18.02.2013

О перечислении в бюджет НДФЛ

Письмо от 04.12.2012 г. № 6730/0/51-12/17-1116

О перечислении в бюджет НДФЛ

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 04.12.2012 г. № 6730/0/51-12/17-1116

 

Государственная налоговая служба Украины согласно ст. 52 Налогового кодекса Украины рассмотрела письмо <…> о перечислении в бюджет налога на доходы физических лиц и сообщает.

Порядок уплаты (перечисления) налога в бюджет предусмотрен статьей 168 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее – Кодекс), в соответствии с которой налог, удержанный с доходов резидентов, подлежит зачислению в бюджет согласно нормам Бюджетного кодекса Украины.

В соответствии со статьей 64 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (с изменениями и дополнениями) налог на доходы физических лиц, уплачиваемый налоговым агентом – юридическим лицом (его филиалом, отделением, другим обособленным подразделением) или представительством нерезидента – юридического лица, зачисляется в соответствующий местный бюджет по его месту нахождения (расположения) в объемах налога, начисленного на доходы, выплачиваемые физическому лицу.

Согласно п.п. 168.4.3 п. 168.4 ст. 168 Кодекса суммы налога на доходы, начисленные обособленным подразделением в пользу физических лиц, за отчетный период перечисляются в местный бюджет по местонахождению такого обособленного подразделения.

В случае, если обособленное подразделение не уполномочено начислять (уплачивать) налог на доходы физических лиц, за такое обособленное подразделение все обязанности налогового агента исполняет юридическое лицо. Налог на доходы, начисленный работникам обособленного подразделения, перечисляется в местный бюджет по местонахождению такого обособленного подразделения.

Согласно п. 63.3 ст. 63 Кодекса плательщики налогов подлежат регистрации или взятию на учет в органах государственной налоговой службы по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, месту проживания лица (основному месту учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета).

В то же время указываем, что согласно ст. 45 п. 8 Бюджетного кодекса Украины в случае изменения местонахождения субъектов хозяйствования – плательщиков налогов уплата определенных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) после регистрации осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода.

Принятым Верховной Радой Законом Украины от 24.05.2012 г. № 4834-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм» (далее – Закон № 4834) внесены изменения в подпункт 14.1.30 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины, согласно которым начиная с 1 июля 2012 года обособленные подразделения для раздела IV этого Кодекса понимаются в значении, определенном Хозяйственным кодексом Украины (до этого – Гражданским кодексом Украины), а для других разделов – в значении, определенном Гражданским кодексом Украины и Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей».

Таким образом, с 1 июля 2012 года обособ­ленные подразделения для целей раздела IV Налогового кодекса Украины определяются с учетом норм статьи 64 Хозяйственного кодекса Украины, а не согласно статье 1 Закона «О государственной регистрации юридических и физических лиц – предпринимателей», т. е. соблюдение условия по внесению юридическим лицом в Единый государственный реестр юридических и физических лиц – предпринимателей информации о таких подразделениях не требуется.

Таким образом, указанные выше изменения, внесенные в подпункт 14.1.30 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса, направлены на окончательное законодательное урегулирование вопросов уплаты (перечисления) налога на доходы физических лиц по месту осуществления фактической деятельности производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т. п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т. п.) юридического лица, которые расположены на иной территории, нежели такое юридическое лицо, и не уполномочены им начислять (уплачивать) этот налог.

Также сообщаем, что в случае невыполнения налоговым агентом норм Налогового кодекса Украины, в частности неперечисления налога в соответствующий бюджет, налоговые органы при установленных фактах применяют штрафные санкции согласно действующему законодательству Украины.

 

Заместитель Председатели А. Игнатов



комментарий редакции

Порядок уплаты налога на доходы физических лиц
за структурные подразделения

В комментируемом письме ГНСУ предоставила разъяснения по уплате налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) обособленными и структурными подразделениями.

В соответствии с п.п. 14.1.30 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее – НКУ) для целей разд. IV НКУ, определяющего порядок обложения НДФЛ, термин «обособленное подразделение» следует употреблять в значении, установленном Хозяйственным кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее – ХКУ). Вместе с тем четкое определение обособленных подразделений в ХКУ отсутствует. В комментируемом письме ГНСУ отмечает, что для целей разд. IV НКУ обособленные подразделения необходимо определять с учетом норм ст. 64 ХКУ, а не согласно ст. 1 Закона Украины «О государственной регистрации юридических и физических лиц – предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее – Закон № 755). Из этого налоговики делают следующий вывод: «соблюдения условия о внесении юридическим лицом в Единый государственный реестр юридических и физических лиц – предпринимателей информации о таких подразделениях не требуется». Хотя согласно действующему законодательству сведения об обособленных подразделениях должны быть внесены в Единый госреестр (ч. 1 ст. 28 Закона № 755, ч. 2 ст. 58 ХКУ). Не включаются в Единый госреестр сведения о структурных подразделениях юридического лица.

Учитывая дальнейшие умозаключения, приведенные в письме, очевидно, налоговики хотели сказать, что условие о включении в Единый госреестр не имеет значения для целей разд. IV НКУ, а именно для порядка уплаты НДФЛ. По мнению ГНСУ, юридическое лицо должно уплачивать НДФЛ за структурные подразделения, находящиеся на другой территории, нежели такое юридическое лицо, как и за неуполномоченные обособленные подразделения. Напомним, что согласно абзацу второму п.п. 168.4.3 НКУ если обособленное подразделение предприятия не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать НДФЛ, то как налоговый агент юридическое лицо начисляет и уплачивает в местный бюджет по местонахождению своего неуполномоченного обособленного подразделения НДФЛ, начисленный работникам неуполномоченного обособленного подразделения. В соответствии с разъяснениями, приведенными в комментируемом письме, и за структурное подразделение, находящееся на другой территории, нежели юридическое лицо, такое юридическое лицо должно уплачивать НДФЛ по месту осуществления фактической деятельности структурных подразделений.

Однако мы с этим не согласны. В НКУ порядок уплаты НДФЛ определен только для уполномоченных и неуполномоченных подразделений. Кроме того, что структурные подразделения, в отличие от обособленных, не имеют кода ЕГРПОУ, между ними существует еще ряд отличий. Подробнее об этом читайте в статье «Подразделения предприятия: структурные и обособленные» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 74, с. 4.

В НКУ структурные подразделения предприятия не определены в качестве налоговых агентов, поэтому самостоятельно уплачивать НДФЛ, начисленный своим работникам, они не могут. То есть однозначно за структурное подразделение НДФЛ уплачивает юридическое лицо. В соответствии с ч. 2 ст. 64 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. 2456-VI НДФЛ, уплачиваемый налоговым агентом – предприятием (его филиалом, отделением, другим обособленным подразделением), зачисляется в соответствующий бюджет по их местонахождению (расположению) в объемах налога, начисленного на доходы, выплачиваемые физическим лицам. Таким образом, на наш взгляд, согласно действующему законодательству предприятие обязано начислять и уплачивать НДФЛ, начисленный работникам структурного подразделения, в местный бюджет по своему местонахождению.

Но нужно учитывать угрозу налоговиков, которая содержится в комментируемом письме: в случае неперечисления НДФЛ в соответствующий бюджет, налоговые органы будут применять штрафные санкции. То есть если налоговый агент не будет выполнять предписания ГНСУ относительно перечисления НДФЛ за структурные подразделения, то ему грозят штраф (ст. 127 НКУ) и пеня (п. 129 НКУ). Поэтому налогоплательщикам, не готовым отстаивать свои права, лучше не рисковать и следовать разъяснениям ГНСУ.

 

Екатерина Скрипкина