01.07.2013

Питьевая вода для работников: бухгалтерский и налоговый учет

Статья

Питьевая вода для работников: бухгалтерский и налоговый учет

«Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь» — так охарактеризовал воду известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. В разгар солнцепалящего летнего сезона как нельзя лучше понимаешь точность этих слов. Благо, это осознают и некоторые работодатели, которые бесплатно обеспечивают своих работников питьевой водой. О том, как отразить такую благую деятельность в бухгалтерском и налоговом учете, мы и поговорим в сегодняшней статье.

Наталья Чернышова, экономист-аналитик

 

Обеспечение питьевой водой

 

Как гласит абз. 2 ст. 4 Закона № 4004, граждане имеют право, в частности, на безопасные для здоровья и жизни пищевые продукты, питьевую воду, условия труда, обучения, воспитания, быта, отдыха и окружающую природную среду. В частности, реализовать такое право могут и работодатели, бесплатно предоставляя своим работникам качественную питьевую воду. При этом согласно абз. 5 п. 2.1 разд. II ГСанПиН 2.2.4-171-10 вода питьевая, предназначенная для потребления человеком (питьевая вода), — это вода, состав которой по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим, паразитологическим и радиационным показателям соответствует требованиям государственных стандартов и санитарного законодательства (из водопровода — водопроводная, фасованная, из бюветов, пунктов разлива, шахтных колодцев и каптажей источников), предназначенная для обеспечения физиологических, санитарно-гигиенических, бытовых и хозяйственных нужд населения, а также для производства продукции.

В основном, когда речь идет об обеспечении питьевой водой большого количества людей, для этих целей устанавливается кулер — многофункциональный аппарат для нагрева и охлаждения воды. В таком случае для обеспечения сотрудников питьевой водой предприятием приобретается (покупается или берется в аренду) сам этот аппарат, т. е. кулер, и непосредственно питьевая вода, которой он заправляется.

Кроме того, законодательство устанавливает безоговорочный случай, когда предприятие обязано предоставлять своим работникам воду, правда, не простую питьевую, а газированную соленую. Однако круг таких лиц достаточно узкий. Так, в соответствии со ст. 167 КЗоТ собственник или уполномоченный им орган обязан бесплатно снабжать газированной соленой водой работников горячих цехов* и производственных участков. На это также указывает абз. 1 ст. 7 Закона об охране труда. Цеха и производственные участки, где организуется поставка газированной соленой воды, определяются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, по согласованию с собственником или уполномоченным им органом (абз. 2 ст. 167 КЗоТ).

* К горячим цехам относятся: доменные, мартеновские, прокатные цеха, отжигательные и другие цеха металлопромышленности, гуты стекольных заводов, горны фарфоро-фаянсовых и кирпичных заводов и т. п. (п. 2 постановления Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «О снабжении рабочих горячих цехов газированной подсоленной водой» от 11.06.34 г.).

 

Бухгалтерский учет

 

Учетные особенности отражения обеспечения работников питьевой водой начнем с рассмотрения бухгалтерского учета, поскольку с ним, в отличие от учета налогового, все более-менее однозначно.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете покупки кулера.

Кулеры ввиду их эксплуатации больше одного года являются необоротными активами, поэтому их приобретение будет учитываться в бухгалтерском учете в зависимости от их стоимости либо как основные средства (далее — ОС), либо как малоценные необоротные материальные активы (далее — МНМА). Напомним, что согласно п.п. 5.2 П(С)БУ 7 предприятия могут самостоятельно устанавливать стоимостные признаки предметов, входящих в состав МНМА, которые указываются в приказе об учетной политике предприятия. В связи с тем, что в налоговом учете такой стоимостный критерий прописан законодательно (п.п. 14.1.138 НК) и составляет 2500 грн., большинство предприятий в целях соответствия бухгалтерского учета налоговому, а соответственно для упрощения его ведения, предпочитают и в бухгалтерском учете принимать в качестве предельной суммы 2500 грн., что, тем не менее, должно быть обязательно отражено в приказе об учетной политике. Таким образом:

— если стоимость приобретенного кулера превышает установленный предприятием стоимостный критерий, то такой кулер в понимании бухгалтерского учета будет являться ОС;

— если стоимость приобретенного кулера меньше такого стоимостного критерия, то он будет являться не чем иным, как МНМА.

Рассмотрим каждый из этих вариантов.

 

Кулер — основное средство

Приобретение необоротных материальных активов отражается в учете как капитальные инвестиции по первоначальной стоимости (перечень расходов, из которых складывается первоначальная стоимость, приведен в п. 8 П(С)БУ 7). В случае, когда кулер является основным средством, его приходование отражается по дебету субсчета 152 «Приобретение (изготовление) основных средств». После введения кулера в эксплуатацию он из капитальных инвестиций переводится в состав основных средств (Дт 109 «Прочие основные средства» — Кт 152).

Кроме того, такое основное средство подлежит ежемесячной амортизации. В учете она отражается путем увеличения кредита субсчета 131 «Износ основных средств» и дебета соответствующего счета расходов. Полагаем, что на какой счет расходов относить сумму начисленной амортизации кулера, зависит от того, считает предприятие такие расходы связанными с хозяйственной деятельностью или же нехозяйственными (все сложности этого выбора описаны на с. 32-33). Если предприятие придерживается мнения, что обеспечение работников питьевой водой связано с его хозяйственной деятельностью, то расходы на амортизацию кулера по аналогии с налоговым учетом необходимо отражать в составе общепроизводственных расходов, т. е. на одноименном счете 91*. Если же оно считает такие расходы нехозяйственными, то их необходимо включать в состав прочих операционных расходов, т. е. отражать на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности»**.

* Предприятия, которые не ведут счет 91, полагаем, должны учитывать такие расходы на том же субсчете 949.

** В остальном учет операций, производимых с кулером, аналогичен учету операций с другими ОС (см. подробнее «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2012, № 2 (26) и № 4 (28)).

Кулер — малоценный необоротный материальный актив

Если стоимость приобретенного кулера не превышает указанного в приказе об учетной политике стоимостного признака, то, как мы уже сказали, в составе ОС ему не место, он будет являться не чем иным, как МНМА. Особой разницы учета такого актива по сравнению с ОС нет. Его приобретение также первоначально будет являться капитальными инвестициями, а после введения в эксплуатацию он будет переводиться в состав необоротных активов. Правда, все это будет отражаться на несколько иных счетах. Так, капитализация кулера будет проводиться путем увеличения дебета субсчета 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов», а перевод в состав прочих необоротных материальных активов производится благодаря следующей проводке: Дт 112 «Малоценные необоротные материальные активы» — Кт 153. Некоторая специфика свойственна начислению амортизации таких активов. Так, в отличие от основных средств, амортизация МНМА производится не ежемесячно на протяжении срока полезного использования актива, а начисляется:

— либо в первом месяце использования объекта в размере 50 % его амортизируемой стоимости, и остальные 50 % амортизируемой стоимости в месяце их изъятия из активов (списания с баланса) в результате несоответствия критериям признания активом,

— либо в первом месяце использования объекта 100 % его стоимости.

О том, какой из вариантов начисления амортизации выбран предприятием, указывается в приказе об учетной политике.

При этом учитывается сумма накопленного износа на субсчете 132 «Износ прочих необоротных материальных активов». Счета для учета расходов на амортизацию малоценных необоротных материальных активов такие же, как и для ОС.

Кроме того, кулер может быть приобретен в оперативную аренду.

 

Оперативная аренда кулера

В случае, когда кулер был взят в оперативную аренду, он учитывается предприятием на забалансовом счете 01 «Арендованные необоротные активы» по стоимости, указанной в договоре. Основанием для зачисления объекта аренды на забалансовый счет 01 является акт приемки-передачи объекта ОС, составленный по форме № ОЗ-1 либо в произвольной форме с соблюдением требований, предъявляемых к первичным документам (ст. 9 Закона о бухучете), подписанный обеими сторонами договора аренды.

Напомним, что на объекты, находящиеся в оперативной аренде, начислять амортизацию не нужно.

Что касается арендной платы, то она признается расходами операционной деятельности и отражается на тех же счетах расходов, что и амортизация при приобретении кулера, т. е. либо на счете 91, либо на субсчете 949 (см. с. 31).

 

Питьевая вода

Сама же питьевая вода для предприятия будет являться для него запасами. Ее приобретение необходимо отражать путем увеличения дебета субсчета 209 «Прочие материалы» на сумму ее первоначальной стоимости. Расходы на приобретение питьевой воды, как и в ситуации с кулером, будут отражаться в учете в зависимости от связи обеспечения работников такой водой с хозяйственной деятельностью предприятия либо на счете 91, либо на субсчете 949.

 

Бутыли — возвратная залоговая тара

Поставка питьевой воды для кулера производится в бутылях ПЭТ емкостью 19 л. Такая тара при поставке является возвратной. При первичном заказе воды предприятие-покупатель отдельно оплачивает залоговую стоимость этих бутылей. После расторжения договора на поставку питьевой воды пригодные для дальнейшей эксплуатации бутыли возвращаются поставщику такой воды.

В бухгалтерском учете полученная возвратная тара учитывается на забалансовом субсчете 023 «Материальные ценности на ответственном хранении». По дебету субсчета 023 отражается ее поступление, а по кредиту — возврат поставщику после расторжения договора. Оплата залоговой стоимости бутылей отражается в учете следующей проводкой: Дт 377 — Кт 311. После возврата бутылей поставщику получение от него их залоговой стоимости отражается обратной проводкой: Дт 311 — Кт 377. Кроме того, предприятие, уплатившее средства в качестве залога, учитывает эту сумму на забалансовом счете 05 «Гарантии и обеспечения предоставленные», по дебету которого отражается предоставление такого залога поставщику, а по кредиту — его возврат.

 

Налоговый учет

 

Налог на прибыль

Быть или не быть расходам на обеспечение работников питьевой водой в составе налоговых расходов — вопрос неоднозначный. Так, расходы на охрану труда*, каковыми в принципе можно считать расходы на обеспечение питьевой водой работников, включаются в состав «налоговых» расходов на основании п.п. «є» п.п. 138.8.5 НК. Однако Перечень № 994, в котором приведены мероприятия и средства по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы, относит к «налоговым» расходам лишь расходы на предоставление работникам газированной соленой воды. Напомним, что такой водой обеспечиваются только работники горячих цехов и производственных участков. Исходя из этого, расходы на обеспечение работников (в том числе и занятых на работах в горячих цехах и на производственных участках) простой питьевой водой на основании п.п. «є» п.п. 138.8.5 НК включаться в состав «налоговых» не могут. Это подтверждает и налоговая (см. разъяснение в ЕБНЗ в подкатегории 102.07.09):

 

«<…>

Не включаются в расходы и считаются финансированием личных нужд физических лиц расходы плательщика налога на обеспечение:

работников санитарно-гигиеническими средствами, если указанные средства не предусмотрены соответствующими отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты;

питанием работников, занятых на работах, которые не подпадают под категорию вредных условий труда;

питанием работников, подпадающих под категорию вредных условий труда, обедами и напитками иными, нежели специальное питание, молоко, газированная соленая вода или равноценные пищевые продукты».

 

* Охрана труда — это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности (абз. 1 ст. 1 Закона об охране труда).

 

Как видим, налоговики в своей консультации говорят о том, что такие расходы считаются финансированием личных нужд физических лиц. В свою очередь, финансирование личных потребностей физических лиц не связано с ведением хозяйственной деятельности, а следовательно, такие расходы не включаются в состав «налоговых» расходов предприятия (п.п. 139.1.1 НК). О том, что обеспечение работников питьевой водой не связано с хозяйственной деятельностью предприятия, налоговики говорили и ранее, еще в докодексные времена (см. письмо ГНАУ от 28.10.2008 г. № 484/4/17-0713). Кроме того, о том, что расходы на обеспечение питьевой водой не являются расходами на охрану труда, в свое время отмечал и Госгорпромнадзор (см. письмо от 26.07.2010 г. № 1/02-11.2-9/3.1/5128), аргументируя свою позицию тем, что питьевая вода для человека — это в первую очередь ежедневная физиологическая потребность человека в питьевой воде, поскольку в организме человека без воды не происходит ни один биохимический, физиологический и физико-химический процесс, а мероприятия и средства по охране труда имеют более узкую направленность, поскольку направлены на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека именно в процессе трудовой деятельности (заметим, что к такому выводу пришел и ВАСУ в постановлении от 20.10.2011 г. по делу № К-33690/09, а также Одесский окружной административный суд в постановлении от 13.11.2012 г. по делу № 1570/291/2012*).

* Одесский апелляционный административный суд в этой части оставил постановление суда без изменений.

Однако, несмотря на все вышеприведенные факты, о безоговорочном неотнесении расходов на обеспечение работников питьевой водой в состав «налоговых» расходов говорить рано. В качестве защитного аргумента можно использовать ссылку на ст. 22 Закона № 4004, согласно которой в процессе эксплуатации производственных, бытовых и других помещений, сооружений, оборудования, приспособлений, транспортных средств, использования технологий их собственник обязан создать безопасные и здоровые условия труда и отдыха, соответствующие требованиям санитарных норм, осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний, отравлений, травм, загрязнения окружающей среды. Полагаем, что обеспечение питьевой водой может расцениваться как мера, направленная на создание для работников здоровых условий труда, т. е. условий, в которых работник может без вреда для здоровья осуществлять трудовую деятельность в рамках хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, расходы на проведение таких мер не могут считаться финансированием личных потребностей физических лиц, на чем так настаивают налоговики. С этим соглашается Житомирский окружной административный суд, что следует из его постановления от 19.09.2012 г. по делу № 0670/479/11. Кроме того, обязанность по созданию для работников безопасных и здоровых условий труда возлагает на собственника предприятия и ст. 153 КЗоТ, а ст. 158 КЗоТ обязывает работодателя облегчить и оздоровить условия труда работников.

Из всего приведенного выше осмеливаемся сделать вывод, что обеспечение работников безопасной питьевой водой является непосредственной обязанностью предприятия в рамках его хозяйственной деятельности в целях создания безопасных и здоровых условий труда, а также улучшения санитарно-бытовых условий работы.

Справедливо отметить, что налогоплательщикам, решившимся на отражение расходов на обеспечение работников питьевой водой в составе «налоговых» расходов, наверняка придется отстаивать свою позицию в суде, поскольку подобные аргументы вряд ли способны убедить налоговиков в правомерности таких действий.

В Декларации по налогу на прибыль расходы на обеспечение работников питьевой водой как общепроизводственные расходы в составе производственной себестоимости необходимо отражать в строке 05.1 «Собівартість придбаних (виготовлених) та реалізованих товарів (робіт, послуг)».

Заметим, что при передаче возвратной тары как от продавца покупателю, так и от покупателя продавцу никаких налоговых последствий у покупателя (как, впрочем, и у продавца) не возникает, так как не происходит перехода права собственности.

Альтернативным вариантом обеспечения работников питьевой водой является приобретение воды, а также приобретение (аренда) кулера за счет средств профсоюзной организации. При этом в случае недостаточности таких средств предприятие может добровольно перечислить (передать) недостающую сумму такой профсоюзной организации в качестве добровольных пожертвований неприбыльной организации**. Согласно п.п. «а» п.п. 138.10.6 НК такие суммы будут являться прочими расходами обычной деятельности. При этом имейте в виду, что включаться в состав «налоговых» расходов могут суммы, не превышающие 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Такие суммы необходимо отражать в строке 06.4 «Інші витрати звичайної діяльності та інші операційні витрати» Декларации по налогу на прибыль и строке 06.4.1 «Суми коштів або вартість товарів, виконаних робіт, наданих послуг, добровільно перераховані (передані) протягом звітного року до Державного бюджету Украї-ни або бюджетів місцевого самоврядування, до неприбуткових організацій у розмірі, що не перевищує 4 відсотки оподатковуваного прибутку попереднього звітного року» приложения IВ к ней.

** Профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, созданные в порядке, определенном законом, являются неприбыльными организациями согласно абз. «є» п. 157.1 НК.

 

НДС

Что касается отражения налогового кредита по операциям по приобретению кулера и непосредственно питьевой воды для работников, то по аналогии с отражением «налоговых» расходов все зависит от связи такого приобретения с хозяйственной деятельностью предприятия. Напомним, что согласно п. 198.3 НК право на налоговый кредит возникает только в том случае, когда товары и основные средства приобретаются для использования в налогооблагаемых операциях в хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, и здесь необходимо доказывать связь мероприятий по обеспечению работников предприятия питьевой водой с хозяйственной деятельностью работодателя. Какие использовать для этого аргументы, мы говорили, рассматривая налог на прибыль на с. 33. При этом важным условием включения НДС в состав налогового кредита является наличие надлежащим образом оформленной налоговой накладной (пп. 198.6, 201.10 НК).

Заметим, что и в этом вопросе имеются положительные заключения суда. В частности, это определение ВАСУ от 02.08.2011 г. по делу № К-10432/08, согласно которому аргументом в пользу правомерности признания налогового кредита по операции по приобретению кулера является факт закрепления в коллективном договоре предприятия обязанности такого предприятия создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте безопасныеусловия труда, гигиены труда и производственной среды, соблюдения прав работников, гарантированных действующим законодательством об охране труда, а также наличие протокола общего собрания, на котором было принято решение о приобретении кулера и обеспечении работников питьевой водой. Следовательно, делаем вывод: закрепленная в коллективном договоре обязанность предприятия по предоставлению работникам питьевой воды дает шанс как на признание расходов в налоговом учете, так и на признание права на налоговый кредит по НДС, хотя не исключено, что такое право придется отстаивать в суде. Говорим «дает шанс», потому что выводы суда не всегда являются положительными для налогоплательщиков. Таковыми, например, являются уже упомянутые нами постановление ВАСУ от 20.10.2011 г. по делу № К-33690/09 и постановление Одесского окружного административного суда от 13.11.2012 г. по делу № 1570/291/2012. Но имейте в виду: для положительного решения суда важно должным образом обосновать связь обеспечения питьевой водой работников с хозяйственной деятельностью предприятия. Для этого, в частности, не лишним было бы оформление соответствующего приказа по предприятию об использовании питьевой воды в хозяйственной деятельности.

Хотя даже при отсутствии документально оформленного обязательства работодателя предоставлять работникам бесплатно питьевую воду (коллективного договора, протокола общего собрания, приказа об использовании питьевой воды в хоздеятельности) суд может принять сторону налогоплательщика. Об этом свидетельствует положительное постановление Житомирского окружного административного суда от 19.09.2012 г. по делу № 0670/479/11. В данном постановлении суд ссылается на уже упомянутую нами ст. 22 Закона № 4004, из которой делает вывод, что работодатель обязан создавать надлежащие, здоровые условия труда, направленные на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности. А поскольку приобретенная фасованная вода использовалась для нужд работников предприятия с целью создания и обеспечения надлежащих, качественных, физиологических, санитарно-гигиенических, бытовых условий труда в ходе его деятельности, то отнесение в состав налогового кредита НДС со стоимости приобретения такой воды является правомерным.

Пару слов скажем об обложении НДС операций с возвратной тарой. Так, согласно п. 189.2 НК стоимость тары, согласно условиям договора (контракта) определенной как возвратная (залоговая), в базу налогообложения не включается. Однако если в срок более 12 календарных месяцев с момента поступления возвратной тары она не возвращается отправителю, стоимость такой тары включается в базу налогообложения получателя. При этом в соответствии с п. 188.1 НК база налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 НК.

НДФЛ и ЕСВ

Обеспечение работников бесплатной питьевой водой в целях обложения НДФЛ может расцениваться как доход в виде дополнительного блага (п.п. 164.2.17 НК). Однако обложить НДФЛ стоимость такой воды получится только в том случае, когда такой доход можно персонифицировать. Если же, как в случае с обеспечением водой при помощи кулера, питьевая вода предназначена для потребления любым работником и указанный доход в виде дополнительного блага не может быть персонифицирован, то стоимость такой воды не может рассматриваться как объект обложения НДФЛ. Это, в частности, следует из ответа начальника Управления администрирования НДФЛ Сергея Наумова, опубликованного в журнале «Вестник налоговой службы Украины», № 35 (655), 2011, с. 18, а также разъяснения, приведенного в подкатегории 103.02 ЕБНЗ. Таким образом, полученная работником вода из кулера не облагается НДФЛ.

Что касается ЕСВ, то ввиду отсутствия возможности персонифицировать доходы в виде бесплатного получения питьевой воды из кулера начислять ЕСВ на стоимость такой воды, а также удерживать ЕСВ из нее не нужно.

 

Пример

Предприятие «Орхидея» во II квартале 2013 года в целях обеспечения своих работников питьевой водой приобрело кулер стоимостью 2190 грн. (в том числе НДС — 365 грн.). В этом же квартале предприятие приобрело питьевую воду на сумму 540 грн. (в том числе НДС — 90 грн.). Согласно заключенному между предприятием и поставщиком воды договору при первичном заказе воды предприятие оплатило залоговую стоимость возвратного бутыля в размере 55 грн.

 

Покажем, как данные операции отразятся в бухгалтерском и налоговом учете. При этом будем считать, что предприятие связывает обеспечение работников питьевой водой со своей хозяйственной деятельностью.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

сумма, грн.

расходы, грн.

строка в Декларации по налогу на прибыль

1

2

3

4

5

6

7

1

Осуществлена предоплата за приобретенный кулер

371

311

2190,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС*

641

644

365,00

3

Оприходован кулер

153**

631

1825,00

4

Списан ранее начисленный налоговый кредит по НДС

644

631

365,00

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

2190,00

6

Кулер введен в эксплуатацию

112

153

1825,00

7

Начислена амортизация на кулер (100 % его стоимости)

91

132

1825,00

1825,00***

05.1

8

Отражена стоимость полученного возвратного бутыля

023

55

9

Перечислены средства поставщику в качестве залога за бутыль

377

311

55

10

Отражена предоставленная гарантия на забалансовом счете

05

55

11

Приобретена питьевая вода

209

631

450,00

12

Отражен налоговый кредит по НДС*

641

631

90,00

13

Оплачена стоимость приобретенной воды

631

311

540,00

14

Осуществлена заправка кулера питьевой водой

91

209

450,00

450,00***

05.1

* Право на отражение налогового кредита, как мы уже говорили, возможно, придется отстаивать перед налоговиками, а в последующем, вероятно, в суде (см. с. 34).

** Согласно приказу об учетной политике предприятия стоимостный признак предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов, аналогично налоговому учету составляет 2500 грн.

*** Если бы предприятие не связывало обеспечение работников питьевой водой со своей хозяйственной деятельностью, расходы в налоговом учете не признавались бы. Напомним, что и налоговая против отражения таких расходов в налоговом учете (см. на с. 32).

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

НК Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КЗоТ Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-ХII.

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-ХII.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.

Перечень № 994 — Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы, утвержденный постановлением КМУ от 27.06.2003 г. № 994.

ГСанПиН 2.2.4-171-10 Государственные санитарные нормы и правила «Гигиенические требования к воде питьевой, предназначенной для потребления человеком» (ГСанПиН 2.2.4-171-10), утвержденные приказом МОЗ от 12.05.2010 г. № 400.

П(С)БУ 7 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.

ВАСУ — Высший административный суд Украины.

ГНАУ — Государственная налоговая администрация Украины.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний (minrd.gov.ua/ebpz).

ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

НДС — налог на добавленную стоимость.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ОС — основные средства.