02.09.2013
электронная РРО-отчетность |
Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 17.07.2013 г. № 12036/7/99-99-22-01-03-17/800
В связи со вступлением в силу Закона Украины от 21.06.2013 г. № 357-VII «О внесении изменений в заключительные положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» (далее — Закон № 357) по отсрочке наступления ответственности за неподачу электронной отчетности Министерство доходов и сборов Украины сообщает.
Законом № 357 перенесен срок вступления в силу абзацев 13 — 15 п.п. 9 п. 25 раздела I Закона «О внесении изменений в заключительные положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины», положениями которых установлена ответственность субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции за товары (услуги), за неподачу в органы государственной налоговой службы отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков из регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи, в случае обязательности ее подачи, с 1 июля 2013 года на 1 января 2014 года. При этом обязанность подачи электронной отчетности не опровергнута.
Вместе с тем отмечаем, что с 01.01.2013 г. введены в действие нормы абзацев второго и третьего п. 7 ст. 3 Закона Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон № 265) относительно обязательной подачи субъектами хозяйствования электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций (далее — РРО) в органы Государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи по технологии Национального банка Украины.
Таким образом, начиная с 01.01.2013 г. субъекты хозяйствования, которые используют РРО и не обеспечивают передачу отчетной информации в органы Миндоходов Украины, нарушают требования Закона № 265.
С целью обеспечения выполнения требований Закона № 265 следует провести согласно нормам Налогового кодекса Украины проверки субъектов хозяйствования, которые имеют пять и более РРО (торговые сети) и не выполняют требования по подаче в органы Миндоходов отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи.
В материалах проверок обязательно указывать, что субъекты хозяйствования не выполняют требования Закона № 265 по подаче в органы Миндоходов вышеупомянутой отчетности.
Директор Департамента налогового и таможенного аудита С. Крухмалев
коментар редакції |
Налоговики проверят торговые сети, не предоставляющие РРО-отчетность в электронной форме*
Еще не остыли эмоции по поводу переноса на 01.01.2014 г. ответственности за непредоставление РРО-отчетности в электронной форме (см. «Налоги и бухгалтерский учет», № 58, с. 3), как о себе напомнили налоговики и вернули всех нас на землю. В комментируемом письме содержится два вывода.
1. Первое, на что указали контролеры, — законодатель перенес лишь ответственность. В свою очередь, обязанности предоставления РРО-отчетности в электронной форме никто не отменял и не переносил — субъекты хозяйствования обязаны предоставлять ее начиная с 01.01.2013 г. Если же субъект подобную обязанность не выполняет, то он нарушает требования Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.
Вывод налоговиков верен — комар носа не подточит. О чем же он свидетельствует? Главным образом о том, что за непредоставление РРО-отчетности в электронной форме, в том числе за периоды до 01.01.2014 г., должностным лицам и лицам, осуществляющим расчетные операции, грозит админответственность согласно ст. 1551 КУоАП (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 63, с. 34). Обусловлено это тем, что данная санкция налагается за любое нарушение порядка осуществления расчетов, к числу которых относится и непредоставление РРО-отчетности в электронной форме. При этом данный вопрос требует нескольких уточнений:
1) считаем, что налагать указанную санкцию за непредоставление РРО-отчетности в электронной форме за первые периоды 2013 года неправомерно. Вы ведь помните, что в начале года выполнить данную обязанность было просто невозможно — отсутствовали РРО/модемы, которые бы выполняли подобную функцию (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 63, с. 32). Таким образом, говорить о привлечении к ответственности в данном промежутке времени по меньшей мере странно. При этом напомним, что первые РРО, выполняющие соответствующие функции, появились лишь в Государственном реестре РРО, утвержденном приказом ГНСУ от 05.03.2013 г. № 51 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 22, с. 3). Надеемся, налоговики в данном вопросе займут взвешенную позицию, тем более, что в начале года они использовали более мягкие формулировки (см. письмо ГНСУ от 03.12.2012 г. № 10322/0/71-12/22-1317/1317 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 101, с. 16);
2) в свое время налоговики сообщали, что отчетность по РРО в электронной форме направляется им автоматически один раз в день (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2013, № 20, с. 8). В связи с этим заметим, что нарушением порядка осуществления расчетов должно считаться непредоставление такой отчетности за любой день (в том числе если такое нарушение продолжается в течение определенного времени). Несмотря на это, мы убеждены, что штраф в подобном случае должен применяться не за каждый день (при таком подходе сумма штрафов была бы огромной), а единожды. Обусловлено это тем, что по всем признакам рассматриваемое правонарушение следует считать продолжающимся. Напомним, что таковым считается ряд идентичных нарушений, которые совершаются неоднократно с одинаковой целью, формой вины, теми же субъектами, средствами действия и которые составляют в совокупности единое правонарушение (см. письмо Минюста от 01.12.2003 г. № 22-34-1465). Подобный подход подтверждается и мнением ВСУ в вопросе нераспечатки Z-отчетов в течение определенного промежутка времени (см. постановление ВСУ от 04.06.2013 г.). О том, что в таком случае следует применять один штраф, свидетельствует и ст. 36 КУоАП. Она устанавливает порядок наложения админсанкций при совершении нескольких правонарушений. Если дела по таким нарушениям одновременно рассматриваются одним и тем же органом/должностным лицом, взыскание (в том числе штраф) налагается в пределах санкции за более серьезное нарушение из числа совершенных.
К счастью, налоговики не забыли упомянуть, что такие проверки должны проводиться согласно НКУ, а значит, лишь при наличии на то соответствующих оснований (подробно об этом вопросе см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 48, с. 10). В связи с этим заметим, что непредоставление РРО-отчетности в электронной форме налоговики, судя по всему, сочтут достаточным основанием для проведения налоговой проверки — в частности, фактической (п.п. 80.2.4 НКУ). В то же время, от себя добавим, что с формальной точки зрения использование данного основания, по крайней мере до внесения в него изменений, некорректно: если следовать букве закона, то отчетностью, связанной с РРО, в настоящее время является лишь отчет по форме № ЗВР-1. Кроме того, вполне возможно, что контролеры увидят основания и для документальной внеплановой проверки (п.п. 78.1.1 НКУ). В таком случае проверка проводится лишь при условии непредоставления на их письменный запрос необходимой информации и пояснений в течение 10 рабочих дней со дня получения такого запроса.
Подводя итог, напомним, что совсем недавно в силу вступили законодательные изменения, которые отодвинули во времени отдельные нормы в сфере РРО (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 66, с. 3). В этой связи есть смысл актуализировать в данной части информацию, изложенную ранее в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 63, с. 32.
Основные изменения в сфере РРО
Дата | Содержание основных изменений | Нормативный акт |
Настоящее | ||
14.07.2013 г. | применение штрафов за неподачу РРО-отчетности в электронной форме передвинуто на 01.01.2014 г. В то же время, исходя из комментируемого письма, налоговики такую неподачу расценивают как нарушение законодательства | Закон Украины «О внесении изменений в раздел II Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» об отсрочке наступления ответственности за неподачу электронной отчетности» от 21.06.2013 г. № 357-VII |
Будущее | ||
01.10.2013 г. | из Государственного реестра регистраторов расчетных операций будут исключены РРО, которые не обеспечивают передачу в налоговые органы контрольно-отчетной информации | Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Миндоходов от 02.08.2013 г. № 317 |
01.01.2015 г. | будет разрешена первичная регистрация лишь тех РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, а также электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), РРО по купле-продаже инвалюты | п. 118 раздела I Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с проведением административной реформы» от 04.07.2013 г. № 406-VII |
подавать налоговикам по проводным и беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков придется при использовании любых РРО (кроме нескольких исключений — см. далее). В свою очередь, ограничиться лишь передачей информации об объемах расчетных операций (в том числе с иностранной валютой) можно будет лишь при использовании электронных таксометров, автоматов по продаже товаров/услуг и РРО, которые применяются в операциях купли-продажи инвалюты |
Виталий Смердов
* В данном комментарии под предоставлением РРО-отчетности в электронной форме понимается передача налоговикам по проводным или беспроводным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков или информации об объемах расчетных операций/купли продажи инвалюты.