31.01.2013
По итогам 2012 года предприниматели должны отчитаться перед Пенсионным фондом Украины об уплаченных в течение года суммах единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за себя. При этом сроки подачи данной отчетности изменились: предельный срок подачи — 11 февраля 2013 года. Времени осталось немного, поэтому приступим к делу и разберемся с порядком заполнения отчета по форме приложения 5.
Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Прежде чем перейти непосредственно к годовой отчетности предпринимателей по ЕСВ, напомним, что в октябре 2012 года произошли изменения в порядке уплаты ЕСВ: Законом № 5292 (вступил в силу с 13.10.2012 г.) были внесены изменения в Закон № 2464 относительно сроков уплаты предпринимателями единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) за себя. Предприниматели-общесистемщики уплачивают ЕСВ до 10 февраля следующего года, предприниматели-единоналожники — до 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается ЕСВ.
Соответствующие изменения внесены в Инструкцию № 21-5 согласно постановлению ПФУ от 19.12.2012 г. № 25-1, которое вступает в силу с момента официального опубликования*. Однако положения абзаца первого п.п. 4.5.2, обязывающие предпринимателей-общесистемщиков уплачивать авансовые платежи, останутся неизменными. То есть, по мнению ПФУ, как и ранее предприниматели-общесистемщики должны уплачивать ЕСВ в течение года до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября в виде авансовых платежей в размере 25 % годовой суммы ЕСВ, рассчитанной от суммы, определенной налоговиками для уплаты авансовых сумм налога на доходы физических лиц (НДФЛ). А до 10 февраля следующего года общесистемщики обязаны: произвести окончательный расчет сумм ЕСВ, подлежащих уплате по итогам отчетного года, и в случае необходимости осуществить доплату ЕСВ. Согласно новому п. 4.10 Инструкции № 21-5 в случае, если последний день сроков уплаты ЕСВ приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, который наступает за выходным или праздничным днем. Таким образом, предельным сроком осуществления доплаты по ЕСВ является является 11 февраля 2013 года (9 февраля 2013 года – это суббота).
* На момент подготовки номера постановление ПФУ от 19.12.2012 г. № 25-1 не было опубликовано.
Что касается единоналожников, то в соответствии с изменениями, которые внесены в Инструкцию № 21-5, они могут (но не должны) уплачивать ЕСВ ежемесячно в виде авансовых взносов, в самостоятельно определенном размере до 20 числа каждого месяца текущего квартала. Предельный срок уплаты авансового взноса за январь 2013 года — 19 февраля 2013 года. Суммы ЕСВ, уплаченные в виде авансовых платежей, учитываются предпринимателями при окончательном расчете, который единоналожники обязаны проводить ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается ЕСВ. Предельный срок уплаты ЕСВ за I квартал 2013 года – 19 апреля 2013 года.
Отчет по форме приложения 5: сроки подачи, ответственность
Предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, предоставляют отчет о суммах начисленного дохода застрахованных лиц и суммах начисленного ЕСВ по форме приложения 5 к Порядку № 22-2. В соответствии с постановлением № 24-1, которое вступило в силу с 15.01.2013 г., приложение 5 изложено в новой редакции. Уже по итогам 2012 года отчет по форме приложения 5 необходимо подать по новой форме. При этом общесистемщики должны заполнить таблицу 1, а единоналожники — таблицу 2 данного отчета. Отчет по форме № Д5 могут не подавать только предприниматели-единоналожники, которые являются пенсионерами (по возрасту) и инвалидами, поскольку указанные лица освобождены от уплаты ЕСВ согласно п. 4 ст. 4 Закона № 2464.
Обращаем внимание: сроки предоставления приложения 5 изменились. Согласно п. 3.2 обновленного Порядка № 22-2 все предприниматели подают в органы ПФ отчет до 10 февраля года, следующего за отчетным. Поскольку 9 февраля 2013 года — суббота, последний день срока подачи отчета 11 февраля 2013 года.
За непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление не по установленной форме отчета по форме № Д5 предпринимателю грозит штраф в размере 170 грн. (п. 4 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464). Отметим, что в случае если предприниматель подаст отчет по форме № Д5 не позднее 11 февраля 2013 года, но с нарушением срока подачи отчетности, установленного органом ПФ в рекомендованном графике, вышеуказанный штраф применяться не будет.
Способы предоставления отчета
Отчет по форме № Д5 должен быть подан лично предпринимателем или через ответственное лицо в орган ПФ по месту взятия на учет (по месту жительства). Обращаем внимание: отчет, отправленный по почте, не считается поданным (п. 2.10 Инструкции № 21-5).
Для наглядности возможные способы подачи отчета, предусмотренные Порядком № 22-2, приведем в таблице.
Способы предоставления отчета по форме приложения 5
Количество застрахованных лиц* | Отчет на бумажных носителях | Отчет в электронном виде без электронной цифровой подписи (ЭЦП)** |
5 и менее (в том числе нет застрахованных лиц) | Подается без отчета в электронной форме | Подается вместе с отчетом на бумажных носителях |
6 и более | Подается вместе с отчетом в электронной форме | Подается вместе с отчетом на бумажных носителях |
* Под застрахованными лицами имеются в виду наемные работники и лица, работающие по договорам гражданско-правового характера. |
Предприниматель должен выбрать один из вышеприведенных способов подачи отчета по форме приложения 5.
Правила заполнения отчета по форме приложения 5
Электронная версия отчета по форме приложения 5 формируется предпринимателем с помощью специализированного программного обеспечения, актуальные версии которого бесплатно предоставляются в органе ПФУ по месту взятия на учет и размещены на официальном сайте ПФУ (http://www.pfu.gov.ua).
Бумажный отчет формируется и подается на украинском языке:
— в печатном виде
или
— заполненным печатными буквами без помарок и исправлений шариковой ручкой с синими либо черными чернилами.
При заполнении бумажного отчета следует соблюдать следующие правила:
1) в случае незаполнения той или иной строки отчета из-за отсутствия операции эта строка прочеркивается;
2) при заполнении полей, которые состоят из клеточек, каждый из необходимых символов каллиграфически вписывается в соответствующую отдельную клеточку;
3) символы не должны выходить за пределы клеточек, а также накладываться на соседние клеточки;
4) символы: точка, апостроф, запятая, дефис и тому подобное — проставляются в отдельных клеточках;
5) при заполнении поля без клеточек записи в этих полях не должны накладываться на соседние поля и перекрывать служебные надписи бланка;
6) денежные суммы в таблицах отчета заполняются в гривнях с копейками.
Предприниматель должен предоставить отчет в ПФУ в полном объеме, заверив таблицы отчета по форме приложения 5 своей подписью, а при наличии — и печатью. Если не будет сформирована хотя бы одна из необходимых таблиц или нарушены правила его заполнения, отчет попросту не примут.
Отчет по форме приложения 5 состоит из титульной страницы и четырех таблиц. Таблицу 3 «Нарахування єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування особами, які забезпечують себе роботою самостійно» заполняют только физические лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно и не зарегистрированы в качестве предпринимателя (адвокаты, нотариусы и т. д.). Перечень таблиц, которые заполняют предприниматели, приведем ниже.
Перечень таблиц отчета по форме приложения 5,
которые заполняют предприниматели
Страхователь | Таблица отчета по форме приложения 5 | Примечание |
Предприниматель в течение всего 2012 года работал на общей системе налогообложения | Заполняет таблицу 1 «Нарахування єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування фізичними особами — підприємцями» | Здесь необходимо отразить, в частности, сумму ЕСВ, начисленного и уплаченного в 2012 году предпринимателем за себя |
Предприниматель в течение всего 2012 года работал на едином налоге | Заполняет таблицу 2 «Нарахування єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування фізичними особами — підприємцями, які обрали спрощену систему оподаткування» | |
Предприниматель в течение 2012 года работал как на общей системе налогообложения, так и на упрощенной | Заполняет две таблицы: | |
Предприниматель осуществляет деятельность в сферах, работа в которых засчитывается в спецстаж | Дополнительно к вышеуказанным таблицам заполняет таблицу 4 «Наявність підстав для обліку стажу окремим категоріям осіб відповідно до законодавства» | Справочник оснований для учета спецстажа приведен в приложении 3 к Порядку № 22-2 |
Что касается предпринимателей, то на практике большинство из них, кроме титульного листа, будут заполнять либо таблицу 1, либо таблицу 2 (в зависимости от того, на какой системе налогообложения они работали в течение 2012 года), а тем, кто переходил с одной системы налогообложения на другую, придется заполнить и таблицу 1, и таблицу 2. Именно о заполнении этих таблиц приложения 5 мы поговорим далее. Порядок их заполнения для наглядности приведем в табличной форме.
Заполняем титульный лист отчета по форме приложения 5
(заполняют все предприниматели, независимо
от избранной системы налогообложения)
Реквизит | Что указывать |
1 | 2 |
«Звіт за рік» | Указывается отчетный год (четыре цифры), за который формируется и подается отчет. В нашем случае — «2012». |
«Реєстраційний номер облікової картки платника податків» | Предприниматель вписывает десять цифр своего регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационного номера). Этот номер переносится в отчет из справки, полученной в налоговой. |
«Прізвище, ім’я, по батькові» | Вносятся фамилия, имя и отчество предпринимателя в именительном падеже на украинском языке (по данным паспорта). Данный реквизит заполняется одинаково для всех таблиц отчета |
«Місце проживання», «телефон» | Указывается почтовый адрес предпринимателя (с индексом) и его контактный телефон |
«Вихідний № у страхувальника» и «Дата» | Заполняется только в том случае, если предприниматель регистрирует исходящую корреспонденцию, — указываются регистрационный номер в соответствии с журналом регистрации исходящей документации, который потом отмечается на каждом листе отчета, и дата формирования отчета предпринимателем |
«Номер реєстрації платника» | Указывается номер, под которым предприниматель зарегистрирован в ПФУ как плательщик ЕСВ |
«Код органу Пенсійного фонду, до якого подається звіт» | Вносятся код и название районного (городского) управления ПФУ, в котором предприниматель зарегистрирован как плательщик ЕСВ (код пятизначный, его можно узнать в своем управлении ПФУ по месту учета — на информационной доске) |
«Перелік таблиць звіту: Кількість аркушів» | Указывается количество листов документов одной таблицы. Для таблиц 1 и 2 данный реквизит будет равен «1», если предприниматель весь год работал на одной и той же системе налогообложения. |
«Перелік таблиць звіту: Кількість рядків» | Данный реквизит не заполняется |
«Усього» | Указывается общее количество страниц всех таблиц, заполненных в отчете |
«Страхувальник» | Предприниматель ставит подпись и Ф. И. О. (фамилия и инициалы) |
«М. П.» | Если у предпринимателя есть печать, он заверяет отчет печатью («М. П.» — место печати). Если печати нет, ничего не указывается |
«Реєстраційний № звіту в органі Пенсійного фонду» и далее | Заполняют работники ПФУ |
Таблица 4
Заполняем Таблицу 1 отчета по форме приложения 5
(заполняют предприниматели, работавшие в 2012 году
на общей системе налогообложения)
Реквизит | Что указывать |
1 | 2 |
«Тип форми: початкова, призначення пенсії» | При заполнении отчета за 2012 год значок «Х» необходимо поставить возле ячейки «початкова». Такой же значок ставится возле ячейки «призначення пенсії» в том случае, если предприниматель подает отчет для назначения пенсии |
«Повідомляю, що я» | Указываются фамилия, имя и отчество предпринимателя в именительном падеже на украинском языке |
«Беру участь на добровільних засадах» | Данная графа заполняется только в том случае, если предприниматель добровольно принимал участие в страховании по временной нетрудоспособности и страховании от несчастного случая на основании соответствующего договора. |
«Сума чистого доходу (прибутку), заявлена в податковій декларації фізичної особи — підприємця» | Согласно разъяснениям ПФУ (см. письмо от 29.02.2012 г. № 4889/03-30) в данной графе «плательщик самостоятельно отражает фактическую сумму чистого дохода за себя в разрезе месяцев». При этом сумма чистого дохода за год должна соответствовать сумме чистого налогооблагаемого дохода, заявленного в декларации. Порядок заполнения данной строки требует дополнительных пояснений* |
* Напомним историю вопроса, поскольку еще в прошлом году возникли споры относительно заполнения данной графы. Так, согласно требованиям пункта 3.3 Инструкции № 21-5 предприниматели-общесистемщики начисляют ЕСВ на сумму дохода (прибыли), полученного от их деятельности, который подлежит обложению НДФЛ. При этом сумма ЕСВ не может быть меньше минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль). | |
Напомним, что размеры прожиточного минимума на трудоспособное лицо и минимальной зарплаты, установленные в 2012 году, совпадали и составляли: | |
«Сума доходу, на яку нараховується єдиний внесок, з урахуванням максимальної величини» | Указывается доход, отраженный в графе 2 с учетом максимальной величины базы начисления ЕСВ, которая равна 17 размерам прожиточного минимума на трудоспособное лицо (п. 4 ст. 1 Закона № 2464). |
Примечание. Максимальная величина базы начисления ЕСВ в 2012 году составляла: в январе — марте — 18241 грн., в апреле — июне — 18598 грн., в июле — сентябре — 18734 грн., в октябре — ноябре — 19006 грн., в декабре — 19278 грн. | |
«Розмір єдиного внеску*» | Здесь нужно указать размер ЕСВ, установленный законодательством для обязательной уплаты, — «34,7 %». |
«Сума нарахованого єдиного внеску (гр. 3 х гр. 4)» | В этой графе необходимо указать сумму начисленного ЕСВ, которая равна произведению значений граф 3 и 4. |
«Кількість днів тимчасової непрацездатності» | Указывается количество дней болезни предпринимателя, если он принимал участие в социальном страховании по временной потере трудоспособности и в течение 2012 года болел |
«Кількість днів відпустки у зв’язку з вагітністю та пологами» | Указывается продолжительность отпуска в связи с беременностью и родами, если принимал участие в социальном страховании по временной потере трудоспособности и в течение 2012 года находился в таком отпуске |
«У тому числі нараховано у розмірі» | Указывается итоговое значение, полученное по графе 5, по соответствующей ставке ЕСВ |
«Підпис та прізвище страхувальника» | Проставляется подпись предпринимателя и указывается его фамилия |
«Дата» | Указывается дата составления отчета |
Пример заполнения приложения 5 предпринимателем, работавшим на общей системе налогообложения, рассмотрим далее на с. 48.
Теперь подробно рассмотрим порядок заполнения таблицы 2, которую должны подавать предприниматели, работавшие в 2012 году на едином налоге.
Заполняем таблицу 2 приложения 5 (заполняют предприниматели,
работавшие в 2012 году на едином налоге)
Реквизит | Что указывать |
1 | 2 |
«Тип форми:» | Значок «Х» указывается возле одной из ячеек: |
«Повідомляю, що я» | Указываются фамилия, имя и отчество предпринимателя на украинском языке в именительном падеже |
«Беру участь на добровільних засадах» | Данная графа заполняется только в том случае, если предприниматель добровольно принимал участие в страховании по временной нетрудоспособности и страховании от несчастного случая на основании соответствующего договора. |
«Самостійно визначена сума, на яку нараховується єдиний внесок, але не менше за розмір мінімальної заробітної плати» | Указывается «условная» сумма дохода, с которой предприниматель желает уплатить ЕСВ. При этом такой доход должен быть не меньше минимальной зарплаты соответствующего месяца и не больше максимальной бызы начисления ЕСВ (17 прожиточных минимумов на трудоспособное лицо) |
Примечание. Максимальная величина базы начисления ЕСВ в 2012 году составляла: в январе — марте — 18241 грн., в апреле — июне — 18598 грн., в июле — сентябре — 18734 грн., в октябре — ноябре — 19006 грн., в декабре — 19278 грн. | |
«Розмір єдиного внеску*» | Здесь нужно указать размер ЕСВ, установленный законодательством для обязательной уплаты, — «34,7 %». |
«Усього до сплати (гр. 2 х гр. 3)» | Записывается произведение граф 2 и 3 |
«Кількість днів тимчасової непрацездатності» | Указывается количество дней болезни предпринимателя, если он принимал участие в социальном страховании по временной потере трудоспособности и в течение 2012 года болел |
«Кількість днів відпустки у зв’язку з вагітністю та пологами» | Указывается продолжительность отпуска в связи с беременностью и родами, если принимал участие в социальном страховании по временной потере трудоспособности и в течение 2012 года находился в таком отпуске |
«У тому числі нараховано у розмірі» | Указывается итоговое значение, полученное по графе 4, по соответствующей ставке ЕСВ |
«Підпис та прізвище страхувальника» | Проставляется подпись предпринимателя и указывается его фамилия |
«Дата» | Указывается дата составления отчета |
Теперь на примере рассмотрим, как предпринимателю заполнить отчет по форме приложения 5.
Пример. Предприниматель Павлюченко Дмитрий Петрович (ИНН — 2633322222, регистрационный номер в ПФУ — 0211732291) проживает в г. Харькове по адресу: ул. Плехановская, 22, тел. 7376900.
В 2012 году предприниматель работал так:
— в I квартале на общей системе налогообложения. Чистый доход составил: в январе — 10000,00 грн., в феврале — 23000,00 грн., в марте — 24000,00 грн.;
— во II — IV кварталах на едином налоге (группа 3).
Как в таком случае заполнить отчет по форме № Д5 за 2012 год, если предприниматель уплачивал ЕСВ по ставке 34,7 %?
Перед заполнением приложения 5 приведем пояснения и определим показатели, необходимые для заполнения.
1. Определим размер среднемесячного чистого годового дохода предпринимателя при работе на общей системе налогообложения: (10000,00 + 23000,00 + 24000,00) : 3 = 19000,00 (грн.).
Поскольку размер среднемесячного чистого годового дохода превысил максимальную величину базы начисления ЕСВ, за месяцы I квартала ЕСВ будет определяться исходя из максимальной величины (18241,00 грн.).
2. Выясним, как общесистемщику уплатить ЕСВ по итогам года. При проведении окончательного расчета ЕСВ по итогам года может оказаться, что предприниматель переплатил ЕСВ за себя в течение года, а может быть и так, что необходимо осуществить доплату.
Объясняется это тем, что в течение 2012 года предприниматель-общесистемщик обязан был ежеквартально уплачивать авансовые взносы по ЕСВ, а по окончании года он должен рассчитать ту сумму ЕСВ, которую необходимо уплатить за 2012 год (эта сумма должна быть отражена в отчете по форме приложения 5). Рассчитанная по итогам года сумма ЕСВ может оказаться как больше, так и меньше суммы авансовых платежей, уплаченных в течение 2012 года. Рассмотрим две возможные ситуации:
1) начисленный общесистемщиком ЕСВ больше авансовых платежей. Если сумма ЕСВ, определенная в приложении 5, больше авансовых платежей, перечисленных в ПФУ в 2012 году, то это означает, что предприниматель обязан доплатить ЕСВ в ПФУ по итогам 2012 года:
Доплата = ЕСВ, начисленный в приложении 5, — ЕСВ,
уплаченный в ПФУ в 2012 году в виде авансовых взносов.
Доплату по ЕСВ за 2012 год нужно осуществить не позднее 11 февраля 2013 года. Уплаченную сумму ЕСВ, на наш взгляд, предприниматель вправе учесть в составе расходов текущего года (2013 год), записав ее в графу 10 Книги УДР на дату перечисления средств (на основании платежного поручения);
2) начисленный общесистемщиком ЕСВ меньше авансовых платежей. Если сумма ЕСВ, определенная в отчете по форме приложения 5, меньше авансовых платежей, то образовалась переплата по ЕСВ по итогам 2012 года. Сумма переплаты может быть зачтена в счет будущих платежей или возвращена предпринимателю. Для возврата суммы переплаты по ЕСВ предприниматель может подать в свое отделение ПФУ заявление в произвольной форме о возврате излишне уплаченных сумм ЕСВ на свой текущий счет (п. 5 Порядка зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата ошибочно уплаченных средств, утвержденного постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-1). Несмотря на то что такое заявление подается в произвольной форме, в нем обязательно должны быть указаны: наименование (Ф.И.О.) плательщика, идентификационный номер (для физических лиц при его наличии), причины возврата средств, суммы платежа, подлежащего возврату. К заявлению необходимо приложить оригинал или копию расчетного документа, подтверждающего излишнюю уплату средств на счет органа ПФУ.