17.07.2025

Чернобыльские отпуска: ПФУ заменяет соцзащиту

Вместо органов соцзащиты — Пенсионный фонд. Именно он с 01.07.2025 отвечает за финансирование чернобыльских отпусков. Нужно ли подавать новые документы? Как быть с регистрацией предприятия и следует ли обновлять сведения? В статье разберем, изменились ли правила и что должен сделать бухгалтер, чтобы вовремя получить средства.

С 01.07.2025 правительство уполномочило Пенсионный фонд на выплату отдельных государственных социальных пособий, социальных стипендий, которые ранее назначались и выплачивались органами социальной защиты населения. С перечнем таких выплат, которые будут идти через ПФУ, можно ознакомиться здесь. Среди них есть оплата гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, дополнительного отпуска сроком 14 рабочих дней (16 календарных дней). Это так называемый дополнительный чернобыльский отпуск.

Также изменения претерпел Порядок использования средств государственного бюджета для выполнения программ, связанных с социальной защитой граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденный постановлением КМУ от 20.09.2005 № 936 (далее — Порядок № 936). Им работодатели руководствуются в вопросах получения финансирования чернобыльских отпускных.

Напомним, что собой представляют чернобыльские отпуска и зачем работодателям этот Порядок.

Чернобыльский отпуск: особенности

Право. Дополнительный чернобыльский отпуск с сохранением зарплаты предусмотрен Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 № 796-XII (далее — Закон № 796). Он относится к другим видам отпусков, установленных законодательством (ч. 2 ст. 4 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 № 504-96/ВР).

Главной особенностью такого отпуска является то, что он предоставляется как льгота и компенсация за вред, причиненный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы.