных средств, резервуаров, работающих под давлением, ядерных установок и т. п.
технический осмотр автотранспортных средств

71.20. Технические испытания и исследования
Включает все виды экономической деятельности, которые относились к позиции 74.30.0

Комментарий. Единственный из запрещенных видов деятельности, указанный с привязкой к коду по КВЭД.
Данное ограничение распространяется только на физлиц-предпринимателей.

Деятельность в сфере аудита

74.12.0. Деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита
Этот подкласс включает:
 — регистрацию, накопление, обобщение и хранение информации о деятельности предприятий
 — подготовку, проверку, подтверждение достоверности финансовых счетов, отчетов, балансов
 — составление налоговых деклараций для юридических и физических лиц
 — консультирование и представительство (кроме юридического) от имени клиентов перед налоговыми инспекциями

69.20. Деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам налогообложения

Комментарий. Несмотря на то что деятельность в сфере бухгалтерского учета в рамках КВЭД имеет тот же код, что и деятельность в сфере аудита, под запрет для применения упрощенной системы налогообложения подпадают только аудиторы. Это признают и сами налоговые органы (соответствующая консультация размещена в ЕБНЗ).
Данное ограничение распространяется только на физлиц-предпринимателей.

 

Запретная аренда

Для физических лиц — предпринимателей, которые хотят работать на упрощенной системе налогообложения, предусмотрено еще одно ограничение, которое следует рассмотреть отдельно.

Согласно п.п. 291.5.3 НКУ не могут быть плательщиками единого налога физические лица — предприниматели, предоставляющие в аренду:

земельные участки, общая площадь которых превышает 0,2 га;

жилые помещения, общая площадь которых превышает 100 кв. м;

нежилые помещения (сооружения, здания) и/или их части, общая площадь которых превышает 300 кв. м.

В отношении данного запрета важно обратить внимание на ряд моментов:

1. Как мы уже указали, он распространяется только на физлиц-предпринимателей.

2. Запрет распространяется и на субаренду тоже. Поэтому если, к примеру, физлицо-предприниматель будет сдавать в субаренду нежилое помещение, арендатором которого он является, он может лишиться права быть плательщиком единого налога, если площадь такого помещения составляет более 300 кв. м.

3. Запрет не касается арендуемых самим физлицом-предпринимателем объектов. Их площадь может быть любой.

4. Подпункт 291.5.3 НКУ устанавливает ограничение только в отношении сдаваемой в аренду площади объекта либо нескольких объектов. При этом сам объект может иметь и большую площадь. Например, если физическое лицо является собственником или арендатором объекта площадью 400 кв. м, оно может сдавать в аренду (либо субаренду) часть данного объекта площадью не более 300 кв. м и оставаться при этом плательщиком единого налога.

5. Если физлицо-предприниматель сдает в аренду несколько объектов, то сдаваемые в аренду площади суммируются. Так, к примеру, предприниматель может сдавать в аренду четыре нежилых помещения площадью 100, 85, 70, 50 квадратных метров. Если суммировать, то получаем общую площадь сдаваемых в аренду объектов 305 кв. м. Предприниматель при таких условиях нарушает условия пребывания на упрощенной системе налогообложения. Чтобы избежать этой угрозы, предприниматель может выбрать один из возможных вариантов поведения (об этом см. п. 8).

6. Установленные ограничения в отношении земельных участков, жилых и нежилых помещений не являются взаимоисключающими. Иначе говоря, у предпринимателя нет необходимости выбирать — сдавать в аренду либо земельные участки, либо жилые, либо нежилые помещения. Он вполне может одновременно сдавать в аренду 0,2 га земли, 100 кв. м жилых помещений и 300 кв. м нежилых помещений, оставаясь при этом на упрощенной системе налогообложения.

7. Запрет действует независимо от того, сколько субъектов выступает на стороне арендаторов, и независимо от количества заключенных договоров аренды. Поэтому, к примеру, для физлица-предпринимателя не будет выходом заключение двух договоров аренды, по первому из которых передается в пользование объект площадью 250 кв. м, а по второму — 80 кв. м. В этом случае площадь переданных в аренду объектов суммируется и к предпринимателю применяются последствия нарушения условий пребывания на упрощенной системе налогообложения.

8. Для тех предпринимателей, у которых сегодня есть необходимость передать другим субъектам в пользование находящиеся у них в собственности либо в аренде объекты недвижимости и не попасть под установленный п.п. 291.5.3 НКУ запрет, возможные варианты поведения могут быть следующими:

а) площадь объекта, которая выходит за дозволенные единщикам пределы, можно передать в аренду как обычное физическое лицо. Например, если речь идет об объекте нежилой недвижимости общей площадью 500 кв. м, физическое лицо может сдавать в аренду 300 кв. м как предприниматель, а 200 кв. м как обычное физическое лицо. В этом случае заключается два отдельных договора аренды: в первом в качестве арендодателя выступает физлицо-предприниматель с указанием документа, подтверждающего его предпринимательский статус (например, извлечение либо выписка из ЕГР), а также реквизитов Свидетельства об уплате единого налога; во втором арендодателем выступает физическое лицо с указанием его паспортных данных и без упоминания о предпринимательском статусе. Безусловно, доход, полученный по второму договору, не попадет в выручку единоналожника и будет облагаться как доход физического лица.

К сожалению, данный вариант действий, скорее всего, вызовет претензии у налоговых органов. Во всяком случае, отдельные налоговые инспекции на местах уже высказались против, подчеркивая, что если физическое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя с указанием вида деятельности «70.20.0. Здавання в оренду власного нерухомого майна» (по КВЭД-2005) либо «68.20. Надання в оренду й експлуатацію власного чи орендованого нерухомого майна» (по КВЭД-2010), то любая операция по предоставлению в аренду объектов недвижимости таким физическим лицом должна рассматриваться как осуществляемая им в рамках в его предпринимательской деятельности. ГНСУ, отметим, пока по данному вопросу своей позиции не обнародовала, но есть опасения, что высказывания местных налоговых органов можно считать ее предвестниками;

б) «сверхнормативную» площадь передать в пользование по договору ссуды. В этом случае также заключается два (либо более) договора: по одному передается в аренду объект (или несколько объектов), общей площадью не более 300 кв. м, остаток площадей передается по отдельному договору в бесплатное пользование по договору ссуды.

Данный вариант также не без минусов, основной из которых — налоговые последствия для арендатора, получающего имущество в бесплатное пользование. Поэтому по своей экономической сути данный вариант выглядит сомнительным;

в) если есть такая возможность, можно попытаться оформить отношения так, чтобы предметом договора выступал не объект недвижимости, а, к примеру, рабочее место;

г) заключить договор простого товарищества, по которому физлицо-предприниматель вносит в совместную деятельность объект недвижимости;

д) создать юридическое лицо. Юридические лица могут сдавать в аренду объекты любой площади без риска потерять право на применение упрощенной системы налогообложения. Физлицо может выступить единственным учредителем ООО либо зарегистрировать частное предприятие.

 

Ограничения по субъектам

Среди субъектов, за которыми НКУ не признает право пребывания на упрощенной системе налогообложения, названы:

1. Физические и юридические лица — нерезиденты (п.п. 291.5.7 НКУ). Согласно п.п. 14.1.122 НКУ нерезиденты — это:

а) иностранные компании, организации, созданные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализованные) в соответствии с законодательством Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины;

б) дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине;

в) физические лица, не являющиеся резидентами Украины.

Об определении «резидентности» физического лица см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 4, с. 41.

2. Субъекты хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) (п.п. 291.5.8 НКУ).

Напомним, налоговый долг возникает в случае неуплаты налогоплательщиком суммы согласованного денежного обязательного (с учетом штрафных санкций) в установленные НКУ сроки, а также начисленная на сумму такого денежного обязательства пеня (п.п. 14.1.175 НКУ). Считаем, что преградой к получению статуса плательщика единого налога может стать только налоговый долг, возникший у физического лица в статусе предпринимателя . Если у лица есть налоговый долг как у простого физического лица, то такие суммы во внимание приниматься не должны. В пользу такого вывода говорит и тот факт, что предприниматель в качестве самозанятого лица становится на учет как отдельный самостоятельный налогоплательщик.

Как видим, физлицам-предпринимателям, которые намереваются перейти на упрощенную систему налогообложения, теперь следует внимательнее относиться к полученным налоговым уведомлениям-решениям. Если успеть их обжаловать в течение 10 календарных дней (то ли в административном, то ли в судебном порядке), они не получат статус согласованного обязательства до самого окончания процедуры обжалования, а значит — не станут препятствием для перехода на «упрощенку» (о процедуре обжалования см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 44).

В то же время наличие у физлица-предпринимателя любого «неналогового» долга, к примеру, задолженности по ЕСВ, препятствием для получения статуса единоналожника не является. А вот задолженность по штрафным санкциям за нарушения подконтрольного налоговикам законодательства (РРО, расчеты в сфере ВЭД и прочее) будет считаться налоговым долгом.

3. Названные в п.п. 291.5.4 НКУ субъекты, среди которых: страховые (перестраховые) брокеры; банки; кредитные союзы; ломбарды; лизинговые компании; доверительные общества; страховые компании; учреждения накопительного пенсионного обеспечения; инвестиционные фонды и компании; другие финансовые учреждения, определенные законом; а также регистраторы ценных бумаг.

Данный перечень снял многие, ранее существовавшие на практике вопросы. Один из них касался регистраторов ценных бумаг. Напомним, Указ № 727 предусматривал запрет для пребывания на упрощенной системе налогообложения для доверительных обществ, страховых компаний, банков, других финансово-кредитных и небанковских финансовых учреждений. В связи с такой формулировкой между Профессиональной ассоциацией регистраторов и депозитариев (ПАРД), с одной стороны, и налоговыми органами, с другой, разгорелся спор не на один год о том, входят ли в число других финансово-кредитных учреждений регистраторы ценных бумаг (см., например, письма ПАРД от 26.04.2001 г. № 01-13/156, от 13.03.2001 г. № 01-03/95, Госкомстатистики от 17.04.2001 г. № 02-04-05/82, Госкомпредпринимательства от 02.12.99 г. № 14/3556). Интересно, что тогда аргументы налоговых органов сводились к ссылкам на КВЭД, поскольку деятельности регистраторов присваивался код «Другая деятельность, связанная с фондовыми биржами», хотя по своей сути к финансовой она не относилась, а значит, регистраторы могли пребывать на упрощенной системе налогообложения. Теперь неоднозначность устранена путем прямого указания регистраторов ценных бумаг в числе субъектов, которые не могут быть плательщиками единого налога.

По ломбардам раньше также часто возникали споры (письмо ГНАУ от 30.12.99 г. № 19786/7/15-1317). Теперь они прямо названы как субъекты, которые не могут находиться на упрощенной системе налогообложения.

4. Предприятия, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25 % (п.п. 291.5.5 НКУ). Под указанный запрет, как и раньше, не подпадают предприятия, в уставном капитале которых 25 % либо более долей принадлежит физлицам, не являющимся плательщиками единого налога (независимо от того, имеет такое физлицо статус резидента или нерезидента). Поскольку плательщиками единого налога не могут быть нерезиденты, предприятие, в котором доля юрлица-нерезидента будет равна либо будет превышать 25 %, не сможет находиться на упрощенной системе налогообложения.

Подпункт 291.5.5 НКУ, как раньше это делал п. 7 Указа № 727 (см., например, письма Минюста 12.12.2005 г. № 20-35-389, Госкомпредпринимательства от 30.01.2006 г. № 587, от 01.08.2007 г. № 5633, ГНАУ от 11.12.2006 г. № 13864/6/15-0416, от 11.03.2008 г. № 4513/7/15-0417 и др.), преграждает путь к упрощенке государственным и коммунальным предприятиям, а также предприятиям, учредителями которых либо участниками с долей 25 % и более являются общественные организации (см. письмо Госкомпредпринимательства от 06.06.2008 г. № 4879).

5. Представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, которое не является плательщиком единого налога (п.п. 291.5.6 НКУ).