30.05.2024

Призыв на военную службу во время мобилизации: действия работодателя

Слышали/читали ли вы новость о том, что за неявку работника в ТЦК будет отвечать работодатель? Правдива эта новость или нет? Интересно знать ответ? Тогда присоединяйтесь к разговору. Ответим на эти вопросы и рассмотрим, какую роль КМУ отвел работодателям в процессе осуществления призыва на военную службу во время мобилизации.

Нарушителями спокойствия работодателей стали обновленные положения абзаца седьмого ч. 1 ст. 21 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII (далее — Закон № 3543). Указанной нормой Закона установлена обязанность предприятий обеспечивать своевременное оповещение и прибытие работников, которые привлекаются к выполнению обязанностей по мобилизации, на сборные пункты путем принятия соответствующих информационных и организационно-технических мер.

Один из членов Комитета ВРУ по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки в интервью приведенную норму трактовал так: работодатели обязаны обеспечить доставку работников в ТЦК. Если же работник не появился — на должностное лицо работодателя «прилетает» админштраф.

Круто?! Не то слово. Но отвечает ли это действительности? Ищем ответ в Порядке проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации, на особый период, утвержденном постановлением КМУ от 16.05.2024 № 560 (далее — Порядок № 560), который вступил в силу с 18.05.2024.

Обязанности работодателей

Обязанности предприятий по проведению мероприятий мобилизации или вызова резервистов и военнообязанных в ТЦК прописаны в п. 13 Порядка № 560. В нем зафиксирован порядок действий руководителя предприятия, который получил распоряжение о проведении мероприятий мобилизации или вызове резервистов и военнообязанных в ТЦК. Озвучим, что должен сделать руководитель.

Шаг 1. Издать приказ о проведении оповещения резервистов и военнообязанных. В нем должно быть указано:

— основание и цель его издания;

— перечень лиц, которые подлежат оповещению;

— дату, время и место их прибытия;

— способы доставки в ТЦК;

— лиц, ответственных за оповещение;

— порядок осуществления контроля за оповещением и прибытием военнообязанных;

— другие вопросы.

Шаг 2. Организовать через ответственные лица, определенные приказом, оповещение путем вручения повесток под личную подпись работников. Форма повестки, которая содержит расписку лица об оповещении, приведена в приложении 1 к Порядку № 560.

Обратите внимание, что

ответственные лица имеют право вручать повестки на территории предприятия и в местах выполнения работниками работ (обязанностей) в рабочее время таких работников

Шаг 3. Организовать на предприятии информационное обеспечение призыва резервистов и военнообязанных на военную службу во время мобилизации.

Шаг 4. Обеспечить прибытие в ТЦК (или воинские части) резервистов и военнообязанных путем:

их перевозки от предприятия в пункты сбора ТЦК или воинские части

или

освобождения их от выполнения обязанностей с учетом времени, необходимого для прибытия в ТЦК, и в случае необходимости времени на обратный путь.

Кроме вышеприведенных шагов,

о результатах оповещения и выполнения работниками требований законодательства руководитель предприятия обязан в трехдневный срок в письменном виде сообщить ТЦК

А еще он также обязан безотлагательно информировать ТЦК о работниках, которые:

отказались от получения повесток;

— написали заявления об увольнении.

Проблемные вопросы

Доставка в ТЦК. Как видите (см. шаг 4), Порядок № 560 не требует от работодателя любой ценой привезти работника в ТЦК. Напротив, он дает альтернативу: не можешь (не хочешь) организовать перевозку, тогда просто освободи от работы на время, которое понадобится работнику на дорогу в ТЦК. Кстати, освободить работника на это же время следует и в случае организованной доставки транспортом работодателя.

Если предприятие выполнило все вышеперечисленные требования, а работник до ТЦК так и не дошел, вины работодателя в этом нет

Соответственно и к административной ответственности за нарушение работником мобилизационного законодательства должностные лица такого предприятия привлекаться не должны.

Отказ от повестки. Если работник отказывается от получения повестки, то действуем так: (1) зачитываем ему ее содержание и (2) составляем акт отказа от получения повестки. Считаем, использовать нужно форму акта, которая приведена в приложении 2 к Порядку № 560.

Нужно ли проводить фото- и видеофиксацию этого действа? Нет, не нужно. В соответствии с п. 40 Порядка № 560 фото- и видеофиксация во время вручения повесток проводится представителями ТЦК или полицейским.

Об отказе работника получить повестку безотлагательно информируем ТЦК.

Отсутствующие работники. Порядок № 560 не содержит положений, которые бы устанавливали, как действовать работодателю, если во время вручения повесток отдельные работники отсутствуют в связи с отпуском, болезнью или о которых ничего не известно (в табеле учета использования рабочего времени — неявки по невыясненным причинам). Он рассматривает 2 возможных варианта: или работник получает повестку под подпись, или отказывается.

В то же время параллельно с Порядком № 560 работает Порядок организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденный постановлением КМУ от 30.12.2022 № 1487 (далее — Порядок № 1487). Он также является обязательным для работодателя. И здесь имеем проблему. Каждый из упомянутых документов устанавливает свой порядок действий работодателя в случае вызова работников в ТЦК (см. п. 13 Порядка № 560 и п. 47 Порядка № 1487).

В общей массе действия, которые требуются от работодателя каждым из порядков, совпадают. Но есть и отличия.

Так, абзац второй п. 13 Порядка № 560 просто обязывает издать приказ об оповещении военнообязанных и резервистов (см. выше). В свою очередь, в абзаце втором п. 47 Порядка № 1487 определено, что в случае получения распоряжения ТЦК работодатель обязан не только издать приказ (распоряжение) об оповещении военнообязанных и резервистов, но и сообщить его следующим лицам:

— под личную подпись;

рекомендованным почтовым отправлением, почтовым отправлением с объявленной ценностью с описью вложения в части, касающейся прибытия работников в соответствующий ТЦК, — в случае выполнения такими лицами дистанционной, надомной работы, в период их временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке.

После этого в трехдневный срок следует послать копию соответствующих приказов (распоряжений) и подтверждающую информацию или документы об осуществлении оповещения в соответствующий ТЦК.

А теперь вопрос: если работодатель направит такие письма отсутствующим работникам, выполнит ли он требования Порядка № 560 по оповещению? Ответ — нет. Дело в том, что Порядок № 1487 под оповещением понимает доведение текста приказа до работника. Именно поэтому он требует или подпись, которая подтверждает ознакомление с приказом, или направление извлечения из приказа по почте. В то время как

Порядок № 560 говорит, что оповещение работника происходит путем вручения повестки под его личную подпись

Это единственно возможный вариант оповещения для работодателя, определенный п. 13 Порядка № 560.

Поэтому, на наш взгляд, единственное, что остается работодателю, — просто проинформировать ТЦК о невозможности вручения повесток с предоставлением копий документов, которые подтверждают отсутствие работников в связи с отпусками, временной нетрудоспособностью, неявками.

Но достаточно ли этого будет для ТЦК? Очень хочется получить официальные разъяснения по этому вопросу.

Также не помешают разъяснения в отношении того, в каких случаях в случае получения распоряжения об оповещении работодатель должен действовать в соответствии с п. 47 Порядка № 1487, а в каких в соответствии с п. 13 Порядка № 560.

Удостоверение. Пунктом 31 Порядка № 560 определено, что повестки имеют право вручать представители предприятий. Это те же лица, ответственные за оповещения, которых руководитель определяет приказом.

Как указано в упомянутой норме, этот приказ является основанием для выдачи удостоверения лица, уполномоченного вручать повестки. В общем случае выдается оно председателем (начальником) областной, Киевской и Севастопольской городской, районной, городской госадминистрации (военной администрации) и удостоверяется его личной подписью и оттиском гербовой печати. Действительно это удостоверение в случае предъявления паспорта гражданина.

Поэтому при формальном прочтении Порядка № 560 получается, что после издания приказа, в котором определены уполномоченные на оповещение лиц, такие лица должны быстренько сбегать и получить удостоверение.

Зачем оно нужно в случае, когда на предприятии одни работники (уполномоченные приказом руководителя предприятия) оповещают других работников (военнообязанных и резервистов), то есть своих коллег по работе? Трудно сказать. Может, официальные органы что-то разъяснят?

Выводы

  • Порядок действий руководителя предприятия, который получил распоряжение о проведении мероприятий мобилизации или вызове резервистов и военнообязанных в ТЦК, прописан в п. 13 Порядка № 560.
  • Оповещение работника о вызове в ТЦК происходит путем вручения повестки под его личную подпись. Если работник отказывается от получения повестки, то зачитываем ему ее содержание и составляем акт отказа от получения повестки.
  • О результатах оповещения и выполнения работниками требований мобилизационного законодательства руководитель предприятия обязан в трехдневный срок в письменном виде сообщить ТЦК.
  • Предприятие исполнит обязанность по обеспечению прибытия работников в ТЦК (воинские части), если или перевезет их от предприятия в пункты сбора, или просто освободит их от выполнения обязанностей с учетом времени на дорогу. Выбор за предприятием.