11.07.2024
Хозсубъект может осуществлять розничную торговлю на разлив без потребления на месте (навынос) алкогольными напитками в тару, определенную ст. 11 Закона № 481*.
В случае разлива алко-напитков в тару, не предусмотренную этой статьей, применяется штраф по ст. 17 Закона № 481 (200 % стоимости проданного, но не менее 85 тыс. грн)
Вы уже, думаем, поняли: у фискалов спросили о торговле алко-напитками на разлив, но без потребления на месте (то есть — навынос). Что касается конкретики, то речь шла о праве хозсубъекта осуществлять продажу в собственных торговых точках с разливом вин (столовых, десертных и вин виноградных ароматизированных) в ПЭТ-бутылки (!) вместимостью 1,0 л из тары «пачка» вместимостью 10,0 л и 5,0 л при условии соблюдения требований к месту торговли алкоголем (имеется лицензия, РРО/ПРРО, площадь места торговли не менее 20 м2).
Ответ, предоставленный фискалами в этом письме от 20.05.2024, нас несколько удивил. И дальше мы сакцентируем ваше внимание на двух моментах: возможности торговать на разлив именно навынос и видах тары, с которыми такая торговля разрешена.
Алко-напитками «навынос» торговать можно не только «избранным»! Но сначала напомним, что в действующей (!) БЗ 113.03 фискалы ответили на вопрос: какие хозсубъекты имеют право осуществлять реализацию алкогольных напитков (в частности, вин крепленых, пива и т. п.) на разлив (без потребления на месте) в ПЭТ-бутылки, если разлив происходит непосредственно на месте торговли из тары ТЕТРА ПАК, кегов и т. п.?
Ответ получился достаточно фискальный — торговать на разлив в ПЭТ-бутылки без потребления на месте (навынос) имеют право:
— хозсубъекты общественного питания и специализированные отделы, которые имеют статус хозсубъектов с универсальным ассортиментом товаров, — в отношении реализации пива (!);
— хозсубъекты — производители крепленых виноматериалов и вин в отношении продукции собственного производства (если в лицензии на право розничной торговли алко-напитками об этом есть соответствующая запись) — в отношении реализации вин крепленых*.
* Такая реализация разрешена только по местонахождению производителей и с уплатой акциза. А годовые объемы продажи вин на разлив такими хозсубъектами не могут превышать 20 % от годового объема произведенных виноматериалов.
Здесь сразу отметим, что Закон № 481 выдвигает ограничение по субъектному составу торговцев (упомянуты: «общественное питание» и «спецотделы») только при торговле на разлив — с потреблением на месте. Для торговли на разлив навынос таких ограничений нет! Но фискалы до сих пор с этим не соглашались. Поэтому, возможно, их охладила судебная практика, которая была не в их пользу (см. постановление ВС от 28.08.2018 по делу № 806/1285/17 и Шестого апелляционного админсуда от 06.09.2021 по делу № 357/2803/21)?..
Ведь вот налоговики в этом письме от 20.05.2024 уже делают вывод, что
Законом № 481 не предусмотрено ограничений в отношении розничной торговли на разлив без потребления на месте алкогольными напитками (в частности, винами столовыми, винами десертными и винами виноградными ароматизированными)
И добавляют: хозсубъект может осуществлять розничную торговлю на разлив навынос (в частности, упомянутыми винами): при наличии места розничной торговли (для алко-напитков помещения с торговой площадью не менее 20 кв. м), которое оборудовано РРО или ПРРО, при наличии действующей лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками и с обязательным соблюдением требований ст. 153 Закона № 481.
Нас удивил такой нефискальный поворот в этом вопросе, поэтому перед авторами «снимаем шляпу». И советуем тем продавцам алкоголя, кому налоговики возражают в праве торговли на разлив навынос, ссылаться в первую очередь на это письмо от 20.05.2024.
Нюанс в отношении «крепленых» виноделов. В то же время в консультации в БЗ 113.03 упоминается возможность торговли навынос (кроме пива) только креплеными винами (то есть в которые добавляется спирт) и только производителями такой продукции! Заметим, этому разрешению (для производителей крепленых вин) посвящен отдельный абзац в ст. 15 Закона № 481. И там, кстати, речь идет о торговле на разлив вообще, без уточнения «для потребления на месте», то есть торговлю навынос это разрешение тоже охватывает. Кроме ряда ограничений (см. сноску 2), для них установлено еще ограничение и на тару, из которой должны реализоваться на разлив крепленые вина: специальная тара должна быть вместимостью от 50 до 600 литров.
То есть тара, упомянутая в вопросе в комментируемом письме, с которой хозсубъект собирается реализовать вина на разлив («пачки» вместимостью 5 и 10 л), для торговли на разлив производителями крепленых вин была бы маловата... Но хозсубъект, которому адресовано письмо, — явно не из их числа. Поэтому учитывая вывод фискалов в письме о возможности торговли алкоголем (в т. ч. разными видами вин) навынос, объем тары, из которой будет наливаться алкоголь, для «рядовых» продавцов значения не имеет. Но — для той тары, в которую алкоголь будет отпускаться навынос покупателям, объем/вместимость (см. ниже) значение имеет!
Кстати, разрешение фискалов в упомянутой БЗ 113.03 для производителей крепленых вин продавать их навынос именно в ПЭТ-таре — достаточно сомнительное! Почему — читайте дальше.
«Тарные» ограничения. Второй, не менее серьезный момент, который следует из письма от 20.05.2024 и из упомянутой консультации из БЗ, касается бутылок ПЭТ, то есть тары, изготовленной из полиэтилентерефталата* (сокращенно: ПЭТ или ПЭТФ).
* Этот полимер еще могут именовать как полиэстер, терилен, мелинекс, дакрон, лавсан, майлар.
Ведь налоговики отмечают, что разлив без потребления на месте (навынос) алкогольными напитками должен осуществляться именно в тару, определенную ст. 11 Закона № 481.
А нормы этой статьи позволяют разливать в «полимерные бутылки марки ПЭТФ» только: пиво, а также сидр и перри (без добавления спирта), сброженные напитки, полученные исключительно в результате естественного (натурального) брожения фруктовых, ягодных и фруктово-ягодных соков, с содержанием спирта не больше 8,5 % (без добавления спирта)!
Как видим,
в отношении возможности использования для разлива вин ПЭТ-тара вообще не упоминается
А винодельную продукцию (кроме вышеупомянутых: сидра, перри и сброженных напитков) согласно ст. 11 Закона № 481 можно разливать исключительно в предусмотренную действующими стандартами стеклянную тару, а также в металлические банки из пищевого алюминия, в сувенирные бутылки и художественно оформленную посуду из стекла, глазированной керамики или дерева, упаковку типа «Tetra-Pak» и «Bag in box». Разлив винодельной продукции осуществляется исключительно в тару (посуду) вместимостью: 0,05 л, 0,1 л, 0,2 л, 0,25 л, 0,275 л, 0,33 л, 0,35 л, 0,375 л, 0,4 л, 0,45 л, 0,5 л, 0,61 л, 0,68 л, 0,7 л, 0,75 л, 0,8 л, 1,0 л и больше.
Разлив вин сухих и с добавлением спирта (виноматериалов обработанных) виноградных ординарных и марочных осуществляется также в тару (посуду) вместимостью от 50 до 600 л, изготовленную из материалов, разрешенных к контакту с алкогольными напитками (включая металлические бочки из пищевого алюминия и бочки из нержавеющей стали (кеги)*. Но это уже для нашей («разливной навынос») темы не слишком интересно. Потому что, кроме упомянутых производителей крепленых вин, для других хозсубъектов ограничений по объему тары, из которой алкогольные напитки продаются на разлив (в том числе навынос), нет.
* В таком случае предусмотренные ст. 11 требования о маркировке винодельной продукции не применяются.
Таким образом, отпуск любого (!) вина на разлив в ПЭТ-таре будет нарушением норм ст. 11 Закона № 481. Мы акцентировали, что это касается любого вина и никаких исключений для отпуска крепленых производителями навынос не предусмотрено. Поэтому нам не понятно, на каком основании фискалы в упомянутой консультации в БЗ такой отпуск позволяют. Ведь вывод этого письма от 20.05.2024 свидетельствует о противоположном. Поэтому, производители крепленых вин, будьте осторожны с ПЭТ-тарой, и если вы без нее никак не можете, то советуем получить собственную ИНК (в запросе сошлитесь на эту консультацию из БЗ 113.03, вдруг поможет)...
Штрафные последствия за «не ту» тару. Следовательно, как отметили фискалы в финале письма, — в соответствии с частью второй ст. 17 Закона № 481 к хозсубъектам применяются финсанкции в виде штрафов в случае разлива алкогольных напитков для реализации на территории Украины в тару, не предусмотренную ст. 11 данного Закона, — 200 % стоимости произведенной (реализованной) продукции (по оптово-отпускным ценам), но не менее 85 тыс. грн.
Штраф немаленький, поэтому если торгуете алкоголем на разлив навынос, будьте внимательными в вопросах тары!
В конце обращаем ваше внимание! Сейчас на подписи у Президента лежит принятый ВРУ Закон от 18.06.2024 № 3817-IX. Он вступит в силу со дня, следующего за днем опубликования, и полностью обновит нормы Закона № 481. Несколько изменятся и требования в отношении тары для разлива алкогольных напитков. И хотя «тарные» правила обновятся, но возможности разливать вина в ПЭТ-бутылки мы там не увидели. Да и аналогичный штраф («200 %») остается, еще и нижний размер его станет не 85 тыс. грн, а 15 МЗП на 1 января (то есть в этом году он будет представлять 106,5 тыс. грн).