25.10.2012

Работы без перерыва на обед

Ответы на вопросы

Труд без перерыва на обед

 

Наталья ГРЕЧКО, главный специалист отдела социально-трудовых отношений и оплаты труда Главного управления труда и социальной защиты населения Харьковской облгосадминистрации

 

Работник работает на предприятии экономистом с режимом работы с 8 до 17 часов, с перерывом на обед с 12 до 13 часов.

Имеет ли он право по своему желанию на основании заявления в администрацию предприятия работать без перерыва на обед и заканчивать рабочий день на 1 час раньше, ведь при этом продолжительность работы за день не изменится и тоже будет составлять 8 часов?

(г. Харьков)

 

Режим работы, продолжительность рабочего времени и отдыха устанавливаются коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия (учреждения, организации) с соблюдением установленной законом продолжительности рабочего времени в пределах учетного периода.

Право на отдых является одним из основных конституционных прав граждан Украины и закреплено ст. 45 Конституции Украины.

В соответствии со ст. 66 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания, который не включается в рабочее время и должен предоставляться, как правило, через четыре часа после начала работы.

Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Работники используют время перерыва по своему усмотрению. На это время они могут отлучаться с места работы.

На тех работах, где ввиду условий производства перерыв установить нельзя, работнику должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени. Перечень таких работ, порядок и место приема еды устанавливаются собственником или уполномоченным им органом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации.

В ст. 66 КЗоТ не определена минимальная продолжительность перерыва для питания и отдыха, а определена только максимальная его продолжительность — не более двух часов. Этот перерыв не устанавливается только на тех работах, где по условиям производства его установить невозможно. Перечень таких работ с указанием порядка и места приема пищи устанавливается собственником по согласованию с профсоюзным комитетом. При отсутствии перерыва время приема пищи засчитывается в рабочее время (ч. 4 ст. 66 КЗоТ).

Таким образом, работник работает экономистом, т. е. выполняет работу с бумагами, не требующую производственной необходимости для постоянного его присутствия на рабочем месте в течение дня и работы без перерыва для питания и отдыха. То есть эта работа не входит в перечень работ, где ввиду условий производства перерыв установить нельзя. Поэтому, если этот работник будет работать 8 часов подряд без перерыва на обед в течение рабочего дня, это может трактоваться как ухудшение условий труда согласно ст. 9 КЗоТ (условия договоров о труде, ухудшающих положение работников, являются недействительными).

Если собственник предприятия или уполномоченный им орган позволят такому работнику работать без перерыва на обед, то он может быть привлечен контролирующими органами к ответственности в соответствии со ст. 265 КЗоТ, которой предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность согласно действующему законодательству.

Так, согласно ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях нарушения установленных сроков выплат пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов по их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. п.), определенного Законом Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР, или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от тридцати до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.