29.07.2013

Об установлении предельной суммы расчетов наличностью

Постановление от 06.06.2013 г. № 210

Министерства и ведомства Украины

 

Об установлении предельной суммы расчетов наличностью

Постановление от 06.06.2013 г. № 210

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 2 июля 2013 г. под № 1109/23641

(извлечение)

 

Во исполнение требований статьи 1087 Гражданского кодекса Украины и в соответствии со статьями 33 и 40 Закона Украины «О Национальном банке Украины» Правление Национального банка Украины постановляет:

1. Установить предельную сумму расчетов наличностью:

предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня в размере 10000 (десяти тысяч) гривень;

физического лица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) гривень;

физических лиц между собой по договорам купли-продажи, подлежащим нотариальному удостоверению, в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) гривень.

2. Физические лица имеют право осуществлять расчеты на сумму, превышающую 150000 гривень, путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет, внесения и/или перечисления средств на текущие счета (в том числе в депозит нотариуса на отдельный текущий счет в национальной валюте).

3. Утвердить Изменения к Положению о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденному постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 года № 637, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13 января 2005 года под № 40/10320 (с изменениями) (прилагаются)*.

* Изменения не публикуются, поскольку извлечение из указанного Положения приводим ниже в кодифицированном виде с учетом части внесенных изменений. Изменения в тексте выделены полужирным курсивом. — Примеч. ред.

4. Признать утратившим силу постановление Правления Национального банка Украины от 09 февраля 2005 года № 32 «Об установлении предельной суммы наличного расчета», зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 18 апреля 2005 года под № 410/10690.

<…>

 

8. Постановление вступает в силу с 01 сентября 2013 года.

 

Председатель И. Соркин

 

 

Утверждено постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 г. № 637

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 13 января 2005 г. под № 40/10320

Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине

(с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены постановлением Правления Национального банка Украины от 6 июня 2013 года № 210)

(извлечение)

 

Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 33 Закона Украины «О Национальном банке Украины», определяет порядок ведения кассовых операций в национальной валюте Украины предприятиями (предпринимателями), а также отдельные вопросы организации банками работы с наличностью.

 

1. Общие положения

<…>

1.2. В настоящем Положении указанные ниже термины употребляются в следующем значении:

<…>

наличность (наличные средства) — денежные знаки национальной валюты Украины — банкноты и монеты, в том числе разменные, оборотные, памятные монеты, которые являются действительными платежными средствами;

<…>

 

2. Требования к организации наличных расчетов

<…>

2.3. Предприятия (предприниматели) имеют право осуществлять расчеты наличностью между собой и/или с физическими лицами в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам в рамках предельных сумм расчетов наличностью, установленных соответствующим постановлением Правления Национального банка Украины. Платежи сверх установленных предельных сумм производятся через банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств без открытия счета, путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет или внесения средств в банк для дальнейшего их перечисления на текущие счета. Количество предприятий (предпринимателей) и физических лиц, с которыми осуществляются расчеты, в течение дня не ограничивается.

Ограничение, установленное в абзаце первом настоящего пункта, касается также расчетов при оплате за товары, приобретенные на производственные (хозяйственные) потребности за счет наличных средств, полученных с помощью электронного платежного средства.

Ограничения не распространяются на:

1) расчеты предприятий (предпринимателей) с бюджетами и государственными целевыми фондами;

2) добровольные пожертвования и благотворительную помощь;

3) использование средств, выданных на командировку.

<…>

2.8. Предприятия могут держать во внерабочее время в своих кассах наличную выручку (наличность) в пределах, которые не превышают установленный лимит кассы. Наличная выручка (наличность), превышающая установленный лимит кассы, обязательно сдается в банки для ее зачисления на банковские счета. Обособленные подразделения предприятий — юридические лица могут сдавать наличную выручку (наличность) непосредственно в кассы таких юридических лиц или в любой банк для ее перевода и зачисления на банковские счета указанных юридических лиц.

При отсутствии банков наличная выручка (наличность) для перевода на банковские счета предприятия (предпринимателя) может сдаваться операторам почтовой связи и в небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств без открытия счета.

Сдача наличной выручки (наличности) осуществляется самостоятельно (в том числе с применением платежных устройств и через пункты приема наличности) или через соответствующие службы, которым согласно законодательству предоставлено право на перевозку валютных ценностей и инкассацию средств.

Сдача наличной выручки (наличности) может осуществляться для зачисления на любой банковский счет предприятия (предпринимателя) по его выбору.

<…>

2.13. Предприятия (предприниматели) при осуществлении расчетов с потребителями за наличные обязаны принимать в уплату за продукцию (товары, работы, услуги) без ограничений банкноты и монеты (в том числе разменные, оборотные, памятные монеты, изношенные, значительно изношенные банкноты и монеты) всех номиналов, выпускаемые Национальным банком Украины в обращение, которые являются действительными платежными средствами и не вызывают сомнения в их подлинности и платежности. В случае получения от потребителей в уплату за продукцию (товары, работы, услуги) изношенных и/или значительно изношенных банкнот предприятия (предприниматели) обязаны не выдавать такие банкноты на сдачу и в дальнейшем сдать их вместе с наличной выручкой (наличностью) в обслуживающие банки. Кроме того, предприятия (предприниматели) должны обеспечивать наличие в кассе банкнот и монет для выдачи сдачи [за исключением тех номиналов монет (банкнот), выпуск в обращение которых прекращен Национальным банком Украины].

<…>

 

3. Порядок оформления кассовых операций

<…>

3.7. Прием полученной из банка наличности в кассу и выдача наличности из кассы для сдачи ее в банк оформляются соответствующими кассовыми ордерами (приходным или расходным) с отражением такой кассовой операции в кассовой книге.

Документом, свидетельствующим о сдаче выручки в банк, является соответствующая квитанция к приходному документу банка на внесение наличности, заверенная подписями ответственных лиц банка и оттиском печати (штампа) банка. Документом, свидетельствующим о сдаче выручки в банк через инкассаторов, является копия сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличностью), заверенная подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика.

<…>

 

6. Особенности организации банками работы с наличностью

<…>

6.3. Порядок проведения работниками банков кассовых операций с клиентами определен нормативно-правовым актом Национального банка Украины о ведении кассовых операций банками в Украине.

<…>

 

7. Контроль за соблюдением порядка ведения операций с наличностью

<…>

7.25. В ходе осуществления этих проверок в сфере торговли, общественного питания и услуг также обращается внимание на обязательность обеспечения постоянного наличия в кассах проверяемых предприятий монет для выдачи сдачи [за исключением тех номиналов монет (банкнот), выпуск в обращение которых прекращен Национальным банком Украины].

<…>

7.32. При проверке учитывается, что в случае наличия у предприятия налогового долга выплаты наличностью осуществляются с учетом требований Налогового кодекса Украины.

<…>

7.46. Для контроля за соблюдением предприятиями (предпринимателями) установленных ограничений при осуществлении ими наличных расчетов между предприятиями (предпринимателями) и физическими лицами проверяются расчетные операции конкретного предприятия (предпринимателя).

В ходе такой проверки должно учитываться то, что такие наличные расчеты могут осуществляться предприятиями (предпринимателями) в течение дня с другими предприятиями (предпринимателями) и физическими лицами по одному или нескольким платежным документам, а также то, что указанные ограничения не касаются случаев, определенных настоящим Положением.

<…>

 

Директор Департамента налично-денежного обращения Н. Дорофеева



комментарий редакции

Наличные ограничения с 1 сентября

Сразу же акцентируем внимание, что согласно п. 8 постановления Правления НБУ от 06.06.2013 г. № 210 (далее — Постановление № 210) все комментируемые изменения вступят в силу с 1 сентября 2013 года. Так что до конца лета все остается по-прежнему.

Итак, НБУ Постановлением № 210, помимо установления предельных сумм в наличных расчетах (п. 1-2 Постановления № 210), также вносит изменения в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение № 637).

Но данные изменения в большей своей части как раз и связаны с введением упомянутых наличных ограничений, о них подробно и поговорим.

Ограничения в расчетах наличными .

1) предельная сумма для наличных расчетов одного* предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня осталась неизменной10000 грн. (именно такая предельная сумма была установлена постановлением Правления НБУ от 09.02.2005 г. № 32, которое с 01.09.2013 г. утратит силу**). Изменения тут коснутся в основном ответственности за содеянное (о чем — ниже).

Кроме того, отметим, что новая редакция п. 2.3 Положения № 637 теперь допускает внесение суммы наличных, превышающей установленные НБУ предельные, в кассу банка. Напомним, что действующая (до 1 сентября) редакция п. 2.3 для таких ситуаций предусматривает только безналичные расчеты, а расчеты через кассу банка сейчас приравниваются к наличным;

2) введено ограничение в наличных расчетах обычного физического лица с предприятием/предпринимателем — предельная сумма расчета наличными в течение одного дня за товары (работы, услуги) установлена в размере 150000 грн.

Отметим, что данное ограничение прописано таким образом, будто речь идет только о случаях, когда физлицо платит наличные предприятию/предпринимателю (за товары, работы, услуги***). В пользу такого прочтения в какой-то мере свидетельствует и содержание п. 2 Постановления № 210****. В то же время здесь вполне возможен и фискальный подход — что на практике данное ограничение будет распространено и на ситуации, когда предприятие/предприниматель будет уплачивать наличные физлицу «за товары (работы, услуги)». В пользу же фискального подхода косвенно свидетельствует обновленный текст пп. 2.3 и 7.46 Положения № 637. Посмотрим, что на этот счет разъяснят контролеры (НБУ и/или Миндоходов), хотя догадаться нетрудно…;

3) кроме того, введено еще одно ограничение наличных расчетов: между обычными физлицами — по договорам купли-продажи, подлежащим нотариальному удостоверению. И тоже — в сумме 150000 грн.

* И хотя в п. 2.3 Положения № 637 уже прямо не указано, что 10000-ное ограничение касается только расчетов с одним предприятием (предпринимателем), а не со всеми в течение дня, но тот факт, что здесь ничего не меняется, по нашему мнению, подтверждается тем, что в новой редакции этого п. 2.3 осталась подобная старой фраза: «Количество предприятий (предпринимателей) и физических лиц, с которыми осуществляются расчеты, в течение дня не ограничивается», и, кроме того — новой редакцией п. 7.46 Положения № 637.

** Согласно п. 4 Постановления № 210.

*** Возможно, здесь кто-то вспомнит, что аренда в понимании ГКУ услугой не является, чтобы попытаться формально обойти данное ограничение при крупноналичных расчетах за услуги по аренде всевозможного имущества. Однако вряд ли с этим согласятся контролирующие органы…

**** В п. 2 Постановления № 210 отдельно указано, что физлица имеют право осуществлять расчеты на сумму, превышающую 150000 гривень, путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет, внесения и / или перечисления средств на текущие счета (в том числе в депозит нотариуса на отдельный текущий счет в национальной валюте).

Если же договор купли-продажи (а данное наличное ограничение касается только этих видов договоров) обязательному нотариальному удостоверению не подлежит, но стороны все же решили его нотариально заверить и при этом сумма договора превышает 150000 грн., то расчеты по этому договору тоже угодят под упомянутое ограничение.

Напомним, что обязательному нотариальному удостоверению подлежат (из заключаемых между физлицами) только договоры купли-продажи недвижимости. Поэтому если предмет договора — «движимый» и сумма договора превышает предельные 150000 грн., то можно к нотариусу и не ходить.

Кроме того, отметим, что постановлением Правления НБУ № 212 (тоже — от 06.06.2013 г.) вносятся изменения (и тоже — с 01.09.2013 г.) в Инструкцию о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, где предусматривается (в новом п. 4.6) открытие отдельных текущих счетов нотариусов, предназначенных, в частности, для проведения расчетов между физлицами — клиентами нотариуса на сумму, превышающую установленную НБУ предельную сумму для расчета наличными.

 

Ответственность

Обсудим вопросы ответственности нарушителей в отношении каждого из трех упомянутых выше видов ограничений.

Первый (между предприятиями/предпринимателями).

Напомним, что с 03.01.2013 г. КУоАП стал «богаче» на статью 16315 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 8, с. 40). Этой статьей за нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) и в том числе за превышение предельных сумм расчетов наличными, предусмотрена админсанкция в виде приличного штрафа — в размере от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700 — 3400 грн), а при последующих таких нарушениях, допущенных лицом в течение года, размер штрафа будет составлять уже 500 — 1000 необлагаемых минимумов (8500 — 17000 грн.).

Упомянутый админштраф применяется к виновным в таких нарушениях должностным лицам юрлиц и к частным предпринимателям (см. на этот счет также консультацию налоговиков в ЕБНЗ в подкатегории 109.21).

Таким образом, обычные физлица под эту санкцию однозначно не подпадают.

Напомним также, что рассмотрение дел об этих административных правонарушениях согласно статье 2342 КУоАП возложено на органы Госналогслужбы Украины.

На этом фоне положительным моментом выглядит внесение Постановлением № 210 изменений в п. 2.3 Положения № 637, из которого удаляется (но только — с 1 сентября с. г.!) последний абзац, требующий сумму превышения в наличных расчетах между предприятиями/предпринимателями предельных 10000 грн. прибавлять плательщику такой наличности к остатку кассы на конец дня (для последующего сравнения остатка с лимитом кассы и возможными штрафными последствиями).

Поэтому с 1 сентября санкция за нарушение лимита наличных расчетов останется (надеемся) только административная — по упомянутой ст. 16315 КУоАП. (А предприятия вообще никак наказываться не будут.)

Впрочем, в удалении упомянутого абзаца из п. 2.3 Положения № 637 есть и негативный момент. Этот абзац четко указывал на то, что виновной является сторона, платящая наличные сверх суммы ограничения.

Кроме того, в результате изменений, вносимых Постановлением № 210 в п. 7.46 Положения № 637, из этого пункта убираются слова «плательщика наличных средств», которые тоже четко указывали на виновную сторону в подобных нарушениях.

Норма же ст. 16315 КУоАП прописана таким образом, что виновной в ситуациях с превышением предельных сумм наличных расчетов можно одновременно признать любую из сторон: как платящую, так и принимающую наличность. То есть при формальном подходе за такое нарушение могут пострадать должностные лица (предприниматели) каждой из сторон в расчетах. На наш взгляд, такой подход чересчур фискален, и здесь следует, опираясь на логику прежней (но пока еще действующей) редакции Положения, признавать виновной только платящую сторону и административно наказывать только ее должностное физлицо (или предпринимателя).

В то же время практика применения этой админсанкции еще не особо велика, и высказаться более уверенно на этот счет мы пока не можем, потому остается надеяться только на появление нефискальных разъяснений на этот счет.

Второй (между предприятиями/предпринимателями и обычными физлицами).

Какие-либо санкции для обычного физлица (не являющегося СПД), превысившего предельные 150000 грн., пока не предусмотрены. То есть здесь может пострадать только вторая сторона в расчетах, точнее — ее должностное лицо (или предприниматель), — схлопотав админштраф по упомянутой статье 16315 КУоАП.

Однако если для целей применения этой санкции виновной будет признаваться только платящая сторона, то в ситуации, когда наличные платит физлицо (за товары/работы/услуги) предприятию/предпринимателю, виновным должно признаваться физлицо, которое за такой проступок (пока) никак не наказуемо. (В отношении наших сомнений, что данное ограничение может работать и «в обратную сторону», т. е. распространяться на ситуации, когда платит наличные предприятие (предприниматель) — физлицу — см. выше.)

Третий (между обычными физлицами).

Здесь при превышении предельных 150 тысяч пока вообще не просматривается никаких санкций, так как обе стороны в расчетах — обычные физлица, на которых, как мы уже отметили, штраф по ст. 16315 КУоАП не распространяется.

Кстати, совершенно непонятно не только как такое превышение будет штрафоваться, но и как такие расчеты будут контролироваться (наверное, эту функцию возложат на нотариусов*).

* И первые подвижки здесь уже есть — см. выше о введении новых текущих счетов для нотариусов.

В общем, по прочтении этих налично-ограничительных новшеств вопросов пока больше, чем ответов.

Ну и в заключение (немного подсластим пилюлю): согласно ст. 38 КУоАП срок применения админсанкций для не длящихся правонарушений (а рассматриваемые относятся именно к таким) ограничен 2 месяцами с момента их совершения…

Отметим также, что Постановлением № 210 вносятся и другие (менее значительные, на наш взгляд) изменения в Положение № 637, с которыми вы можете ознакомиться в тексте данного документа.

 

Алексей Павленко