16.06.2025

Ликвидация основных средств: варианты учета полученного металлолома

Каков порядок оформления и налогообложения продажи металлолома от ликвидированных основных средств? Может ли быть такое, что после ликвидации объекта основных средств отсутствуют отходы в виде лома?

Списание объекта

Если по каким-либо причинам объект основных средств (ОС) не соответствует критериям признания активом (п. 33 НП(С)БУ 7 «Основные средства»), то его следует ликвидировать (списать с баланса). Как правило, это происходит, когда такой объект полностью теряет свои первоначальные качества вследствие физического и морального износа либо прошедших событий. Ремонт, восстановление объекта не представляется возможным или целесообразным. При ликвидации объект ОС подлежит уничтожению, разборке или преобразованию в иной объект ОС. В нашем случае речь идет о ликвидации и разборке.

Документируем ликвидацию

Комиссия. Для определения непригодности ОС к использованию, неэффективности или нецелесообразности их улучшения (ремонта, модернизации и т. п.), оформления первичных документов руководителем предприятия создается комиссия (п. 42 Методрекомендаций № 561*).

* Методические рекомендации по бухучету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 № 561.

В ее состав могут входить: главный инженер или заместитель руководителя предприятия (председатель комиссии), начальник соответствующего структурного подразделения, главный бухгалтер или его заместитель, а также лицо, на которое возложена ответственность за эксплуатацию ОС.

Созданная комиссия:

— осуществляет непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию;

— устанавливает причины несоответствия критериям актива;