04.11.2013

Ничтожные сделки: рецепты предотвращения

Статья

Ничтожные сделки: рецепты предотвращения

О таком понятии, как ничтожные сделки, не слышал разве что ленивый. Украинские плательщики налогов, осуществляющие хозяйственную деятельность и стремящиеся развивать свое дело и, собственно, государственную экономику, уже давно знают, что термин «ничтожная сделка» равнозначен упреку «не с тем сработал». О том, как это предотвратить, читайте далее.

Денис Осмоловский, консультант, адвокат, директор ООО «Финансово-правовые исследования»

 

Беда отечественного плательщика в том, что решение по контрагентам «правильный» или «неправильный» — принимается отдельными лицами где-то там, «наверху», а отголоски такого решения практически реализуются местными ГНИ через известную систему — «Систему автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита по НДС в разрезе контрагентов на уровне ГНC Украины».

Не будем утомлять наших уважаемых плательщиков налогов сухой юридической терминологией о том, что на самом деле представляет собой ничтожная сделка. Особо любознательному читателю, разумеется, советуем заглянуть в ст. 215 ГК «Недействительность сделки», где указано, что недействительной является сделка, если ее недействительность установлена законом (ничтожная сделка). В этом случае признание такой сделки недействительной судом не требуется. Точка. Если вы желаете разобраться, как нормативно урегулирован этот термин, больше вам ничего искать не нужно.

Проще говоря, если, например, законодательно установлена для отдельных сделок только нотариальная форма удостоверения, совершение такой сделки иным способом порождает последствия ничтожности, вот и все. Так, по-видимому, и рассуждал законодатель, принимая эту норму. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги: в нашем родном государстве существует две правовые системы, которые порой существенно отличаются одна от другой — это правотворческая и правоприменительная.

К несчастью рядового украинца, законодатель по большей части не интересуется подоплекой правоприменения, а правоприменение подгоняется под конкретные задачи «государственного» управления. Так и в данном случае «ничтожная сделка» в понимании Министерства доходов и сборов имеет иную, видоизмененную форму, которая фактически несет угрозу для плательщиков налогов. Именно о характерных чертах такой угрозы пойдет речь в данной статье.

В этом материале мы также предложим свой алгоритм, трансформированный под современную систему правоприменения, апробированный неоднократно и эффективно помогающий заранее уберечься от негативных последствий «ничтожной сделки».

Правоприменение при налоговом контроле выборочно и «гнется» «под необходимость», а потому ни один плательщик в государстве не застрахован от последствий «ничтожной сделки», следовательно каждому плательщику полезно самому позаботиться о своей защите в будущем.

 

Стадия подготовительная

 

Начинать нужно именно с нее.

Например, вы только готовитесь работать с новым контрагентом, каковы ваши первоочередные действия и какие сведения об этом плательщике вы имеете право собрать?

Во-первых , запросите непосредственно у контрагента (его представителя) копии регистрационных документов: извлечение из ЕГР, справку статистики, свидетельство о регистрации плательщиком НДС. Сверьте виды деятельности контрагента из справки статистики с тем видом деятельности, по которому получаете от партнера товары (работы/услуги). Сделайте сканированные копии всех полученных документов, создайте отдельные электронные папки для каждого контр-агента и храните там все. Поверьте, при возможном судебном обжаловании действий ГНИ вам это понадобится.

Во-вторых , лично проверьте информацию о плательщике непосредственно на сайте Министерства доходов и сборов Украины — нет ли негативной информации о вашем потенциальном партнере (minrd.gov.ua/businesspartner), проверьте адрес его регистрации — нет ли ее в перечне адресов массовой регистрации (minrd.gov.ua/mr), проверьте по базе аннулированных свидетельств плательщиков НДС (minrd.gov.ua/anulir). При каж-дой проверке делайте sсreenshot веб-страницы с информацией, попросту говоря, скопируйте в графический редактор страницу и распечатайте документ, файлы сохраните. Ведь на сегодняшний день это единственный ресурс, где вы можете проверить добросовестность плательщика. Если на момент осуществления операций негативной информации о нем не выявлено, он считается добросовестным. Для судей это важное доказательство.

В-третьих , если лично не встречаетесь с директором предприятия контрагента, а такое тоже бывает, узнайте даже просто для себя дату его рождения. Для этого разделите первые пять цифр идентификационного номера проверяемого лица на 365 и получите год его рождения. Особо молодые таланты коммерции интересуют налоговиков в первую очередь. Это на тот случай, если вы сами лично желаете просчитать ваши риски. Но можете также задать этот вопрос топ-менеджеру контр-агента, с которым общаетесь.

В-четвертых , проверьте информацию о плательщике — юридическом лице в Едином реестре судебных решений (reyestr.court.gov.ua), там же проверьте информацию о директоре. Для этого просто введите в поле «поиск по контексту» по очереди — название предприятия и нажмите «поиск», а затем Ф. И. О. директора и нажмите «поиск». Если реестр вам выдаст информацию, в каких судебных процессах проходил этот плательщик или его директор, как можно внимательнее прочтите судебные решения или определения. По большей части Ф. И. О. в реестре заменяются на: «ОСОБА_N», но информация в реестр вносится людьми, а потому бывают случаи, что информацию удаляют не полностью. В реестр не попадает информация о физических лицах, а если предприятие- контрагент уже фигурирует в судебных делах, информация с указанием его названия будет отмечена в судебных решениях. Такая информация является очень важной. Если вы начали сотрудничать с предприятием, уже фигурирующим в судебных решениях, вы можете на основании полученной информации принять решение, работать ли с ним в дальнейшем.

В-пятых , если контрагент осуществляет предоставление лицензионных услуг, обязательно сделайте копию лицензии.

В-шестых , вашего потенциального контрагента может представлять топ-менеджер. Последний заинтересован в совместном сотрудничестве, а потому настойчиво будет вас заверять, что представляемую им организацию уже многократно проверяли и никаких рисков в ее деятельности нет, а условия сотрудничества с ними являются наиболее выгодными по сравнению с организациями-конкурентами. В данном случае советуем все же приглядеться и попробовать одновременно поработать с разными организациями, ведь здоровая конкуренция — это залог развития и создания более выгодных условий для вас, а главное — минимизация ваших рисков в случае, если деятельность вашего партнера станет рискованной.

 

Стадия сотрудничества

 

Эта стадия наступает, когда вы начали работать с контрагентом.

Во-первых , первичные документы хотя бы иногда направляйте по почте по налоговому адресу предприятия-контрагента. Даже если топ-менеджеры настаивают передавать их при встрече. Полученные конверты храните. Обмен документами по почте является подтверждением того, что контрагент связан со своим налоговым адресом, а это — важное доказательство для суда.

Во-вторых , важнейшее на этой стадии — не спешите с подготовкой документов, взвешенно их готовьте, уделяйте внимание даже мелочам. Начнем с главного: договор — это ваши намерения, а намерения, прежде всего, должны быть реальными. А потому, даже если вы «скачали» договор из открытого источника в Интернете, не ленитесь, прочитайте его, внесите свои правки в соответствии с особенностями вашей деятельности, проверьте орфографические ошибки. Особая проверка требуется, если текст договора переводите интернет-переводчиком. Некоторые договоры вызывают у судей улыбку, ведь русское словосочетание «брак товаров» на украинский язык может быть переведено как «шлюб товарів».

Далее, особые документы — налоговые накладные. Запомните: название предприятия и его реквизиты, указанные с ошибками, являются основанием считать налоговую накладную недействительной. Внимательно проверяйте все реквизиты. Потому что, даже если используете свой шаблон, вставили название одного контрагента, а оставили ИНН другого — и уже готова зацепка для «ничтожности».

 

Внимание! Дефектность формы документа, сопровождающего сделку, является фундаментом для «ничтожности» и соответственно уменьшает ваши шансы при судебном обжаловании, если таковое состоится.

 

Дальше больше — никогда не руководствуйтесь фразой типа: «Да кому нужно это проверять?». Поверьте, на десять проверяющих найдется один «маньяк» своего дела с инстинктом охотника, и по закону подлости именно он вас и проверит. Поэтому не дорисовывайте в ваши сделки нереальные события или нереальных участников (адреса, автотранспорт и т. п.), все это очень легко проверить.

Небольшой совет для бухгалтеров: директор — это двигатель, который движет бизнес-проект вперед, иногда ему просто некогда задуматься о содержании составленных документов, ему важно действие — здесь и теперь. А потому, чтобы энергичный директор не споткнулся, просто внимательно прочтите несколько раз документы, все несоответствия в документе сами обнаружат себя. Документ любит внимание к себе!

В-третьих , в период сотрудничества периодически, приблизительно один раз в квартал, проверяйте своего контрагента на предмет выявления расхождений. В данном случае вам поможет сервис Миндоходов. Начиная с 01.08.2011 г. в централизованной системе приема электронной отчетности «Інформаційний портал органів ДПС України» реализован I этап автоматизированного формирования электронных сообщений плательщикам налогов — юридическим лицам, с которыми заключены договоры о признании электронных документов, а именно — о выявленных расхождениях между налоговым обязательством/налоговым кредитом плательщиков и их контрагентов. Детали на сайте: minrd.gov.ua/elektronna-zvitnist/platnikam-podatkiv-pro-ele/povidomlennya-platnikam-pod/58694.html

 

Неожиданный постфактум

 

Это следующая стадия.

Допустим, с предприятием-контрагентом вы уже не работаете, и вот поступил запрос от родной ГНИ о предоставлении пояснений и их документальном подтверждении. Не паникуйте, ведь вы уже подготовлены, спокойно готовьте копии документов. Не забывайте: если запрос ГНИ подготовлен с нарушением требований Налогового кодекса, плательщик налогов освобождается от ответственности за неподачу документов, но злоупотреблять этим не советуем. Если в «Системе автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита по НДС в разрезе контрагентов на уровне ГНА Украины» определен сомнительный статус плательщика контрагента, «акт ничтожности» у вас будет рано или поздно. А вот неподача документов по запросу ГНИ судом воспринимается негативно. Рассуждают судьи здесь просто — значит, плательщику налогов есть что скрывать.

Далее, например, когда вы предоставили документы на запрос, применить к вам нормы ст. 78 НК у ГНИ уже нет возможности, а потому вы можете ожидать внеплановую невыездную проверку. По этому поводу хотим сообщить, что для такого типа проверок в Кодексе не определены сроки их проведения вообще, но без срока проверок не бывает, потому мы запросили и получили разъяснение ГНС Украины по этому поводу (с ним можно ознакомиться на сайте nashepravo.com.ua), из которого следует, что к такому типу проверок применяются сроки, предусмотренные для внеплановых выездных проверок.

Допустим, вы получили по результатам проверки «акт ничтожности», не расстраивайтесь и не пугайтесь, если это у вас впервые. Все государство по уши в ничтожности, и не составлять такие акты ГНИ в районах не могут. А потому-то для своей защиты и обязательной победы вам понадобятся советы, приведенные в этой статье. Если вы внимательно сопровождаете каждую сделку и каждого контрагента, риск «ничтожности» для вас ничтожен.

В нашем государстве каждый, кто развивает свое собственное дело, рано или поздно может столкнуться с последствиями «ничтожной» сделки. Как уже указывалось, отсутствие взаимосвязи между правотворчеством и правоприменением совершенно нивелирует любые четкие правила, а потому ГНИ на местах составляют акты проверок «на автомате» без важной доказательной базы, лишь механически переносят текст о вроде бы наличии признаков ничтожности сделки.

Эти факторы существенно влияют на судебное рассмотрение дел, связанных с обжалованием выводов ничтожности, с преимуществом для плательщика налогов, и именно поэтому через всю статью почти в каждом абзаце читателю приводилась перспектива судебного обжалования.

Не бойтесь судебного процесса, заплатить по акту вы всегда успеете, не пугайтесь угроз ГНИ, потому что угрозы эти только от бессилия. Поверьте в себя и воспользуйтесь шансом обжалования. Знайте, что массовое обжалование порождает механизм очищения и ваше личное противодействие незаконным проявлениям будет также новым кирпичом, который закрепит фундамент экономического развития.

До определенного момента автор статьи также был большим скептиком по поводу перспектив обжалования действий налоговой службы по «ничтожным» сделкам, пока не столкнулся с действительно адекватными судьями административного суда (они на самом деле существуют!). И после рассмотрения значительного количества дел, которые разрешились в пользу плательщика налогов, могу утверждать: перспективы обжалования и победы действительно есть, главное зависит от самого плательщика, от тех действий, которые им осуществляются еще на этапе выбора потенциального партнера и тем более при оформлении сделки.

Вообще-то предоставленные в статье советы, конечно, являются субъективным алгоритмом наших специалистов, но это не виртуальный, а практический, апробированный порядок действий, который действительно имеет преимущества и реальные возможности преодолеть вирус «ничтожности».

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НК  — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.