07.04.2014
Очередные усовершенствования П(С)БУ и Плана счетов
Приказом Министерства финансов Украины от 08.02.2014 г. № 48 внесены изменения в ряд П(С)БУ, План счетов, Упрощенный План счетов и Инструкцию № 291. Какие новшества привнес новый приказ, обсудим в статье.
Сразу успокоим читателей, что каких-либо глобальных изменений приказ № 48 не содержит. Больше всего коррективам подверглось П(С)БУ 25. В остальном же изменения носят, скорее, уточняющий либо технический характер.
Приказ № 48 вступил в силу с 18.03.2014 г. — с момента его официального опубликования в бюллетене «Офіційний вісник України».
Татьяна Светличная, налоговый эксперт
Изменения в П(С)БУ
П(С)БУ 25. Наиболее существенные изменения коснулись именно этого П(С)БУ.
Во-первых, расширился круг тех предприятий, которые имеют право подавать Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (формы № 1-мс и № 2-мс). Такое право отныне получили все субъекты микропредпринимательства (а не только «нулевики» и юрлица-единоналожники группы 4, отвечающие критериям субъекта малого предпринимательства).
Подавать упрощенную финансовую отчетность могут все субъекты микропредпринимательства.
В связи с этим целесообразно напомнить, кто является субъектом микропредпринимательства. Среди юрлиц ими являются (ч. 3 ст. 55 ХК):
«субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины».
Во-вторых, изложены в новой редакции и сами формы:
— Финансового отчета субъекта малого предпринимательства (форма № 1-м, форма № 2-м);
— Упрощенного финансового отчета субъекта малого предпринимательства (форма № 1-мс, форма № 2-мс).
В них изменена кодировка строк (теперь они стали четырехзначными, как в «общих» формах финотчетности) и переформатированы некоторые строки.
В шапке форм отчетов указано, что показатели в них заполняются в тыс. грн. с одним десятичным знаком.
П(С)БУ 7. В этом П(С)БУ подкорректировали определение «справедливая стоимость». Теперь оно соответствует тому, которое приведено в П(С)БУ 19:
«Справедливая стоимость — сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательство при обычных условиях на определенную дату».
П(С)БУ 11. Благодаря прошлогоднему приказу Минфина № 627 в П(С)БУ 11 появилась норма, регулирующая порядок расчета резерва отпусков. Она, напомним, дословно перекочевала из Инструкции № 291 (характеристика к субсчету 471). Нынешним приказом Минфин закрепил в П(С)БУ 11 еще одно уточнение: резерв отпусков рассчитывается «с учетом соответствующей суммы отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование».
При этом отметим, что Инструкция № 291 еще с 2011 года предусматривала это положение. Поэтому в расчете резерва отпусков все осталось прежним.
П(С)БУ 31. Появилась норма, позволяющая проводить уценку квалификационного актива. Так, в обновленном п. 15 П(С)БУ 31 сказано, что квалификационный актив может быть уценен, если его себестоимость превышает сумму ожидаемого возмещения такого актива в части незавершенных капитальных инвестиций или чистой стоимости реализации в части запасов.
Изменения в Инструкции № 291 и Плане счетов
Учет сценично-постановочных предметов. Отражать стоимость таких предметов теперь следует на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы». Ранее по требованиям Инструкции № 291 они учитывались на субсчете 117 «Прочие необоротные материальные активы».
Что это меняет? Благодаря таким изменениям у предприятия появляется возможность начислять амортизацию по таким предметам:
— в размере 100 % стоимости сразу в первом месяце использования
либо
— в размере 50 % стоимости в первом месяце использования и остальные 50 % стоимости в месяце выбытия актива (списания с баланса).
Отметим, что в налоговом учете сценично-постановочные предметы стоимостью до 5 тыс. грн. театрально-зрелищными предприятиями не амортизируется, а полностью включается в состав расходов отчетного периода (п. 144.2 НК). Поэтому такие изменения позволяют нивелировать расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом сценично-постановочных предметов.
Проценты по депозитам. Теперь в Инструкции № 291 закреплено, на каких счетах бухгалтерского учета следует учитывать проценты, полученные от размещения депозитных вкладов. Так:
1) проценты, полученные от размещения денежных средств на депозитном счете по договору банковского счета до востребования, учитываются на субсчете 719 «Прочие доходы от операционной деятельности», т. е. в составе доходов от операционной деятельности. Логика такова. Депозиты до востребования являются составной частью денежных средств. Это прямо предусмотрено п. 3 разд. I НП(С)БУ 1:
«денежные средства (деньги) — наличные, средства на счетах в банках и депозиты до востребования».
Такие денежные средства могут быть сняты в любой момент времени, поэтому в качестве элемента финансовой деятельности, такой депозит рассматриваться не может;
2) проценты по срочным депозитным вкладам (независимо от срока) согласно обновленной Инструкции № 291 должны учитываться на субсчете 733 «Прочие доходы от финансовых операций», т. е. в составе доходов от финансовой деятельности (ранее на практике многие бухгалтеры для учета процентов по депозитным вкладам, которые признавались как финансовые инвестиции, использовали субсчет 732 « Проценты полученные»). Правда, отметим, что в международной практике краткосрочные депозиты (сроком до 3-х месяцев) признаются эквивалентом денежных средств, т. е. правильнее было бы их учитывать в составе прочих доходов от операционной деятельности, т. е. на субсчете 719.
«Наличность» вместо «Касса». Счет 30 теперь называется «Наличность» (ранее — «Касса»). Соответственно, изменились и названия субсчетов к счету 30. Так, субсчет 301 теперь называется «Наличность в национальной валюте», а субсчет 302 — «Наличность в иностранной валюте».
В Инструкции № 291 везде, где в корреспонденции счетов встречается счет 30, его название заменено на «Наличность».
В Плане счетов, а также Упрощенном Плане счетов название счета «Касса» также поменяли на «Наличность».
Отражение изменений стоимости финансовых инструментов, которые оцениваются по справедливой стоимости. В Инструкции № 291 теперь закреплено, на каких счетах бухгалтерского учета нужно учитывать изменения балансовой стоимости финансовых инструментов, которые оцениваются по справедливой стоимости. Так:
1) предприятия, основной деятельностью которых является торговля ценными бумагами, доходы от изменения балансовой стоимости финансовых инструментов, оцениваемых по справедливой стоимости, учитывают на субсчете 710 «Доход от первоначального признания и от изменения стоимости активов, которые учитываются по справедливой стоимости», а расходы — на субсчете 940 «Расходы от первоначального признания и от изменения стоимости активов, которые учитываются по справедливой стоимости»;
2) остальные предприятия доходы от изменения балансовой стоимости финансовых инструментов, оцениваемых по сраведливой стоимости, учитывают на субсчете 740 «Доход от изменения стоимости финансовых инструментов», а расходы — на субсчете 970 «Расходы от изменения стоимости финансовых инструментов».
Термин «акцизный сбор» заменили на термин «акцизный налог». Со вступлением в силу НК на смену акцизного сбора пришел акцизный налог. Тем не менее в Инструкции № 291 до сих пор фигурировал термин акцизный сбор. Приказом № 48 этот недочет исправлен.
Изменения в формах финансовой отчетности
Здесь изменения носят технический характер:
1. В Отчете о собственном капитале (форма № 4) и Консолидированном отчете о собственном капитале (форма № 4-к) переименовали графу 3. Теперь она называется «Зареєстрований (пайовий) капітал» (ранее — «Зареєстрований капітал»). Связано это с тем, что на счете 40 отражается и обобщается информация о состоянии и движении не только уставного, но и паевого капитала.
2. В перечне дополнительных строк (приведен в приложении 3 к НП(С)БУ 1) появилась новая строка «Дохід від використання коштів, вивільнених від оподаткування (2123)». Напомним, высвобожденные от налогообложения средства — это сумма условно начисленного плательщиком налогового обязательства с использованием основной ставки налога на прибыль, которая не подлежит уплате в бюджет в результате применения льгот, предусмотренных законодательством. В бухгалтерском учете такие средства необходимо учитывать на специально открытом для этого субсчете 481 «Денежные средства, высвобожденные от налогообложения» счета 48 «Целевое финансирование и целевые поступления». Инструкцией № 291 предусмотрено, что на упомянутом субсчете 481 ведется учет высвобожденных от налогообложения средств в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль и их использования на реализацию мероприятий целевого назначения в соответствии с законодательством.
Примечания к годовой финансовой отчетности. Коррективы в Примечаниях к годовой финансовой отчетности (форма № 5) в основном связаны с тем, что прежняя его форма содержала ссылки на строки старой формы Баланса и Отчета о финансовых результатах. Приказом № 48 эти несоответствия ликвидированы.
Раздел IV «Денежные средства» Примечаний теперь называется «Наличность».
Госпредприятия
Изменения также внесены и в Положение № 1213. Так, в п. 3 разд. III Положения № 1213 появились новые абзацы, которыми урегулирован порядок отражения в бухгалтерском учете бесплатной передачи (с баланса на баланс) гос-предприятием активов, которые были получены для формирования уставного капитала по решению органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, или органа местного самоуправления, но соответствующие изменения не были внесены в уставные документы.
При бесплатной передаче таких активов в учете делают следующие записи:
— на сумму износа:
Дт 13 — Кт 10 (11, 12). Одновременно также делается запись: Дт 425 — Кт 441;
— на остаточную стоимость переданных объектов:
Дт 425 — Кт 10 (11, 12).
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
Приказ № 48 — приказ Минфина «Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» от 08.02.2014 г. № 48.
Приказ Минфина № 627 — приказ Минфина «Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету от 27.06.2013 г. № 627.
План счетов — План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.
Упрощенный План счетов — План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, утвержденный приказом Минфина от 19.04.2001 г. № 186.
Инструкция № 291 — Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.
НП(С)БУ 1 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 07.02.2013 г. № 73.
П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.
П(С)БУ 11 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденное приказом Минфина от 31.01.2000 г. № 20.
П(С)БУ 25 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденное приказом Минфина от 25.02.2000 г. № 39.
П(С)БУ 31 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 31 «Финансовые расходы», утвержденное приказом Минфина от 28.04.2006 г. № 415.
Положение № 1213 — Положение о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, владеющих и/или пользующихся объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденное приказом Минфина от 19.12.2006 г. № 1213.