24.03.2014

Бухгалтерский калейдоскоп. Дан приказ ему на сборы, или Кто оплачивает участие работника предприятия в воинских сборах?

Статья

Дан приказ ему на сборы, или Кто оплачивает участие работника предприятия в воинских сборах?

Ежедневно работники предприятия приносят в бухгалтерию кучу привычных бумаженций — авансовых отчетов, счетов, больничных листков, но крайне редко работник приходит с повесткой военкомата на участие в кратковременных воинских сборах. И тут человек самой мирной профессии произносит: «Призывники, надо понимать всю глубину наших глубин!» и углубляется в вопросы отражения в учете такой ситуации. Поможем ему в этом.

Александр Голенко, шеф-редактор

 

Давайте рассмотрим по порядку основные аспекты, которые нужно знать бухгалтеру для правильного оформления и отражения в учете участия работника предприятия в воинских сборах (в былые времена таких лиц метко прозвали «партизанами»).

«Армейское» законодательство о призыве на воинские сборы

Каждый военнообязанный гражданин Украины, находящийся в воинском запасе, по вызову район­ного (городского) военного комиссариата (т. е. по повестке) обязан прибыть для участия в воинских сборах (ч. 10 ст. 1 Закона № 2232).

Организационные моменты прохождения таких сборов определены в ст. 29 Закона № 2232.

Строго говоря, речь в ней идет не только о военнообязанных, но и о резервистах, однако здесь мы ограничимся только первой — самой распространенной категорией военнообязанных.

Поскольку бухгалтер вряд ли штудировал Закон № 2232 наравне с налоговым или трудовым законодательством, акцентируем здесь внимание на самых важных в данном контексте нормах ст. 29 Закона № 2232, касающихся военнообязанных. Обратите внимание, что эти предписания распространяются на все предприятия, учреждения и организации независимо от подчиненности и форм собственности.

Самое главное: согласно ч. 11 ст. 29 Закона № 2232 за работником-«партизаном» на все время сборов (включая время проезда туда и обратно) сохраняется место работы и должность, а также средняя зарплата.

И поскольку речь зашла о сохранении средней зарплаты, нельзя не заметить, что согласно ч. 13 ст. 29 Закона № 2232:

Выплата средней заработной платы военнообязанным за весь период сборов… осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины

Буквальное прочтение этой нормы может навести на ошибочное мнение, что «сохраненный» средний заработок, причитающийся такому работнику, подлежит выплате непосредственно из бюджета! Но это совсем не так. Дело в том, что «порядок, установленный Кабинетом Министров Украины», — это фактически порядок, установленный постановлением № 1644, а п. 2 этого документа подробно говорит о правильном порядке выплаты среднего заработка «партизану».

Сперва предприятие выплачивает «партизану» средний заработок за время прохождения сборов, а после ждет возмещения этих расходов из бюджета

Кстати, бухгалтеру, видимо, будет интересно узнать, что п. 1 постановления № 1644 предписывает воинской части по месту прохождения сборов выплачивать «партизану» некие суточные… Получается похоже на командировку…

Но и это еще не все. Оказывается, нашему бухгалтеру адресована Инструкция № 80 (утверждена-то она приказом министра обороны, но минюстовская регистрация распространяет ее действие и на «гражданку»)! И в этом документе, кроме продублированных норм ст. 29 Закона № 2232 и постановления № 1644, есть немало дополнительных интересных подробностей.

В частности, п. 8 Инструкции № 80 предписывает такую особенность проведения выплат «партизану»:

перед отъездом на воинские сборы подлежит выплате сумма за отработанное время вплоть до дня прекращения работы в связи с отъездом плюс средняя зарплата «за первые полмесяца сборов» (так в оригинале. — Примеч. авт.);

после возвращения со сборов — оставшаяся часть суммы среднего заработка (в обычный на предприятии срок выплаты). Получается, что эта часть рассчитывается исходя из сроков проезда к месту сборов и обратно плюс за полный срок прохождения сборов без учета уже оплаченной до начала сборов части их срока).

Что касается собственно расчета среднего заработка, то п. 13 Инструкции № 80, во-первых, прямо возлагает эту обязанность на бухгалтерию предприятия (что и так понятно), а во-вторых, отсылает нас к «действующему законодательству». Мы вернемся к подробностям этого вопроса чуть позже, а чтобы покончить с «армейской» нормативкой, давайте сделаем здесь такие акценты:

1) да, п. 11 Инструкции № 80 еще раз повторяет, что средний заработок «партизану» сперва выплачивает предприятие, а потом расходы на такую выплату предприятию компенсируют… Но, внимание!.. Здесь прямо сказано, что эту сумму компенсирует именно военкомат;

2) при этом в п. 12 Инструкции № 80 прописан механизм получения компенсации, о котором мы скажем позже;

3) п. 10 Инструкции № 80 предписывает: если «партизан» отозван на сборы из отпуска, то по его возвращении отпуск либо продлевается, либо предоставляется позже (понятно — лишь неиспользованная его часть);

4) наконец, ч. 14 ст. 29 Закона № 2232 гарантирует «партизану» оплату больничного, если он заболел во время прохождения сборов. Очевидно, что для этого в первый же день по возвращении нужно оформить больничный лист. Да, а что касается дней болезни во время прохождения сборов, то п. 2 Инструкции № 80 предписывает воинской части по месту прохождения сборов выплатить «партизану» за дни болезни те же суточные (предприятия данное обстоятельство абсолютно не касается).

Теперь давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны.

«Штатское» законодательство о «партизанах»

Главное: проходя переподготовку на воинских сборах, военнообязанный остается наемным работником предприятия, на которого, конечно же, распространяется КЗоТ.

Причем ст. 119 КЗоТ «Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей» не только (в своей части первой) практически дословно соответствует тексту ч. 11 ст. 29 Закона № 2232, но даже (в своей части второй) прямо ссылается на сам Закон № 2232 и, так сказать, подтверждает предоставляемые последним льготы и гарантии. А для нас важно, что таким образом с точки зрения КЗоТа прохождение работником воинских сборов фактически приравнивается к выполнению им государственных или общественных обязанностей! Разумеется, за таким работником сохраняется место работы и должность, а также средняя зарплата.

Сами понимаете, что поскольку в ст. 27 «Порядок исчисления средней заработной платы» Закона об оплате труда прямо говорится: соответствующий порядок «в случаях, предусмотренных законодательством», устанавливается Кабмином, у нас не остается другого выбора, как при расчете средней зарплаты «партизана» руководствоваться Порядком № 100.

Что касается ситуаций, в которых следует применять Порядок № 100, то хотя военные обязанности и удостоены отдельного п.п. «ї» п. 1 этого документа, а государственные и общественные обязанности упоминаются в п.п. «в» того же п. 1, самое главное, что собственно порядок расчета в обоих этих случаях абсолютно одинаковый.

Наконец, обратившись к Инструкции № 5 для определения места такой выплаты в структуре заработной платы, видим, что отдельной «войсковой» формулировки там нет, а имеется лишь знакомая нам «оплата работникам, которые привлекаются к выполнению государственных или общественных обязанностей, если они выполняются в рабочее время». Поэтому мы делаем вывод, что согласно п.п. 2.2.12 Инструкции № 5 в качестве оплаты за неотработанное время эта выплата отнесена к фонду дополнительной заработной платы.

«Штабная» работа на предприятии, где работает «партизан»

Нам осталось определиться с последовательностью действий.

Еще разок обратимся к Закону № 2232, а конкретнее — к ч. 9 ст. 29, которая обязанность обеспечить своевременное прибытие военнообязанного на пункт сбора возлагает на руководителя его предприятия (!). Понятно, что провожать «партизана» на сборы за руку директор не станет, а вот издать распорядительный документ, конечно же, следует. Рассмотрим пошаговый алгоритм действий предприятия в этом случае .

1 шаг. На основании повестки из военкомата, которую представил работник (и копию которой следует сделать) издаем такого вида приказ.

 

ООО «Лето»

Приказ № 77/к

12 марта 2014 г.

г. Одесса

1. На основании повестки Малиновского районного военного комиссариата г. Одессы от 11.03.2014 г. № 13 и согласно Закону Украины «О воинской обязанности и воинской службе» направить маркетолога Кибальчиша М. А. на воинские сборы на срок с 13.03.2014 г. до 11.04.2014 г.

2. Плохишовой О. Е., гл. бухгалтеру, выплатить маркетологу Кибальчишу М. А. заработную плату за отработанные дни с 01.03.2014 г. по 12.03.2014 г., а также сумму среднего заработка за весь срок прохождения сборов, рассчитанную согласно законодательству:

— до 13.03.2014 г. — за срок с 13.03.2014 г. по 26.03.2014 г.;

— в ближайший следующий срок выплаты — за остальной срок прохождения сборов.

3. Плохишовой О. Е., гл. бухгалтеру, после окончания срока сборов подготовить и направить в Малиновский районный военный комиссариат г. Одессы документы для получения предприятием компенсации за выплаченную согласно п. 2 настоящего приказа маркетологу Кибальчишу М. А. сумму среднего заработка.

Директор

Буржуинов В. В.

 

2 шаг. Производим начисление суммы среднего заработка к выплате исходя из первой части срока воинских сборов (согласно п. 2 нашего приказа).

Поскольку Порядок № 100 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 49, с. 39) проштудирован бухгалтерами вдоль и поперек, не станем тратить ваше время и наше место на его пересказ, ограничившись буквально двумя акцентами:

среднемесячная зарплата в данном случае рассчитывается исходя из выплат работнику за последние 2 календарных месяца перед датой начала сборов (для нашего примера — считаем исходя из выплат за январь и февраль 2014 года). При этом собственно расчет ничем не отличается от других случаев из Порядка № 100 с 2-месячным расчетным периодом, например, привычного для всех случая командировки работника. Что касается «трудных» случаев в смысле этого расчетного периода — подробно см. газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 49, с. 39;

— расчет с примерами включаемых и не включаемых выплат подробно расписан в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 5, с. 68.

3 шаг. Все начисления и удержания (НДФЛ и ЕСВ), а также включение в состав бухгалтерских (для работников производственных подразделений — по дебету счета 91, админперсонала — счета 92, для нашего маркетолога из отдела сбыта — счета 93) и налоговых (на основании п. 142.1 НКУ) расходов производим абсолютно аналогично любой выплате из состава фонда дополнительной заработной платы.

4 шаг. Производим выплату за первую часть срока воинских сборов.

5 шаг. По окончании сборов производим начисление и выплату за вторую часть срока воинских сборов.

6 шаг. Для получения компенсации выплаченной суммы направляем в военкомат письмо такого содержания.

 

Военному комиссару

Малиновского района г. Одессы

Согласно повестке Малиновского районного военного комиссариата г. Одессы от 11.03.2014 г. № 13 и на основании Закона Украины «О воинской обязанности и воинской службе» работник нашего предприятия Кибальчиш М. А. был направлен на воинские сборы на срок с 13.03.2014 г. до 11.04.2014 г.

Просим Вас на основании части 13 статьи 29 Закона Украины «О воинской обязанности и воинской службе», п. 2 постановления Кабинета Министров Украины «О порядке и размерах денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов» от 23.11.2006 г. № 1644 , Инструкции об условиях выплаты денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, утвержденной приказом Министра обороны Украины от 12.03.2007 г. № 80, компенсировать нашему предприятию расходы на выплату средней заработной платы согласно следующему расчету:

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Средняя зарплата за месяц

Период пребывания на сборах

Начисленная сумма

1

2

3

4

5

Наш расчетный счет…

Директор

Главный бухгалтер

 

Если побуквоедствовать, то п. 12 Инструкции № 80 говорит, что можно приложить и некий счет предприятия на сумму возмещения. Конкретная форма подобного счета Инструкцией не утверждена, поэтому как вариант остается приложить используемый в хоздеятельности предприятия бланк счета с формулировкой «компенсация расходов на выплату среднего заработка военнообязанного за срок воинских сборов согласно расчету». Вот удивятся-то в военкомате! J

И еще. Формулировка «расходы на выплату» в п. 12 Инструкции № 80, строго говоря, дает основания требовать от военкомата компенсации не только суммы собственно выплаченной «партизанам» средней зарплаты, но и соответствующей суммы начисленного ЕСВ, но форма расчета этого не предполагает. Главное, насколько нам известно, средства на эту компенсацию давно не предусматривались… Пока не предусматривались…

 

7 шаг. Если компенсация от военкомата все же поступит, ее следует отразить в составе бухгалтерских доходов по кредиту субсчета 719 и включить в налоговые доходы согласно п.п. 135.5.15 НКУ.

Все понятно, но почему-то хотелось бы больше к подобным темам не возвращаться. Хотя проводимые мобилизационные мероприятия видимо заставят…

 

выводы



 
 
  • Законодательство рассматривает участие работающего призывника в воинских сборах как выполнение им государственных и общественных обязанностей в рабочее время. За ним сохраняется место работы и должность, а также средняя зарплата, которая подлежит выплате ему предприятием.

  • Среднемесячная зарплата «партизана» рассчитывается исходя из выплат ему за последние 2 календарных месяца перед датой начала сборов — аналогично другим подобным случаям, предусмотренным Порядком № 100. Учет и налогообложение такой выплаты абсолютно аналогичен другим выплатам из фонда дополнительной заработной платы.

  • Предприятие имеет право на получение компенсации от военкомата понесенных расходов на такую выплату средней зарплаты.

 

Документы статьи

  1. КЗоТ  Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

  2. Закон № 2232 — Закон Украины «О воинской обязанности и воинской службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

  3. Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

  4. Постановление № 1644 — постановление КМУ «О порядке и размерах денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов» от 23.11.2006 г. № 1644.

  5. Порядок № 100  Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

  6. Инструкция № 80 — Инструкция об условиях выплаты денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, утвержденная приказом Министра обороны Украины от 12.03.2007 г. № 80.

  7. Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.