26.03.2012
Нужно ли сельхозпредприятию при составлении налоговой декларации по фиксированному сельскохозяйственному налогу на 2012 год индексировать на коэффициент 1,756 нормативную денежную оценку сельскохозяйственных угодий (пашни, сеножатей, пастбищ и многолетних насаждений) и земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), являющуюся базой обложения ФСН?
(г. Харьков)
Как свидетельствуют обращения в редакцию, это вопрос актуален не только для одного сельхозпредприятия. Возник он в связи с постановлением КМУ от 31.10.2011 г. № 1185 (далее — постановление № 1185), которым в Методику нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденную постановлением КМУ от 23.03.95 г. № 213, внесены изменения. А именно:
— п. 5 дополнен абзацем вторым следующего содержания: «Для учета изменений в рентном доходе, который создается при производстве зерновых культур, к показателям нормативной денежной оценки пашни, проведенной по состоянию на 1 июля 1995 г. (с учетом индексации), применяется коэффициент 1,756»;
— дополнен пунктом 191 следующего содержания: «191. Показатели нормативной денежной оценки гектара пашни отдельного земельного участка, проведенной по состоянию на 1 июля 1995 г., применяются с коэффициентом, который определен абзацем вторым пункта 5 настоящей Методики».
При этих изменениях в законодательстве в части сельхозпредприятий возникли сомнения по поводу учета коэффициента 1,756 в порядке расчета фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН), поскольку его определение базируется также на показателе нормативной денежной оценки земли (в том числе и пашни), проведенной по состоянию на 01.07.95 г.
Напомним, что по определению п.п. 14.1.256 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), фиксированный сельскохозяйственный налог — это налог, который взимается с единицы земельной площади в процентах ее нормативной денежной оценки и уплата которого заменяет уплату отдельных налогов и сборов. ФСН отнесен к специальному налоговому режиму, который определяет особый порядок его взимания и регламентируется нормами ст. 301 — 309 гл. 2 разд. XIV НКУ.
Согласно п. 303.1 ст. 303 НКУ базой обложения указанным налогом для сельскохозяйственных товаропроизводителей является нормативная денежная оценка одного гектара сельскохозяйственных угодий (пашни, сеножатей, пастбищ и многолетних насаждений), проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года, для земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) — нормативная денежная оценка одного гектара пашни в Автономной Республике Крым или в области, проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года.
Обращаем внимание, что нормы гл. 2 разд. XIV НКУ, которыми установлен порядок взимания ФСН, не предусматривают проведение индексации базы налогообложения ФСН, т. е. нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий (пашни, сеножатей, пастбищ и многолетних насаждений) и земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ).
Таким образом, приходим к выводу, что для расчета ФСН нормативная денежная оценка одного гектара сельхозугодий (пашни, сеножатей, пастбищ и многолетних насаждений), проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года, вообще не подлежит индексации, в частности, и на коэффициент 1,756, о котором здесь идет речь. Следует отметить, что такой позиции придерживаются и соответствующие госорганы.
Так, в письме ГНСУ от 16.02.2012 г. № 4790/7/15-2217ф, в частности, указано, что с принятием постановления № 1185, вступившего в силу 1 января 2012 года, остается неизменной база налогообложения для плательщиков ФСН. В соответствии со ст. 303 НКУ базой налогообложения является нормативная денежная оценка гектара сельскохозяйственных угодий (пашни, сеножатей, пастбищ и многолетних насаждений), проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года, для земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) — нормативная денежная оценка одного гектара пашни в Автономной Республике Крым или в области, проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года.
И что приятно — позиция ГНСУ в этом вопросе последовательна. В консультации налоговиков, приведенной в разделе 360.03 Единой базы налоговых знаний (размещенной на веб-сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua) и мотивированной положениями гл. 2 разд. XIV НКУ, выражено то же мнение: порядок взимания ФСН не предусматривает проведение индексации базы налогообложения ФСН — нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий и земель водного фонда.
Кроме того, аналогичное мнение и у Государственного агентства земельных ресурсов Украины и Минагрополитики Украины. В письме Госагентства земресурсов от 13.02.2012 г. № 1979/22/4-12, касающегося учета постановления № 1185 при расчете ФСН, в частности, указано, что неизменной остается налоговая нагрузка для плательщиков ФСН, базой налогообложения для которых согласно ст. 303 НКУ останется нормативная денежная оценка одного гектара сельскохозяйственных угодий, проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года.
А в разъяснении Минагрополитики (размещенном на веб-сайте Аграрного союза Украины: www.auu.org.ua), после цитирования норм ст. 303 НКУ сделан вывод, что указанной статьей не предусмотрено применение к нормативной денежной оценке одного гектара сельскохозяйственных угодий, проведенной по состоянию на 1 июля 1995 года, любых дополнительных коэффициентов. Следовательно, не предусмотрено и применение коэффициента 1,756, установленного постановлением № 1185.
Анатолий БОБРО, экономист-аналитик