05.06.2014
Слово «телекоммуникация» состоит из двух составляющих: теле (в переводе с греческого означает — «далеко») и коммуникация (в переводе с латыни — «сообщение, связь») и означает «дальняя связь» или «связь, сообщение на расстоянии». То есть телекоммуникации — это любые формы связи, способы передачи информации на большие расстояния. Сегодня оказаться без телекоммуникаций — это как попасть на необитаемый остров: ни дела ни работы. А сам субъект хозяйствования без них как без рук без ног: клиентов не обежать, отчетность не передать. Поэтому вынужден пользоваться телекоммуникационными услугами. В данной статье мы рассмотрим, как учесть расходы на их приобретение в налоговом и бухгалтерском учете.
Наталия Дзюба, налоговый эксперт
Услуги телекоммуникации: какие они?
Телекоммуникации (электросвязь) — передача, излучение и/или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по радио-, проводным, оптическим или другим электромагнитным системам (ст. 1 Закона о телекоммуникациях). А телекоммуникационная услуга — продукт деятельности оператора и/или провайдера телекоммуникаций, направленный на удовлетворение потребностей потребителей в сфере телекоммуникаций.
Что представляют собой телекоммуникационные услуги? Это и стационарная (проводная) телефонная связь, и беспроводная мобильная связь. В этой категории обитает и проводной (беспроводной) Интернет.
Все услуги связи, которые предоставляют операторы или провайдеры связи, собраны в КВЭД 2010 под кодом 61 «Телекоммуникации (электросвязь)». Порядок предоставления телекоммуникационных услуг урегулирован не только Законом о телекоммуникациях, но и прописан в Правилах № 295.
Учет расходов на услуги телефонной, мобильной связи, а также доступа в сеть Интернет, в первую очередь, зависит от способа осуществления их оплаты. Расчет за услуги может осуществляться на условиях (п. 68 Правил № 295):
1) последующей оплаты — по счетам, выставляемым поставщиками услуги;
2) предварительной (авансовой) оплаты — при помощи скретч-карт или автоматов самообслуживания.
Рассмотрим каждый из них.
Оплата телекоммуникационных услуг по счетам
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг связи исходя из требований Инструкции № 291 должны учитываться на счете 92 «Административные расходы». Однако, на наш взгляд, ничего не мешает согласно п. 7 П(С)БУ 16 отнести их на:
1) себестоимость товаров (работ, услуг) в периоде их реализации;
2) административные или сбытовые расходы в периоде их осуществления.
Как правило, стоимость услуг связи относится на расходы месяца*, в котором получен счет, по их направлению: административные (счет 92) или сбытовые (счет 93).
* Месяц является расчетным периодом в договорах на предоставление телекоммуникационных услуг (п. 71 Правил № 295).
При этом, как правило, такой счет:
— фиксирует факт предоставления телекоммуникационной услуги. В нем определен перечень услуг связи, их объем, стоимость, сумма НДС и других обязательных сборов (платежей), их объем и стоимость (п. 74 Правил № 295);
— фиксирует хозяйственную операцию и дает возможность определить расходы предприятия за период (месяц).
Если в счете есть все реквизиты первичного документа согласно Закону о бухучете, то такой счет может выполнять и функции акта приемки-передачи услуг
В то же время не исключен вариант учета расходов в месяце фактического получения услуги, а не в месяце, в котором был получен счет. Экономически этот вариант является более корректным. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 12, с. 21.
Если предприятие осуществило предоплату услуг связи за несколько периодов вперед (если условия договора допускают это), то ее сумму необходимо отнести в дебет счета 39 «Расходы будущих периодов» и в дальнейшем поэтапно списывать на расходы периодов, к которым они относятся (п. 8 П(С)БУ 16).
Налог на прибыль
Расходы на оплату услуг связи (почта, телеграф, телефон, телекс, телефакс, сотовая связь и другие подобные расходы) в соответствии с абзацем «ґ» п.п. 138.10.2 НКУ относятся к административным расходам. Хотя, на наш взгляд, учитывать их в составе расходов можно и по направлениям. Кроме того, расходы на услуги связи могут входить в состав командировочных расходов — когда они оплачиваются в рамках командировок (см. п.п. 140.1.7 НКУ). А в составе командировочных эти расходы могут попадать уже не только в административные, но и в расходы на сбыт, общепроизводственные и другие статьи расходов — в зависимости от «принадлежности» командированного лица.
При этом, по нашему мнению, несмотря на такую формулировку в абзаце «ґ» п.п. 138.10.2 НКУ*, стоимость услуг связи должна включаться плательщиком в налоговом учете в расходы по общему правилу.
* А там буквально говорится о расходах «на оплату услуг…».
В налоговом учете расходы на услуги связи, в зависимости ее направленности (как и в бухучете) должны включаться в:
1) себестоимость товаров (работ, услуг) в периоде их реализации (п. 138.4 НКУ);
2) административные или сбытовые расходы (абз. «ґ» п.п. 138.10.2 и абз. «з» п.п. 138.10.3 НКУ) — в периоде их начисления согласно правилам бух- учета (п. 138.5 НКУ).
Учтите, налоговики требуют отражать подобные расходы не ранее периода получения счета. При осуществлении предоплаты за услуги связи в состав расходов отчетного периода можно включить только сумму расходов, указанную в счете (см. подкатегорию 102.07.01 БЗ). В декларации их необходимо внести соответственно в строки 05.1/06.1/06.2.
Однако для расходов на Интернет вы можете воспользоваться специально предусмотренной нормой из абз. «в» п.п. 138.10.4 НКУ и отражать их исключительно в составе прочих операционных. Тогда в декларации по налогу на прибыль расходы на интернет-связь придется показать в строке 06.4 и строке 06.4.39 приложения ІВ. Учтите, расходы на Интернет налоговики хотят видеть именно среди прочих операционных расходов (см. подкатегорию 102.07.10 БЗ). Хотя, на наш взгляд, отражать их можно так же в зависимости от направленности .
НДС
Что касается учета НДС, то для отражения налогового кредита налогоплательщику необходимо наличие налоговой накладной (п. 198.3 НКУ) и осуществление облагаемых НДС операций в пределах хозяйственной деятельности.
Мобильная связь и пенсионный сбор. Со стоимости услуг мобильной связи взимается пенсионный сбор в размере 7,5 %, и потребители услуг мобильной связи платят его в составе стоимости услуги.
Сумма пенсионного сбора является составной частью стоимости услуг мобильной связи
Но в базу обложения НДС не включается (п. 188.1 НКУ).
Следует отметить, что сама форма налоговой накладной, Реестр выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр НН) и декларация по НДС не содержат место для налогов, сборов, не включаемых в базу обложения НДС. Нет требований об их указании и в Порядке № 10. Поэтому отражать в налоговой накладной сумму пенсионного сбора вряд ли уместно.
Да и налоговики утверждают, что суммы сборов, которые включаются в цену поставленных услуг, но не попадают в базу обложения НДС, в налоговой накладной указывать не нужно (см. подкатегорию 101.19 БЗ). Соответственно и Реестр НН они советуют заполнить без учета суммы пенсионного сбора (см. подкатегорию 101.21 БЗ).
Если к вам пожаловала налоговая накладная с пенсионным сбором, не волнуйтесь. Сумма пенсионного сбора в налоговой накладной — не причина, чтобы признать налоговую накладную недействительной, если все ее обязательные реквизиты на месте. Сумма пенсионного сбора в налоговой накладной просто позволит получить полную информацию о сумме денежных средств, подлежащих уплате поставщику за услуги мобильной связи.
Если счет является и актом. Когда поставщик — оператор телекомунникационных услуг оформляет счет за такие услуги не последним числом месяца, а в первых числах следующего месяца, то здесь следует учесть важный момент. Без предварительной оплаты налоговые обязательства будут формироваться на дату оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг налогоплательщиком (п. 187.1 и п. 201.4 НКУ).
Раз счет, удостоверяющий поставку услуг, выписан не в последний день расчетного периода, а уже в следующем расчетном периоде, то и налоговая накладная должна быть выписана на эту дату. Если же налоговая накладная будет выписана последним числом месяца, то воспользоваться налоговым кредитом по такой налоговой накладной не получится. Она будет считаться составленной с нарушением — не на дату возникновения налоговых обязательств.
Но не беда! Налоговый кредит можно отразить и без налоговой накладной, ограничившись счетом. Дело в том, что согласно п. 201.11 НКУ одним из оснований для начисления налогового кредита без налоговой накладной является счет, выставляемый за услуги связи, стоимость которых определяется по показателям приборов учета. При этом такой счет должен содержать общую сумму платежа, сумму НДС и налоговый номер поставщика услуги. В разделе II Реестра счет на услуги связи следует отразить так:
в графе 1 указывается порядковый номер записи в Реестре, который переносится на счет за услуги связи;
в графе 2 — дата получения счета;
в графах 3, 4 — дата выписки и номер счета;
в графе 5 — вид документа — «ПЗ»;
в графах 6, 7 — наименование (Ф.И.О. — для физлица-предпринимателя) и ИНН продавца;
в графе 8 — общая сумма стоимости услуг с учетом НДС (без учета суммы пенсионного сбора для услуг мобильной связи);
в графе 9— сумма стоимости услуги мобильной связи без НДС;
в графе 10 отражается сумма НДС.
Если была предоплата. Оператор связи на сумму полученного аванса обязан составить отдельную налоговую накладную и передать ее покупателю. Зачастую операторы не дают налоговую накладную на предоплату, а выписывают сводную налоговую накладную в конце месяца. На наш взгляд, это неправомерно. Выходом из данной ситуации может быть подача жалобы по форме Д8 (подробнее см. «Оператор связи не выдает налоговую накладную на сумму аванса: как быть?»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 96, с. 42).
Оплата при помощи скретч-карт/автоматов самообслуживания и т. п.
Бухгалтерский учет
Мобильные скретч-карты Минфин требует учитывать на субсчете 331 «Денежные документы в национальной валюте» с дальнейшим списанием их стоимости на административные расходы при выдаче работнику (см. письмо от 22.07.2008 г. № 31-34000-10-16/28288 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 57, с. 41). Причем такая выдача должна осуществляться на основании документа с указанием фамилии, имени, отчества работника, должности, номинала выданной карточки и ее номера (можно там же привести и дату выдачи скретч-карты работнику, а также расписку в ее получении).
Однако заметим, что оптимальнее все же: (1) такие расходы отражать не только в административных расходах, а и по направлению использования; (2) в периоде активации карточки ее стоимость отнести на субсчет 3311, а лучше всего на счет 39 и лишь в периоде фактического потребления услуги списывать на соответствующие расходы.
Если предоставление операторами связи детализированных счетов абонентам, подключенным на условиях предоплаченного сервиса, не предусмотрено, основанием для их отражения может быть внутренний акт, подтверждающий получение услуг. Аналогично следует вести учет и карточек доступа в Интернет.
Если приобретение карточки, пополнение счета при помощи автоматов самообслуживания или через РРО осуществляет подотчетное лицо, то подотчетные суммы не забудьте отразить, используя субсчета 372 «Расчеты с подотчетными лицами».
Налог на прибыль
Карточки доступа в Интернет/мобильные скретч-карты следует рассматривать как предоплату услуги, а она, как известно, в расходах не отражается (п.п. 139.1.3 НКУ). Налоговые расходы получится отра- зить лишь в периоде потребления услуги. И здесь следует ориентироваться не на период активации карточки, а на период, в котором баланс счета будет исчерпан/услуга предоставлена, что подтверждено счетом от оператора. Сам же порядок отражения таких расходов в декларации аналогичен рассмотренному выше.
Такая же ситуация складывается и при пополнении счета при помощи автоматов самообслуживания. Главное при этом — иметь соответствующее документальное обеспечение понесенных расходов (подробнее см. на с. 26 этого номера).
НДС
НДС, уплаченный в составе стоимости мобильных или интернет-скретч-карт, можно будет отразить в составе налогового кредита на основании налоговой накладной. Если приобретение карточки осуществляется через подотчетное лицо, то подтвердить налоговый кредит поможет кассовый чек, заменяющий налоговую накладную (п.п. «б» п. 201.11 НКУ). Тогда на дату утверждения авансового отчета в разделе II Реестра кассовый чек на приобретение мобильных или интернет-карт следует отразить так:
в графе 1 указывается порядковый номер записи в Реестре, который переносится на чек;
в графе 2 — дата получения чека;
в графах 3, 4 — дата выписки и номер чека;
в графе 5 — вид документа — «ЧК»;
в графах 6, 7 — наименование (Ф. И. О. — для физлица-предпринимателя) и ИНН продавца;
в графе 8 — общая сумма покупки с учетом НДС;
в графе 9 — сумма покупки без НДС;
в графе 10 отражается сумма НДС.
Покупая карточки через подотчетное лицо, старайтесь, чтобы ваш чек не превысил сумму 200 грн. (без учета НДС). Иначе вы не вправе будете отнести в состав налогового кредита ни всю сумму НДС, уплаченную при приобретении карточки, ни ее часть (см. письмо ГНАУ от 22.04.2011 г. № 7680/6/16-1515-20// «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 45, с. 10, а также консультацию, размещенную в подкатегории 101.21 БЗ). Кассовый чек на сумму более 200 грн. (без НДС) в раздел II Реестра НН вносится аналогично, но с разницей лишь в том, что по нему вместо граф 9 и 10 придется заполнить графы 13 и 14, т. е. отразить как использование услуг связи в нехозяйственной деятельности.
Что касается чеков платежных терминалов (автоматов), то поскольку они содержат не все необходимые реквизиты, при оплате услуг связи таким способом лучше обратиться к лицу, установившему автомат, и получить от него налоговую накладную. Иначе в учете НДС налоговый кредит отразить не получится.
Учет расходов на телекоммуникационные услуги
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | доходы | расходы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Предоплата за услуги мобильной связи | ||||||
Пример 1. Предприятие 05.05.2014 г. осуществило авансовый платеж за услуги мобильной связи (получена налоговая накладная по НДС) в сумме 637,5 грн. (без НДС — 500 грн.; НДС 20 % — 100 грн.; пенсионный сбор — 37,5 грн.). 02.06.2014 г. предприятие получило счет за услуги связи за май 2014 года, где стоимость фактически предоставленных услуг составила 892,5 грн. (без НДС — 700 грн., НДС — 140 грн., пенсионный сбор (7,5 %) — 52,5 грн.). Абонплата за июнь 2014 года — 600 грн. (без НДС — 470,59 грн.; НДС 20 % — 94,12 грн.; пенсионный сбор (7,5 %) — 35,29 грн.). Руководствуясь разъяснениями налоговиков, приведенными в подкатегории 102.07.10 БЗ, предприятие отражает расходы на связь в периоде получения счета. | ||||||
1 | Перечислены средства за услуги связи | 371 | 311 | 637,50 | — | — |
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС, уплаченная в составе авансового платежа на основании НН | 641/НДС | 644 | 100,00 | — | — |
3 | Отражена сумма авансового платежа в составе расходов будущего периода (в том числе сумма пенсионного сбора) | 39 | 371 | 537,50 | — | — |
4 | Отражена стоимость услуг мобильной связи в составе расходов отчетного периода на основании счета оператора: | |||||
— в пределах аванса | 92 | 39 | 537,50 | — | 537,50 | |
— в сумме, превышающей аванс ((700 грн. + 52,5 грн.) - 537,5 грн.) | 92 | 631 | 215,00 | — | 215,00 | |
5 | Списана отраженная ранее сумма налогового кредита по НДС | 644 | 371 | 100,00 | — | — |
6 | Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости услуг мобильной связи на основании счета оператора (140 грн. -100 грн.) | 641/НДС | 631 | 40,00 | — | — |
7 | Отнесена на финансовый результат стоимость услуг связи за май 2014 года | 791 | 92 | 752,50 | — | — |
8 | Перечислены средства за услуги мобильной связи: | |||||
— за май 2014 года | 631 | 311 | 255,00 |
|
| |
— абонплата за июнь 2014 года | 371 | 311 | 600,00 | — | — | |
Оплачиваем услуги Интернет при помощи скретч-карточки | ||||||
Пример 2. Выданы из кассы подотчетному лицу денежные средства на покупку карточки доступа в Интернет — 120 грн. Стоимость карточки — 120 грн. (в том числе НДС — 20 грн.). | ||||||
1 | Выданы денежные средства под отчет | 372 | 301 | 120,00 | — | — |
2 | Оприходована карточка доступа в Интернет | 331 | 372 | 100,00 | — | — |
3 | Отражен налоговый кредит (основание — кассовый чек) | 641 | 372 | 20,00 | — | — |
4 | Активирована карточка доступа в Интернет на месяц | 39 | 331 | 300,00 | — | — |
5 | Отражены расходы в части потребления услуг в конце месяца | 92 | 39 | 300,00 | — | 300,00 |
Пополнение счета мобильного телефона через РРО | ||||||
Пример 3. Выданы из кассы подотчетному лицу денежные средства на пополнение счета мобильного телефона через РРО — 60 грн. Счет мобильного телефона пополнен на 51 грн. (в том числе НДС — 8 грн., пенсионный сбор (7,5 %) — 3 грн.). | ||||||
1 | Выданы денежные средства под отчет | 372 | 301 | 60,00 | — | — |
2 | Предоставлен авансовый отчет | 39 | 372 | 43,00 | — | — |
3 | Отражен налоговый кредит (основание — кассовый чек) | 641 | 372 | 8,00 | — | — |
4 | Возвращен остаток средств | 301 | 372 | 9,00 | — | — |
Отражены расходы в части потребления услуг | 92 | 39 | 43,00 | — | 43,00 |
Таков порядок учета расходов на связь. Из следующей статьи вы узнаете, как доказать хозяйственность таких расходов.
выводы | | |
|