22.08.2011
общая система налогообложения
Физические лица — предприниматели никогда особо не жаловали общую систему налогообложения и, если была такая возможность, отдавали предпочтение упрощенной, подразумевающей уплату единого налога. Однако с 01.04.2011 г. ситуация изменилась: многие единоналожники перешли, переходят или собираются перейти на общую систему налогообложения.
Справедливости ради отметим, что такой переход обусловлен скорее безысходностью, чем экономическим интересом. В частности, ни для кого не секрет, что общая система налогообложения выгоднее:
— упрощенной, если деятельность приостановлена или предполагает незначительный (не более размера минимальной заработной платы (далее — МЗП)) безналичный1 чистый доход;
— создания юридического лица, если месячный чистый доход будет существенно превышать 15 прожиточных минимумов трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ) (за счет возможности оптимизации платежей ЕСВ, о которой будет сказано далее).
1 Безналичная природа происхождения дохода — одно из ключевых условий в данном случае, иначе налогоплательщику потребуется патент и РРО, что дополнительно «ударит» по его карману.
Неэкономические причины перехода единоналожников на общую систему (в настоящее время «текучка» предпринимателей наблюдается преимущественно в этом направлении) связаны с:
— необходимостью регистрации плательщиком НДС (сейчас упрощенцы лишены такой возможности);
— осуществлением запрещенных для единоналожника видов деятельности;
— сохранением контрагентов (покупателей, заказчиков) — плательщиков налога на прибыль и предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения, для которых возможность отражать стоимость приобретенных у физических лиц предпринимателей (далее — ФЛП) товаров (работ, услуг) в составе своих расходов играет ключевую роль в выборе «партнера». Однако в данном случае лучшим может и вовсе оказаться создание юридического лица.
Стоит сказать, что в настоящее время внимание бухгалтерской общественности приковано к Закону № 3609 от 07.07.2011 г. и законопроекту № 8521 (относительно упрощенной системы налогообложения). Это не удивительно, ведь до вступления в силу соответствующего законопроекта, которое возможно в октябре текущего года, судьба упрощенной системы остается неизвестной. Вполне вероятно, что наряду с позитивными коррективами депутаты оставят без изменений запрет на включение в расходы стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных у предпринимателей-единоналожников. А раз так, то информация об общей системе налогообложения переживет вторую волну популярности.
В преддверии судьбоносных изменений еще раз поговорим о предпринимателях-общесистемщиках, тем более что Закон № 3609, вступивший в силу с 06.08.2011 г., уже сейчас вносит свои коррективы.
Основное: НДФЛ
С 1 января 2011 года доходы от предпринимательской деятельности, полученные ФЛП-общесистемщиком, облагаются НДФЛ по правилам, определенным в
ст. 177 НК.Так,
объектом налогообложения по-прежнему является сумма чистого годового налогооблагаемого дохода (ЧД), которая определяется по формуле (п. 177.2 НК):ЧД = Д - Р
,где
Д — общий налогооблагаемый доход, т. е. выручка в денежной и неденежной форме (без учета НДС, если предприниматель зарегистрирован плательщиком НДС);Р
— документально подтвержденные расходы, связанные с хозяйственной деятельностью предпринимателя (без учета НДС, если предприниматель зарегистрирован плательщиком НДС).Доходы.
В соответствии с п. 177.2 НК доход предпринимателя — это выручка, полученная им в денежной или неденежной форме.Это значит, что доходы предпринимателя, как и ранее, учитываются по
«кассовому методу», т. е. если получены деньги, отражаем доход, если же товары отгружены (или выполнены работы/предоставлены услуги), а оплата еще не поступила — дохода у предпринимателя нет.Кстати, помимо денег, доходом могут считаться и
другие виды компенсации стоимости поставленных (или подлежащих поставке) в пределах предпринимательской деятельности товаров (работ, услуг), например, стоимость товаров, полученных по бартеру, стоимость бесплатно полученных товаров (работ, услуг) и т. д.Сумму полученного дохода нужно отражать в графе 3 Книги учета доходов и расходов (подробно порядок ее заполнения рассмотрен на с. 25) в день поступления оплаты (предоплаты) на текущий счет или в кассу (
п.п. 3.3 Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, которые выбрали упрощенную систему налогообложения, и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025 (далее — Порядок № 1025). При этом предпринимателям, работающим без наемных работников, можно отражать доход одной суммой — общим итогом за день.Обратите внимание
: зарплата, наследство, подарки и другие блага, полученные физическим лицом как гражданином, в состав дохода от предпринимательской деятельности не включаются и не отражаются в Книге учета доходов и расходов.Отдельно стоит сказать о
доходах от деятельности, не указанной при госрегистрации. С одной стороны, налоговики утверждают, что доходы предпринимателя от деятельности, не указанной им при госрегистрации, облагаются НДФЛ как доходы обычного физического лица (гражданина-непредпринимателя). То есть логично их не записывать в Книгу учета доходов и расходов. Но с другой — есть риск того, что отсутствие записей о таких доходах в Книге учета доходов и расходов налоговики могут истолковать как неоприходование наличной выручки (конечно, если такие доходы были получены наличными).Поэтому пока что безопаснее все-таки указывать в Книге учета доходов и расходов поступления от деятельности, не внесенной в регистрационную карточку предпринимателя. Правда, такие поступления все же не стоит учитывать при подведении итогов в Книге учета доходов и расходов и при определении суммы НДФЛ1.
1 С доходов, полученных от деятельности, не указанной при госрегистрации, НДФЛ уплачивается в особом порядке:
— если доход выплачивается предпринимателю
налоговым агентом (юридическим лицом или другим предпринимателем), то именно на налогового агента возлагается обязанность удержать с предпринимателя НДФЛ. Причем, если налоговый агент эту обязанность не выполнит, будет отвечать самостоятельно — предприниматель, получивший от него доход, освобождается от обязанности уплачивать НДФЛ;— если доход выплачивается предпринимателю
гражданином, то в таком случае уже сам предприниматель обязан подать годовую декларацию о доходах и уплатить НДФЛ в размере 15% (17%) от суммы полученного дохода без уменьшения его на величину расходов.Расходы.
О нюансах формирования расходов ФЛП-общесистемщика мы писали в статье «Частный предприниматель на общей системе налогообложения» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 2, с. 47.Актуализируем основные правила. Итак, ФЛП-общесистемщики:
1) формируют расходы по перечню
операционных расходов, указанных в разд. ІІІ НК. В табл. 12 и 2 на с. 5 и 10 соответственно представлена информация о том, какие именно расходы предпринимателю можно учитывать при работе на общей системе налогообложения, а какие нет;2) в расходы отчетного периода могут включать:
— расходы на покупку ТМЦ, которые
прямо соответствуют полученному доходу;—
любые другие расходы, связанные с предпринимательской деятельностью (кроме стоимости ТМЦ), даже если их нельзя напрямую связать с полученным доходом (к примеру, заработная и арендная плата, оплата коммунальных услуг и т.п.);3) могут уменьшить налогооблагаемые доходы только на те расходы, факт осуществления которых подтвержден
документом (п. 177.2 НК).2 Приведенная таблица сформирована на основании норм разд. III НК, поэтому некоторые позиции расходов являются для предпринимателей новыми. К сожалению, в настоящий момент налоговики пока еще не дали достаточно разъяснений по поводу того, можно предпринимателям руководствоваться этими новыми положениями или нет.
Учитывать
расходы по нормам, как это было ранее, теперь нельзя;4) должны иметь
подтверждающие документы относительно происхождения товара (п. 177.10 НК). То есть помимо расчетных и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов, предприниматель также должен иметь документы на товар: накладные, ТТН, чеки, квитанции, акты закупок, копии сертификатов качества, сертификатов соответствия и другие документы, подтверждающие происхождение товара;5) со II квартала 2011 г. при исчислении чистого дохода не могут включать в расходы стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у предпринимателя-единоналожника (
даже если эти расходы фактически понесены в I квартале 2011 г. или ранее). Исключение составляют расходы, понесенные в результате приобретения работ, услуг у предпринимателя-единоналожника, осуществляющего деятельность в сфере информатизации;6) расходы, понесенные в периоде пребывания на едином налоге, при наличии подтверждающих документов, могут учесть и в 2011 году, если такие расходы будут связаны с доходами 2011 года.
Ставка налога, порядок его расчета и уплаты.
Согласно п. 177.1 НК доходы ФЛП-общесистемщиков, полученные в течение календарного года от хоздеятельности, подлежат обложению НДФЛ по ставкам 15 % и 17 %.При этом в соответствии с
п. 167.1 НК ставки 15 % и 17 % применяются к среднемесячному налогооблагаемому доходу.Так, если предприниматель в 2011 году
получил среднемесячный налогооблагаемый доход:—
в пределах 9410 грн. (10-кратный размер МЗП, установленный законом на 1 января 2011 года), то применяется ставка НДФЛ 15 %;—
свыше 9410 грн., применяются две ставки: к доходу в размере 9410 грн. — 15 %, а к сумме дохода, превышающей 9410 грн., — 17 %.Вместе с тем это не значит, что предприниматель обязан ежемесячно определять сумму НДФЛ и уплачивать его.
Напротив, окончательный расчет
чистого дохода предпринимателя и обязательств по НДФЛ производится по окончании отчетного года на основании поданной годовой декларации.Происходит это так: после 31 декабря текущего года предпринимателю нужно будет вычислить НДФЛ за каждый месяц и сложить полученные суммы. А затем от итоговой суммы отнять НДФЛ, уплаченный в течение года в виде
авансовых платежей 3.3 Напомним, что теперь предприниматель обязан
самостоятельно рассчитывать суммы авансовых платежей (ранее такой расчет проводился налоговым органом на основании поданной предпринимателем декларации о доходах). Подробно порядок расчета авансовых платежей для предпринимателей, которые ранее работали на общей системе, и тех, которые перешли на общую систему налогообложения или зарегистрированы предпринимателями только в 2011 году, рассмотрен в статье «Частный предприниматель на общей системе налогообложения» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 2, с. 47.
Таблица 1
Расходы предпринимателя на общей системе налогообложения
(с учетом норм закона № 3609)
Вид расходов | Норма НК | Когда отражаются в Книге учета доходов и расходов | В какой графе Книги учета доходов и расходов отражаются (в соответствии с приказом № 1025) |
1 | 2 | 3 | 4 |
06.08.2011 г. вступил в силу Закон № 3609, который вносит существенные коррективы в НК, непосредственно касающиеся общесистемщиков. В частности, ФЛП-общесистемщикам разрешается учитывать только операционные расходы, перечисленные в п. 138.1 НК, а именно в: пп. 138.4, 138.6 — 138.9 (в том числе «новый» п.п. 138.8.5, который пришел на смену п.п. 138.10.1), пп. 138.10.2 — 138.10.4, п. 138.11. Здесь стоит также отметить, что некоторые из операционных расходов в другом разрезе классификации представлены также в п. 140.1 НК как расходы двойного назначения, однако пунктом 138.1 НК расходы двойного назначения отнесены к прочим расходам, а не к операционным. В такой ситуации, на наш взгляд, в расходы можно включать только те затраты, которые указаны в пп. 138.4, 138.6 — 138.9, 138.10.2 — 138.10.4, 138.11, даже если они и упомянуты в п. 140.1. А вот те статьи затрат, которые перечислены в п. 140.1, но не указаны в составе операционных, безопаснее в расходы не включать. Все остальные расходы предпринимателям учитывать запрещено. | |||
Стоимость купленного товара | П. 138.6 | В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая, то после получения товара) | Графа 5 |
В момент получения дохода от их продажи | Графа 6 | ||
Стоимость доставки товара (если она не включена в цену товара) | П. 138.6 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Ввозная пошлина | П. 138.6 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, которые образуют основу изготовленной продукции (работы, услуги) | П.п. 138.8.1 | В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая, то после получения сырья) | Графа 5 |
Смелый вариант — в момент передачи сырья и материалов в производство (независимо от даты продажи изготовленной из них продукции); осторожный вариант — в момент получения дохода от продажи продукции, изготовленной из такого сырья | Графа 6 | ||
Заработная плата и другие выплаты работникам (расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, премий, поощрений, компенсаций стоимости товаров, работ, услуг, любая другая оплата в денежной или натуральной форме) | П.п. 138.8.2 и п. 142.1 | В момент выплаты денежных средств | Графа 9 |
Сумма единого социального взноса (ЕСВ), уплаченная предпринимателем как «за работников», так и «за себя» | Пп. 138.9 и 143.1, п.п. 138.10.4 | В момент уплаты денежных средств | Графа 9 |
Выплаты гражданам за работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера1 | П. 142.1 | В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая, то в момент подписания акта приема-передачи работ/услуг) | Графа 10 |
1 Справочно отметим, что теперь (после вступления в силу Закона № 3609) сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору, с которой удерживается НДФЛ, можно уменьшать на сумму ЕСВ в части удержаний. | |||
Плата за аренду земельных участков | П. 138.9 | В момент перечисления арендной платы | Графа 10 |
Расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другие услуги по содержанию производственных помещений | П.п. 138.8.5 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Расходы на охрану труда, технику безопасности | П.п. 138.8.5 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Суммы расходов, связанные с подтверждением соответствия продукции, систем качества, систем управления качеством, экологического управления окружающей средой, персонала установленным требованиям в соответствии с Законом о подтверждении соответствия | П.п. 138.8.5 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Внутреннее перемещение товаров и полуфабрикатов | П.п. 138.8.5 | В момент выдачи товара на торговую точку | Графы 7 и 8 |
Недостачи, возникающие в производстве, потери от порчи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли | П.п. 138.8.5 | После оформления документа, подтверждающего обнаружение недостачи | Графа 10 |
Расходы на проведение годовых и других собраний, представительские расходы | П.п. 138.10.2 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Оперативная аренда имущества, в том числе основных средств (включая аренду легковых автомобилей) | Пп. 138.8.5, 138.10.2, 138.10.3 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Расходы на содержание управленческих помещений (ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение, охрана) | П.п. 138.10.2 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), стоянка, парковка легковых автомобилей1 | П.п. 138.10.2 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
1 Такое «разрешение» подтверждает ГНАУ в ЕБНЗ, отмечая, что ФЛП-общесистемщик имеет право включить в состав расходов стоимость горюче-смазочных материалов, использованных на перевозку в рамках предпринимательской деятельности по путевым листам, и оплаченных услуг при условии документального подтверждения, что данные расходы связаны с предпринимательской деятельностью. | |||
Стоимость страхования имущества (в том числе основных средств, хотя налоговики выступают против того, чтобы предприниматель включал в расходы стоимость страхования основных средств) | Пп. 138.8.5, 138.10.2, 138.10.3 | В момент уплаты страховых взносов | Графа 10 |
Расходы на охрану | П.п. 138.10.2 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Расходы на оплату услуг связи1 (почта, телеграф, телефон, телекс, телефакс, сотовая связь и другие подобные расходы) | П.п. 138.10.2 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
1 Примите к сведению! Реалии таковы, что расходы на услуги связи при отсутствии офисного или складского помещения в расходы предпринимателя не включаются. По крайней мере, практике известны случаи, когда налоговики не признавали такие расходы и соответственно доначисляли налоговые обязательства с применением штрафа и пени. То есть предпринимателям, зарегистрированным по месту жительства (в своей квартире), можно порекомендовать полностью выделить под предпринимательскую деятельность либо мобильный телефон, либо отдельный городской номер. Список контрагентов и распечатка звонков с телефона будут подтверждением, что телефон использовался исключительно в предпринимательской деятельности. Радует, что против этого налоговики не возражают. | |||
Плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банка | П.п. 138.10.2 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Вознаграждения, выплачиваемые за консультационные, информационные, аудиторские и другие услуги | П.п. 138.10.2 | В момент уплаты денежных средств, а если оплата авансовая — в момент подписания акта приема-передачи услуг | Графа 10 |
Расходы на упаковочные материалы | П.п. 138.10.3 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Расходы на ремонт тары | П.п. 138.10.3 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров | Пп. 138.10.3, 140.1.5 | В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая — в момент подписания акта приема-передачи результатов услуг) | Графа 10 |
Расходы на транспортировку, перевалку и страхование товаров (готовой продукции) | П.п. 138.10.3 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора (базиса) поставки | П.п. 138.10.3 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание | П.п. 138.10.3 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Расходы на транспортировку готовой продукции между складами | П.п. 138.10.3 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Расходы по операциям в иностранной валюте, потери от курсовых разниц: | Пп. 138.10.4, 153.1.3 и 153.1.4 | В момент пересчета балансовой стоимости валюты, задолженности в инвалюте, при покупке или продаже инвалюты | Графа 10 |
Расходы на уплату сбора в ПФ при покупке безналичной иностранной валюты за гривню и другие обязательные платежи, связанные с приобретением инвалюты | Пп. 138.10.4 и 153.1.4 | В момент перечисления средств для покупки инвалюты | Графа 10 |
Суммы начисленных налогов и сборов, упомянутых в НК или в других законодательных актах (кроме НДС, налога на доходы и платы за торговый патент) | П.п. 138.10.4 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Расходы на информационное обеспечение хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе по вопросам законодательства, на приобретение литературы, оплату интернет-услуг и подписку специализированных периодических изданий | П.п. 138.10.4 | В момент уплаты денежных средств | Графа 10 |
Суммы расходов, своевременно не отнесенные в состав расходов прошлых отчетных периодов в связи с потерей, уничтожением или порчей подтверждающих документов, если в отчетном периоде такие документы обнаружены или восстановлены | П. 138.11 | В момент обнаружения (восстановления) подтверждающего документа | Графа 10 (если это любые прошлогодние расходы). Графа 5, 9 или 10 (если это расходы текущего года (в зависимости от вида расходов)) |
Суммы расходов, неучтенные в прошлых налоговых периодах в связи с допущением ошибок и выявленные в отчетном периоде (при этом возможность учесть прошлогодние расходы для предпринимателя — под сомнением, если эти расходы не связаны с доходом текущего года) | П. 138.11 | В момент обнаружения ошибки | |
Расходы налогоплательщика на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, специальной (форменной) одеждой, моющими и обезвреживающими средствами, средствами индивидуальной защиты, которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания | П.п. 140.1.11 | В момент уплаты средств | Графа 10 |
Расходы на содержание медпункта | П.п. 140.1.11 | В момент уплаты средств | Графа 10 |
Расходы налогоплательщика на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации работников рабочих профессий, а также в случаях, если законодательством предусмотрена обязательность периодической переподготовки или повышения квалификации | П.п. 140.1.31 | В момент уплаты средств | Графа 10 |
Любые расходы на страхование рисков гибели урожая, транспортировки продукции; гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, которые являются основными средствами налогоплательщика2; финансовых, кредитных и других рисков, связанных с осуществлением хоздеятельности, за исключением страхования жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью наемных работников, обязательность которого не предусмотрена законодательством | П.п. 140.1.61 | В момент уплаты страховых платежей | Графа 10 |
1 Еще раз обращаем внимание, что в связи с изменениями, внесенными в НК Законом № 3609, разрешение на включение в расходы перечисленных видов расходов под вопросом. Поэтому пока безопаснее все-таки перечисленные расходы не учитывать.2 Отметим, что в п.п. 140.1.6 НК речь идет о так называемой автогражданке (ОСАГО) — обязательное страхование ответственности, которое подразумевает передачу финансовых рисков, понесенных в результате нанесения вреда не автомобилю владельца, а другим участникам дорожного движения. Вместе с тем страхование по своей форме может быть не только обязательным, но и добровольным (ст. 5 Закона Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР). В отношении транспортных средств в этом случае стоит говорить о страховании КАСКО — это добровольное страхование транспорта, не включающее в себя страхование гражданской ответственности, страхование от несчастных случаев водителя или пассажиров. В частности, полное КАСКО включает страховую защиту транспортного средства от нанесения ущерба и хищения, а также «страхует» в ситуации, когда причиной наступления страхового случая явились не только действия третьих лиц, непредвиденные ситуации или стихийные бедствия, но и ошибочные действия самого страхователя, если они совершены ненамеренно, без злого умысла. В ЕБНЗ налоговики отметили, что включать в расходы стоимость полного КАСКО нельзя. Их аргумент по-прежнему абсурдный: поскольку предприниматель не ведет бухгалтерский учет основных средств, он не имеет права включать в расходы затраты на КАСКО. Аналогичного мнения они придерживаются и в своих консультациях в отношении «автогражданки». По нашему мнению, смелые налогоплательщики, опираясь на противоречивое толкование налоговиками норм НК (для целей п.п. 139.1.5 НК — они признают автомобиль предпринимателя основным средством, а для целей п.п. 140.1.6 НК — нет), могут отстоять свое право в суде (если конечно, ситуация с расходами двойного назначения, перечислеными в п. 140.1, сложится в пользу общесистемщиков). | |||
Командировочные расходы, касающиеся наемных работников1 | Пп. 138.8.5, 138.10.2, 138.10.3 | После возвращения работника из командировки и предоставления им всех подтверждающих документов | Графа 10 |
1 В ЕБНЗ налоговики отмечают, что в случае если в командировку отправляется сам предприниматель, его затраты нельзя включать в расходы, поскольку он не является наемным работником. Обратите внимание: Законом № 3609 предусмотрена новая редакция абз. 4 п.п. 140.1.7 НК. В частности, уточнено, что суточные должны определяться из расчета на календарный день, а не на сутки, как было ранее. Значимость уточнения состоит в следующем. В І квартале (до 01.04.2011 г.) суммы суточных учитывались в составе расходов предпринимателя из расчета на каждый день командировки, включая дни отъезда и приезда (п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль). После 01.04.2011 г. (дата вступления в силу разд. ІІІ НК) отнесение сумм суточных в состав расходов необходимо было производить в соответствии с п.п. 140.1.7 НК из расчета на сутки. Упоминание суток в качестве расчетного периода породило мнение, что количество суток в командировке необходимо определять по количеству ночей в командировке, поскольку фактически день отъезда и день приезда охватывают одну ночь, т. е. одни сутки. Однако в этом случае нарушаются права работника. Радует, что после внесения изменений в НК этот вопрос разрешится. | |||
Изменение суммы компенсации стоимости товара после его продажи (в том числе возврат товара) | П. 140.2 | В момент получения средств за возвращенные товары | Уменьшение графы 5 |
Потери товара в пределах норм естественной убыли | П. 140.3 | В момент обнаружения потерь (по результатам инвентаризации) | Графа 10 |
Амортизация основных средств и нематериальных активов1 | Ст. 144 — 148, п. 138.8 и пп. 138.10.1, 138.10.2, 138.10.3 | В момент начисления амортизации | Графа 10 |
1 Следует отметить, что налоговики традиционно запрещают предпринимателям включать амортизацию в расходы на том основании, что ФЛП-общесистемщики не ведут бухгалтерский учет и не начисляют амортизацию. Нужно сказать, что после внесения Законом № 3609 изменений в НК аргументов, позволяющих отстоять предпринимателям право на амортизацию, практически не остается. Причиной тому служит исключение п. 177.4 НК, согласно которому предприниматели не могли включать в расходы «<…> стоимость приобретенного движимого и недвижимого имущества, которое подлежит государственной регистрации, если такое имущество приобретено до государственной регистрации физлица субъектом хозяйственной деятельности и/или не используется в такой деятельности». Процитированная норма давала основания полагать, что специальный запрет на включение в расходы стоимости того имущества, которое было куплено до госрегистрации предпринимателя (п. 177.4 НК), существует именно потому, что стоимость всего остального имущества в расходы включать можно. Со вступлением в силу Закона № 3609 «защищаться» п. 177.4 НК уже нельзя. Таким образом, отражая амортизацию в расходах, нужно быть готовым к судебным спорам с налоговиками. |
Таблица 2
Что запрещено включать в расходы
(с учетом норм Закона № 3609)
Вид расходов | Норма НК |
1 | 2 |
Сумма процентов, уплаченных за пользование кредитами и займами | П.п. 138.10.5 |
Прочие расходы, в частности: | |
— суммы средств или стоимость товаров, (работ, услуг), добровольно перечисленные (переданные) в течение отчетного года в бюджет или неприбыльным организациям | П.п. 138.10.6 |
— суммы средств, перечисленные работодателями профсоюзам на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу | П.п. 138.10.6 |
— суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) для целевого использования с целью охраны культурного наследия учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям, музеям-заповедникам | П.п. 138.10.6 |
— суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) в пользу резидентов для целевого использования с целью производства национальных фильмов (в том числе анимационных) и аудиовизуальных произведений | П.п. 138.10.6 |
— расходы налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, которые находятся в его собственности | П.п. 138.10.6 |
— расходы на самостоятельное хранение, переработку, захоронение или приобретение услуг по сбору, хранению, перевозке, обезвреживанию, удалению и захоронению отходов от производственной деятельности налогоплательщика, которые предоставляются сторонними организациями | П.п. 138.10.6 |
— расходы на очистку сточных вод | П.п. 138.10.6 |
— другие расходы на сохранение экологических систем, которые находятся под негативным влиянием хозяйственной деятельности налогоплательщика | П.п. 138.10.6 |
— расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных государственными органами для осуществления хозяйственной деятельности (кроме тех, стоимость и срок использования которых отвечают признакам, установленным для основных средств, и которые подлежат амортизации в составе нематериальных активов) | П.п. 138.10.6 |
Сумма убытка, полученного от деятельности, не подлежащей патентованию (прошлогодний убыток включается в расходы I квартала отчетного года). Хотя вряд ли налоговики разрешат предпринимателю учесть любые убытки | П.п. 138.12.1 и п. 150.1 |
Суммы, уплаченные связанным лицам, включаются в расходы по ценам, не выше обычных (если договорная цена более чем на 20 % превышает обычную) | Пп. 138.12.1 и 153.2.2 |
Предприниматель — продавец товаров, работ, услуг не имеет права уменьшить сумму дохода отчетного периода на стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), если покупатель таковых без согласования с ним задерживает оплату их стоимости (или предоставление других видов компенсации) | Пп. 138.12.1 и 159.1.1 |
В случае покупки товаров (работ, услуг) у нерезидентов, которые имеют оффшорный статус, расходы на их покупку не учитываются даже в размере 85 % стоимости таких товаров (работ, услуг) | П.п. 138.12.1 и п. 161.2 |
Сумма средств или стоимость имущества, добровольно перечисленная (переданная) организациям работодателей и их объединениям в виде вступительных, членских и целевых взносов | П.п. 138.12.3 |
Расходы на организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков, кроме благотворительных взносов и пожертвований неприбыльным организациям, и расходов, связанных с рекламой | П.п. 139.1.1 |
Суммы, перечисленные комитенту или принципалу, от продажи их товаров по договорам комиссии, агентским договорам и другим аналогичным договорам | П.п. 139.1.2 |
Суммы авансовой оплаты товаров, работ, услуг. Для предпринимателей это ограничение означает, что в расходы можно включать (т. е. записать в графу 5 Книги УДР) стоимость только тех товаров (работ, услуг), которые уже получены и оплачены. Ведь если товары (работы, услуги): | П.п. 139.1.3 |
1 Во избежание придирок от налоговиков по поводу неоприходования товара лучше все-таки при торговле за наличные записывать в графу 5 Книги учета доходов и расходов стоимость даже тех товаров, которые получены, но еще не оплачены поставщикам. Конечно, такие записи не соответствуют правилам заполнения Книги учета доходов и расходов, однако за данное нарушение предусмотрен небольшой штраф: 51 — 136 грн. (статья 1641 КоАП), а вот за неоприходование товара налоговики могут наложить штраф по ст. 20 Закона об РРО в двойном размере стоимости неоприходованного товара. Поэтому в настоящий момент приходится выбирать из двух зол меньшее. | |
Расходы на погашение основной суммы полученных ссуд, кредитов | П.п. 139.1.4 |
Расходы на приобретение, изготовление, строительство, реконструкцию, модернизацию и другое улучшение основных средств, а также на приобретение (изготовление) нематериальных активов, которые подлежат амортизации | П.п. 139.1.5 |
НДС, включенный в цену товара (работы, услуги), и налог на доходы физических лиц, удержанный с зарплаты работников или вознаграждения, выплачиваемого гражданам по договорам гражданско-правового характера. Если предприниматель не зарегистрирован плательщиком НДС, он может включать в расходы НДС, уплаченный в составе стоимости товаров (работ, услуг), приобретение которых разрешено относить на расходы | П.п. 139.1.6 |
Расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами бухучета и налогообложения | П.п. 139.1.9 |
Стоимость торговых патентов, которая учитывается в уменьшение налогового обязательства предпринимателя | П.п. 139.1.10 |
Суммы штрафов и/или неустойки или пени, которые подлежат уплате по решению сторон договора или по решению госорганов, суда | П.п. 139.1.11 |
Расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, который уплачивает единый налог (кроме стоимости работ и услуг в сфере информатизации, приобретенных у единоналожника). Обратите внимание: с 01.01.2011 г. по 01.04.2011 г. стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у единоналожников, можно было включать в расходы. Правда, налоговики настаивают на том, что для отражения расходов нужно было в течение I квартала 2011 года не только получить от единоналожника товары и оплатить их, но даже продать их (т. е. получить за них оплату от покупателей) | П.п. 139.1.12 |
Стоимость услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе, приобретенных у нерезидента | П.п. 139.1.13 |
Расходы, понесенные в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по инжинирингу | П.п. 139.1.14 |
Другие расходы хозяйственной деятельности, кроме операционных | П.п. 138.12.2, п. 177.4 |
Обратите внимание!
Законом № 3609 п. 167.1 НК дополнен абзацем следующего содержания:«При подаче налоговой декларации за налоговый (отчетный) год плательщиками налога, определенными в <...> статьях 177 <...>, ставка налога 17 процентов применяется к части
среднемесячного годового налогооблагаемого дохода, превышающего десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года. Размер среднемесячного годового налогооблагаемого дохода рассчитывается как сумма общих месячных налогооблагаемых доходов, указанных в абзаце первом этого пункта, деленная на количество календарных месяцев, в течение которых плательщиком налога были получены такие доходы в налоговом (отчетном) году, за который осуществляется декларирование».Таким образом, итоговый НДФЛ мы будем считать уже по новым правилам. Кстати, по всей видимости, такой подход хотя бы немного ослабит налоговую нагрузку.
А пока в течение года (т. е. до окончания отчетного налогового периода)
предприниматель уплачивает авансовые платежи по НДФЛ. Напомним, что теперь они ограничены минимальным пределом и не могут быть меньше чем 100 % годовой суммы налога с налогооблагаемого дохода за прошлый год (в сопоставимых условиях) (п.п. 177.5.1 НК). Кстати, устанавливать авансовый платеж в бо̀льшем размере можно, но не имеет смысла, ведь и ЕСВ (о нем поговорим дальше) в этом случае нужно будет уплачивать больше.Напомним, что авансовые платежи
уплачиваются в бюджет по 25 % годовой суммы ежеквартально (до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября). Причем предлог «до» означает, что последним днем уплаты фактически является 14 число соответствующего месяца. Кстати, если последний день уплаты НДФЛ совпадет с выходным или праздничным днем, платеж нужно будет осуществить заранее, до наступления выходных (праздничных) дней, поскольку перенос сроков уплаты НДФЛ НК не предусмотрен.Стоит отметить, что со вступлением в силу
Закона № 3609 у общесистемщиков появилась реальная возможность уменьшить свои авансовые платежи по НДФЛ в течение года.В частности,
п.п. 177.5.1 НК дополнен вторым абзацем, в соответствии с которым:«В случае уменьшения суммы полученного дохода за предыдущий календарный квартал текущего года более чем на 20 процентов по сравнению с расчетной ожидаемой суммой дохода на такой квартал плательщик налога имеет право уменьшить сумму авансового платежа, подлежащую уплате в следующий срок, установленный этим подпунктом, пропорционально уменьшению суммы указанного дохода. Для такого уменьшения суммы авансового платежа физическим лицом — предпринимателем до наступления срока уплаты такого авансового платежа в орган государственной налоговой службы подается заявление в произвольной форме, содержащее расчет уменьшения суммы авансового платежа и краткое пояснение обстоятельств, вызвавших уменьшение суммы полученного дохода».
Суть нововведения состоит в следующем. Если предприниматель установил авансовые платежи, основываясь на чистом доходе прошлого года (или первого квартала работы на общей системе налогообложения), а со временем обнаружил, что в каком-то квартале его чистый доход гораздо меньше того, от которого считались авансовые платежи (снизился более чем на 20 %), он вправе уменьшить сумму авансового платежа пропорционально уменьшению дохода. Разумеется, для этого нужно в установленные сроки подать соответствующее заявление.
Окончательная сумма обязательств по НДФЛ
(определяется как разность между суммой НДФЛ, рассчитанной по итогам декларации, и суммой, фактически уплаченной за год в виде авансовых платежей и, в отдельных случаях, сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности) должна быть уплачена предпринимателем в течение 10 календарных дней, следующих за окончанием предельных сроков подачи годовой декларации. Излишне уплаченные суммы налога подлежат зачислению в счет будущих платежей по этому налогу или возврату налогоплательщику.