27.11.2014

Уменьшение продолжительности учебной «пары»: допустимо ли это

В высшее учебное заведение I уровня аккредитации поступило предложение от органов власти и управления образования: сократить продолжительность «пары» до 60 минут, а 20 минут использовать для инновационных методов обучения (например, дистанционного обучения). Должны ли мы согласиться с таким предложением? Как оплачивать труд преподавателей в таком случае? (вопрос из электронной почты редакции: ot@id.factor.ua)

Учетными единицами учебного времени студента являются академический час, учебный день, неделя, семестр, курс, год. Академический час — это минимальная учетная единица учебного времени студента. Его продолжительность составляет, как правило, 45 минут. Два академических часа образуют пару академических часов (п. 4.1 Положения об организации учебного процесса в высших учебных заведениях, утвержденного приказом Министерства образования Украины от 02.06.93 г. № 161).

Пунктом 5.3 этого Положения предусмотрено, что в высших учебных заведениях I и II уровней аккредитации объем учебной нагрузки преподавателя определяется согласно действующему законодательству.

Для заочной и дистанционной форм обучения на проведение консультаций по учебным дисциплинам в течение семестра предусматривается 12 % времени от общего его объема, отведенного на ­изучение учебной дисциплины на академическую группу, а для дневной (очной) формы обучения — 6 % (Нормы времени для планирования и учета учебной работы педагогических и научно-педагогических работников высших учебных заведений, утвержденные приказом Министерства образования и науки Украины от 07.08.2002 г. № 450).

Важно! Сокращение продолжительности академического часа с использованием высвобожденного времени на дистанционное обучение является безосновательным.

Оплата труда педагогических работников высших учебных заведений I — II уровней аккредитации осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102). Подпунктом «б» п. 64 этой Инструкции предусмотрено: ставка заработной платы преподавателей высших учебных заведений I — II уровней аккредитации выплачивается за 3 часа преподавательской работы в среднем в день или 720 часов в год.

В п. 64 Инструкции № 102 также указано, что ставки заработной платы педагогических работников, перечисленных в пп. «а» — «з» этого пункта, устанавливаются исходя из расхода рабочего времени в астрономических часах (60 минут). Короткие перерывы, предусмотренные между уроками, занятиями, лекциями, являются рабочим временем педагогического работника. Продолжительность уроков и перерывов устанавливается в соответствии с положением об учебном заведении.

Обратите внимание! Сокращение продолжительности урока не является основанием для уменьшения нормы времени, предусматриваемого на изучение предмета, и не является основанием для уменьшения нормы времени для оплаты в разрезе четверти, полугодия, года. Увеличение количества уроков в связи с уменьшением их продолжительности не означает увеличения учебной нагрузки, установленной при тарификации.

В соответствии с п. 78 Инструкции № 102 средняя месячная заработная плата преподавателям высших учебных заведений I — II уровней аккредитации (кроме педагогических училищ) определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой нагрузки и деления этого произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка исчисляется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа). Установленная среднемесячная заработная плата выплачивается преподавателю за работу в течение учебного года, включая время работы в период каникул, не совпадающий с отпуском.

Как указано в п. 63 Инструкции № 102, учебная нагрузка между преподавателями и другими педагогическими работниками распределяется ­руководителем учреждения по согласованию ­с профсоюзным комитетом в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, ­наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, сложившихся в заведении.