23.01.2014

О выплате доплаты за ненормированный рабочий день и надбавки за классность водителю в случае простоя

Письмо от 19.09.2013 г. № 805/13/155-13

Министерство социальной политики Украины

О выплате доплаты за ненормированный рабочий день и надбавки за классность водителю в случае простоя

 

Письмо от 19.09.2013 г. № 805/13/155-13

Департамент заработной платы и условий труда Министерства социальной политики Украины рассмотрел письмо, направленное Управлением по вопросам обращений граждан Администрации Президента Украины по оплате труда водителя в случае простоя, и в рамках компетенции сообщает.

Условия оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, прокуратуры, судов и других органов, утверждены приказом Минтруда от 02.10.96 г. № 77 (с изменениями).

Согласно примечаниям к приложению 3 к этому приказу водителям предусмотрено установление надбавок за классность: водителям 2-го класса — 10 процентов, водителям 1-го класса — 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное время и доплаты в размере 25 процентов тарифной ставки за отработанное время за ненормированный рабочий день.

Выплата водителям автотранспортных средств надбавки за классность осуществляется за время, отработанное в качестве водителя.

Под термином «время, отработанное в качестве водителя» имеется в виду время, в течение которого водитель непосредственно руководил автотранспортным средством.

Если водитель в рабочее время находился на работе, но не выезжал, т. е. не руководил автотранспортным средством, надбавка за классность за эти часы не выплачивается, поскольку при выполнении других видов работ квалификация II или I класса водителя не нужна.

Рабочее время и время отдыха водителей автотранспортных средств регулируется Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденным приказом Минтранссвязи от 07.06.2010 г. № 340 (зарегистрирован в Минюсте 14.09.2010 г. под № 811/18106).

Согласно пункту 2.10 этого Положения водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день, т. е. сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Эта работа не считается сверхурочной и за нее не осуществляется дополнительная оплата переработанного времени. Количество часов переработанного времени при такой работе определяется в коллективном договоре.

Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется в форме компенсации ежегодный дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Фактически отработанным водителем временем считаются часы, проставленные в табеле учета рабочего времени. Если водитель в рабочее время не выезжал, но находился на работе, указанные выплаты, а именно доплата за ненормированное рабочее время, не осуществляются.

 

Директор Департамента А. Товстенко

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Если водитель «не в пути»: судьба доплат и надбавок

Перед нами интересное письмо, которое касается оплаты труда водителей, обслуживающих органы исполнительной власти, местного самоуправления, прокуратуры, судов и т. д., во время простоя. В вопросах начисления заработной платы водителям этих органов следует руководствоваться приказом Минтруда от 02.10.96 г. № 77.

Примечаниями к приложению 3 этого приказа предусмотрено установление водителям:

— ежемесячной надбавки за классность: водителям 2-го класса — 10 %, а водителям 1-го класса — 25 % установленной тарифной ставки за отработанное время;

— доплаты за ненормированный рабочий день — в размере 25 % тарифной ставки за отработанное время.

Как видим, единственным критерием, к которому привязана выплата таких надбавок и доплат, является «отработанное время». А как быть в ситуации, если автомобиль простаивал и длительное время не выезжал в рейс? Например, по техническим (был на ремонте) или же финансовым (нет средств на покупку горюче-смазочных материалов) причинам. Ведь в бюджетных учреждениях такие ситуации являются распространенным явлением.

Но прежде всего вспомним, какие организационные меры может предпринять работодатель на период длительного отсутствия работы для водителей.

Во-первых, оформить этот период как простой (издать акт и приказ о простое). Подробнее о документальном внедрении простоя см. «ОТ», 2014, № 1, с. 9. Простой не по вине работника оплачивается из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада) (ч. 1 ст. 113 КЗоТ).

Во-вторых, перевести водителя на другую работу (при наличии вакантной должности). Согласно ст. 34 КЗоТ в случае простоя работники могут быть переведены с их согласия с учетом специальности и квалификации на другую работу в учреждении (не обусловленную трудовым договором) сроком до одного месяца. При этом оплата труда будет производиться за выполненную работу, но не ниже, чем средний заработок по предыдущей работе — ст. 33 КЗоТ (см. также письмо Минтруда от 23.01.2009 г. № 57/13/84-09). Заметьте: количество переводов в течение календарного года не ограничено.

Соответственно, как и в случае оформления простоя, так и в случае перевода на другую работу, водительские «ненормированная» доплата и «классная» надбавка за этот период не начисляются.

А как оплатить труд водителя, который весь месяц или его часть в рейс не выезжал, однако на работу выходил? На этот вопрос Минсоцполитики отвечает в комментируемом письме, при этом выражая свое видение указанной ситуации.

Что же разъяснил госорган?

1. Надбавка за классность за часы «не в пути» водителю не выплачивается.

По мнению Минсоцполитики, для оплаты за классность в расчет нужно принимать только время, отработанное в качестве водителя. Под таким временем подразумевается время, в течение которого водитель непосредственно управлял транспортным средством. А вот за часы, когда водитель находился на работе, но не управлял автотранспортным средством, такая надбавка не положена. Аргумент ведомства — при выполнении других работ квалификация II или I класса водителю не нужна.

Надо отметить, что это достаточно спорная позиция. Надбавка за классность устанавливается за отработанное время. В самом письме отмечено, что временем, фактически отработанным водителем, считаются часы, проставленные в табеле учета рабочего времени. Следовательно, надбавка за классность полагается за все отработанное водителем время, а не только за время «в пути». Тем более, если водитель простаивает не по своей вине и при этом выполняет другую работу, предусмотренную должностными обязанностями.

Со своей стороны отметим, что в обязанности водителей входит не только лишь управление автотранспортным средством. Кроме этого, водитель ежедневно должен проверять техническое состояние автотранспортного средства, обеспечивать исправность оборудования в соответствии с требованиями стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, выполнять работы по ежедневному техническому обслуживанию, а также устранять технические неисправности, возникающие при работе автотранспортного средства. Подтверждение находим в Положении о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденном приказом Минтранса от 07.06.2010 г. № 340. Кроме того, согласно п. 2.1 этого Положения время простоев не по вине водителя включается в его рабочее время.

На этом основании можно утверждать, что период, когда водитель на работу приходил, но не выезжал, а выполнял другую работу, предусмотренную его должностными обязанностями, или простаивал, считается отработанным временем. При этом «классность» водителя сохраняется.

Аналогичное мнение — позицию, не зависящую от периода управления транспортным средством, выражают и специалисты ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины. Подробнее см. консультацию «Выплата доплаты за ненормированный рабочий день и надбавки за классность водителям за время ремонта автомобиля» // «ОТ», 2011, № 11, с. 30.

2. Если водитель работал не «в пути», то доплата за ненормированное рабочее время ему не осуществляется.

Как мы уже обращали внимание, такая доплата устанавливается водителям за ненормированный рабочий день в размере 25 % тарифной ставки за отработанное время.

По мнению Минсоцполитики, если водитель в рабочее время не выезжал, но находился на работе, то доплата за ненормированное рабочее время не выплачивается.

В данном случае мы солидарны с ведомством. Ведь фактически в этот период водитель не работает сверх нормальной продолжительности рабочего времени, следовательно, такая «ненормированная» доплата ему не полагается.

 

Людмила ТРОХИМЕНКО,
заместитель главного редактора
 (e-mail: l.trokhimenko@id.factor.ua)